Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:56, реферат
каноны жанра, характерные черты, примеры.
Введение
История древнерусской литературы
Жанр жития
Виды жанров жития
Канон жития святых
Агиография
Эволюция житийного жанра
Канон жития на примере «Сказание и страдание и похвала мученикам Борису и Глебу» (Перевод Д.С. Лихачева)
Изменение житийного жанра на примере "Жития протопопа Аввакума, им самим написанного"
Вывод
Источники
К концу I тысячелетия выработались каноны житийной литературы, выполнение которых было обязательным. Они включали следующее:
Излагались только «исторические» факты.
Героями житий могли быть только православные канонизированные святые.
Житие имело стандартную сюжетную структуру:
Святые изображались идеально положительными, враги - идеально отрицательными. Это объяснялось отсутствием психологизма в литературе. Герой не изображался противоречивым, в призме разных черт своего характера. А напротив, абсолютно упрощенными с точки зрения психологии.
Следовать канонам было необходимо потому, что эти каноны были выработаны многовековой историей агиографического жанра и придавали житиям отвлеченный риторический характер.
Агиографический текст помогает установить своеобразную “парадигму святости”, определить важные моменты в подвиге подвижника для времени написания жития, просмотреть изменения в восприятии деятельности святого (если рассматривать разные по времени и месту написания редакции одного и того же агиографического произведения).
Агиогра́фия (от гр. άγιος “святой“ и γράφω “пишу“), научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости.
Подходы к изучению житий святых:
Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения.
С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении и т.д.
В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как первоклассный источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории.
С этой точки зрения Житие является уникальным и незаменимым источником знания о культуре, жизни, быте русского народа
В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни (в частности, и так наз. народную религиозность), религиозно-культурные представления общества.
Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы, со своими закономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и т.д., и в этом плане являются предметом литературно-филологического рассмотрения. [9]
Процесс "обмирщения" древнерусской литературы сказался и трансформации такого устойчивого жанра, как житие. Его каноны, прочно закрепленные макарьевскими "Четьими- Минеями", разрушаются вторжением бытовых реалий, фольклорной легенды еще с XV столетия. [2]
Житие постепенно превращается в бытовую повесть, а затем становится автобиографией-исповедью.
С
этого времени Русские жития
отступают от традиционной схемы
в сторону сближения с реальной
жизнью. Для них типично введение
в ткань повествования
Образ самого героя, обычно, меньше затронут подобными нарушениями агиографического этикета. Он нарисован с самым пунктуальным соблюдением абстрактного религиозного идеала. Но и в эту канву вплетаются нити психологизма, делая героя более очеловеченным и более понятным читающему.
Наиболее поздние жития воспринимаются современным читателем, как самостоятельные произведения. В отличие от первых житий, обязательно входящих в систему или свод.
Первыми русскими святыми, прославленными Церковью, стали благоверные князья Борис и Глеб. [10]
Под житиями Бориса и Глеба подразумевались "Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпца Бориса и Глеба" ("Чтение о Борисе и Глебе"), написанное монахом Киевского Печерского монастыря Нестором и "Съказание и страсть и похвала святую мученику Бориса и Глеба" ("Сказание о Борисе и Глебе"), автор которого неизвестен.[10]
Вначале, по мнению А.А. Шахматова, было написано неизвестным автором сказание о Борисе и Глебе, которое вошло в "Древнейший летописный свод", составленный во второй четверти XI в. в Киеве. Им воспользовался Нестор при работе между 1081 и 1088 гг. над "Чтением", расширив свое сочинение за счет авторских рассуждений, молитв и пр. В конце XI в. на базе "Древнейшего свода", попавшего в Новгород, и новгородских к нему добавлений, был составлен опять в Киеве "Начальный летописный свод". Этим последним летописным сводом и "Чтением" Нестора пользовался автор "Сказания о Борисе и Глебе", написанном около 1115 г. Когда же в 1116 г. была составлена "Повесть временных лет", то история о Борисе и Глебе вошла в нее из "Начального свода" с некоторыми добавлениями. [6]
Вопрос о времени написания "Чтения" и "Сказания" о Борисе и Глебе до сих пор остается без ответа.
