Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 02:17, курсовая работа
Актуальность данного исследования определяется, прежде всего, тем, что в нем рассматриваются вопросы, связанные с теорией фантастической литературы, точнее, с одной из ее ветвей - прозой английского писателя Артура Конан Дойля. До сих пор не выработана единая точка зрения на природу жанра; исследователи порою расходятся в понимании терминов "фантастика" и "философская фантастика". В данной работе делается попытка в теоретическом плане решить некоторые вопросы, связанные с содержательной стороной фантастики.
Целью данной работы является выявление жанрового своеобразия фантастической прозы на материале романа А. Конан Дойля «Затерянный мир».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ЖАНРА ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ……………........5
1.1. Фантастика: классификация и истоки данного жанра…………..5
1.2. Фантастический роман в творчестве А. Конан Дойля…………11
ГЛАВА II. ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РОМАН А. КОНАН ДОЙЛЯ «ЗАТЕРЯННЫЙ МИР»…………………………………………………………….16
2.1. Главный герой и его характеристика……………………………16
2.2. Столкновение фантастического с реальным: путешествие
в затерянный мир………………………………………………....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..26
Министерство науки и образования, молодёжи и спорта Украины
Севастопольская городская государственная администрация
Севастопольский городской гуманитарный университет
Филологический факультет
Жанровое своеобразие фантастического романа Артура Конан Дойля «Затерянный мир»
Севастополь-2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ЖАНРА ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ……………........5
1.1. Фантастика: классификация и истоки данного жанра…………..5
1.2.
Фантастический роман в
ГЛАВА II. ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РОМАН А. КОНАН ДОЙЛЯ «ЗАТЕРЯННЫЙ МИР»…………………………………………………………….16
2.1. Главный герой
и его характеристика…………………………
2.2. Столкновение фантастического с реальным: путешествие
в затерянный мир………………………………………………....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..26
ВВЕДЕНИЕ
Всеобщий интерес к литературе фантастического жанра, непомерные тиражи ее изданий и спрос на нее, как в библиотеках, так и в книготорговле, очень характерны для нашего времени. Фантастика, долго считавшаяся второсортной литературой, не подвергавшаяся серьезному изучению критиками и литературоведами и не находившая места в толстых и массовых журналах, как бы затмила другие виды беллетристики и привлекла широчайшую читательскую аудиторию.
Очевидные причины этого явления лежат в успехах науки и техники, безоговорочно доказавших свое могущество и необходимость в современном обществе. Наука становится составной частью производительных сил человечества. Такая наука не могла не найти отражения в литературе и не послужить причиной соответственных изменений в психологии и мировоззрении людей. Вызванный наукой к жизни и расцвету научно-фантастический жанр литературы закономерно осложнился различными «ответвлениями», «переходными видами» к другим жанрам и произведениям, в которых наука служит лишь маскировкой. Фантастика представляет собою заметное явление современного литературного развития, и ее изучение важно как в литературном, так и в идеологическом плане.
Актуальность данного исследования определяется, прежде всего, тем, что в нем рассматриваются вопросы, связанные с теорией фантастической литературы, точнее, с одной из ее ветвей - прозой английского писателя Артура Конан Дойля. До сих пор не выработана единая точка зрения на природу жанра; исследователи порою расходятся в понимании терминов "фантастика" и "философская фантастика". В данной работе делается попытка в теоретическом плане решить некоторые вопросы, связанные с содержательной стороной фантастики.
Целью данной работы является выявление жанрового своеобразия фантастической прозы на материале романа А. Конан Дойля «Затерянный мир».
Для достижения этой цели представляется необходимым выдвинуть и решить в ходе исследования ряд конкретных задач:
1. Сформулировать термин фантастика, классификацию и истоки данного жанра применительно к художественной литературе.
2. Исследовать фантастический роман в творчестве А. Конан Дойля.
3. Охарактеризовать художественный образ главного героя.
4. Выявить столкновение фантастического с реальным: путешествие
в затерянный мир.
Объект - фантастическая литература как жанр.
Предмет - присутствие основных жанровых черт в романе «Затерянный мир» А. Конан Дойля.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав: ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ЖАНРА ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ, ГЛАВА II. ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РОМАН А. КОНАН ДОЙЛЯ «ЗАТЕРЯННЫЙ МИР», заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы: 27 страниц.
