Вода в календарных обычаях и обрядах

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 12:50, реферат

Описание работы

В данной работе мы будем рассматривать воду с точки зрения славянской культуры. В частности, нас интересует отражение общечеловеческого культа воды в славянских календарных обычаях и обрядах. Изучение важных для народа событий и празднований, закрепленных в календаре, дает возможность узнать, как этот народ мыслит связь природных сил и человека, влияние изменений в природе на его жизнь и быт. Так, мы собираемся определить роль воды в этой системе взглядов славян на окружающий его мир, что поможет глубже вникнуть в мировоззрение народа, его традиции и верования, духовную культуру, а также его взгляд на одну из важнейших природных стихий. В этом актуальность нашей работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………1
1.Вода в мифологических представлениях славян……………………………………..2
1.1.Символика воды в народном мировоззрении………………………………………2
1.2.Магические свойства росы в праздничные дни…………………………………….4
2.Водная стихия в празднованиях зимнего и летнего цикла………………………6
2.1.Празднование дня Живой Воды…………………………………………………………….6
2.2.Вода в праздниках летнего солнцестояния…………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………………………………….10
Литература……………………………………………………………………………………………………11

Работа содержит 1 файл

Вода в календарных обычаях и обрядах.docx

— 69.06 Кб (Скачать)

больше причинить зла  людям. У ведьм якобы хранится вода, вскипяченная с

пеплом купальского костра. И обрызгав себя этой водою, ведьма может лететь

куда ей вздумается...

        Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание водой

всякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенские  парни

одевались в старое и грязное  и отправлялись с вёдрами на речку  чтобы

наполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли по

деревне, обливая всех и  каждого, делая исключение разве  что для стариков и

малолеток. Но всего более, разумеется, доставалось девушкам: парни врывались

даже в дома, вытаскивали  девушек на улицу силой и здесь  окатывали с ног до

головы. В свою очередь  и девушки старались отомстить  парням. Кончалось тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу

одежде, устремлялась на речку  и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от

строгих глаз старших, купалась вместе, "причём, - как замечает этнограф XIX

в. - разумеется, и парни  и девушки остаются в одеждах."

         И хотя Купала и считается праздником очищения, нередко после совместного купания у молодых пар завязываются любовные отношения - что бы там этнографы не говорили. Однако по поверьям ребенок, зачатый в ночь Купалы, родится здоровым, красивым и счастливым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе мы рассмотрели культ  воды сквозь призму славянских календарных  обычаев и обрядов. На основе изученной  литературы мы сделали определенные выводы по теме. Так, вода в мифологических представлениях славян имеет свою положительную  и отрицательную символику: она  использовалась для врачевания хворей, очищения тела и духа, отпугивания  нечистой силы; также ведьмовская  сила могла обратить воду во вред, водоемы  со стоячей водой считались обиталищем нежити и т.д.

Вода является непременным атрибутом празднований как летнего, так и зимнего календарного циклов. Ее упоминают в заговорах – обращениях к славянским божествам, когда просят послать здоровье и благополучие людям и животным, применяют в гаданиях. С водой проводят множество ритуальных действий: купание, обливание, катание по росе, умывание росой, окропление ею помещений и прочее. Все эти представления и действа складываются в сложную систему представлений славян об окружающем мире и его связи с человеком. Так, они признавали божественную природу воды, ее магические свойства; считали ее благом, с которым стоит обращаться осторожно и уважительно. Из этого можно сделать вывод, что славяне одухотворяли окружающую природу, наделяли  ее душой и разумом, считали, что на их жизнь в немалой степени влияют природные и божественные силы. Прослеживается наложение языческих и христианских обрядов с использованием воды, что говорит о взаимопроникновении этих двух культур, их гармоничного слияния в народном сознании.

На этом мы можем считать свою работу законченной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов.- М.,1978

2. Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Летне-весенние праздники.- М.,1978.

3. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- М.,1981

4. Словарь русских суеверий. - Новгород,1995

5.Филимонова Т.Д. Вода  в календарных обрядах // Календарные  обычаи и обряды в странах  зарубежной Европы: Исторические  корни и развитие обычаев. М., 1983. С. 130-143;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Вода в календарных обычаях и обрядах