Житие

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:56, реферат

Описание работы

каноны жанра, характерные черты, примеры.

Содержание

Введение
История древнерусской литературы
Жанр жития
Виды жанров жития
Канон жития святых
Агиография
Эволюция житийного жанра
Канон жития на примере «Сказание и страдание и похвала мученикам Борису и Глебу» (Перевод Д.С. Лихачева)
Изменение житийного жанра на примере "Жития протопопа Аввакума, им самим написанного"
Вывод
Источники

Работа содержит 1 файл

Реферат Литература Житие.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

     Житие протопопа Аввакума - это первое в отечественной литературе автобиографическое сочинение. Обычно жития пишутся  после смерти святых подвижников  на основании легенд и воспоминаний участников событий. Здесь же духовный вождь старообрядчества в качестве претендующего на соответствие церковным канонам Жития представил собственноручно написанные воспоминания о своей жизни. Текст был обнаружен в так называемом Пустозерском сборнике, где наряду с другими сочинениями старообрядцев находился и автограф Аввакума.

     Возможно, именно этот феномен и определил  перемены в основах житийного  жанра в данном произведении. Очевидно, что в автобиографическом произведении не следует ждать посмертных чудес героя, хотя на протяжении долгого времени это было неотъемлемой частью жития.

     В биографической части Жития Аввакум  пространно повествует о перипетиях нелегкой судьбы, выпавшей на его долю и на долю его семьи, рассказывает о различных этапах своей многотрудной жизни, живописует сложную обстановку религиозных противоречий в обществе того времени. Он создает выразительную галерею лиц разных сословий (от царя до крестьян), которые непосредственно соприкасались с автором на разных этапах его жизненного пути. Слово Аввакума просто, лишено утонченных изысков, но при этом точно, правдиво и впечатляюще образно. Он широко использует народную речь даже в сюжетах, затрагивающих вопросы догматики. По ходу довольно пространного повествования он свободно варьирует приемы рассказа, внутреннего диалога, полемики. [8]

     «Житие  протопопа Аввакума»  достаточно большое произведение для подробного пересказа в данной работе. Посему хотелось бы обратить внимание на особенные черты произведения, новшества, не углубляясь в пересказ текста.

     Данное  произведение можно назвать автобиографическим житием. Это подчеркивает так же и то новшество, что повествование  ведется от лица самого героя, участника событий, а не от отстраненного автора.

     «Житие  протопопа Аввакума» нарушает и  один из самых основных законов произведения: житие могло писаться лишь о канонизированном святом. Но Аввакум сам писал своё житие и канонизирован при  жизни он естественно быть не мог.

     Канон жития начинает нарушаться с самого рождения Аввакума. Его родители не столь благочестивы, как это принято  при написании жития: отец – священник, имеет пристрастие к выпивке, а мать – простая крестьянка.

     Родители  выбирают сыну невесту Настасью и у них появляются дети, что нарушает обязательную чистоту святого, как житийный канон.

     «Житие  протопопа Аввакума» написано более  живым, в отличии от каноничных житий, языком, с использованием просторечий, междометий (выражающих эмоции), диалогов, переживаний героя: «Простите, - еще вам про невежество свое побеседую»,  «И он мне отвещал: "какой ты мне брат? Ты мне батько…»

     Чудеса  в житии становятся менее экстраординарными , а напротив более бытовыми, житейскими, понятными всем: «Курочка у нас черненька была; по два яичка на день приносила робяти на пищу, божиим повелением нужде нашей помогая; бог так строил. Ни курочка, ни што чюдо была: во весь год по два яичка на день давала; сто рублев при ней плюново дело, железо! А та птичка одушевленна, божие творение...»

