Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 02:17, курсовая работа
Актуальность данного исследования определяется, прежде всего, тем, что в нем рассматриваются вопросы, связанные с теорией фантастической литературы, точнее, с одной из ее ветвей - прозой английского писателя Артура Конан Дойля. До сих пор не выработана единая точка зрения на природу жанра; исследователи порою расходятся в понимании терминов "фантастика" и "философская фантастика". В данной работе делается попытка в теоретическом плане решить некоторые вопросы, связанные с содержательной стороной фантастики.
Целью данной работы является выявление жанрового своеобразия фантастической прозы на материале романа А. Конан Дойля «Затерянный мир».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ЖАНРА ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ……………........5
1.1. Фантастика: классификация и истоки данного жанра…………..5
1.2. Фантастический роман в творчестве А. Конан Дойля…………11
ГЛАВА II. ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РОМАН А. КОНАН ДОЙЛЯ «ЗАТЕРЯННЫЙ МИР»…………………………………………………………….16
2.1. Главный герой и его характеристика……………………………16
2.2. Столкновение фантастического с реальным: путешествие
в затерянный мир………………………………………………....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..26
Но нельзя не восхититься трепетным отношением огромного Челленджера к его маленькой и хрупкой жене: «Так много лет были мы верными спутниками друг другу! Печально было бы нам расстаться теперь, в этот последний миг… на мгновение мне явился незнакомый дотоле образ мягкого и нежного Челленджера, столь отличный от того шумного, напыщенного и дерзкого человека, который попеременно изумлял и обижал своих современников. Здесь, осенённый смертью, обнаруживался тот Челленджер, который скрывался в глубочайших недрах этой личности, человек, которому удалось завоевать и удержать любовь своей жены» [5, с.164]. Ещё на плато «затерянного мира» Мелоун, получив ранение, видит доселе скрытые черты учёного: «Увидев перед собой их встревоженные лица, я впервые понял, что наши профессора не только мужи науки, но и люди, способные на простые человеческие чувства» [5, с.109].
О профессоре Челленджере говорят, что он фанатик науки и что его любезность может быть "почти так же ошеломительна, как и его грубость". Профессор Челленджер обладает замечательными качествами и человека, и ученого, и автор не боится "унизить" своего героя, подчеркивая его слабости и недостатки: «Обладая весьма примитивным чувством юмора, он радовался каждой своей шутке, даже самой грубой» [5, с.83], «…густой и громкий храп Челленджера разносился по всему лесу» [5, с.90], а также писатель часто сравнивает поведение профессора с животными: «…рев разъяренного быка…» [5, с.18], «Рыча и бранясь, он поплёлся за мною, как сердитая цепная собака» [5, с.184], «…старый лев со спутанной гривой…» [4, с.22] и т.д.
Но не смотря на это, в
Челленджере Конан Дойль
2.2. Столкновение фантастического с реальным: путешествие
в затерянный мир
Пытаясь добиться расположения красавицы Глэдис, молодой журналист-ирландец Эдуард Мелоун просит своего издателя дать ему какое-нибудь «опасное задание». Редактор Мак-Ардл даёт ему поручение взять интервью у нелюдимого и чудаковатого профессора Джорджа Челленджера, известного скандалиста и ненавистника журналистов. Первая же встреча Мелоуна с профессором заканчивается дракой, однако, Мелоуну удается добиться симпатии Челленджера, не подав полицейскому жалобу. Профессор объясняет журналисту причину его несогласий с ученым миром - однажды, во время поездки по Южной Америке, учёный обнаружил в маленькой деревне тело натуралиста по имени Мепл-Уайт. «К моему удивлению он оказался не индейцем. А белым, белейшим из белых <…> вещевой мешок незнакомца лежал рядом с ним. Внутри был вшит ярлычок с именем и адресом владельца: «Мепл - Уайт, Лейк - Авеню, Детройт, штат Мичиган» [5, c.24]. Найденный профессором альбом для этюдов, он обнаружил, что в нём есть зарисовки совершенно неисследованной местности, а также динозавров рядом с людьми. Пользуясь альбомом, профессор совершил поход в указанное место, которого местные туземцы сильно боятся, считая его обиталищем злого духа Курупури, и обнаружил гигантское плато, где подстрелил животное, оказавшееся доисторическим птеродактилем. С собой он привез несколько фотографий - довольно слабые доказательства в пользу его теории. «Он протянул мне небольшую фотографию. - Её плачевное состояние объясняется тем, что, когда мы спускались вниз по реке, нашу лодку перевернуло и футляр, в котором хранились непроявленные негативы, сломался. Результат этого бедствия налицо» [5, c. 28]. А позже профессор показал крыло ящера. «Профессор вынул из ящика нечто, напоминающее, на мой взгляд, верхнюю часть крыла огромной летучей мыши» [5, c.29].
