Выявление особенностей звучания темы семьи в творчестве Валентина Распутина

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 08:33, научная работа

Описание работы

Цель работы: выявление особенностей звучания темы семьи в современной литературе, в частности в творчестве В.Распутина.
Задачи:
проанализировать творчество В. Распутина с целью выяснения позиции автора на заявленную в теме проблему;
обобщить, систематизировать полученные сведения и сделать выводы.
провести анкетирование среди трех поколений целью выявления ценности семьи в наше время.

Содержание

Введение. 3-4 стр.
Исследовательская часть. Глава 1. Тема семьи в произведении «Последний срок» 5-9 стр.
2.1 Глава 2. Рассказ «Василий и Василиса» 9-12 стр.
2.2. Глава 3. Особенности в раскрытии темы семьи в рассказе «Женский разговор» 13-15 стр.
2.3. Глава 4. Семейная тема в романе «Дочь Ивана, мать Ивана» 15-20 стр.
2.4. Анкетирование 21-24 стр.
3. Вывод 25 стр.
4. Библиографический список. 26 стр.

Работа содержит 1 файл

выявление особенн. звучания темы семьи в совр.лит-ре.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Жену свою Николай любил. Он погибает на войне, наказав своему фронтовому другу Семёну опекать Наталью. Долго  не соглашалась Наталья выйти за Семёна, но потом поняла, что нужна она ему, что без неё «он долго не протянет». «Смирилась и позвала его». «Он пришёл и стал за хозяина». Думается, что Наталья была счастлива. Ведь она так хорошо говорит о своём втором муже Семёне: «Когда он прикасался ко мне… струнку за стрункой перебирал, лепесток за лепестком. Чужой так не сумеет».

В речи бабушки Натальи много  таких слов, какие она произносит по-своему, вкладывая в них глубокий смысл. В её речи много выражений, наполненных знанием жизни, человеческих взаимоотношений. «Только – только в дверку скребутся, где люди живут, а уж надоело!..» Потрата – тратить, отдавать часть самого себя. Целомудрие – мудрие, мудрость. Целеустремлённая – это самая разнесчастная баба, похожая на гончую собаку, которая гоняет по жизни, никого и ничего не замечая.

«Улыбистая, - говорит Наталья о  себе. – Во мне солнышко любило играть, я уж про себя это знала и  набиралась солнышка побольше».

И вот эти разновозрастные, живущие  под одной крышей, родные по крови  женщины заводят разговор о жизни. Инициатива в руках бабушки Натальи.

И на протяжении их разговора мы понимаем состояние Вики. Она говорит: «Всё надоело…». По-своему Вика переживает за себя, понимает, видимо, что поступила  не так, как надо. А как надо, не знает. Вика говорит о целеустремлённости, но сама целей и интереса к жизни не имеет. В ней явно что-то сломалось, и она не знает, как жить дальше.

Бабушке важно услышать от Вики ответ  на свой вопрос: «… сройство у тебя это было или грех? Как ты сама-то на себя смотришь?»

Бабушка не простила бы никогда сознательного  греха. С каждым грехом человек теряет часть самого себя.

 Недаром бабушка говорит:  «Такую потрату  на себя  приняла!»

А для Вики этот поступок был своеобразным геройством.

Наталье хочется, чтобы внучка собрала себя, сохранила себя по капельке, подготовила себя к замужеству. У Натальи своё представление о невесте. «Ласковая, да чистая, да звонкая, без единой трещинки, какая белая, да глядистая, да сладкая». Также мы уз наём о том,  что значит любить в представлении Натальи, и какой была их любовь с Семёном. «Любовь была, как не быть, да другая, ранёшная, она куски, как побирушка, не собирала. Я как думала: не ровня он мне. Зачем мне себя травить, его дурить, зачем людей смешить, если никакая мы не пара? На побывку к себе брать не хотела, это не для меня, а для жизни устоятельной ровня нужна».

 Было уважение друг к другу,  внимание, забота, общая цель, жалость,  сочувствие – это и составляло  основу жизни, было любовью  «ранёшной».