     Увеличилась роль окружающего быта. Он прописан детально, играет особую роль в создании атмосферы. В «Житие протопопа Аввакума» герою приходится много скитаться, переезжать с места на место, и бытовые детали особенно подчеркивают тяжесть положения Аввакума и его семьи и одновременно приближают их к простым людям. В отличии от обожествленных героев каноничных житий: «…Таже послали меня в Сибирь с женою и детьми. И колико дорогою нужды бысть, тово всево много говорить, разве малая часть помянуть. Протопопица младенца родила; больную в телеге и повезли до Тобольска; три тысящи верст недель с тринадцеть волокли телегами и водою и саньми половину пути»

     Семья так же является бытовой деталью и помогает в описании Аввакума как личности, человека земного.

     В «Житие протопопа Аввакума» начинает проявляться психологизм, хотя бы в  описании главного героя. Его поведение  определяется обстоятельствами, подчеркивается прямой речью и деталями быта. А  сам герой становится противоречивым. Сам о себе Аввакум говорит :«Простите, - еще вам про невежество свое побеседую», «моею рукою грешною», но одновременно с этим для читателя очевидно, что он мученик, искренне и глубоко верующий и уповающий на Бога.

     Особую  роль в жите играет образ женщины  – жены Аввакума, «протопопихи» Настасьи. В её описании ещё нет психологизма, подробного выявления деталей, проявления характера. Но Настя занимает важное место подле протопопа, являя собой христианское смирение, заботливую мать и помощь мужу.

     Подводя итог анализа «Жития протопопа Аввакума», необходимо подчеркнуть, что это произведение стало первым шагом в формировании русского литературного языка. Так же это произведение можно считать мостиком к литературе XVIII века. Это выражается в особенности изображения главного героя, внимание к бытовым деталям и в централизации человека. Именно в житие центром произведения являлся человек, пусть и приближенный к Богу, святой, для литературы Средних веков это было не так характерно. 

 

      Вывод:

     Жанр  Жития является одним из основных жанров древнерусской литературы.

     Строгие каноны написания жития, перенятые  из Византии и смешанные с национальным русским мироощущением, колоритом  и героями сделали этот жанр неповторимым, поучительным, неоднозначным и потому интересным для изучения и анализа.

     Жития святых дают повод современному читателю задуматься над проблемами, устоями, тяготами жизни жителей Древней Руси.

     Теократическая  культура, породившая жанр жития, далека от современной культуры и именно жития дают возможность понять мировоззрение  и мироощущение русского Средневековья.

     Неоспоримо, что жития дошедшие до нас являются не только памятниками литературы, но так же культуры, истории, быта, человеческой психологии Древней Руси. Этот факт и определяет важность изучения житийного  жанра, тонкостей его создания, поиска скрытых смыслов и поучений.

     Не  стоит отрицать, что, не смотря на многовековой промежуток и различие культур, современному читателю интересно прочесть житие, т.к. в нем описываются вечные ценности: вера, смирение, надежда, поддержка, защита и заступничество, стремление не побеждать зло злом и множество других полезных поучений и примеров.

 

      Источники:

  1. Ключевский, В. Древнерусские жития святых как исторический источник/ В. Ключевский.- М., 1988. - С.324;
  2. Кусков, В. История древнерусской литературы/ В. Кусков.-  М.: Высшая школа,  2006. - 344с
  3. Лихачев, Д. Великое наследие/ Д. Лихачев. - М.: Современник, 1980. – С. 341
  4. Недоспасова, Т. Русское юродство Х1-ХV11вв/ Т. Недоспасова. - М.,1999.- С.12
  5. Толстой, Н. История и структура славянских литературных языков/ Н. Толстой. - М., 1988.- С.168.
  6. Шахматов, А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах/ А. Шахматов. -СПб., 1908. - С.29-97.
  7. Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона: словарь в 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами / под ред. профессора И.Андреевскаго. - С-Пб., 18901907гг
  8. Житие протопопа Аввакума // Виртуальный музей книжных памятников Архангельского севера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://virtmuseum.aonb.ru
  9. Агиография // Открытая православная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://drevo.pravbeseda.ru
  10. Святые страстотерпцы Борис и Глеб: к истории канонизации и написания житий// Православие.ru [Элктронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru

Информация о работе Житие