Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 08:23, курсовая работа
Цель данной работы: рассказать о жизни и творчестве Чурилина.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть жизненный и творческий путь поэта.
2. Раскрыть художественный мир литератора.
3. Проанализировать стихотворения Тихона Васильевича Чурилина.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Жизненный и творческий путь Тихона Васильевича Чурилина……..5
Глава 2. Художественный мир поэта…………………………………………….9
Глава 3. Анализ стихотворений «Конец Кикапу» и «Во мнения»……………18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...24
Возможно, что имена Мери, (Мери образовано от слова Мария), связаны с Библией. И переносят нас в иную плоскость. Мир не только физический, реальный, но и ирреальный, духовный.
Интересной чертой стихотворения является обращение поэта к графическому облику стиха, отличному от классического «столбика», обусловленное в первую очередь обращением к вольному стиху. Четыре строки здесь – 5-стопный ямб (1-я, 2-я, 14-я и 15-я), четыре – 4-стопный (3-я, 7-я, 9-я и 16-я строки), остальные строки – либо 3-стопник (4-я, 11-я и 17-я строки), либо 7-стопник (13-я и 14-я строки); присутствует также 1-стопник (5-я строка: «Куда-с?»); стихотворение не поделено на строфы.
Стихотворение «Во мнения» тоже написано в 1914 году. И во многом дополняет стихотворение «Конец Кикапу».
Во мнения
- Прорыдали – кого я любил.
Мерцает, мерцает, Тот, вечный лик.
Бросается в глаза многократное употребление слова «я». Это самое употребляемое слово в стихотворении, оно встречается в нем шесть раз. Слово «(на)рода» повторяется через строчку три раза, а «убитый» и «мерцает» в одной и той же строке повторяются по два раза, и это не единственные примеры. Перед нами характерные признаки заклинания.
Как писал Кроули, «слову можно придать невообразимую мощь путем многократного повторения» [7, с. 125]. Благодаря обилию восклицательных знаков текст Чурилина сразу достигает накала, имеет отчетливые эмоционально-волевые черты и особую интонацию повелительного наклонения, которая характерна для молитв и заклятий, перекочевавших в поэзию из фольклора и обрядовых песнопений. Здесь слепая вера в силу слова, упоение словом, желание воздействовать словом, признание его особой власти над людьми и вещами.
Характер заклинания придаёт стихотворению снова введение мифологических или псевдомифологических фигур — Ра, женской ипостаси Чурилина, и Кикапу. Непонятным словам, а им и является «кикапу», приписывается наибольшая власть над человеком, чары ворожбы, прямое влияние на судьбу человека. Заклинательность подчёркивает тождество «Ну, так я — я!», в котором утверждается не столько тождество лирического «я» с я-пишущим, сколько тождество двух миров — текста, в котором актуально одно «я», и реального, биографического, в котором актуально «я» другое. Собственно, здесь идет речь о реальности cна, или обобщенно - психического. Стихотворение не герметично, его написание, даже тот простой факт, что оно было помыслено, изменяет окружающий поэта мир. Реальное у Чурилина не отличается от ирреального.
Фантастическое составляет нетъемлемую часть обычного, между ними нет отличий, так как и то и другое - продукт нашего сознания. Любопытна также строка «Ты нас убил! / – Прорыдали – кого я любил». Убил в прямом, буквальном смысле слова, т.е. кричат мертвые. Мы не знаем, односторонняя это коммуникация или нет. По всей видимости, поэт может не только слышать мертвых, но и говорить с ними, поскольку в стихотворении «Пьяное утро» (1913) говорит о себе так: «Я - как страшный царь Саул, / - Привиденье». Саул, первый царь израильско-иудейского государства, согласно Ветхому Завету встретился с усопшим пророком Самуилом.
Несомненно, поэт признается в своем мессианстве, ставит себя в положение Урода, придает себе статус исключительный. Уродливый - значит претерпевший чудовищные метаморфозы, и не столько тела, сколько духа. В то же время, это демоническая, устрашающая характеристика. Упоминаемый «вечный лик» может быть только божественным, но божество это антиномичное, поскольку у Чирилина оно мерцающее, т.е. попеременно изменяющееся от света к тьме, от добра ко злу, от бытия к небытию. «Убитый», «счастье народа», «горе народа» - мессия, распятый Христос, c которым отождествляет себя Чурилин.
Известно, что Христос как бы почитал безумие, пребывая в окружении бесноватых и одержимых, и более того, не только пожелал видеть вокруг себя лунатиков, но и самому казаться для окружающих помешанным, дабы в вочеловечении своем пройти все степени человеческого падения. Психическая болезнь превратилась для поэта в собственный миф, в котором он черпает истоки своей божественности. Cмысл заключительных строк в том, что Чурилин не боится смерти, он убил в себе страх смерти, то есть Бога - а ведь Бог это сублимированная и упраздненная смерть, - и занял его место, встал впереди него («моя смерть за спиной»). Ценность стихотворения в том, что оно нащупывает тонкую грань между безумием и ритуалом.
