Жизнь и творчество Элис Уокер

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:26, реферат

Описание работы

Афроамериканская проза 1980—1990-х развивает, но при этом значительно расширяет и обогащает подход, обозначившийся в «новой черной литературе» 1960-х. Ей присущи особенно широкая опора на афроамериканский и собственно африканский повествовательный и обрядовый фольклор и неподражаемая свобода самовыражения, свойственная разве что эпохе Гарлемского ренессанса. Вместе с тем от прозы 20-х ее отличает эпический строй и стремление как можно полнее воссоздать социальную

Содержание

1 Введение ……………………………………………………………..3
2. Основная часть
2.1 Жизнь и творчество Элис Уокер………………………………….5
2.2 Архетип матери и тема материнства в произведениях Элис Уокер…………………………………………………………………..10
3 Заключение …………………………………………………………22
4 Список используемой литературы………………………………..24

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 120.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

 

1 Введение ……………………………………………………………..3

2. Основная часть

2.1 Жизнь и творчество Элис Уокер………………………………….5

2.2 Архетип матери и тема материнства  в произведениях Элис Уокер…………………………………………………………………..10

3 Заключение …………………………………………………………22

4 Список используемой литературы………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Введение

Афроамериканская проза 1980—1990-х развивает, но при этом значительно расширяет и обогащает подход, обозначившийся в «новой черной литературе» 1960-х. Ей присущи особенно широкая опора на афроамериканский и собственно африканский повествовательный и обрядовый фольклор и неподражаемая свобода самовыражения, свойственная разве что эпохе Гарлемского ренессанса. Вместе с тем от прозы 20-х ее отличает эпический строй и стремление как можно полнее воссоздать социальную, а главным образом духовную историю черного народа. Так, в «Песни Соломона» (1978) Тони Моррисон показано становление социального сознания афроамериканцев в 1930-е и расовые волнения 1960-х, а в ее романе «Джаз» (1992) воссоздана атмосфера Гарлемского ренессанса. Роман Элис Уокер «Цвет багряный» (1982) охватывает время с рубежа XIX—XX веков до второй половины XX столетия.

Уокер, называющая себя «женской» писательницей, уже много лет связана с феминистским движением, представляя в нем темнокожих женщин. «Чёрный» феминизм утверждает, что сексизм, классовое угнетение и расизм неразрывно связаны между собой. Формы феминизма, которые стремятся к преодолению сексизма и классового угнетения, но игнорируют расизм, могут быть дискриминационными по отношению ко многим людям, включая женщин, через расовые предубеждения. В Заявлении «чёрных» феминистов, разработанном «черной» феминистской лесбийской организацией «Коллектив реки Комби» (“The Combahee River Collective”) в 1974 году, говорится, что освобождение чернокожих женщин влечет за собой свободу для всех людей, поскольку это предполагает конец расизма, сексизма и классового угнетения.

Одной из теорий, зародившихся в рамках этого движения, стал вуманизм Элис Уокер. Он возник как критика феминистского движения, в котором доминируют белые женщины среднего класса и которое в целом игнорирует угнетение по расовому и классовому признакам. Элис Уокер и сторонницы вуманизма отмечали, что чернокожие женщины испытывают угнетение в других и более интенсивных формах, чем белые женщины. Подобно Тони Моррисон, Джамайке Кинкейд, Тони Кейд Бамбара и другим признанным темнокожим романисткам Уокер придерживается подчеркнутого лирического реализма, чтобы лучше передать мечты и неудачи доверчивых и заслуживающих доверия людей. В ее произведениях подчеркивается борьба за человеческое достоинство. Обладая мастерством тонкого стилиста, особенно ярко проявившимся в эпистолярном романе «Цвет багряный», Уокер в своем творчестве стремится к просветительству. Этим она напоминает американского романиста Ишмаэля Рида, в сатирических произведениях которого обращается внимание на социальные и расовые проблемы.