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ЖАНРА ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ
1.1. Фантастика: классификация и истоки данного жанра
Фантастика (от греч. «phantastike» - искусство воображать) - одна из разновидностей художественной литературы, в которой идеи и образы строятся исключительно на вымышленном автором «чудесном мире», на изображении странного и неправдоподобного. Не случайно поэтика фантастического связана с удвоением мира, его расчленением на реальное и придуманное.
По мнению А. Шалганова считается, что «фантастика - это своего рода «параллельная литература», в которой существуют все жанры и все направления, но только с дополнительным элементом инвариантности» [3, с. 3].
Основным признаком фантастики является наличие в произведении фантастического допущения.
Фантастическое допущение, или фантастическая идея - основной элемент жанра фантастики. Он заключается во введении в произведение фактора, который не встречается или невозможен в реальном мире, в котором живет читатель, либо герои произведения («допущении» его существования в сеттинге произведения). Фантастическое допущение противопоставляется реалистическому допущению: вымыслу, не противоречащему возможному, который применяется в реалистической художественной литературе. При этом остальные элементы - проблематика, литературные приемы, построение сюжета - у фантастических произведений принципиально не отличаются от реалистических.
Дмитрий Громов и Олег Ладыженский предлагают такую классификацию допущений:
1) Научно-фантастическое - введение в произведение научного нововведения. Бывает двух видов:
а) Естественно-научное - технические изобретения, открытия новых законов природы. Характерно для твёрдой научной фантастики.
б) Гуманитарно-научное - допущение в области социологии, истории, политики, психологии, этики, религии. Введение новых моделей общества или сознания. Характерно для утопии, антиутопии, социальной фантастики.
2) Футурологическое допущение - перенесение действия в будущее. Характерно для научной фантастики: космической оперы, пост-апокалипсиса, антиутопии.
3) Фольклорное допущение (сказочное, мифологическое, легендарное) - введение в произведение существ, предметов, явлений из человеческой мифологии (допущение их реального существования). Характерно для фэнтези.
4) Миротворческое допущение - перенесение действия в полностью вымышленный мир (допущение существования такого мира). Характерно для фэнтези, космической оперы.
5) Мистическое допущение - введение в произведение фантастического фактора, которому не дается рационального объяснения. Характерно для жанра хоррор.
6) Фантасмагорическое допущение - введение в произведение фактора, противоречащего любому здравому смыслу и не способного иметь никакого логического основания.
В одном и том же произведении могут сочетаться разные виды допущений.
Фантастическое допущение используется, чтобы полнее раскрыть проблематику произведения, характеры персонажей, за счет помещения их в нестандартные условия; для предложения научных и ненаучных гипотез; для создания экзотического антуража.
К. Мзареулов предложил в своей книге "Фантастика. Общий курс" такую классификацию фантастики:
1) Научная фантастика - направление в фантастике, зародившееся в середине XIX века как следствие научно-технического прогресса, первых успехов и первых проблем, с ним связанных. В научно-фантастических произведениях с помощью художественных образов находят выражение научные, социальные и эстетические гипотезы и гипотетические ситуации о прошлом, настоящем и будущем, логически проецированные из явлений современности или современного мировосприятия, и потому вероятностные или допустимые в рамках художественного эксперимента. Однако некоторые исследователи и писатели отрицают возможность спрогнозировать открытия и изобретения, тем не менее, в произведениях научной фантастики содержатся фантастические компоненты, имеющие наукообразное обоснование, не противоречащие достоверно установленным фактам и материалистическому взгляду на природу, причем отличия описываемых событий и явлений от реальной действительности являются непосредственный следствием влияния компонент фантастичности. Отцом научной фантастики называют Ж. Верна, который в своих книгах предсказал множество технических открытий.
2) Приключенческая фантастика - направление в фантастике, произведениям которой свойственно широкое использование традиционных приемов приключенческой литературы - динамично и неожиданно развивающийся сюжет, психологическое напряжение, волевые, героические характеры персонажей, тема путешествий и т.п. Тремя основными подразделами приключенческого жанра считаются боевик, триллер, детектив. Сюжеты детективных произведений строятся по давно сформулированным правилам: расследование запутанных преступлений, причем сыщик вычисляет преступника путем логического анализа косвенных улик, на основе знаний человеческой (в фантастике - не только человеческой психологии). Боевики повествуют о борьбе персонажей положительных против персонажей отрицательных, обычно те и другие вооружены, действие сопровождается драками, погонями, сражениями. Сюжеты боевиков динамичны: само слово "боевик" на английском языке звучит как "action" - действие. Триллером обычно называют произведение о борьбе с грозной пугающей опасностью, которую невозможно предотвратить усилиями одного человека или с помощью оружия. Произведения приключенческой фантастики выполняют преимущественно развлекательную функцию.
