Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:17, курсовая работа
В. А. Жуковский считается родоначальником романтизма в русской литературе. Его творчество – ранний этап романтизма в России, который может быть назван преромантическим. Литературовед А. Н. Веселовский пишет о том, что Жуковского, романтика и германофила, французская романтическая школа его не коснулась. А сам он говорил о себе как о родителе «на Руси немецкого романтизма» и поэтическом дядьке «чертей и ведьм немецких» [Веселовский 1999].
Общая характеристика баллад В. А. Жуковского…………………3
Анализ баллады «Людмила»………………………………………...7
Анализ баллады «Ивиковы журавли»…..........................................11
Анализ баллады «Эолова арфа»…………………………………....13
Заключение…………………………………………………………..19
Список литературы…………………………………………………….......20
Смертных ропот безрассуден;
Царь Всевышний правосуден;
Твой услышал стон Творец;
Час
твой бил, настал конец.
А значит смерть Людмилы не божественное наказание за ропот на создателя, а результат исполнения собственного желания Людмилы. Ропот на Бога Жуковский считал недопустимым, потому что горячо верил, что от него может быть только доброе.
Таковы светлый идеализм и оптимистическое настроение, которые не покидали Жуковского всю его жизнь и которые придавали ему сил для сопротивления тяжелым ударам судьбы.
III.
Анализ баллады «Ивиковы
журавли»
Написанная в 1813 году баллада «Ивиковы журавли» является переводом баллады Шиллера, а та в свою очередь – переложением знаменитой античной легенды. Согласно которой странствующий древнегреческий певец Ивик, живший в VI веке до нашей эры в Южной Италии, был убит разбойниками по дороге на общегреческий праздник – состязание. По преданию, убийство было раскрыто благодаря появлению свидетелей – журавлей.
Для
легенды, которая дошла до нас, характерна
идея неотвратимого возмездия. Шиллер
ввел новый мотив – убийца невольно выдает
себя под впечатлением искусства, глубоко
воздействующего на человеческую душу.
Жуковский устранил важную для первоисточника
психологическую мотивировку, но зато
усилил идею мощного воздействия искусства
на человека. У Шиллера убийца разоблачает
себя при виде журавлей, тогда как у Жуковского
– услышав приближение птиц. Начало баллады
Жуковского обычно, почти повседневно:
На Посейдонов
пир веселый.
Куда стекались чады Гелы
Зреть бег коней и бой певцов,
Шел Ивик, скромный друг богов.
Рано
или поздно, по убеждению Жуковского,
гуманность предъявит свой строгий
счет, тайное становится явным, и всем
воздастся по заслугам. Таков общий
благой и мудрый закон, управляющий
миром. Всевидящая судьба всегда защищает
невинных. Древнегреческий певец Ивик
убежден, что жизнь разумна, что законы
Зевса святы и нарушивший их будет наказан.
И хотя убийство Ивика свершилось без
свидетелей, наказание все же настигло
преступников.
И бледен, трепетен,
смятенный,
Внезапной речью обличенный,
Исторгнут из толпы злодей:
Перед седалище судей
Он привлечен с своим клевретом;
Смущенный вид, склоненный взор
И тщетный плач был их ответом;
И смерть была им приговор.
Наперекор жестокому веку В. А. Жуковский в балладах строит свою особую Вселенную, где все совершается по справедливости, как в сказке. И если зло неотвратимо, как в сюжете баллады «Ивиковы журавли», то, по крайней мере, оно будет наказано. А следовательно в поэтическом мире В. А. Жуковского царит принцип высокой человечности.
Блажен, кто
незнаком с виною.
Кто чист младенчески
душою!
Мы не дерзнем
ему вослед;
Ему чужда дорога
бед...
Но вам, убийцы,
горе, горе!
Как тень, за
вами всюду мы,
С грозою мщения
во взоре.
Ужасные созданья
тьмы.