В своем главном романе «Цвет багряный» Уокер мастерски передает мечты и неудачи доверчивых и заслуживающих доверия людей. Роман пронизан идеей о сохранении афроамериканской культуры, а его женские персонажи выступают в качестве важных связующих звеньев, которые поддерживают преемственность как в личных отношениях, так и во взаимоотношениях в пределах общины. Им характерно проявление силы, выносливости, изобретательности в противостоянии – и преодолении –угнетения, столь характерного для их жизни, находящейся под воздействием расизма и сексизма. В романе Уокер создает тщательно прописанные образы, которые универсальны для многих культур. В ее произведении подчеркивается борьба за человеческое достоинство.

Обладая мастерством тонкого стилиста, Уокер стремится к просветительству, поднимая те вопросы, которые необходимо разрешить человечеству, чтобы выжить.

 

 

2 Основная часть

2.1 Жизнь и творчество

 

Элис Уокер (Walker, Alice) родилась 9 февраля 1944 в Итонтоне , штат Джорджия, была восьмым ребенком в семье негра-издольщика. В результате несчастного случая Уокер ослепла на один глаз, что, по ее словам, оказало на нее большое влияние. Став старше, она стала считать свою травму «патриархальной раной», проводя параллели с физическим и психологическим давлением, которое приходится испытывать женщинам. Уокер отлично училась в школе и в 1961 г. получила стипендию, чтобы продолжить обучение в колледже Спелмана в Атланте, где стала активисткой борьбы за гражданские права. В 1963 г. Уокер перевелась в колледж Сары Лоренс в Нью-Йорке, где среди ее учителей была политическая активистка и поэтесса Мюриел Рюкисер. Уокер закончила колледж в 1963 г., получив степень бакалавра искусств .

Дебютировала в 1968 поэтическим сборником «Однажды» (“Once”). За сборником стихов последовал роман «Третья жизнь Грейнджа Копленда» (“The Third Life of Grange Copeland”, 1970) – хроника трех поколений насильственно разорванной семьи. В 1973 вышел второй сборник поэзии Петунии революции и другие стихотворения (“Revolutionary Petunias and Other Poems”) и первый сборник рассказов «В любви и тревоге: Истории чернокожих женщин» (“In Love and Trouble: Stories of Black Women”).

В 1976 Уокер публикует свой второй роман «Меридиан» (“Meridian”), рассказывающий о негритянке, совершеннолетие которой приходится на 1960-е – годы борьбы за гражданские права. Книгу часто цитируют как лучший роман о движении за гражданские права, она входит в некоторые учебные программы не только по истории литературы, но и по истории США. В последующем выходят поэтический сборник «Спокойной ночи, Вилли Ли, до завтра»(“Goodnight, Willie Lee, I"ll See You in the Morning”, 1979) и вторая книга рассказов «Хорошую женщину сломить нелегко» (“You Can"t Keep a Good Woman Down”, 1981).

