Выявление особенностей звучания темы семьи в творчестве Валентина Распутина

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 08:33, научная работа

Описание работы

Цель работы: выявление особенностей звучания темы семьи в современной литературе, в частности в творчестве В.Распутина.
Задачи:
проанализировать творчество В. Распутина с целью выяснения позиции автора на заявленную в теме проблему;
обобщить, систематизировать полученные сведения и сделать выводы.
провести анкетирование среди трех поколений целью выявления ценности семьи в наше время.

Содержание

Введение. 3-4 стр.
Исследовательская часть. Глава 1. Тема семьи в произведении «Последний срок» 5-9 стр.
2.1 Глава 2. Рассказ «Василий и Василиса» 9-12 стр.
2.2. Глава 3. Особенности в раскрытии темы семьи в рассказе «Женский разговор» 13-15 стр.
2.3. Глава 4. Семейная тема в романе «Дочь Ивана, мать Ивана» 15-20 стр.
2.4. Анкетирование 21-24 стр.
3. Вывод 25 стр.
4. Библиографический список. 26 стр.

Работа содержит 1 файл

выявление особенн. звучания темы семьи в совр.лит-ре.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Выявление особенностей звучания темы семьи в творчестве Валентина Распутина.

Автор: Чувилкина Елизавета Андреевна,

Россия, ХМАО, г. Нефтеюганск

МБОУ «СОШ № 10», класс 10 М

 

Содержание

1.

Введение.

3-4 стр.

2.

Исследовательская часть. Глава 1.  Тема семьи в произведении «Последний срок»

5-9 стр.

2.1

Глава 2. Рассказ «Василий и Василиса»

9-12 стр.

2.2.

Глава 3. Особенности в раскрытии  темы семьи в рассказе «Женский разговор»

13-15 стр.

2.3.

Глава 4. Семейная тема в романе «Дочь  Ивана, мать Ивана»

15-20 стр.

2.4.

Анкетирование

21-24 стр.

3.

Вывод

25 стр.

4.

Библиографический список.

26 стр.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Не каждому поколению приходится 

                                                                     пережить уничтожение колыбели,

                                                         в которой формировалось  

                                                      его духовное существо».

                                                                   «Нет сейчас проблемы важней,

чем  высокое,  достойное времени,

       нравственное  утверждение человека».

В.Распутин

 

В создании национальной духовной культуры разных народов особая роль принадлежит  художественной литературе. И  в  первую очередь писателям, сознательно  работающим в русле традиций русской классики, в произведениях которых можно обнаружить самые разнообразные связи с предшественниками в концепции жизни человеческих характеров, в художественной методологии и в эстетической поэзии, в отдельных элементах структуры текста.

Я, как читатель, рада, что мне  удается читать произведения замечательного и талантливого русского прозаика В.Г. Распутина, который создал прекрасные произведения о русских людях, о  русской природе, о русской душе. Я прочитала много его произведений, и они привлекли меня своей простотой и искренностью.

Выбор темы  «Выявление особенностей звучания темы семьи  в современной  литературе (по творчеству В. Распутина)»  не случаен потому, что я  считаю его творчество наиболее значительным в смысле нравственных семейных исканий.

Цель работы: выявление особенностей звучания темы семьи в современной литературе, в частности в творчестве В.Распутина.

Задачи: 

  • проанализировать творчество В. Распутина с целью выяснения позиции автора на заявленную в теме проблему;
  • обобщить, систематизировать полученные сведения и сделать выводы.
  • провести анкетирование среди трех поколений целью выявления ценности семьи в наше время.

 

Гипотеза: к концу XX в «мысль семейная» перестала быть главной в литературе, ведущей становится тема одиночества. Но все же тема  семьи воспринимается автором как основа жизнедеятельности и сохранения родовых законов, хотя в современном обществе наблюдается утрата семейных ценностей, что нашло отражение в произведениях писателя последних лет.

Объект исследования: рассказы «Василий и Василиса», «Женский разговор», повесть «Последний срок», роман «Дочь Ивана, мать Ивана».

Предмет исследования: тема семьи в творчестве В.Распутина

Используемые методы: критико-аналитический, историко-литературный, сравнительно-типологический.

  В нашем обществе назрела потребность говорить и размышлять об изменяющейся человеческой психологии, о взаимоотношениях между людьми, о том смысле жизни, который так неустанно и так мучительно постигают герои и героини повестей и рассказов В.Распутина. Изменилось и духовное состояние народа, изменились нравственные ориентиры людей, отрицаются духовные начала в человеке.  Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих  и семейных качеств: совести, долга, милосердия, добра. В творчестве Распутина мы находим ситуации, близкие  современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы. Произведения В. Распутина состоят из “живых мыслей“, и мы должны уметь их понимать хотя бы потому, что для нас это важнее, чем для самого писателя, потому что от нас зависит будущее общества и каждого человека в отдельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Тема семьи в  произведении «Последний срок»

«Что несёт женщина в мир, в чём проявляется её мудрость.

