Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:26, реферат
Афроамериканская проза 1980—1990-х развивает, но при этом значительно расширяет и обогащает подход, обозначившийся в «новой черной литературе» 1960-х. Ей присущи особенно широкая опора на афроамериканский и собственно африканский повествовательный и обрядовый фольклор и неподражаемая свобода самовыражения, свойственная разве что эпохе Гарлемского ренессанса. Вместе с тем от прозы 20-х ее отличает эпический строй и стремление как можно полнее воссоздать социальную
1 Введение ……………………………………………………………..3
2. Основная часть
2.1 Жизнь и творчество Элис Уокер………………………………….5
2.2 Архетип матери и тема материнства в произведениях Элис Уокер…………………………………………………………………..10
3 Заключение …………………………………………………………22
4 Список используемой литературы………………………………..24
В романе «Пришло время открыть сердце» мы имеем дело с еще одной разновидностью архетипа матери – Мать-Природа или Мать-Земля. В романе центральное место занимают духовные поиски главной героини Кейт Толкинтри, к которым ее подтолкнули повторяющиеся сны, где она, оказавшись в древнем лесу, искала реку и после долгих поисков оказывалась у пересохшего русла. Отсутствие воды имеет большое значение. Вода, будучи одной из фундаментальных стихий мироздания, в самых различных мифологиях символизирует первоначало, исходное состояние всего сущего. Она выступает и в роли женского начала, представляя собой материнский символ . Но подлинное свое воплощение в романе архетип матери нашел в образе Праматери («Grandmother»), дух которой помогает Кейт на ее пути к самоопределению и играет важную роль в духовном росте женщины. «Увидеть» ее Кейт удалось на берегах Амазонки после длительного подготовительного процесса, частью которого был прием настойки из трав («Grandmother medicine»), позволившей ее сознанию освободиться от телесных оков. Несомненно, эти травы имели наркотическую природу, но определяющую роль играет все же духовный настрой человека, который их принимает. Праматерь для Кейт – это собирательный образ, который всегда был частью ее бессознательного, нашедшего свое воплощение сначала в виде снов о высохшей реке, а затем и более осязаемом обличье. Праматерь в романе олицетворяет божественное начало, которое растворено в природе, и всю жизнь на Земле. Она обладает неограниченными возможностями, существуя вне пространства и времени («Наставник же был уникален. Это была Праматерь. Старейшее существо, когда-либо жившее за Земле» ). Это Мать-Богиня, которая всегда рядом, нужно лишь уметь «открыть свое сердце», чтобы осознать ее присутствие, и она укажет путь к духовному совершенству. Она находится в поиске тех, кто способен услышать и принять ее. Ее главная цель – помочь в достижении целостности, (“The teacher however was unique. She was Grandmother. The oldest Being who ever lived.”) объединить материальную и духовную стороны человека. Праматерь обладает силами, превосходящими человеческие, но она готова ими поделиться. Она наделена мудростью и знает ответы на все вопросы, нужно лишь знать, о чем спросить.
Архетип матери в романе «Пришло время открыть сердце» более образный по сравнению с другими произведениями. Шик и М’Лисса – это вполне реальные люди, которые живут в том же мире, что и другие персонажи, несмотря на существующие между ними отличия. Для Шик Эвери больше характерны такие традиционные материнские черты, как проявление внимания и сочувствия, забота и поддержка. М’Лисса олицетворяет темную сторону архетипа: тайное, скрытое, мир мертвых, то, что уничтожает, но является неизбежным. Праматерь же – это Дух, который не имеет реальной телесной оболочки, а следовательно, и сдерживающих оков. Она гармонична, поскольку не подчиняется правилам жизни в обществе, а существует над ним. Иными словами, архетип матери неоднозначен в своих проявлениях, обнаруживая практически безграничное многообразие, открывая каждый раз новую грань. Но то, что объединяет все упомянутые разновидности одного и того же архетипа в романах Элис Уокер, это неразрывно связанные с его появлением духовные поиски и самоопределение личности, достижение внутреннего единения и целостности. Обретение последней, о чем Элис Уокер неоднократно упоминает в своих произведениях, это шанс добиться гармонии не только с самим собой, но и с окружающим миром, определившись, наконец, со своим местом в нем, как части большого и бесконечного целого. Энергия материнского архетипа играет в этом процессе важную роль, являясь непостижимой силой, всякий раз выступая источником всего нового. Она обладает тем ключом, который может открыть доступ к духовным ценностям, что особенно важно в переходные периоды жизни не только отдельных людей, но и общества в целом.