Третий роман Уокер «Цвет пурпурный» (“The Color Purple”, 1982) упрочил ее литературную репутацию. Книга была удостоена в 1983 Пулитцеровской премии и Американской книжной премии. Роман Уокер «Цвет багряный» представляет собой рассказ о любви двух темнокожих сестер, которая не ослабевает несмотря на многолетнюю разлуку. Эта история любви перемежается с рассказом о том, как в тот же период застенчивая, безобразная и необразованная сестра открывает в себе внутреннюю силу благодаря поддержке своей подруги. Тема поддержки, оказываемой женщинами друг другу, заставляет вспомнить автобиографию Майи Ангелоу «Я знаю, почему поет птица в клетке» (1970 г.), в которой воспевается духовная связь между матерью и дочерью, и произведения белой феминистки Адрианны Рич. В романе «Цвет багряный» мужчины изображаются как существа, в основном не понимающие нужд и положения женщин. Роман повествует о борьбе женщин за право на индивидуальность и признание. В мире, где власть принадлежит мужчинам, насилие принимает разные формы. Главная идея романа в том, что женщины должны выступить против несправедливого к ним отношения и бороться за свои права, помогая друг другу. Роман построен в форме диалога главной героини Сили сначала с Богом (и тогда он превращается в монолог), а потом с сестрой. И здесь находит воплощение древний миф о Филомеле, который оказывал влияние на творчество многих писательниц, в том числе афроамериканских, на протяжении многих веков. Образ Филомелы в литературе является тем архетипом, который объединяет насилие, лишение голоса и разрушение личности женщины. Эти три стороны взаимосвязаны, поскольку насилие является прямой причиной психических расстройств, которые усугубляются неверием со стороны окружающих, так как у жертвы нет возможности высказаться, слабые попытки рассказать о произошедшем наталкиваются на стену недоверия. В мифе есть и предупреждение о том, что активное противодействие насилию (любыми средствами, любой ценой), то есть модель «жестокость – возмездие – жестокость», может иметь последствия прямо противоположные ожидаемым. Иными словами, возмездие ни в коей мере не останавливает, а наоборот порождает новое насилие, то есть получается замкнутый круг. В результате женщина не обретает долгожданную свободу, а наоборот – оказывается заключенной в еще более тесные рамки.

Далее Уокер выпустила две поэтических книги – «От лошадей пейзаж прекрасней» (“Horses Make a Landscape Look More Beautiful”, 1984) и «Мы знаем лишь ее посиневшее тело: Собрание стихотворений 1965-1990 гг.»(“Her Blue Body Everything We Know”, 1991), романы «Храм моего близкого друга» (“The Temple of My Familiar”, 1989), «Секрет удовольствия» (“Possessing the Secret of Joy”, 1992) и «В лучах отцовской улыбки» (“By the Light of My Father"s Smile”, 1998). Ею написано также несколько детских книг.

Среди публицистических работ Уокер – «В поисках садов, матерями насаженных: Проза женщины» (“In Search of Our Mothers Gardens: Womanist Prose”, 1983), «Жить словом: Избранное 1973-1987 гг.» (“Living by the Word: Selected Writings”, 1973-1987, 1988), «Знаки воина: Уродование женских гениталий и сексуальное ослепление женщины» (“Warrior Marks: Female Genital Mutilation and the Sexual Blinding of Women”, 1993, совместно с Пратибой Пармар) и «Все, что мы любим, можно спасти: Деятельность писателя» (“Anything We Love Can be Saved: A Writer"s Activism”, 1997).

В 2000 вышел сборник рассказов Уокер «Вперед с разбитым сердцем» (“The Way Forward Is with a Broken Heart”), тепло встреченный критикой.

Главный принцип творчества Уокер: «Я не могу скрывать то, что сама жизнь мне открывает». Подобно Р. Эллисону, Дж. Болдуину, Дж. О. Килленсу, а также черным писательницам П. Маршалл и Т. Моррисон, Уокер пишет о жизни и борьбе современного афро-американца за личное достоинство и полноправное положение в обществе. От идеи «Негры в Америке могут рассчитывать только на самих себя» переходит к идее общности интересов белых и черных в борьбе за гражданские свободы («Петунии революции»). В романе «Полдень», подобно Болдуину в романе «Если бы Бийл-стрит могла заговорить», утверждает, что расовый эгоизм, национальная замкнутость и консерватизм мышления преодолимы - такова история жизни и борьбы ее героини Меридианы.

