Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 12:50, реферат
В данной работе мы будем рассматривать воду с точки зрения славянской культуры. В частности, нас интересует отражение общечеловеческого культа воды в славянских календарных обычаях и обрядах. Изучение важных для народа событий и празднований, закрепленных в календаре, дает возможность узнать, как этот народ мыслит связь природных сил и человека, влияние изменений в природе на его жизнь и быт. Так, мы собираемся определить роль воды в этой системе взглядов славян на окружающий его мир, что поможет глубже вникнуть в мировоззрение народа, его традиции и верования, духовную культуру, а также его взгляд на одну из важнейших природных стихий. В этом актуальность нашей работы.
Введение………………………………………………………………………………………………………1
1.Вода в мифологических представлениях славян……………………………………..2
1.1.Символика воды в народном мировоззрении………………………………………2
1.2.Магические свойства росы в праздничные дни…………………………………….4
2.Водная стихия в празднованиях зимнего и летнего цикла………………………6
2.1.Празднование дня Живой Воды…………………………………………………………….6
2.2.Вода в праздниках летнего солнцестояния…………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………………………………….10
Литература……………………………………………………………………………………………………11
Роса, использовавшаяся в лечебных целях, отождествлялась, очевидно, с «живой водой» русских былин и волшебных сказок. Об этом свидетельствует, например, способ «излечения» былинного героя Михайла Ивановича Потыка: «Михайла Потык сын Иванович, он на четырех костях поплыл во зеленый луг, приплывал он ко сыру дубу. Прилетала птичка райская, садилась на тот на сырой дуб, пела она песни царские: «Кто в эту пору-времечко помоется росою с этой шелковой травы, тот здрав будет». Михаила Потык сын Иванович умывался росою с этой шелковой травы: заростились его раночки кровавые, стал он, молодец, здрав по-прежнему».
Согласно традиционным представлениям, роса появляется на растениях лишь после того, как в Юрьев день земля впервые «растворяется», «раскрывается»; она выходит из земли (или ее выпускает св. Георгий: «Юрий росу спускает») вместе с первой зеленью. По мнению Т.А.Агапкиной, «магическое соприкосновение с этой первой росой становится основной целью ритуальных "хождений в жито"». «Юрьевская» роса в народных представлениях почиталась целебной: «Юрьева роса от сглазу, от семи недугов»; «Катаются по росе», «Будь здоров, как Юрьева роса!»
В славянской традиции
ритуальные обходы полей в Юрьев
день повсеместно включали сбор росы,
которую впоследствии использовали,
в частности, как лекарственное
средство; сбор росы был направлен
также на «отбирание / увеличение урожая,
надоев». Славянские «ведьмы», известные
под разными именами, в Юрьев
день собирали росу с полей у болгар и
у македонцев, у западных славян, в Карпатах
и у восточных славян. У последних сбор
росы в ночь накануне Юрьева дня производился
«цедилкой (тканью для процеживания молока),
куском полотна, подолом юбки, полотенцем,
скатертью»; «росу относили в хлев, давали
ее выпить корове или кропили ею скот».
Наряду
со сбором росы, по всей территории Украины
и Белоруссии на Юрьев день встречается
катание (кувыркание) по земле (по всходам
озими), причем значительная часть юрьевских
«хождений в жито» так или иначе связывалась
с росой, а иногда отмечается именно «катание
по росе». В Белоруссии рано утром в Юрьев
день было принято ходить росу «таптаць» или «трусыты». Следует иметь в виду, что
вообще один из основных способов «отбирания
урожая» заключается в том, что «ведьма
отправляется в поле вскоре после того,
как на посевы легла роса, катается по
ним голой», а затем собирает росу и использует
ее магическим образом, либо переносит
ее в свой амбар. В то же время у русских
«катание по росе» в Юрьев день зафиксировано
только в Смоленской губернии: «На Ягорья
бабы выходят толпами в поле и катаются
раздетые по полю». По мнению В.К. Соколовой,
«здесь возможно белорусское влияние».
В отдельных славянских землях мотив отбирания
молока при помощи специально собранной
росы встречается в верованиях. приуроченных
не к Юрьеву дню, а к Страстному Четвергу
(Страстной Пятнице): «сбор росы и трав
с чужих полей», «волочение веревки по
росе от чужого хлева к своему». Собранной
росой «ведьмы кропили или поили свой
скот или обмывали своим коровам вымя»,
а также варили на ней «зелье из собранных
трав».