Этот разговор важен для  обеих: бабушка, рассказывая о себе, передаёт свой жизненный опыт, взгляды на жизнь, поддерживает внучку, вселяет в неё уверенность, создаёт основу для дальнейшей жизни – устою, как она говорит сама.

А для Вики этот разговор – начало новой жизни, осознание своего «я», своего назначения на земле. Разговор затронул Вику, «неспокойно засыпала девочка – подёргивались, одновременно вздрагивая, плечи, левая рука, лица гнезда, оглаживала живот, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки». Хочется верить, что Вика найдет свой путь, не смотря на жизненные преграды.

Читая этот рассказ, вместе с героями  переживаешь трудную жизненную  ситуацию и понимаешь, что надо готовить себя к жизни «устоятельной», как  говорит Наталья, потому что без  «устои так тебя истреплет, что и концов не найдёшь».

 

Глава 4. Семейная тема в  повести « Дочь Ивана,  мать Ивана»

«Останешься ли ты, человек, человеком?  Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое,   недоброе, что уготовано  тебе во многих   житейских испытаниях, где рушатся семьи, где трудно стали различимы даже и противоположности

— любовь и измена, страсть и равнодушие,    искренность и фальшь, благо и порабощение...?   Сумеешь ли ты сохранить в себе Человека?»

                                                                  В.Распутин

«Но когда звучит в тебе русское  слово, издалека-далёко доносящее родство  всех, кто творил его и им говорил; когда великим драгоценным закромом, никогда не убывающим и не теряющим сыта, содержится оно в тебе в  необходимой полноте, всему-всему на свете зная подлинную цену; когда плачет оно, это слово, горькими слезами уводимых в полон и обвязанных одной вереей многоверстовой колонны молодых русских женщин; когда торжественной медью гремит во дни побед и стольных праздников; когда безошибочно знает оно, в какие минуты говорить страстно и в какие нежно, приготовляя такие речи, лучше которых нигде не сыскать, и как напитать душу ребенка добром, и как утешить старость в усталости и печали — когда есть в тебе это всемогущее родное слово рядом с сердцем, душой, напитанными родовой кровью, — вот тогда ошибиться нельзя. Оно, это слово, сильнее гимна и флага, клятвы и обета; с древнейших времен оно само по себе непорушимая клятва и присяга. Есть оно — и все остальное есть, а нет— и нечем будет закрепить самые искренние порывы». В Распутин.

В центре повествования — жизнь обыкновенной русской семьи, каких сотни тысяч. Но жизнь эту поперек переехало горе. О человеческом сопротивлении горю и писал Распутин. Самым предельным, самым отчаянным переживанием стало материнское, «разрешившееся» отмщением насильнику. Тамара Ивановна дана писателем крупно, словно в ней одной отразилась вся сила и осмысленного, и инстинктивного материнства, сохранившегося в сегодняшней русской женщине. И дело совсем не в том, что русская семья разложилась настолько, что «бабы мстят».

Писатель, давший нашей литературе глубочайшей силы женские типы, обладает (один из немногих) правильным взглядом на женщину. И сущность этого взгляда  в том, что женщина — это моральный адвокат жизни. Давая жизнь, она всегда и будет защищать ее как высший дар в своих детях.

Сама Тамара Ивановна — деревенского корня: «все делала с заглубом, запасом», мужа выбирала не спеша,  и нашла  в своем Анатолии преданность  и согласное понимание.

