Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:56, реферат
каноны жанра, характерные черты, примеры.
Введение
История древнерусской литературы
Жанр жития
Виды жанров жития
Канон жития святых
Агиография
Эволюция житийного жанра
Канон жития на примере «Сказание и страдание и похвала мученикам Борису и Глебу» (Перевод Д.С. Лихачева)
Изменение житийного жанра на примере "Жития протопопа Аввакума, им самим написанного"
Вывод
Источники
Житие протопопа Аввакума - это первое в отечественной литературе автобиографическое сочинение. Обычно жития пишутся после смерти святых подвижников на основании легенд и воспоминаний участников событий. Здесь же духовный вождь старообрядчества в качестве претендующего на соответствие церковным канонам Жития представил собственноручно написанные воспоминания о своей жизни. Текст был обнаружен в так называемом Пустозерском сборнике, где наряду с другими сочинениями старообрядцев находился и автограф Аввакума.
Возможно, именно этот феномен и определил перемены в основах житийного жанра в данном произведении. Очевидно, что в автобиографическом произведении не следует ждать посмертных чудес героя, хотя на протяжении долгого времени это было неотъемлемой частью жития.
В биографической части Жития Аввакум пространно повествует о перипетиях нелегкой судьбы, выпавшей на его долю и на долю его семьи, рассказывает о различных этапах своей многотрудной жизни, живописует сложную обстановку религиозных противоречий в обществе того времени. Он создает выразительную галерею лиц разных сословий (от царя до крестьян), которые непосредственно соприкасались с автором на разных этапах его жизненного пути. Слово Аввакума просто, лишено утонченных изысков, но при этом точно, правдиво и впечатляюще образно. Он широко использует народную речь даже в сюжетах, затрагивающих вопросы догматики. По ходу довольно пространного повествования он свободно варьирует приемы рассказа, внутреннего диалога, полемики. [8]
«Житие протопопа Аввакума» достаточно большое произведение для подробного пересказа в данной работе. Посему хотелось бы обратить внимание на особенные черты произведения, новшества, не углубляясь в пересказ текста.
Данное
произведение можно назвать
«Житие протопопа Аввакума» нарушает и один из самых основных законов произведения: житие могло писаться лишь о канонизированном святом. Но Аввакум сам писал своё житие и канонизирован при жизни он естественно быть не мог.
Канон жития начинает нарушаться с самого рождения Аввакума. Его родители не столь благочестивы, как это принято при написании жития: отец – священник, имеет пристрастие к выпивке, а мать – простая крестьянка.
Родители выбирают сыну невесту Настасью и у них появляются дети, что нарушает обязательную чистоту святого, как житийный канон.
«Житие протопопа Аввакума» написано более живым, в отличии от каноничных житий, языком, с использованием просторечий, междометий (выражающих эмоции), диалогов, переживаний героя: «Простите, - еще вам про невежество свое побеседую», «И он мне отвещал: "какой ты мне брат? Ты мне батько…»
Чудеса в житии становятся менее экстраординарными , а напротив более бытовыми, житейскими, понятными всем: «Курочка у нас черненька была; по два яичка на день приносила робяти на пищу, божиим повелением нужде нашей помогая; бог так строил. Ни курочка, ни што чюдо была: во весь год по два яичка на день давала; сто рублев при ней плюново дело, железо! А та птичка одушевленна, божие творение...»
Увеличилась роль окружающего быта. Он прописан детально, играет особую роль в создании атмосферы. В «Житие протопопа Аввакума» герою приходится много скитаться, переезжать с места на место, и бытовые детали особенно подчеркивают тяжесть положения Аввакума и его семьи и одновременно приближают их к простым людям. В отличии от обожествленных героев каноничных житий: «…Таже послали меня в Сибирь с женою и детьми. И колико дорогою нужды бысть, тово всево много говорить, разве малая часть помянуть. Протопопица младенца родила; больную в телеге и повезли до Тобольска; три тысящи верст недель с тринадцеть волокли телегами и водою и саньми половину пути»
Семья так же является бытовой деталью и помогает в описании Аввакума как личности, человека земного.
В «Житие протопопа Аввакума» начинает проявляться психологизм, хотя бы в описании главного героя. Его поведение определяется обстоятельствами, подчеркивается прямой речью и деталями быта. А сам герой становится противоречивым. Сам о себе Аввакум говорит :«Простите, - еще вам про невежество свое побеседую», «моею рукою грешною», но одновременно с этим для читателя очевидно, что он мученик, искренне и глубоко верующий и уповающий на Бога.
Особую роль в жите играет образ женщины – жены Аввакума, «протопопихи» Настасьи. В её описании ещё нет психологизма, подробного выявления деталей, проявления характера. Но Настя занимает важное место подле протопопа, являя собой христианское смирение, заботливую мать и помощь мужу.
Подводя
итог анализа «Жития протопопа Аввакума»,
необходимо подчеркнуть, что это произведение
стало первым шагом в формировании русского
литературного языка. Так же это произведение
можно считать мостиком к литературе XVIII
века. Это выражается в особенности изображения
главного героя, внимание к бытовым деталям
и в централизации человека. Именно в житие
центром произведения являлся человек,
пусть и приближенный к Богу, святой, для
литературы Средних веков это было не
так характерно.
Жанр Жития является одним из основных жанров древнерусской литературы.
Строгие каноны написания жития, перенятые из Византии и смешанные с национальным русским мироощущением, колоритом и героями сделали этот жанр неповторимым, поучительным, неоднозначным и потому интересным для изучения и анализа.
Жития святых дают повод современному читателю задуматься над проблемами, устоями, тяготами жизни жителей Древней Руси.
Теократическая культура, породившая жанр жития, далека от современной культуры и именно жития дают возможность понять мировоззрение и мироощущение русского Средневековья.
Неоспоримо, что жития дошедшие до нас являются не только памятниками литературы, но так же культуры, истории, быта, человеческой психологии Древней Руси. Этот факт и определяет важность изучения житийного жанра, тонкостей его создания, поиска скрытых смыслов и поучений.
Не стоит отрицать, что, не смотря на многовековой промежуток и различие культур, современному читателю интересно прочесть житие, т.к. в нем описываются вечные ценности: вера, смирение, надежда, поддержка, защита и заступничество, стремление не побеждать зло злом и множество других полезных поучений и примеров.