3 Заключение
Своеобразие мировосприятия писательницы оформлено в ее собственной концепции вуманизма, реализующей поликультурное наследие афро-американцев с уникально женской точки зрения. Особенностью позиции Уокер являются гуманизм, универсализм, признание приоритета общечеловеческих ценностей перед любыми идеологическими установками. Вуманизм предопределяет важнейшие качества прозы писательницы: пафос оптимизма, тенденциозность, акциональность, натурализм.
Фигура матери – это тот образ, к которому Элис Уокер неизменно обращается во всех своих произведениях. В том или ином воплощении образ матери и присущие ему коннотации проявляются как в документальной, так и в художественной прозе писательницы. Одни из этих воплощений архетипичны, поскольку наделены чертами, общими для многих поколений, другие – более «приземленные», отражающие традиционные отношения в семье. Уокер двояко подходит к проблеме материнства. На ее восприятие с одной стороны оказывают влияние феминистские взгляды, а с другой – принадлежность к афроамериканскому народу, многолетняя история которого находилась долгие годы под давлением расовых предрассудков и стереотипов.
В своем творчестве Элис Уокер неоднократно обращается к теме материнства, взаимоотношениям матерей и дочерей. Именно через эту связь, причем на первый план выходят духовные, а не родственные отношения, ей удается раскрыть многогранность создаваемых образов и их неоднозначность. В произведениях Элис Уокер архетип матери зачастую выступает той движущей силой, которая обладает огромным потенциалом к изменению окружающего мира.
Элис Уокер имеет свой характерный стиль и особый угол зрения, во многом связанный с ее приверженностью культурным традициям американского Юга. В афроамериканском развороте это предполагает большую простоту выражения, которая сочетается у Э. Уокер со стилистической виртуозностью. От своих предков-рабов писательница унаследовала сильное и глубоко личное религиозное чувство, чувство святости семейных и родственных уз и множество «историй» — как фольклорных, так и житейских, рассказанных ей матерью и бабушкой об их и их предков «горе и ненависти, но и доброте, и любви». Острое желание «зафиксировать эти истории, чтобы они не забылись», и сильный самобытный талант, пробивший себе дорогу вопреки бедности семьи и малообразованности окружения, привели Э. Уокер в литературу.
Во многом благодаря струе, внесенной новейшей афроамериканской прозой, прежде всего, творчеством Т. Моррисон и Э. Уокер, изменился общий настрой американской литературы двух последних десятилетий XX века. От идеи мирового бездорожья и отрицания разумности жизнеустройства она обратилась к поискам неутраченного смысла существования. Этот смысл она видит в человеческом единении — в семье, в обществе, в объединении всех людей в единую «мировую общину».
Список используемой литературы:
1. Насон Н.В. Архетип матери в романах Элис Уокер // Весцi БДПУ. Серыя 1. 2009. № 4. С. 86–89
2. Насон Н.В. Интерпретация мифа о Филомеле в романе Элис Уокер «Цвет багряный» // Весці БДПУ. 2008. № 4. Серыя 1. С. 97–100.
3. Насон Н.В. Концепция материнства в романах Элис Уокер «Меридиан» и «В лучах отцовской улыбки» // Весці БДПУ. Серыя 1. 2010. № 1. С. 75–79.
А также по материалам сайтов:
http://ru.wikipedia.org/
http://bruma.ru
http://www.surbor.su
http://www.krugosvet.ru
http://www.gumer.info и других интернет-ресурсов
24