Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 08:23, курсовая работа
Цель данной работы: рассказать о жизни и творчестве Чурилина.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть жизненный и творческий путь поэта.
2. Раскрыть художественный мир литератора.
3. Проанализировать стихотворения Тихона Васильевича Чурилина.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Жизненный и творческий путь Тихона Васильевича Чурилина……..5
Глава 2. Художественный мир поэта…………………………………………….9
Глава 3. Анализ стихотворений «Конец Кикапу» и «Во мнения»……………18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...24
Жизнь и творчество Тихона Васильевича Чурилина
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Жизненный и творческий путь Тихона Васильевича Чурилина……..5
Глава 2. Художественный мир поэта…………………………………………….9
Глава 3. Анализ стихотворений «Конец Кикапу» и «Во мнения»……………18
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение
Тихон Васильевич Чурилин… К сожалению, имя поэта и прозаика Тихона Чурилина, часто встречающееся в воспоминаниях знавших его людей, почти не упоминается ни в литературоведческих работах, ни в статьях по истории футуризма. Его стихи не включаются в сборники конца XIX – начала XX века, которых немало выходило в разных издательствах. Правда, в книге М. Л. Гаспарова «Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях» Тихон Чурилин упоминается: в разделе «Вольные размеры нетрадиционного типа» приводится стихотворение поэта «Слёзная жалоба».
Что знаем мы об этом человеке, поэте начала 20 века?
Восстановить утраченное, открыть новое, даже просто признать существование сколько-нибудь значительного факта - на это нужны усилия, наличие доброй воли. Не всегда и не у всякого появляется интерес и желание возвращаться к давно прошедшему, пытаясь понять, например, необычный талант литератора, слывшего при жизни нищим, безумным, свободным художником. Однако историческая справедливость требует вспомнить. Имя Тихона Чурилина, нашего земляка, поэта загадочного и фигуры интересной стало появляться из почти полного забвения в последние годы. Стараниями немногочисленных энтузиастов было скромно отмечено 120-летие со дня его рождения. Тем не менее, творчество Чурилина в основном остается предметом исследования для узкого круга специалистов. Нынешней широкой публике необычный поэт, вошедший в историю в начале прошлого века как символист, футурист, авангардист со своим „мрачным" стилем по-прежнему почти незнаком. Хотя это упущение явное. Уж слишком ярким всплеском на литературном фоне были его стихи-сны, его фантастическая критика.
Творчество Тихона Васильевича Чурилина сравнительно мало изучено потому, что отсутствовали издания, где были бы представлены произведения писателя во всем их многообразии (поэзия, проза, драматургия, публицистика и прочее). Так, с 1940-го года, когда была опубликована последняя прижизненная (и, как оказалось, последняя до сих пор) книга стихов Тихона Чурилина, его произведения печатались исключительно в антологиях. Однако попытки изучения творчества автора все же предпринимались, правда, большая их часть была направлена, прежде всего, на изучение биографии автора и только отчасти – на анализ его творчества. Так, например, в 80-90-е годы начинают появляться отдельные перепечатки и публикации из неизданного. Петербургский поэт и исследователь Арсен Мирзаев давно и основательно занимается творчеством Чурилина. В том числе он сделал одну из самых интересных публикаций в журнале «Футурум АРТ». И вот наконец в Мадриде вышла первая ПЕРВАЯ после долгого забвения книга Тихона Чурилина. Книга небольшая по объему, но из тех, что томов премногих тяжелей. Арсен Мирзаев составил книгу из неопубликованных стихов 1914-1920 гг., извлеченных из архива Рукописного отдела Российской национальной библиотеки (только одно стихотворение было опубликовано в далеком 1916 году). Книга проиллюстрирована графикой любимой художницы Чурилина Натальи Гончаровой. В компрессивном предисловии А. Мирзаева представлен жизненный и творческий путь поэта.
Тихону Васильевичу Чурилину не удалось прорваться к широкой публике, но все-таки в последние годы интерес к его творчеству пробуждается. Наверное, этот странный, скандальный, неповторимый поэт дождется времени, когда и для его стихов придет свой черед. Публикации последнего десятилетия и редкие более ранние все-таки свидетельствуют о незаурядности его творчества и судьбы. Иначе забвение поэта длилось бы дольше. Но говорить о его полном возврате в историю литературы, наверное, еще рано.