Ответ
этот важен не только историкам литературы,
но и историкам Русской
Итак, перейдем непосредственно к анализу текста, через призму житийного канона.
«Сказание
о Борисе и Глебе» повествует о
жизни русской земли при
По прошествии лет Владимир заболел и отправил своего сына Бориса «блаженного и скоропослушливого» с войском на печенегов. 1. Послушание- есть проявление христианской добродетели.
Пока сын был в походе Владимир скончался, но Святополк утаил смерть князя, и спрятав тело в ковер вывез его в церковь Святой Богородицы, а сам сел на княжение в Киеве.
Борис «угадал помыслы Святополка, поистине второго Каина: ведь хотел он перебить всех наследников отца своего, чтобы одному захватить всю власть.» 2. Канон жития в данном случае проявляется в использовании Библейских образов, для описания поступков героев.
Тогда Святополк приказал своей дружине убить Бориса. А сам Борис проявлял христианское смирение, говоря: «Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же еще и старейшего, которого чту я как отца».- прославление христианских добродетелей одна из основ жития.
«Между тем наступил вечер, и Борис повелел петь вечерню, а сам вошел в шатер свой и стал творить вечернюю молитву со слезами горькими, частым воздыханием и непрерывными стенаниями» - молитва, один из ключевых моментов в полотне жития. Обычно она описывается прямой речью героя, передавая его чувства и переживания, представляя его образцом послушания и чистоты души.
И когда дружина Святополка пришла убивать Бориса, тот не переставал молиться. «И, воззрев на своих убийц горестным взглядом, с осунувшимся лицом, весь обливаясь слезами, промолвил: «Братья, приступивши — заканчивайте порученное вам». И да будет мир брату моему и вам, братья!» - не смотря на жестокость брата своего, Борис простил ему всё и убийцам простил. Тем самым становясь образцом христианского всепрощения и не противления злу злом.
«И все, кто слышал слова его, не могли вымолвить ни слова от страха и печали горькой и слез обильных» - вот одно из прижизненных чудес Бориса, его молитва была настолько искренняя, что все вокруг почувствовали скорбь и стенания души.
«Блаженного же Бориса, обернув в шатер, положили на телегу и повезли. И когда ехали бором, начал приподнимать он святую голову свою. Узнав об этом, Святополк послал двух варягов, и те пронзили Бориса мечом в сердце» – посмертное чудо, одно из основных положений канона жития, удостоверяющее в неординарности личности и принадлежности её к божественному.
Но Святополк не остановился на убийстве Бориса. Он захотел убить и самого младшего – Глеба.
Узнав об этом Глеб долго и усердно молился. И когда встретился со своими убийцами молился вновь – опять молитва занимает одно из главных положений в описании героя, передавая его душевное состояние.
Глеб был убит. «И была принесена жертва господу чистая и благоуханная, и поднялся в небесные обители к господу, и свиделся с любимым братом, и восприняли оба венец небесный, к которому стремились, и возрадовались радостью великой и неизреченной, которую и получили» - проявление мира чудесного, Божьего, отличного от мира земного, так же характерно для жанра жития.
Останки Глеба не были найдены сразу. «И этого святого, лежавшего долгое время, не оставил бог в неведении и пренебрежении, но сохранил невредимым и явлениями ознаменовал: проходившие мимо этого места купцы, охотники и пастухи иногда видели огненный столп, иногда горящие свечи или слышали ангольское пение» - посмертное чудо и принадлежность к Богу.
Но брат Ярослав выступил против Святополка, но что важно для жития не убивал его. Святополк помутился разумом, обратился в бегство и погиб безвестно. Тем самым Ярослав не стал убийцей, но зло было побеждено – это одно из основных правил жития.
Можно
с уверенностью сказать, что самым
замечательным и самым
Своеобразная стилистическая манера Аввакума, крайний субъективизм его сочинений неразрывно связаны с теми мучительными обстоятельствами его личной жизни, в которых осуществлялось его писательское «страдничество». Литературные взгляды Аввакума в значительной мере определены этим его положением. Перед лицом мученичества и смерти он чужд лжи, притворства, лукавства. [3]