Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 08:23, курсовая работа
Цель данной работы: рассказать о жизни и творчестве Чурилина.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть жизненный и творческий путь поэта.
2. Раскрыть художественный мир литератора.
3. Проанализировать стихотворения Тихона Васильевича Чурилина.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Жизненный и творческий путь Тихона Васильевича Чурилина……..5
Глава 2. Художественный мир поэта…………………………………………….9
Глава 3. Анализ стихотворений «Конец Кикапу» и «Во мнения»……………18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...24
Век на час с костями. А двое
Безусловно, Чурилин владел даром укрощения стихий. Но он прислушивался к ним и прокладывал для них новые пути, часто отличные от кирпичиков строф. Книга открывает нам возможности более пристального и интимного общения с текстами Чурилина. Появляется надежда, что Чурилин войдет в тот минимаксимум, который необходим современному поэтическому сообществу.
Тихон
Чурилин – поэт своеобразный, даже
для футуризма, в котором он стоит
особняком. При первом же прочтении
стихотворений поэта можно
Итак, рассмотрим каждую из трех выделенных групп. Во-первых, смерть располагается в четко очерченных поэтом пространствах: в могиле, в гробе, на кладбище, в каморке и в аду. Могила изображается у Чурилина и как нечто позитивное, как то место, в котором он обретает отдохновение: «О, могила милая, – где ты?», «могила в цветах» [1, с. 602], и как что-то страшное, навеки заключающее в темницу: «Потемнело солнце-оконце // – щель в могиле. // Стемнело» [1, с. 611]. Оба значения связаны с мотивом «неокончательной» смерти и отсылают к литературной традиции русского романтизма: смерти как покою и освобождению от «дурной бесконечности» телесной обусловленности. Как утверждает М. Йованович, «феномен» весны после смерти восходит к традиции лермонтовского стихотворения «Выхожу один я на дорогу» <… >, преломленной через символику возвращающегося «живого мертвеца» Белого» [6, с. 437] Экзистенциальная тематика эксплицирована в стихотворении «Покой», в котором трижды обыгрывается это слово, символизируя элегическое приятия смерти-покоя: «Но покой по теням там, по хвои цветам, // Какой!» [1, с. 603] и «…милый, // Покой, о какой!». Риторическое восклицание «Какой!» и междометие «о» подчеркивает эмоции героя. Обратим внимание на эпитеты, сопровождающие «могильные» и «покойные» значения: «милый (ая)». В стихотворении «Проявление» земное, не загробное, пространство пребывания героя – каморка, в которой происходит процесс приготовления фотографий, в отличие от могилы, наоборот, ассоциируется с адом: «Маленькая мертвая каморка // темная, как ад» [1, с. 606]. Причем, отсутствие света, тьма означает в данном контексте «мертвое», «безжизненное», «нездоровое». Нездоровое, безумное у Чурилина непосредственно соотносится со смертью и загробным (адским) существованием. Эта связь лучше всего просматривается в крохотном цикле «В больнице», состоящем всего из двух стихотворений. «Гробы», «смерть», «ад», «яд», текущая вспять в телах пациентов кровь, «убийство» – такова лексическая основа первого стихотворения «Случай». По «логике» безумия, сон и явь, бред и действительность в сознании больного постоянно смешиваются, поэтому и черти, и ад, приснившиеся пациентам («Снятся им черти, ад. // Аааааа!!.»), абсолютно реальны и пугают больных людей. Что интересно, поэтический почерк Тихона Чурилина в этом микроцикле – сугубо декадентский, не футуристический, так как больница – такой же аналог тюрьмы, в декадансе являющейся метафорой мира и несвободного земного существования в нем. Фигура поэта-безумца, безусловно, эксплуатировалась и в авангарде, однако герой-футурист агрессивно противопоставляет свое сумасшествие толпе (в частности, текстовое поведение Владимира Маяковского). В стихотворении Тихона Чурилина никакого противопоставления и