У русских к XIX - началу XX века сохранились лишь отдельные отголоски купальской обрядности, «ее основные элементы были перенесены на другие праздники». Аналогом дня Ивана Купалы на Руси считается Ярилин день (заговенье перед Петровским постом, 4 июня), отчасти Петров день, но и сам праздник «Иванов день» был известен повсеместно.
Как известно, участники
восточнославянского
«Иванова роса» в народной традиции считалась целебной: ее использовали, «чтобы прогнать всякую болесть», например, промывали глаза и лечились от угрей и прыщей на лице; в купальскую ночь «собирали в посудину» или в крынки для молока; водили скатертью по росистой траве и затем выжимали ее. В календарной мифологии купальского цикла также известен мотив «отбирания ведьмами молока» при помощи сбора отождествляемой с молоком росы (ночью в канун Купалы). Б.А. Рыбаков справедливо отмечал: «Множество деталей обряда убеждает в том, что это празднество Купалы было связано не только с солнцем, в честь которого зажигались от «живого огня» знаменитые купальские костры, но и с росой, являющейся ежедневным орошением колосящихся в это время хлебов. В купальскую ночь черпают росу, умываются росой и даже таскают с магической целью скатерти по росе».
Встречаются и прямые свидетельства о купании / катании по «Ивановской росе». Описывая купальский праздник «на Карпатских горах, Судетах и Корнопошах на пространстве нескольких сот верст», И.П. Сахаров замечает о его участниках: «После перепрыгивания через костры огней, купаются в росе», а «литовцо-руссы», по его словам, называют этот день праздником росы. Об именовании праздника Ивана Купалы «росою» в западнорусских губерниях свидетельствует и В.И. Даль.
2. Водная стихия в празднованиях зимнего и летнего цикла.
2.1. Празднование дня Живой Воды
А теперь поговорим о празднике Живой
Воды (По сути, праздник Богини Живы). С
18 на 19 января христиане празднуют Крещение
Господнее, которое знаменуется таким
природным явлением как «Великое освящение
воды». Считается, что в этот день вода
приобретает особые свойства благоприятные
для сохранения душевного и телесного
здоровья людей. Считается также, что любой
христианский праздник в природной основе
своей содержит изначальные космические
явления, давно подмеченные нашими предками
и используемые с незапамятных времен
для гармонизации своей жизни на земле.
И действительно древнеславянское празднование,
связанное с этим чудесным водопреображением
существовало задолго до христианства.
Упоминание о нем мы находим в изданных
в 1874 году С. Верковичем архаических песнях
Болгар - помаков под общим названием «Веда
Словена». Именно там содержится описание
этого праздника Живой воды. После празднования
Родогоща или Щурова дня (7 января), славяне
отмечали Зимний День Перуна (в «Ведах
Словена» - Сивы Бога, сивого- это значит
зимнего, белого). Обращаясь к нему, они
пели:
«Ой, Боже Перун! Твой трон в вышине,
на зеленой горе,
здесь твой золотой кладенец,
где жаркая вода течет,
и от неё огонь до небес идет,
а у огня Богиня Жива сидит.
и на нас с лаской глядит.
В десной руке у неё ковш с водой.
и тот ковш весь золотой.
Она тебе Перуне службу служит,
жаркую воду стужит.
Ой, Боже Перун! Тебе жертву, воздаем.
и просьбу славы мы поем,
как напьешься ты жаркой воды,
то златой ковш подними,
и этой водой на нас прысни,
чтоб были мы живы и здоровы,
и будем жить так тысячу лет
Мы пойдем от двора ко двору,
и будем благодарить воду сию.
И с нами Жива пойдет,
и в руках златую чашу понесет,
и куда только дойдем,
там живой водой на всех и прыснем,
что бы все живились.
и здоровьем молодились.
да тебя Перун прославляли,
ясную зарю на землю призывали.
И вот Перун благодарит.
и в ответ такие слова говорит:
«Как день мой пройдет,
пусть Жива жар воды наберет,
и на землю слетает,
и всех светлой водой благословляет.
Три дня ей на земле той быть,
людей святой водой росить.