3) Юмористическая фантастика - направление в фантастике, в произведениях которого, реалии фантастического мира становятся объектом смеха. Произведения юмористической фантастики стабильно пользуются массовым спросом. Наиболее известные авторы, пишущие в этом жанре Р. Асприн, Т. Пратчетт, А. Белянин, М. Успенский, О. Громыко.
4) Космическая опера - для таких произведений характерны динамичный умеренно закрученный сюжет, действие происходит в космическом пространстве и/или на других планетах. В космических операх задействованные в сражениях стороны - как политические силы, так и отдельные персонажи - четко делятся на положительных и отрицательных, практически без полутонов. Глубокая проработка характеров обычно не используется, авторы ограничиваются стандартным набором традиционных персонажей: "неистребимый" главный герой, которому удается целым и почти невредимым выпутаться из самых тяжелых ситуаций; его верная подруга - обычно прекрасная принцесса, хотя возможны варианты; демонический злодей, замышляющий поработить галактику, самоотверженные соратники героя и безжалостные беспринципные наемники галактического диктатора.
5) Утопия - жанр фантастической литературы, который описывает модель идеального, с точки зрения автора, общества. Впервые слово "утопия" в значении "модель идеального общества" встречается в книге английского священника С. Перчеса "Паломничество", написанной в 1613 году. Первым утопичным произведением считается диалог Платона "Государство". В советский период русской истории существовали разнообразные утопичные произведения, описывающие развитие социалистического общества в будущем. К таким относятся "Туманность Андромеды" И. Ефремова, "Красная звезда" А. Богданова. Существует также утопия со знаком "минус" или антиутопия. В произведениях такого жанра описывается общество, в котором преобладали негативные тенденции развития. Если утопия показывает позитивные черты в общественном развитии, то антиутопия в противоположность указывает на негативные.
6) Мистика (хоррор) - жанр фантастической литературы, в котором человек сталкивается со сверхъестественным и нередко предстает беспомощной игрушкой. Мистические произведения имеют тематизированный набор персонажей, пришедшей из низовой мифологии разных народов: вампиры, демоны, оборотни, зомби, призраки и другие. На основе включения в произведения таких персонажей выделяются "вампирский роман", "роман об оборотнях", "роман о призраках", "истории демонической одержимости". Логика "ужастиков" фаталистична: оккультная мистика, могущественные потусторонние чудовища, сверхъестественные силы или катастрофические явления, практически не подвластные воле современного человека, - все эти обязательные атрибуты способствуют нагнетанию атмосферы страха и безвыходности, нередко ведут к трагической развязке.
7) Фэнтези - жанр фантастики, направленный на (детальное) изображение мира, более или менее независимого от нашего, в котором действует система волшебства. Причиной возникновения фэнтези считаются поиск альтернативы научному мировоззрению, утвердившемуся в общественном сознании и в фантастике (классическая научная фантастика), новых форм взаимодействия с окружающим миром, новых методов решения накопившихся в обществе проблем. Отличительной чертой фэнтези можно считать пронизывающее это жанровое направление ощущение, что человек способен управлять сверхъестественными силами и существами. Благодаря накопленным знаниям, жрецы и волшебники умело пользуются заклинаниями, и магическими амулетами, подчиняют своей воле демонов преисподней.
Фантастика - очень древний, едва ли не самый древний жанр искусства. На заре человеческой культуры наши далекие предки, пытаясь постигнуть окружающий мир, строили философские, мифологические, религиозные концепции, в которых отражались представления об устройстве и происхождении Вселённой, о прошлом своего племени (народа, страны), о сверхъестественных существах, управляющих природой, людьми, обществом.
Истоки фантастической литературы лежат в мифотворческом народнопоэтическом сознании, создавшем национальные мифологии, сказки, героический эпос, легенды, предания. Почти вся литература и драматургия Древней Греции - это мифологическая фантастика.
Когда в Греции закладываются основы современного фэнтези, в Риме происходит заложение иного фундамента. Фундамента социальной фантастики, которая в эпоху Возрождения становится утопией, и трансформируется к нашему времени в антиутопию.
Христианские мифы, появившиеся чуть позже, жития святых, рассказы о чудесах - это, не что иное, как основы будущей романтической (или мистической) фантастики.
Информация о работе Жанровое своеобразие фантастического романа Артура Конан Дойля «Затерянный мир»