Цель данной работы: рассказать о жизни и творчестве Чурилина.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
3. Проанализировать стихотворения Тихона Васильевича Чурилина.
Глава
1. Жизненный и
творческий путь Тихона
Васильевича Чурилина
Тихон Васильевич Чурилин родился 30 мая 1885 года в Лебедяни. Был усыновлен Василием Ивановичем Чурилиным, торговцем, трактирщиком. Чурилин Тихон Васильевич, унаследовавший фамилию отчима, купца второй гильдии и содержателя трактира В.И.Чурилина, лишь в отрочестве узнал, что его настоящий отец – аптекарь Александр Тицнер. Мать Тихона, Александра Васильевна, происходила из семьи ефремовских купцов Ломакиных. С детства Тихон Чурилин приохотился к чтению. После окончания прогимназии он покинул Лебедянь, уехал в Саратов, потом в Москву, поступил учиться на медицинский факультет университета, потом на филологический. Затем перешел в Коммерческий институт.
Писать стихи Чурилин начал в 19 лет. Был актером Камерного театра; жил в Москве, Саратове, Харькове, в Крыму. В Саратове стал «анархистом-коммунистом». Чурилин впоследствии утверждал, что в Москве работал в подполье, из-за чего в 1908 году был вынужден бежать за границу. Вернулся он в Россию в 1909 году, был допрошен охранкой и помещен в психиатрическую лечебницу с диагнозом «мания преследования». В лечебнице пробыл с 1910 по 1912 год, объявив голодовку. Затем был выписан из больницы и дело в его отношении было прекращено.
Чурилин дебютировал как поэт в 1908 в приложении к журналу «Нива». «Тема его — это человек, вплотную подошедший к сумасшествию, иногда даже сумасшедший», — писал Н. Гумилев, отметивший в стихах Чурилина «строгую логику безумия и подлинно бредовые образы» [1, с. 45].
В журнале «Нива» было напечатано его стихотворение «Мотивы», выдержанное в традициях русской классической поэзии. Сюжет «оскудения», «запустения», психологические метафоры, острое сопереживание человеческому горю, неопределенности в этот период для него весьма характерны. В 1915 году появилась его первая книга стихов. «Весна после смерти». Здесь уже видна явная символика, перекликающаяся с творчеством Лермонтова, Андрея Белого. Книгу назвали символико-экспрессионистской. Она сразу стала библиографической редкостью из-за мизерного тиража в 240 экземпляров. Иллюстрации-литографии были сделаны Натальей Гончаровой в разных манерах. В этот период его заметили. Оценили его стихи Н. Гумилев, А. Блок. Оказались неравнодушными В. Хлебников, В. Маяковский, Н. Асеев. И вот странности судьбы - одним из своих учителей Чурилина считалась Марина Цветаева. Он познакомился с ней в марте 1916 года. Анастасия Цветаева писала: «...черноволосый и не смуглый, нет - сожженный. Его зеленоватые, в кольце темных воспаленных век, глаза казались черны, как ночь (а были зелено-серые). Его рот улыбался и, прерывая улыбку, говорил из сердца лившиеся слова, будто он знал и Марину, и меня... целую уж жизнь, и голос его был глух... И не встав, без даже и тени позы, а как-то согнувшись в ком, в уголку дивана, точно окунув себя в стих, как в темную глубину пруда, он начал сразу оторвавшимся голосом, глухим, как ночной лес... Он... брал нас за руки, глядел в глаза близко, непередаваемым взглядом, от него веяло смертью сумасшедшего дома, он все понимал... Рассказывал колдовскими рассказами о своем детстве, отце-трактирщике, городе Лебедяни... И я писала в дневник: «Был Тихон Чурилин, и мы не знали, что есть Тихон Чурилин, до марта 1916 года» [5, с. 79]. Сегодня стихи его известны меньше, чем кратковременный роман с Мариной Цветаевой, которая называла его гениальным поэтом. Его футуристические находки в области ритмики и интонации соседствовали с пророчествами и апокалиптическими образами. В «Сборнике нового искусства» даже друзья поэта писали, что книги Тихона Чурилина стоят в стороне, он как одинокий фанатик-пустынник неузнанной красоты. Чтобы понять его красивые и музыкальные стихи, нужно было знать секрет.