агрессии, тем более социальной, нет, есть лишь утверждение хаотичности и иллюзорности этого мира. Но самое главное, это присутствие мистического компонента, что, в общем-то, неприемлемо для футуризма. Конечно, «Случай» напоминает нам хлебниковско – крученыховскую «Игру в аду», однако налицо ироническое отношение авторов последнего к изображаемому загробному пространству, поэтому в «Игре в аду» о наличии мистической составляющей говорить достаточно сложно. Пространством смерти в поэзии Тихона Чурилина является гроб. Гроб связан у Тихона Чурилина с безумием (стихотворение «Случай») и с мистикой (стихотворение «Вывозка воза»). В последнем стихотворении изображается движение неторопливого воза, которым управляет черт. И действительно, это движение названо «мороком» и эксплицирует сказочный сюжет. Все наслоение «словосдвигов», игра словами и звуками: «А дороги, радогой, родимец…», «Золотое, голодное, волокло» [1, с. 613] – создают эффект путаницы, нагромождения предметов. Кстати, сочетание слогов «ро-ло-ро-оло-ло» производит впечатление перекатывания, а графически напоминает колеса (учтем важность для футуристов «фактуры» слова). Обращает на себя внимание с точки зрения символики смерти стихотворение «Последний путь». Пушкинские мотивы заданы в этом тексте уже в эпиграфе: «Мой дядя самых честных правил» [1, с. 606]. Кроме того, все произведение организовано мотивом метели и фигурой кучера (ямщика), что отсылает к пушкинским «Бесам», «Метели» и «Капитанской дочке», а поэт, в духе романтизма, назван здесь безумцем. Путь поэта – крестный путь, восхождение на Голгофу, принятие страдания. В последних строках: «На конях, в буран, безумец, едешь ты к отцу, // К своему концу» [1, с. 607] – слова «Конец» (смерть) и «отец» (небесный?) рифмуются и таким образом соотносятся по смыслу: смерть интерпретируется как возвращение к отцу небесному и обретение покоя. Смерть у Тихона Чурилина часто насильственная. Например, в стихотворении «На ночь защита» героя убивает (или пытается убить) некий Артюхин, один из пациентов психиатрической клиники:
Сравните также: в первом стихотворении цикла «В больнице» пациенты кричат: «Жарежали, жарежали, жарежали!!». Однако игра со смыслом слова «убитый» наиболее интересна в стихотворении «Во мнения». Лирическое Я поэта воплощается здесь в маске урода: «Урод, о урод!» В стихотворении «Проявление» дана более четкая соотнесенность лирического героя и уродства: «На черном радостном фоне – // белый урод. // Это я…» Известно, что Чурилин в действительности обладал крайне непривлекательной внешностью. Слово «урод» анаграмматически обыгрывается в стихотворении «Во мнения»:
Я горе народа. //
Слово «урод» соотносится, с одной стороны, со словом «народ», восходя к корню «род», образуя цепочку «народ – род – урод». «Род» в свою очередь становится антитезой настойчиво повторяемому в стихотворении слову «убитый». Наконец Урод «обретает» большую букву и становится полноправным именем лирического героя, который предстает, как и в стихотворении «Последний путь», в образе Христа: «…мерцает, тот, вечный лик». Лирический герой Тихона Чурилина выступает в стихотворениях под разными масками. Кроме урода, он же и поэт, и Кикапу, и царь Саул, а также безумец. Все эти ипостаси, и особенно последняя маска, указывают на архетип юродивого. Как известно, язык юродивого – это междометья, выкрики, рифмованный говор. Стихотворения Тихона Чурилина со своими ритмическими особенностями – именно такой рифмованный говор, язык юродивого, не случайно практически все тексты поэта написаны раёшным стихом. Наконец, поэт предстает перед читателем и под собственным биографическим именем Тихон (в стихотворении «На ночь защита»), подчеркивая тем самым «реальную» основу своих текстов, ориентируя читателя на личностный аспект своей лирики. В стихотворении «Полночь в святках» ночь предстает в человеческом обличье, она пляшет и наряжена в маску, в стихотворении «Съемка с портрета» «маски мертво парят» (парят, то есть движутся, «пляшут»). Этот карнавал масок напоминает блоковский мотив снежной маски. Снежной, то есть мертвой, – одно из значений, реализуемое у Тихона Чурилина. Сцена кружения масок отсылает к «Балаганчику», в котором изображается карнавал масок. Кружение – это еще и связь с бесовской, демонической темой. Балаганность, игрушечность происходящего – тема всего текста, стихотворение – миниатюрное кукольное представление. В начале произведения изображена вспышка света – начинается феерический спектакль: «Краски гордо горят //…желтый, синий, красный – как солнце!» В конце стихотворения: «Хлоп – захлопнули ларь // – потух царь» [1, с. 605] – кукол после окончания представления запирают в ящик. Но захлопывание крышки ларя можно рассматривать и как смерть – закрывание крышки гроба. В таком случае и пир интерпретируется в качестве последнего «разгула» перед смертью. Связано с «масочными» мотивами стихотворение «В провинции». Здесь смерть и маска соединены посредствам образа девушки. Девушка ложится с лирическим героем «на одр», что становится, вероятно, причиной смерти поэта: «О – смерть мне на ухо шепнула, // Кивнула, // и свечку задула» [1, с. 610]. В образе девушки легко угадывается образ мифологической русалки, губящей героя, который готовится к смерти: «Лежу на кровати в поту и в истоме». Если продолжить аналогии с блоковским «Балаганчиком», то мистическая девушка напоминает картонную Коломбину, амбивалентно соединяющую и ипостась невесты, и ипостась смерти. Анаграмматически смерть соотносится у Чурилина с дыханием, душой и тушей: «Нет масла в лампе – тушить огонь. // Сейчас подхватит нас черный конь…// Мрачное племя – и чадный дух…// Дыханием душным тушу я вдруг» [1, с. 609] и в стихотворении «Случай»: «Душные души, бесструнные» [1, с. 609]. Корни «дух-дых-душ» реализуют в контексте несколько значений. Душа у Чурилина – это и несчастная душа героя, чувствующая приближение «черного коня» – смерти, и обрывающееся, вырывающееся из тела душное (от слова «душа» и от слова «духота») дыхание, что тоже символизирует отделение от тела нетелесного, и душа, сопоставляемая с глаголом «тушить», в котором, в свою очередь, можно увидеть корень «туш» – от «туша». Это также и некий «чадный (злой) дух», появляющийся, как на спиритическом сеансе или в процессе языческого священного ритуала, из пламени: «Мрачное пламя – и чадный дух». Таким образом, телесное и абстрактное в поэзии Чурилина часто переплетается, взаимозаменяя друг друга, сливается и разделяется, образуя, с одной стороны, своеобразный смысловой ритм, с другой стороны, напоминая нам круговое движение жизни – смерти – инкарнации – реинкарнации. Наконец, интересны с точки зрения «переворачивания» традиционной мифологической символики стихотворения «Вторая весна» [1, с. 611] и «Первый грех» [1, с. 612]. Тавтологическое сочетание «жизнь оживала» и упоминание солнца дважды («А солнце…о, солнце!») – знака «живого», подчеркивает пафос жизни. Да и само название стихотворения «Вторая весна» указывает на воскресение (вспомним символическое «имя» сборника – «Весна после смерти»). Однако к середине стихотворения: «Я чую: немеет, немеет десная» – появляются мотивы страдания, герой ощущает приближение смерти. И заканчивается текст словами: «Урод умирающий, нежный невежда, // У которого сгнила вся одежда». Одежда здесь, возможно, телесная оболочка, которая разрушается. Таким образом, Чурилин говорит здесь и о воскрешении, и о смерти. Процесс этот необходимо понимать, возможно, как вечный круговорот исчезновения и появления тел. В стихотворении «Первый грех» в цепочке изменяющихся звуков «Март – мертвею – мертвородная – помертвев – мирт» четко прослеживается анаграмма слова «смерть». Приведем стихотворение полностью.
Первый грех против марта – мертвею.
О, маца, мертвородная, страшно…
Светлый свет позабывчиво вею
Снова, снова, – на новые брашна.