                   Наверное,  главное - это любовь, 

доброта, милосердие, сострадание,

                   жалость, способность к  самопожертвованию».

В.Распутин.

В 1970 году в журнале «Наш современник» была опубликована повесть «Последний срок». Она стала зеркалом духовности наших современников, тем костром, у которого хотелось погреться, чтобы не замерзнуть в суете городской жизни. О чем в ней речь? Обо всех нас. Все мы – дети своих матерей. И у нас тоже есть дети. И пока мы помним о своих корнях, имеем право называться Людьми. Связь матери с детьми – самая важная на земле. Именно она дает нам силы и любовь, именно она ведет по жизни. Все остальное – менее важно. Работа, успехи, связи, по сути своей, не могут быть определяющими, если ты потерял нить поколений, если забыл, где твои корни.

В произведении «Последний срок» В.Распутин показал взаимоотношения внутри семьи,  её недостатки, которые ярко проявляются в критические моменты.  Раскрыл нравственные проблемы общества, показал чёрствость и эгоизм людей; потерю ими всякого уважения и обыкновенного чувства любви друг к другу.  Поднял проблему уважения к родителям, очень актуальную в наше время.  Раскрыл и показал главную рану современности – алкоголизм; поставил вопрос о совести и чести, который затронул каждого героя повести. Не ради смерти старухи Анны была написана повесть «Последний час», а ради живых, эта долгая смерть нужна была, чтобы показать нам сполна характеры каждого из детей Анны, каждого из живых в окружении  умирающей.(1) Смерть высвечивает характеры всех персонажей, и в первую очередь, самой старухи.

 А перипетии смерти – это  перипетии их жизней, их отношений  друг к другу. Ситуация в  повести задается сразу: умирает  восьмидесятилетняя старуха. Как  мне показалось, жизнь, вводимая  Распутиным в его повестях, всегда  берется в моменте прерывания  своего естественного течения, когда вдруг с неизбежностью нависает большая беда. Родные люди, погрязли в злобе и зависти. Их волнуют лишь свои интересы, проблемы, только свои дела. Они не находят времени даже для близких и родных людей. Не нашли времени и для матери – самого родного человека. Для них на первом месте стоит «Я», а затем всё остальное. Распутин показал оскудение морали современных людей и его последствия. Сюжет повести очень простой. Умирает старуха Анна. Анна не боится умереть, она готова к этому последнему шагу,  потому что  уже устала, чувствует, что изжилась до самого донышка, выкипела до последней капельки.   «…Вся жизнь бегом, на ногах, в труде, заботах:  ребятишки, дом, огород, поле, колхоз...». И вот пришло время, когда сил совсем не осталось, разве что попрощаться с детьми. Анна не представляла себе, как это она может уйти навсегда, не увидев их, не услышав напоследок родных голосов. За свою жизнь старуха рожала много, но теперь в живых у нее осталось только пятеро. Получилось так оттого, что сначала к ним,  в семью, как хорек в курятник, повадилась ходить смерть, потом началась война. Разъехались, разбрелись дети, были чужие, и только близкая смерть матери заставляет их собраться вместе после долгой разлуки. Перед лицом смерти раскрывается не только душевная глубина простой русской крестьянки, но и в обнажающем свете предстают перед нами лица и характеры ее детей.

И вот по телеграмме сына Михаила  съезжаются на похороны старшая дочь “деревенская” Варвара, средняя  “городская” Люся и сын Илья, “потерявший свое лицо”. Только младшая и любимая дочь старухи Анны Татьяна, или Таньчора, как ее всегда называла мать, единственная из всех детей не приехала и “не слуху о ней; ни духу”. Обрадованная приездом детей, мать неожиданно для всех ожила. Варвара, Илья, Люся, погостив три дня и пожелав, матери еще долго жить, покидают родительский дом, а “ночью старуха умирает”. Взглянуть со стороны доживает свой век бесполезная старуха, уже почти не встает последние годы, зачем ей и жить-то дальше. Но писатель так нам описывает ее, что мы видим, как в эти последние, вроде совсем никчемные ее годы, месяцы, дни, часы, минуты в ней идет напряженная духовная работа. Мать ждет и помнит, она любит каждое свое дитя, независимо, живо оно или нет. Мать уже и не видит, и не слышит, и не встает. Но какая-то неведомая сила пробуждает ее сознание, как только приезжают дети. Ее глазами мы видим и оцениваем ее детей. Это любящие и жалеющие глаза, но они точно подмечают суть изменений. Ярче всего смена лица видна в облике старшего сына Ильи.  Рядом с голой головой его лицо казалось неправдашним, нарисованным, будто свое Илья продал или проиграл в карты чужому человеку. И весь он изменился, побойчел... В нем мать то находит знакомые ей черты, то теряет.