Подводя итог отметим, вслед за Г. А. Гуковским [Гуковский 1965], что если у Шиллера «Ивиковы журавли» – это сложное историко-философское и эстетическое построение на темы об античном мироощущении, о роке религии древних и об очищающем назначении искусства, то у Жуковского это баллада о том, что «бог правду видит» и что порок наказывается.
IV. Анализ баллады «Эолова
арфа»
Среди баллад на средневековые темы, связанных с проблематикой, выдвинутой романтизмом, одно из первых мест занимает «Эолова арфа», созданная в 1814 году.
В ней трагедия запрещенной любви облечена в формы «оссиановской» поэзии. По словам исследовательницы И. М. Семенко, атмосферу оссианизма создают имена и названия: Ордал, Минвана, Морвена (последнее – название страны в одной из «Песен Оссиана» Макферсона) [Семенко 1975]. Имя героя – Арминий - вызывает ассоциации с германской древностью. Жуковский с подлинным вдохновением совмещает «средневековую» сумрачную таинственность и лирическое волнение, нежность, музыкальность.
«Эолова арфа» – это произведение лирического характера, но с выраженным сюжетным началом. В балладе преобладают описания героя и героини. Важным для автора является раскрытие их психологизма. Любовь бедного певца Арминия и Минваны, дочери короля, беззащитна перед внешними, земными силами. Эта беззащитность прекрасного чувства выражена в трогательно-бесхитростном, при всем своем оссианизме, сюжете, хотя действие несколько статично.
Первая
часть баллады, описывающая Ордала,
его замок, его дочь Минвану, полна
ярких красок и веселья:
В жилище Ордала
Веселость из ближних и дальних краев
Гостей собирала;
И убраны были чертоги пиров
Еленей рогами;
И в память отцам
Висели рядами
Их
шлемы, кольчуги, щиты по стенам.
В
описании Минваны использованы традиционные
идеализированные образы красоты и юности:
Младая Минвана
Красой озаряла родительский дом;
Как зыби тумана,
Зарею златимы над свежим холмом,
Так кудри густые
С главы молодой
На перси младые,
Вияся,
бежали струей золотой.
Мы видим, что портрет Минваны весь соткан из лирических сравнений, в его создании использованы краткие и отвлеченные, но в то же время эмоционально впечатляющие детали. Здесь нет ничего, зависящего от национальности, местности, картина выражает романтическую идею автора.
Основную часть повествования составляет сцена свидания влюбленных под покровом ночи, и их диалог, некоторыми чертами напоминающий диалог Ромео и Джульетты в трагедии Шекспира. Этот «дуэт» очень музыкален, благодаря богатой строфике и рифмовке. Иллюзия пения усиливает эмоциональность сцены.
Но
в момент, когда речь идет о встрече
влюбленных, в повествование проникают
уныние и тоска. Смысл баллады можно увидеть
с том, что любовь по самой своей природе
трагична, так как чем она сильнее, тем
сильнее противодействие враждебных сил.
Еще ничего не случилось, а певец Арминий
исполнен пророческой тревоги. К бедному
певцу приходит предчувствие надвигающейся
беды, он словно знает, что эта встреча
последняя для них: он привязывает арфу
к ветвям дуба в «залог прекрасных минувшего
дней». Душой предвидит трагическое завершение
их свиданий. Ненадежность мига их встречи
выражена в словах: «Кто скажет, что радость
навек не умчится с грядущей зарей!» Но
героиня не желает расстаться с ним, задерживает
его - в этом тоже своеобразное предчувствие,
которому она не отдает отчета. Атмосфера
трагизма нагнетается далее:
Умолк - и с прелестной
Задумчивых долго очей не сводил…
Как бы неизвестный
В
нем голос: навеки прости! говорил…
Арминий не ушел, а «как призрак пропал». Больше герой не пришел к возлюбленной, его предчувствие оказалось верно. Свидание влюбленных действительно оказалось последним.