Распутин не назвал свою повесть по имени главной героини — «Тамара Ивановна», но сказал нам, что она дочь Ивана и мать Ивана. Тут смысл любой женской судьбы, огражденной силой отца и защищенной силой сына,— связать в род, растянуться душой от отца к мужу и сыну... Два Ивана (дед и внук) — это те крепкие границы женской судьбы Тамары Ивановны, которые прочертили и смысл ее жизни. От Ивана - старшего к Ивану-младшему пролегла родовая дорога этой семьи: четыре с половиной года тюремного заключения, вернее, исключения матери из жизни семьи не стали для нее убийственно - горьки, но, напротив, заставили «заработать» высшие душевные силы. Правильность Ивана-деда (добрый, покладистый, обладающий «непробиваемой безмятежностью», ловкий в любом деле — «умел и печь сложить, и песню затянуть») возвратилась правильностью Ивана-внука. Книжки и мечтательность увели из деревенского дома Тамару Ивановну, но они же вернули ее сына в родовую деревню. Кто-то скажет, что Распутин (как прежде говорили об Астафьеве) ненавидит город и все свои надежды связывает с возрождением деревни: Астафьев описывал «развратные танцы», у Распутина (коррекция времени) уже не просто о танцах идет речь, а о притоне юных проституток и наркоманов в клубе «Пионер». Иван-сын становится свидетелем самочинной расправы скинхедов над «гнездом разврата» (однако его «душа не пустила» ни к тем, ни к другим).

Но вырастающий с чувством упрямого нежелания делать то, что делают все, умеющий говорить «нет» там,  где сверстники говорят «да», всматривающийся  в ту жизнь, что сгубила его сестру, много читающий — здорово и свежо даны писателем наблюдения героя за русским словом, которое приведет его позже к делу (едет на родину деда строить православный храм) — этот Иван, кажется, более других героев дорог писателю..

И здесь вновь мы видим подтверждение мысли Распутина о том, что лишь связь поколений может способствовать самовозрастанию  личности в человеке, сохранению  того  светлого  и доброго, которое испокон веку было в русских семьях.  Распутин верит, что Иван – внук не превратится в «Иванов не помнящих родства»!

Поставив в центр своей повести  типичное русское семейство, Валентин Распутин поступил по примеру многих писателей - классиков отечественной  литературы. Он,  тем самым, заставил нас внимательнейшим образом  проанализировать характеры и взаимоотношения членов семьи Воротниковых, ещё раз пересмотрев свою оценку того, что мы, читатели, давно, быть может, считаем вполне «нормальным», «естественным», потому что притерпелись, потому что иного в жизни не знаем.

  Почему в своей семье  исчезает  любовь?  Любовь матерей, отцов, братьев и сестер? Почему любовь стала пониматься лишь как удовлетворение потребностей живота, а не души? Мы часто слышим, что если ребенок одет хорошо, сыт, накормлен, то он счастлив, у него хорошая, заботливая мать. А о том, знает ли мать надежды, чаяния своего ребенка, часто ли разговаривает с ним, да и с мужем тоже, поверяет ли свои мысли ей ребенок, мы даже не задумываемся. Мы забыли о том, что слово – это действенная сила, способная внушить детям нравственные устои. Не страшен был бы Светке и рынок, полный кавказцами, если бы, по слову отца и матери, она даже не глядела бы в его сторону, не то, что искала на нем себе работу.

Немного  говорят между собой  и члены семьи Тамары Ивановны, да и она с ними.  Много ли они читают? Если мы внимательно вглядимся  в повесть, то  заметим, что Валентин Распутин довольно часто повторяет одну фразу: «Он (или она) давно ничего не читали».

Ещё более часто упоминает Валентин Распутин о том, что его герои  молчат. Вот страшная ночь ожидания дочери, а муж и сын спят. Отчего же, спрашивается, страдающей неизвестностью матери не растолкать хладнокровного мужа? Не поднять его с постели? Не закричать на него, не затопать ногами, не воззвать к его равнодушно дремлющей совести? Не заставить его разделить с ним свою боль?

 Любящая жена верит супругу  своему, надеется на его помощь, просит этой помощи, требует даже, как чего-то естественного, данного  ей вместе с его любовью  - до самого гроба.

 Но если Тамара Ивановна  молчит в эти кульминационные часы своей жизни, значит, она уже презирает и отторгает своего мужа. Мертвый он для неё человек, а не просто ослабевший.

Более того, скрыв от него свой замысел, она, быть может, опять не отдавая  себе в том отчета, унизила его  перед чужими.  Лишь  от них  узнал он, что его жена убила человека.