Можно бездоказательно утверждать, что любой ритуал – это симуляция безумия, а любое безумие – симуляция ритуала, ссылаясь на Тайную Вечерю (случай с человеком, который пытается омыть ноги гостям, потом утверждает, что пища, которую он им дает – его тело и кровь, а в конце пугает тем, что один из гостей его якобы предаст) и массовую истерию урсулинок в Лудене: то ли вульгарный инкубат, то ли массовый психоз.
В
этом стихотворении неясно, что именно
симулирует Чурилин: какой-то загадочный
обряд или безумие. Скорее всего,
и шизофазию, и заклинание разом. Стихотворение
как умопомешательство и личный ритуал.
Заключение
Тихон Чурилин – поэт малоизвестный, напечатавший при жизни всего три сборника стихотворений и незаслуженно забытый. «Забытый» даже не по идеологическим соображениям, подобно Осипу Мандельштаму, Николаю Гумилеву или Игорю Северянину, а в силу ненужности его творчества новому, пролетарскому, массовому по своей сути, искусству.
Имя поэта серебряного века Тихона Чурилина встречается, хоть и редко, в энциклопедиях, некоторых словарях и книгах – в частности, в книге Николая Гумилёва «Письма о русской поэзии», где дана достаточно высокая оценка его творчеству:
«Стихи Тихона Чурилина стоят на границе поэзии и чего-то очень значительного и увлекающего. Издавна повелось, что пророки вкладывают в стихи свои откровения, моралисты – свои законы, философы – свои умозаключения. Всякое ценное или просто своеобразное мироощущение стремится быть выраженным в стихах. Причины этого было бы слишком долго выяснять в этой короткой заметке. Но, конечно, это стремление в большинстве случаев не имеет никакого отношения к поэзии.
Тихон Чурилин является счастливым исключением. Литературно он связан с Андреем Белым и – отдалённее – с кубо-футуристами. Ему часто удаётся повернуть стихи так, что обыкновенные, даже истёртые слова приобретают характер какой-то первоначальной дикости и новизны. Тема его – это человек, вплотную подошедший к сумасшествию, иногда даже сумасшедший. Но в то время, как настоящие сумасшедшие бессвязно описывают птичек и цветочки, в его стихах есть строгая логика безумия и подлинно бредовые образы» [5, с. 89].
Творчество Тихона Чурилина, судя по воспоминаниям современников, по документам, хранящимся в ЦГАЛИ (теперь – РГАЛИ), не оставляло читателей равнодушными. Его стихи были положены на музыку композиторами М. Гнесиным, Ю. Вейсбергом, Л. Шварцем, Дм. Морозовым, Е. Кушнером и другими.
Список
использованной литературы
1. Альфонсов В. Н. Поэзия русского футуризма [Текст] / В. Н. Альфонсов. – М.: Высшая школа, 2001. – 655 с.
2. Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях [Текст]/ М. Л. Гаспаров. – М.: Высшая школа, 1993. – 355 с.
3. Гумилев Н. Письма о русской поэзии [Текст] / Н. Гумилёв. - М: Художественная литература, 1990. – 255 с.
4. Дорожкина В. Тихон Чурилин – поэт из Лебедяни [Текст] /В. Дорожкина // Кредо. – 1993. – № 7 – 8. – С. 85 – 89.
5. Дорожкина В. «Сплав вдохновений и сухожилий…» (Марина Цветаева и Тихон Чурилин) [Текст] /В. Дорожкина // Культура русской провинции. – Тамбов, 1993. – С. 79 – 87.
6. Йованович Миловое. Поэзия Тихона Чурилина (предварительные заметки) [Текст] // Избранные труды по поэтике русской литературы. – Белград, изд-во филологического факультета, 2004. - С. 435 – 443.
7. Крусанов А.В. Русский авангард: 1907–1932 (исторический обзор) [Текст]. В 2-х тт. Т.1 /А. В. Крусанов. – М.: Высшая школа, 2003. – 512 с.
8. Марков В. История русского футуризма [Текст] /В. Марков. – СПб, СПГУ, 2000.
9. Саакянц А. А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество [Текст]. / А. А. Саакянц. – М., 1999.
10. Чурилин
Т. В. Стихи [Текст] / Т. В. Чурилин // Русская
поэзия серебряного века. – М.: Художественная
литература, 1993. – 194 с.
Информация о работе Жизнь и творчество Тихона Васильевича Чурилина