Житие

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:56, реферат

Описание работы

каноны жанра, характерные черты, примеры.

Содержание

Введение
История древнерусской литературы
Жанр жития
Виды жанров жития
Канон жития святых
Агиография
Эволюция житийного жанра
Канон жития на примере «Сказание и страдание и похвала мученикам Борису и Глебу» (Перевод Д.С. Лихачева)
Изменение житийного жанра на примере "Жития протопопа Аввакума, им самим написанного"
Вывод
Источники

Работа содержит 1 файл

Реферат Литература Житие.doc

— 102.00 Кб (Скачать)
 

     Ведение:

     Феномен Древнерусской литературы является точкой отсчета всей письменной художественной литературы России. До Х века письменность являлась исключительно деловой. И первые появившееся письменные книги были церковными, в большинстве переводные, попавшие на Русь из Византии.  Ведь именно из Византии  на нашу землю пришло Христианство. А книги стали поддержкой религии.

     Без понимания древнерусской литературы, незнания её истории и канонов не возможно понимание и последующей литературы, в том числе и современной.

     «Древнерусская  литература является тем прочным  фундаментом, на котором возводится величественное здание национальной русской  художественной культуры XVIII-XX вв. В  ее основе лежат высокие нравственные идеалы, вера в человека, в его  возможности безграничного нравственного совершенствования, вера в силу слова, его способности преобразования внутреннего мира человека…» [2]

     В данной работе особенность древнерусской  литература будет представлена на примере  жанра Жития, появившегося на Руси так же из византийского жанра агиографии.

     Именно  жанр жития может передать всю  каноничность древнерусской литературы, подчиненность религии и правилам создания произведения.

     История древнерусской литературы:

     Вопрос  о хронологических границах древнерусской  литературы окончательно не решен современной наукой. Представления об объеме древнерусской литературы до сих пор остаются неполными. Много произведений погибло в огне бесчисленных пожаров, во время опустошительных набегов степных кочевников, нашествия монголо-татарских захватчиков, польско-шведских интервентов! Да и в более позднее время, в 1737 г., остатки библиотеки московских царей были уничтожены пожаром, вспыхнувшим в Большом Кремлевском дворце. В 1777 г. от огня погибла Киевская библиотека. Во время Отечественной войны 1812 г. в Москве сгорели рукописные собрания Мусина-Пушкина, Бутурлина, Баузе, Демидова, Московского общества любителей русской словесности. [2]

     Но  условно можно выделить такие  рамки: X – XVII – от крещения Руси до Петровских реформ.

     Переписывали и хранили книги в основном монахи, которых больше интересовала именно церковная литература. Это во многом объясняет, почему большинство сохранившихся литературных произведений имеют религиозный характер.

     Произведения  древнерусской письменности разделялись на "мирские" и "духовные". Последние всячески поддерживались и распространялись, так как содержали непреходящие ценности религиозной догматики, философии и этики, а первые, за исключением официальных юридических и исторических документов, объявлялись "суетными". [2]

     Для древнерусской  литературы  был  характерен рукописный характер. Так  же литературное произведение не существовало отдельно, а входило в состав различных сборников, предназначенных для определенных практических целей.

     Другой  особенностью литературы Древней Руси является, её анонимность. Это следствие религиозного отношения к человеку , когда личность автора играла столь незначительную роль, даже по сравнению с самим созданным произведением.

     Первые  книги писались на выделанной коже телят, называемой «пергамент»

     На  Руси пергамен часто называли "телятиной", или "харатьей". Этот дорогостоящий  материи был, естественно, доступен только имущим классам, а ремесленники, торговцы пользовались для своей  ледовой переписки берестой. Береста  также выполняла функцию ученических тетрадей. [2]

     Для экономии писчего материала слова  в строке не разделялись, и только абзацы рукописи выделялись красной  киноварной буквицей - инициалом, заголовком - "красной строкой" в буквальном смысле этою слова. Часто употребляемые, широко известные слова писались сокращенно под особым надстрочечным знаком-т и т л о м. Например, глет (глаголет - говорит), бгъ (бог), бца (богородица). [2]

     Эти яркие черты древнерусской литературы, определяют столь пристальное внимание к её памятникам. Необходимо тщательно подходить к анализу отдельных жанров и текстов древней литературы, выделяя их характерные особенности.

     Жанр  жития:

     Слово «житие» в церковно-славянском языке  означает «жизнь».

     Необходимо  подчеркнуть важность жанра жития, вследствие того, что именно в житие на протяжении всего средневековья России описывалась жизнь человека, его судьба, движение души, стремление к религиозному подвигу.

     Житие - это целое литературное сооружение, некоторыми деталями напоминающее архитектурную  постройку. Оно начинается обыкновенно пространным, торжественным предисловием, выражающим взгляд на значение святых жизней для людского общежития. [4]

     Жития описывают жизнь святых князей и  княгинь, высших иерархов русской церкви, потом подчиненных ее служителей, архимандритов, игуменов, простых иноков, всего реже лиц из белого духовенства, всего чаще основателей и подвижников монастырей, выходивших из разных классов древнерусского общества, в том числе и из крестьян. [5]

     Потом повествуется деятельность святого, предназначенного с младенческих лет, иногда еще до рождения, стать богоизбранным сосудом высоких дарований; эта деятельность сопровождается чудесами при жизни, запечатлевается чудесами и по смерти святого. Житие заканчивается похвальным словом святому, выражающим обыкновенно благодарение господу богу за ниспослание миру нового светильника, осветившего житейский путь грешным людям. Все эти части соединяются в нечто торжественное, богослужебное: житие и предназначалось для прочтения в церкви на всенощном бдении накануне дня памяти святого. Житие обращено собственно не к слушателю или читателю, а к молящемуся. Оно более чем поучает: поучая, оно настраивает, стремится превратить душеполезный момент в молитвенную наклонность. Оно описывает индивидуальную личность, личную жизнь, но эта случайность ценится не сама по себе, не как одно из многообразных проявлений человеческой природы, а лишь как воплощение вечного идеала. [1]