Рассказы Уокер, вошедшие в сборник «Хорошую женщину сломить не легко», - живая история антирасистских выступлений 60-70-х гг. Уокер с уважением пишет о «духовном подъеме» негритянского народа, с тревогой - и о черном экстремизме, и о белом шовинизме. С иронией изобличает «уставших» от борьбы, тех кто «освобождает» сознание от моральных запретов с помощью наркотиков (новелла «Источник», The Source), нередко затрагивает традиционную со времен Г. Бичер-Стоу тему «трагической мулатки», женщины смешанной крови. Порицая бывших борцов за «увядший идеализм», Уокер одной из первых среди черных писателей распознает опасность, возникшую в 70-х гг., - искушение негра причастностью к белому истэблишменту, идею конформистского умиротворения черной интеллигенции через значительное повышение уровня жизни и допуск в «коридоры власти». Трансформациям расизма, приманкам лжеинтеграции, новым их стереотипам, говорит Уокер, надо уметь противостоять, помня при этом об опасностях чрезмерных националистических пристрастий. Сама Уокер менее подвластна инерции устаревших представлений, чем ее предшественники, белые и черные писатели, например У. Стайрон как автор романа «Признания Ната Тернера», Болдуин в романе «Другая страна», Килленз, создатель «Котильона» и «Рабов». Уокер свойственно понимание, что белый шовинизм и черный национализм одинаково гибельны для страны, в частности стремление «сегрегировать» культуру: «Я хочу читать Зору Херстон и Флэннери О'Коннор, Неллу Ларсен и Карсон Маккаллерс, Джина Тумера и Уильяма Фолкнера» («В поисках садов наших матерей»). В этой работе Уокер характеризует себя как скорее вуманистку, чем чернокожую феминистку, полагая, что первой присуще совершать неистовые, дерзкие, бесстрашные и своевольные поступки. Вуманистка на первый план ставит спасение и сохранение единства всех людей, как мужчин, так и женщин. Перу Уокер принадлежат разнообразные произведения, включающие поэзию, романы, короткие рассказы, эссе, в которых она поднимает вопросы духовного возрождения своей нации, положения женщин в обществе. Уокер принимала участие в движении по защите гражданских прав, отстаивала права животных, участвовала в антиядерных выступлениях – все это она считает необходимым для спасения нашей планеты и всех живущих на ней людей.

В 1986 г. сборник рассказов Уокер был издан по-русски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Архетип матери и тема материнства в произведениях Элис Уокер

 

Мать относится к числу основных архетипов. Архетипы – это образы, которые многократно повторяются на протяжении тысячелетий. Они являются обобщением бесчисленных типовых опытов ряда поколений и стержнями коллективного бессознательного, выступая важным элементом социализации личности. Архетипы не существуют вне человека, они порождены им и только им, возрождаясь, воссоздаваясь, изменяясь на протяжении всей его истории.

Архетип матери находит проявление в первую очередь в представлениях, в соответствующих образах, в материнской символике, в ощущениях исключительной значимости такой фигуры и ее невидимой власти над человеком, в великом множестве его отношений с окружающим миром и с самим собой. Он неизменно активен в связях личности с природой, землей, нацией, классом, семьей, с конкретными женщинами, любимыми или ненавидимыми, он способен вызвать психические расстройства, жизненные крушения или сделать счастливым, он является в сновидениях и галлюцинациях, принимая самые разные обличья и часто возвращаясь.

Образ матери, как и природы, земли, Вселенной, принадлежит к числу изначальных, поскольку свойствен человечеству как таковому со времени его появления и развития. Мать выступает главной силой там, где имеет место рождение и возрождение, но также, как это хорошо известно, она может олицетворять разрушение и смерть (например, богиня Кали) .

В современном феминизме тема материнства - это одна из центральных тем. Главной претензией со стороны феминистских теоретиков к мыслителям прошлого стало то, что последние игнорировали материнство как проблему, ограничивая сферу деятельности женщин прежде всего воспитанием детей или рассматривая эту тему как «чисто женскую» и беспроблемную по существу. Феминистки же стремились показать, что именно женская способность к деторождению была базисной основой социальной и культурной дискриминации женщины. Сведение, по словам Т. де Лауретис, женщины к некоей единой сущности Женщины, а последней к Матери привело к тому, что женщина была выключена из сферы культурных достижений, социальных интересов, личностных приоритетов.

Информация о работе Жизнь и творчество Элис Уокер