На лекции в Музее Естественной Истории Челленджера обвиняют в том, что он выдумал открытое им плато и фальсифицировал доказательства. Он заявляет о готовности совершить повторную экспедицию на плато с тем, чтобы объективные свидетели подтвердили его слова. В экспедицию вместе с ним вызываются ехать скептически настроенный ученый профессор Саммерли, знаменитый охотник и путешественник лорд Джон Рокстон и Мелоун. Исследователи отправляются в Бразилию и поднимаются вверх по Амазонке, сопровождаемые местными индейцами и негром Самбо. Пройдя по указанному Челленджером маршруту, экспедиция обнаруживает плато, но это не уменьшает скептицизма Саммерли, что вызывает ссору между учёными. Экспедиция обходит плато кругом, но подняться наверх невозможно, а пещера, через которую поднялся Мепл-уайт, завалена. Вечером герои жарят полтуши свиньи на вертеле, но внезапно появившийся птеродактиль уносит их ужин, Саммерли признаёт правоту Челленджера, Челленджер достойно, без какого-либо злорадства, дружески пожимает руку Саммерли. «И вдруг из темноты, из ночного мрака со свистом, к костру ринулось сверху какое-то существо. Перепончатые крылья на миг прикрыли нас, словно пологом, и я успел разглядеть длинную, как у змеи, шею, свирепые, блеснувшие красным огоньком глаза и огромный разверстый клюв. Секунда – и существо унеслось прочь… вместе с нашим ужином» [5, c.65]. Группе удается взобраться на утес, стоящий рядом с плато, и свалить на другую сторону дерево. Как только они переходят на плато, метис Гомес сталкивает дерево в пропасть, отрезая англичан от спасения. Гомес таким образом мстит лорду Рокстону за смерть своего брата-работорговца. Ответив предателю метким выстрелом из ружья, четверо британцев идут вглубь плато, где, к великой радости Челленджера, встречают живых динозавров. «Последние слова Челленджер договорил шепотом, а мы так и замерли от изумления - по большой прогалине разгуливало пять странных существ, таких мне еще никогда не приходилось видеть. Размеры их поразили нас. Даже самые маленькие были ростом со слона, а о взрослых уж и говорить не приходиться» [5,c.75]. Но вскоре путешественникам приходится вступить в серьёзную борьбу за выживание среди плотоядных аллозавров (или мегалозавров), летучих птеродактилей и свирепых человекообезьян - далеких предков человека. Под конец человекообезьяны захватили обоих профессоров и лорда Джона в плен (ему удалось бежать), причем с Челленджером они обращались бережно, оценив его поразительное сходство со своим вожаком. В результате кровопролитного сражения пленников освободили мужественный лорд Рокстон и отважный Мелоун, затем бравая четверка помогла местным краснокожим победить ужасных человекообезьян, и в итоге все благополучно вернулись на родину.
В Лондоне торжествующий Челленджер предъявил публике, битком набившейся в Куинс-Холл, настоящего живого птеродактиля. «Профессор Челленджер снял выдвижную крышку с ящика, заглянул внутрь и, прищелкнув несколько раз пальцами, сказал умильным голосом (в журналистской ложе были прекрасно слышны его слова): “Ну, выходи, малыш, выходи!” Послышалась какая-то возня, царапанье, и тут же вслед за этим невообразимо страшное, омерзительное существо вылезло из ящика и уселось на его краю. Даже неожиданное падение герцога Дархемского в оркестровую яму не отвлекло внимания пораженной ужасом публики. В зале начался переполох, птеродактиль испугался, заметался и, прежде чем профессор Челленджер успел ухватить его за ноги, вылетел в окно» [5, с.129].
Герои достигли своей цели – они увидели этот затерянный мир. Не корысть двигала ими, они не искали дешевой славы завоевателя, покорителя мирных народов. Им не чужда благородная гордость первооткрывателя, но подвиг они совершили ради науки. И когда, по традиции приключенческого жанра, они нашли сокровище - «россыпь алмазов», то огромное богатство они не собираются использовать в своих интересах, а готовы отдать его для пользы той же науки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования можно сделать выводы, что применительно к литературе, «фантастика» это - полностью или частично, вообще невозможно в реальной жизни. История мировой литературы, особенно нового и новейшего времени, начиная с романтизма (конец XVIII — начало XIX в.), накопила огромное богатство художественного арсенала фантастики.