Не удостаивая мужа Словом, которое  в роковые дни нашей жизни  принимает знаменательное значение, Тамара Ивановна сама фактически разрушала  свой брак, свой договор с супругом перед лицом Бога - молчанием, означавшим недоверие.

Вот едет Тамара Ивановна вместе с  мужем и Деминым искать дочь. Автор  пишет: «Ехали молча». Муж с женой  даже не пытаются обсудить факт исчезновения дочери.

Вот другая сцена. Светка найдена. Валентин Распутин пишет: «Тамара Ивановна не знала, что сказать ей, чтобы не сделать больно. Только и спросила: «Ты спала сегодня? - Светка испуганно, быстрыми движениями покачала головой: нет. «А ела?» - Показала, что ела». Вот они уже дома, и Тамара Ивановна решила «сделать ужин», Бог знает, какое торжество, отмечается  наличием в доме еды, годной для насыщения одного только живота. И опять им, родным, как будто не о чем поговорить. На рынке, когда шла за едой, Тамара Ивановна так устремилась вперед, что муж едва поспевал за ней. Автор пишет: «Они почти не разговаривали».

С ребенком произошла катастрофа! Как важно проанализировать каждый неверный шаг девочки, каждое её движение, каждый взгляд, который привел её, в  конечном счете, в лапы насильника - ведь ни с автобусной же остановки  её похитили, не случайная же она жертва! Но отец и мать предпочитают не обсуждать случившееся, хороня это глубоко внутри себя. Словно они все - бессловесные, бессознательные животные.

Дочь, вернувшись домой, явно страдает! «Светка не вышла на голоса (вернувшихся  с базара родителей.) Тамара Ивановна решительно толкнула дверь в её комнату - Светка в полумраке, с зашторенным окном, полусидела - полулежала, навалившись на спинку кровати. Она даже головы не повернула к матери».

Вот это и страшно! Головы не повернула  к матери, значит, нет к матери доверия, нет жажды - услышать её слово, нет потребности в материнском слове. Нет желания - кинуться на материнскую грудь, излить в слезах и словах свою боль. И становится ясно - мать и дочь не являются духовно близкими, чем-то единым и неразделимым.

Мать только и говорит: «Нет, девка. Теперь надо быть сильной. Сильнее себя». А как, за счет чего сильной быть, мать не рассказывает. И, скорее всего потому, что и сама этого не знает. Не знает, поэтому и хватается за одностволку. Охотничье ружье - вот её Евангелие, её, выросшей на краю леса и в 16 лет покинувшей верующих, православных родителей, чтобы своим, несозревшим умом начать одинокую, бессмысленную, животную жизнь в городе. Одной крови для скрепления единства  семьи, родственных связей мало.

 Наши семейные связи жестоко порублены последней войной, у нас всех мало родни. Великие советские стройки раскидали родственников по разным городам и весям. И захочешь брату помочь, но далеко он от тебя - за сотни и тысячи километров. Животом, т. е. лишь внешним проявлением внимания, без глубинной, душевной привязанности,  такой любви не сохранить. Да и подвести любовь животом может, как показывает пример Тамары Ивановны.

Скоро суд животом делается: убить  насильника дочери Тамара Ивановна решилась на третий день после насилия.

Правда, попробовала ли Тамара Ивановна повинить и себя в беде дочери.

Зачем позволила ей уйти из школы  так рано, после 9 класса и устроиться на курсы продавцов? Ведь в магазин  Светку не могли взять - нет 18 лет. Значит, оставался рынок, и мать не возражала. Так денег скорых хотелось. Каждый день девочка ошивалась у торговых рядов. Здесь её и приметили инородцы. Фактически Тамара Ивановна бездумно и безответственно сама толкнула дочь в их руки. Но Тамаре Ивановне, этой полумедвидице - получеловеку, сподручнее винить в своей беде чужеземца – зверя. Но да ведь бесы всегда вокруг человека крутились, и всегда будут крутиться. Нужна не только внешняя, нужна внутренняя защита от них, от их соблазна и «прелести». А этой внутренней защиты у героев Валентина Распутина нет.

Информация о работе Выявление особенностей звучания темы семьи в творчестве Валентина Распутина