Они давно уже повзрослели, жизнь разбросала их по стране, но им невдомек, что это слова материнской молитвы распластали над ними крылья ангелов. Встреча близких людей, давно не живущих вместе, едва ли не порвавших тонкую ниточку взаимосвязи, их беседы, споры, воспоминания, словно вода засохшую пустыню, оживили мать, даровали ей несколько счастливых мгновений перед смертью. Без этой встречи она не могла уйти в мир иной. Но больше всего эта встреча нужна была им, уже очерствевшим в жизни, теряющим в разлуке друг с другом родственные связи. А что же они? А они решают свои проблемы, и, похоже, что их мать не очень-то волнует, а если они и интересуются ею, так только для приличия. И все они живут только для приличия. Не обидеть кого, не заругать, не сказать лишнего – всё для приличия, чтобы не хуже, чем у других. Каждый из них в тяжёлые для матери дни занимается своими делами, и состояние матери их мало волнует. Михаил и Илья ударились в пьянство, Люся гуляет, Варвара решает свои проблемы, и никому из них не пришла в голову мысль уделить матери больше времени, поговорить с ней, просто посидеть рядом.

Вся их забота о матери началась и  закончилась с «манной каши», которую все они бросились  варить. Все давали советы, критиковали  других, но никто ничего не сделал сам.

 С самой первой встречи  этих людей между ними начинаются споры и ругань. Люся, как ни в чем не бывало, села шить платье, мужчины напились, а Варвара даже боялась остаться с матерью. Они не прониклись душевным состоянием матери, не поняли её, они видели лишь то, что она поправляется, что у них есть семья и работа и что им нужно скорее вернуться домой. Даже проститься с матерью они не смогли как следует. Её дети упустили «последний срок» что-то исправить, попросить прощения, просто побыть вместе, ведь теперь они вряд ли соберутся опять.

Подобно тому, как Гоголь в “Мертвых душах” уже композиционно выделяет среди помещиков Плюшкина, посвящая ему шестую главу, центральную, Распутин шестую главу (из одиннадцати) – композиционный центр повести – отдает Люсе.

 Именно в этой главе особенно  остро слышится глубокая скорбь автора об искалеченной природе, заброшенной земле и погибающей душе человека, отчасти сравнимую с гоголевским чувством в “Мертвых душах”, когда автор, рассказывая о неизбежных во времени почти для каждого человека внутренних утратах и раскрывая степень падения Плюшкина, с глубокой скорбью делает вывод: “И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком”.

Средняя дочь Люся стала городская вся, с ног до головы, она и родилась-то от старухи, а не от какой-нибудь городской, наверно, по ошибке, но потом все равно свое нашла. Она уже, как мне кажется, вся переродилась до последней клеточки, как будто и не было у нее ни детства, ни юности деревенских. Ее коробят манеры и язык деревенский сестры Варвары и брата Михаила, их неделикатность.  Люся не желает никого видеть, ни с кем разговаривать, не чувствует особой, ровной близости с родными (“только знала я о ней умом”), испытывает только “раздражение против себя – оттого, что не может сойтись с ними душевно и проникнуться одним общим и радостным настроением встречи, и против них, и даже против матери, из-за которой ей пришлось напрасно приехать». Именно потому, что напрасно, “она отправляется в лес, чтобы подышать свежим воздухом”.

 Следы “чужого широкого запустенья”,  “заброшенной земли” рождают  в ней  не горечь и боль, а “растерянность, пугающую тревогу,  которая, казалось, передавалась  от земли, оттого, что земля  помнит ее, и как окончательного суда ждет ее решения…”

”Вид заброшенных полей вызвал у Люси “неожиданное, родившееся уже  здесь чувство вины”, которое  она тут же старается заглушить, прогнать, не желая страдать. “Ну, что  за чепуха, - отмахнулась она. – Я  здесь совсем не при чем”.

 В Люсе берет вверх эгоистическое  начало - сохранить себя. Распутин  раскрывает сложный психологический  механизм восприятия человеком  мира и стремление человека  оправдать, обмануть, успокоить себя. Люся лукавит с собой непроизвольно  и искренне. Воспоминания о детстве позвали Люсю, разбередили в ней память, помогли осознать свою вину. Дальнейшие главы повести показывают, что в Люсе ничего не изменилось. Вспыхнувшие воспоминания очень быстро в ней погасли, и вновь ожили раздражения, досада и недовольство каждым из родных вместо чувства родственной близости. Она может прикрикнуть и на мать. Люся слишком торопится успокоить себя и освободиться от воспоминаний, боли, страданий, но именно в муках человек может пережить духовное обновление, именно через страдания человек, если в душе еще не умерла совесть, способен выйти к духовному прозрению.

Информация о работе Выявление особенностей звучания темы семьи в творчестве Валентина Распутина