Миртом март, помертвев, покрываю.
Милый мирт мой – ты лавр жестколистный.
Знает сердце: (скрывает) – срываю
Я последний аканф нелучистый.
Март – символ весны – обретает в данном контексте опять-таки амбивалентное значение. Маца – иудейский каширный хлеб – также в стихотворении Чурилина порождает мертвое. Маца в тексте – «мертвородная», которая, по контексту, обозначает единство живой и мертвой материи, смерти и жизни. Примечательно отметить, что в последних, уже советского периода, сборниках (вернее, в единственном вышедшем в свет, озаглавленном «Стихотворения Тихона Чурилина») из текстов исчезают мотивы смерти и отчаяния, во многом заменяясь на «пролетарски» ориентированную поэзию. Но это уже другой Чурилин.
В стихотворениях 1913 – 1914 гг. поэт обращается к новым мотивам: это мотив народа-судии лирического героя («Во мнения»), пожара («Новый год», «Жар»); наряду с мотивом покоя/смерти появляется мотив противостояния смерти («На ножи защита», «Ножий»). В стихотворении «Бездомный», соответственно, символистские мотивы («Мои залы – ножные буливары. / Мои гости – ножные нечаянно пары) совмещены с экспрессионистижеской стилистикой («Крижат – голоса верещат, трещат – начался разъезд»). В «Конце Кикапу» они реализованы (беса сбивает поезд). Органично сопрягается экспрессионистская стилистика и символистские мотивы и в поэме «Кроткий Катарсис» (1916). Здесь поэт также обращается к приемам, характерным для следующего, футуристического этапа его творчества (прибегает к словотворчеству, звукописи, активно использует неологизмы).
Глава 3. Анализ стихотворения
«Конец Кикапу» «Во
мнения»
Цветаева считала его своим учителем и называла гениальным поэтом. Его знаменитое стихотворение «Конец Кикапу» любил скандировать Маяковский. Стихотворение написано в 1914 году.
Побрили Кикапу - в последний раз.
Помыли Кикапу - в последний раз.
С кровавою водою таз
И волосы, его.
Куда-с?
Ведь Вы сестра?
Побудьте с ним хоть до утра.
А где же Ра?
Побудьте с ним хоть до утра
Вы, обе,
Пока он не в гробе.
Но их уж нет и стерли след прохожие у двери.
Да, да, да, да, - их нет, поэт, - Елены, Ра,
Скривился Кикапу: в последний раз
Смеется Кикапу - в последний раз.
Возьмите же кровавый таз
- Ведь настежь обе двери.
Побудьте с ним хоть до утра /
Вы, обе,
Пока он не в гробе
Герой готовится к смерти. Яркой деталью в этом тексте становится таз с кровавой водой, который появляется в начале стихотворения и замыкает его, образуя композиционное кольцо. Вода здесь – знак смерти, она буквально означает смывание жизни, заканчивается текст мотивом открытых дверей, являющихся переходом в иной мир. Закрытая наглухо дверь – декадентский символ, однако у Чурилина двери, во-первых, открыты, во-вторых, их две: первая – рождение, вторая – смерть. Жизнь представлена в стихотворении как краткий переход между дверями – такова базовая метафора этого текста.
Встаёт вопрос: кто такие Кикапу, Ра, Мери, Елена?
Ра - мифологическая или псевдомифологическая фигура, женской ипостась Чурилина. Функция Ра — охранительная, это Ариэль, добрый дух, защищающий от агрессии внешнего мира. «Кикапу» - это некое могущественное имя сверхъестественной силы. Есть теория, что слова, состоящие из «бессмысленного» набора слогов, в прошлом имели совершенно определенное значение, но со временем их смысл был утрачен, хотя сила, власть, заключенная в этих словах, остается прежней и она проглядывается в степени их возможной странности, дикости, необычности. Эта степень странности слов отделяет волшебный или магический язык от обыденного и отмечает его сакральный характер.
Информация о работе Жизнь и творчество Тихона Васильевича Чурилина