И Жива время свое ждет,
и на злат кладенец, пока не идет,
над ним огонь ярко горит,
но никто из Богов к роднику не спешит.
После празднования Зимнего дня Перуна славяне обращались уже к Богу Сварогу:.
«Ой, Сварог наш Пращур, ты где ?
На небе или на земле?
Мольбою тебе молимся, на гору Белую сойди.
и бел кладенец ты отвори?
Пусть и Богиня Жива туда слетает,
и в золотую чашу- братину светлу воду набирает!
Минул Перунов день и Родогошь,
что же ты батюшка Сварог к нам не идешь?
Пришла пора нам очищаться,
на новый срок сил набираться.
С горы Белой, Боже, водой нас окропи,
сады, поля и животину тем освяти.
И куда светлая капелька падет,
там всё здоровье обретет.
И все мы Боже тебя хвалим,
бескровны требы тебе правим.
Силён ты, Батька Сварог Бог.
И для тебя открыт порог,
ведь что только повелишь,
то в Явь нам сразу проявишь,
негаданно, без маеты.
исполни наши просьбы ты.
Мы в Белу гору все пойдем.
и десную руку к небесам вознесем .
и Бога Сварога этим восхвалим.
И Жертвы пращурам нашим поставим.
И Жива в чашу свет-воду набирает.
и Сварогу пить её предлагает.
Пьет ее Бог, да напивается ,
из чаши вода на землю проливается,
да на поле то, да на тот садок.
Добрым людям в животок.
И кто воду ту попьет,
тот без болезней целый год живет.
Еще один заговор, в котором отражается живительная сила воды:
«Ой, Боже ты Сварог наш Пращур! Где ты, Боже, на небесах или на земле потряси, сильней златой ты чашей, да увидь как мы, подняли десные руки к вышине до небес, и тебя славой славим и говорим: «Ой, Боже Сварог! Сойди Боже, на землю, на гору Белую, нынче твой Сварога день. И Живы день. Окропи нас чистою водой».
2.2. Вода в праздниках летнего солнцестояния
В праздниках летнего цикла, которые мы рассмотрим в этом разделе, также фигурирует вода.
Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года. Издревле
все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас таковым
праздником является Иван Купала. Праздник является общеславянским, в Литве он
известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине - Купало или Купайло. От
Карпат до севера Руси в ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот
мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник Ивана
Купала.
У наших древних предков существовало божество Купало, олицетворяющее летнее
плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер.
Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего
солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном
божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил ни
кто иной, как Иоанн Креститель (точнее - его народный образ), чье рождество
праздновалось 24 июня. Подобно тому, как Иван Купала является своего рода «двойником» Иоанна Крестителя, купание в «живой воде» — праздничной первой утренней росе, еще не освещенной лучами солнца, в определенном смысле служит аналогом христианскому крещению и потому связано в народной традиции именно с днем церковного почитания Иоанна Крестителя. Характерно, что в одном из заговоров, хронологически приуроченных к купальской ночи, встречается замена традиционной «росы» «иорданской водою» — водой Крещения Господня.
Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала, один из самых почитаемых,
самых важных, самых разгульных праздников в году, а также идущие еще через
несколько дней "Петр и Павел" сливались в один большой праздник, наполненный
для русского человека огромным смыслом и потому включающий множество
обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных
примет, гаданий, легенд, поверий.
На Аграфену обязательно мылись и парились в банях. Обыкновенно именно в день
Аграфены Купальницы заготавливали веники на весь год.
Множество купальских поверий связано и с водою. Ранним утром бабы "черпают
росу"; для этого берётся чистая скатерть и ковш, с которым и отправляются на
луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в ковш и этой
росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь и чтобы лицо было
чисто. Роса купальская служит и для чистоты в доме: ею кропят кровати и стены
дома, чтобы не водились клопы и тараканы, и чтобы нечисть "в дом не
глумилася".
Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только в некоторых
областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день
считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его
царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. Кое-где
считается, что только после Иванова дня добропорядочные христиане могут
купаться в реках, озерах и прудах, так как Иван освящает их и усмиряет
различную водяную нечисть.
К слову, связано много поверий и с нечистой, ведьминой силой. Считалось, что
на Ивана Купалу ведьмы тоже справляют свой праздник, стараясь как можно