     Историкам литературы, занимающимся датировкой житий, важно уяснить, что "Житие" святого (или святых) не создавалось по наитию сочинителя, исходя из одного его желания. Наоборот, принимаемые автором "Жития" на себя обязательства по его написанию были христианским послушанием, оказанной ему честью, о чем часто и сообщается автором в начале жития: "Благодарю тя, Владыко мой, Господи Иисусе Христе, яко съподобилъ мя еси недостойнааго съповедателя быти святыимъ твоимъ въгодьникомъ... еже выше моея силы, ему же и не бехъ достоинъ - грубъ сы и неразумичьнъ", - писал Нестор в "Житии Феодосия Печерского" (Житие Феодосия Печерского // ПЛДР. ХI - начало ХII века. - М.,1978. - С.304.)

     "Житие"  является обязательным компонентом  службы святого, и писалось  не позднее времени его официальной  канонизации, и, как правило, было приурочено к ней. Поэтому "Житие" нельзя воспринимать просто как литературный памятник определенной эпохи, но как специфический жанр христианской литературы, появление которого обусловлено официальной канонизацией святого.

     Жития имеют прежде всего религиозно-назидательный смысл: описанные истории святых – пример для подражания.

     Древнерусская литература житий святых собственно русских начинается жизнеописаниями  отдельных святых. Образцом, по которому составлялись русские «жития», служили  жития греческие типа Метафраста, т. е. имевшие задачей «похвалу» святому, причем недостаток сведений (наприм., о первых годах жизни святых) восполнялся общими местами и риторическими разглагольствованиями. [9]

     Виды  жанров жития:

     В византийской литературе жития сформировались на основе традиции античного исторического жизнеописания, эллинистического романа и похвальной надгробной речи.  

     I. По объему излагаемого биографического материала, как правило, выделяют два вида жития :

     1) биографическое (биос),

     2) мученическое (мартириос).

     Биос  дает описание жизни христианского  подвижника от рождения до смерти, мартириос  рассказывает только о мученической смерти святого. Последняя форма - более  древняя, связана с гонениями  на первых христиан. В основе этого  типа житий лежат “протоколы” допросов христиан, поэтому они как бы документированы. 

     II. В соответствии с обликом центрального персонажа и типом его подвижнической деятельности, то есть типом святого, можно выделить жанровые разновидности житий биографического характера. Разновидности подвига и соответственно разновидности святых выстраиваются в иерархическую систему в соответствии с их авторитетностью:

     Мученик - мученическое житие, биографическая мартирия, “страсти”.

     Исповедник - исповедническое житие, святой не принял мученического венца.

     Святитель - святительское житие, житие архиерея, епископа.

     Преподобный - преподобническое житие, святой, подобный Христу, пострадавший за веру, принявший смерть за веру, часто создатель монастыря или пропагандист христианства.

     Столпник - столпническое житие; способ подвижничества, когда святой усердно молится на специально для этих целей воздвигнутом столпе, умерщвляя плоть, возвышает дух.

     Христа  ради юродивый - жития Христа ради юродивых; особый тип подвижничества, когда человек налагает на себя обязательство жить подаянием и терпеть унижения, притворяясь умалишенным, юродивым. 

     III. По определенному назначению:

     а) Для домашнего чтения (Минеи);

     Великие Минеи - Четьи (иногда Четьи Минеи) - огромный по масштабам XVI века (отсюда и название “великие” - большие) свод произведений, найденных, отобранных и частично обработанных под руководством митрополита Макария. Представлял собой Минею - собрание житий святых, их чудес, а также разнообразных поучительных слов на каждый день года. Макарьевские Минеи были четьими - предназначались для домашнего поучительного чтения.  

     б) Для богослужений :

     Служебные Минеи - сборники для публичного чтения во время церковной службы, где тот же материал, что и в Минеях Четьих, излагался более сжато.

     Пролог - книга, содержащая в себе жития святых, вместе с указаниями относительно празднований в честь их. У греков эти сборники назывался синаксарями. Самый древний из них — анонимный синаксарь в рукописи Порфирия Успенского 1249 г [7]

     Патерики — специальные сборники житий святых. В рукописях известны переводные патерики: синайский ("Лимонарь" Мосха), азбучный, скитский (несколько видов), египетский (Лавсаик Палладия). [7]

     Синаксарии – внебогослужебные церковные собрания, которые посвящались псалмопению и благочестивому чтению (главным образом, житийной литературе).

     Канон жития святых:

     Житие святого - повествование о жизни  святого, созданием которого обязательно  сопровождается официальное признание  его святости (канонизация). Как правило, в житии сообщается об основных событиях жизни святого, его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти, если таковая была), а также особых свидетельствах Божественной благодати, которой был отмечен этот человек (к ним относятся, в частности, прижизненные и посмертные чудеса). Жития святых пишутся по особым правилам (канонам). Так, считается, что появление отмеченного благодатью ребёнка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей (хотя бывали случаи, когда родители, руководствуясь, как им казалось, благими побуждениями, мешали подвигу своих чад, осуждали их - например, житие св. Феодосия Печёрского, св. Алексия человека Божия).

     Чаще  всего святой с ранних лет ведёт  строгую, праведную жизнь (хотя иногда святости достигали и раскаявшиеся грешники, например св. Мария Египетская).

Информация о работе Житие