Обстоятельства жизни героев почти не интересуют автора. Например, изгнание Арминия он изображает с предельной краткостью: «Молва о свиданье достигла отца. И мчит уж в изгнанье ладья через море младого певца». О смерти героини сказано еще короче: «И нет уж Минваны…» Даже используя сюжет, построенный на социальном неравенстве любящей пары, поэт подчеркивает это неравенство лишь потому, что она усиливает неудовлетворенность жизнью, возвышенность и глубину переживания влюбленных. В своем изображении он целиком сосредоточивается на душевных переживаниях героев – на их возвышенной, нежной и чистой любви, совершенно чуждой житейских интересов окружающей среды.
Пейзаж баллады служит не столько выяснению места, времени и обстоятельств действия, сколько выражению лирических переживаний героев и самого автора, средством создания романтического настроения для предстоящего последнего свидания.
Прием
повторении я пейзажных деталей
играет в данном произведении большую
роль. В каждой пейзажной зарисовке присутствует
слово «холм», в описании самой героини
«густые кудри» сравниваются с туманом
над холмом. Этот образ, как нам кажется,
упомянут не случайно несколько раз. Холм
– некая возвышенность, так же возвышены
и влюбленные над этим миром, и после смерти
они совершают полет, возвышаются над
землей. В первой строфе холмам сопутствует
эпитет «злачные», описание связано здесь
с замком Ордала, поэтому холмы представляются
с негативной окраской. Свидания Арминия
и Минваны на холме под дубом происходили
в тайне от владыки Морвены, узнав об этих
встречах, Ордал приходит в гнев. При описании
же встречи возлюбленных холм приобретает
иное, светлое звучание:
На холме, где чистым
Потоком источник бежал из кустов,
Под дубом ветвистым –
Свидетелем тайных свиданья часов –
Минвана младая
Сидела одна,
Певца ожидая,
И
в страхе таила дыханье она…
Эта яркая картина словно готовит читателя к невероятному событию в жизни героини, когда душа возлюбленного вернулась к ней.
Говоря о своей смерти, Арминий употребляет метафору «цвет опадет», это говорит о его принадлежности к природе, тождественность с цветами. В финале подобное говорит о себе Минвана: «уж клонится юный главой недоцветшей ко праху цветок». А значит, автору важно подчеркнуть, что их души созвучны друг другу.
Мотивы
уныния и тоски проходят через
все произведение, так же как и
в балладе «Ахилл» здесь много
восклицаний и вопросов. Борьба
бедного певца с обстоятельствами выражается
в звуках играющей арфы, куда перешла душа
героя, доказав возлюбленной, «что прежние
муки: превратности страх, томленье
разлуки, все с трепетной жизнью он бросил
во прах». Звучание арфы виртуозно передано
в переходах звуков и в сдержанной, приглушенной,
но настойчивой эмоции:
Сидела уныло
Минвана у древа... душой вдалеке...
И тихо всё было...
Вдруг... к пламенной что-то коснулось щеке;
И что-то шатнуло
Без ветра листы;
И что-то прильнуло
К струнам, невидимо слетев с высоты...
И вдруг... из молчанья
Поднялся протяжно задумчивый звон;
И тише дыханья
Играющей в листьях прохлады был он.
В ней сердце смутилось:
То друга привет!
Свершилось, свершилось!..
Земля
опустела, и милого нет…
Но эти внешние изменения не влияют на чувства героя, внутренне он остается верным своей возлюбленной. Звук арфы, с одной стороны, стал для героини символом того, что ее надежда на встречу с милым в этой жизни не оправдалась, но, с другой стороны, в ней рождается уверенность в любви Арминия к ней и надежда на встречу в другом мире. Осознание смерти возлюбленного тяжело для героини, оно влечет за собой тяжкие муки, но ее существование приобретает цель: «мечтала о милом, о свете другом, где все без разлуки, где все не на час».
В
финале - воссоединение любящих душ,
воплощение мечты. Герои приобретают
новые способности, они окрыляются
любовью. Снова образ холмов сопровождает
героев.
И нет уж Минваны...
Когда от потоков, холмов и полей