Одним из ярких писателей рубежа веков, который внес неотъемлемый вклад в литературу, является Артур Конан Дойл.
Относительно литературного творчества, в 1912 году он впервые обратился к жанру фантастики. Фантастические произведения Конан Дойля - это разновидность приключенческого жанра, где фантастическое допущение - только литературный приём.
Главное в них - новые герои, которые и в приключенческих произведениях идут на смену старым: ученые-открыватели, сменяющие искателей приключений "классического" авантюрного жанра.
Из произведений этого нового типа наиболее характерен и интересен роман "Затерянный мир".
Это уникальный роман, который не стареет вот уже больше столетия, да и наверное не постареет никогда, один из самых популярных в мировой литературе приключенческого жанра. "Затерянный мир" открыл новое направление в фантастике - путешествия во времени.
Роман повествует об опасном и полном приключений путешествии на неведомую землю, заселенную доисторическими животными. В этом романе Конан Дойл показал свое знакомство с последними достижениями научной мысли; его описания до наших дней имеют определенную познавательную ценность.
В «Затерянном мире» интересен не только фантастический элемент, но и тонкие жизненные наблюдения, характерные бытовые зарисовки, мягкий юмор (к сожалению, иногда пропадающий при переводе), которые придают книге своеобразную окраску. Содержащиеся в ней сценки из реальной жизни не менее занимательны, чем самые фантастические происшествия. Знакомство с оригинальным творчеством Артура Конан Дойла, писателя, сыгравшего немалую роль в развитии новейшей западной литератур и представляет огромный интерес для читателя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ал. Абрамов. Фантастика А. Конан Дойля // с. 479 - 481
2. В мире фантастики. Сборник литературно-критических статей и очерков. - М.: Молодая гвардия, 1989. - с. 3 - 4
3. В. С. Мартыненков. О. А. Сысоева. К проблеме функционирования мегажанров в современной массовой литературе// Хабаровск. - с. 3
4. Дойл А. К. Затерянный мир/ Пер. с англ. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - ил. - (Мое первое собрание сочинений). - с. 8- 9
5. Дойл А. К. Перстень Тота: Рассказы/ Сост. Г.Панченко; пер. с англ. О.Бутаева, Г. Галича, Н.Чешко. - Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007. - 400с.
6. Дойл Артур Конан. Сб. науч.-фантаст. Произведений/ Сост. Н.В. Хуруяну. - Кишинёв: Штиинца, 1991. - 325 с.
7. Кагарлицкий Ю.И. Вглядываясь в будущее. - М.: Худ. лит-ра, 1989. - с. 26-52.
8. Книгин Игорь Анатольевич. Словарь литературоведческих терминов/ Игорь Анатольевич Книгин. - Саратов: Лицей, 2006. - 276 с.
9. Коганова А. А. Новые дороги литературных героев. Минск: Вышэйш. шк., 1990.-192 с.
10. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. 1968. - № 8. - С. 74-87.
11. Мзареулов К. Фантастика. Общий курс/ Константин Мзареулов. - с. 11
12. Осипов А.Н. Фантастика от 'А' до 'Я': Основные понятия и термины:
Краткий энциклопедич. справ./ А. Н. Осипов. - М.: Дограф, 1999. – 352 с.
13. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / Перев. с фр. Б. Нарумова. - М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1997. - 144 с.
14. Урнов М. Конан Дойл, Шерлок Холмс и профессор Челленджер // Дойл А.К. Затерянный мир: Фантаст. произведения. — М.: Правда, 1990. - с. 493-509
15. Артур Конан Дойл. Режим доступа: http://www.booklib.ru/book-
16. Генри Лайон Олди.
Фантастическое допущение.
17. Затерянный мир. Режим доступа: http://www.ereading.org.ua/
18. Как подразделяется фантастика? Режим
доступа: http://shkolazhizni.ru/
19. Конан Дойл. О книге затерянный мир.
Режим доступа: http://www.livelib.ru/book/
20. Костылева Ольга. Фантастика как жанр:
объект, предмет, классификация. Режим
доступа: http://zhurnal.lib.ru/k/
Информация о работе Жанровое своеобразие фантастического романа Артура Конан Дойля «Затерянный мир»