В 1918 году в издательстве «Лирень» вышли «Вторая книга стихов» и повесть «Конец Кикапу». Чурилин принимал также участие в различных футуристических альманахах и сборниках — «Московские мастера» (1916), «Весенний салон поэтов» (1918). Несмотря на то, что Чурилин называл своими учителями Хлебникова и Маяковского, сам он ни в какие футуристические объединения и группировки не входил.
Осенью 1917 года после окончания договора с Московским камерным театром, где поэт работал, Чурилин уехал в Крым. В марте 1918 г. он поехал на гастроли в Харьков. В Харькове Хлебников принял Чурилина в «Общество Председателей Земного Шара».
Вторая
книга стихов «Льву — барс» (М.,
1918) вышла в футуристическом
В 1922 году Чурилин вернулся в Москву и активно включился в окололитературную жизнь. В своих заметках Чурилин сообщал: «Стихов больше не пишу, работаю как литкритик, теоретик художественного материализма...» [10, с. 7]. В духе времени он требовал максимального сближения литературы с жизнью, но все-таки выступал против тех, кто уверял, что «главное - мысль, идея, идеология». Но его борьба за «новое искусство» власть интересовала мало. Разочарования и нищета привели к тому, что в 1927 г. Чурилин вновь на четыре года попадает в психиатрическую больницу. Новый виток поэтического творчества Чурилина начинается после выписки из клиники. В 1932 г. был готов сборник стихов «Жар-Жизнь», но до печати он не дошел из-за запрета Главлита.
Вернулся к поэзии под влиянием Маяковского, написал третью книгу — «Стихи Тихона Чурилина» (1940), но она была конфискована до реального выхода в свет. Творчество Тихона Чурилина окончательно заклеймили как «отравленное тлетворным дыханием декадентства».
Последние годы жизни провёл в нужде. После смерти жены в октябре 1945 году поэт долго не хотел верить в ее смерть и никого не подпускал к ее телу в течение 17 дней. Осознав реальность ее кончины, Чурилин перерезал себе вены и был вновь помещен в психиатрическую больницу им. Ганнушкина, где скончался от истощения 28 февраля 1946 года.
До сих пор неизвестно, где и кто его похоронил. Если похороны были «казенные», то урну с прахом могли похоронить и в братской могиле. Но в списках его фамилии не найдено.
Поэт, сложный для восприятия, Тихон Чурилин выпустил при жизни всего несколько книг стихов и прозы, хотя часто публиковался в периодических изданиях. Остались и неопубликованные произведения, в частности, незавершенный роман о К. Циолковском «Гражданин Вселенной».
Литературное
наследие Тихона Чурилина богато: в
«Путеводителе по ЦГАЛИ», изданном
в Москве в 1968 году, дано описание фонда
поэта. В нём – свыше 600 рукописей!
Помимо стихов и прозы – многочисленные
воспоминания, доклады, очерки, что свидетельствует
о многогранности творческого потенциала
автора.
Глава 2. Художественный
мир Чурилина
В 1915 году Николай Гумилёв, откликаясь на первую книгу Чурилина, писал, что «в его стихах есть строгая логика безумия и подлинно бредовые образы» [3, с. 55]. Эффектное определение, основанное очевидно на известном факте, что Чурилин до выхода книги побывал в психиатрической лечебнице. Однако, если не знать этого факта (при том, что поэты, конечно, безумцы), а просто читать стихи, то можно обнаружить совсем другую логику — логику словоизвития, породнения слов по фонетическому совпадению, тому, что позднее назовут паронимической атракцией. Гумилёв правильно замечал сближение с поэтикой Андрея Белого, кубо-футуристов. Чурилин находился в центре этой стихии взметенного слова, и он по-своему стихию превращал в стихи. А когда такое происходит, то есть не просто пишутся так называемые «качественные стихи», а сама стихия обнаруживает себя через посредство избранного поэта, то получается так, как в данном случае. При этом сам автор — Тихон Чурилин — со всей очевидностью осознавал свое, говоря, высоким слогом, предназначение. Об этом свидетельствует, в частности, уникальная графика многих стихотворений. В качестве примера приведем один из текстов, вошедший в книгу:
Обручение круг мучеников
Информация о работе Жизнь и творчество Тихона Васильевича Чурилина