Вода в календарных обычаях и обрядах

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 12:50, реферат

Описание работы

В данной работе мы будем рассматривать воду с точки зрения славянской культуры. В частности, нас интересует отражение общечеловеческого культа воды в славянских календарных обычаях и обрядах. Изучение важных для народа событий и празднований, закрепленных в календаре, дает возможность узнать, как этот народ мыслит связь природных сил и человека, влияние изменений в природе на его жизнь и быт. Так, мы собираемся определить роль воды в этой системе взглядов славян на окружающий его мир, что поможет глубже вникнуть в мировоззрение народа, его традиции и верования, духовную культуру, а также его взгляд на одну из важнейших природных стихий. В этом актуальность нашей работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………1
1.Вода в мифологических представлениях славян……………………………………..2
1.1.Символика воды в народном мировоззрении………………………………………2
1.2.Магические свойства росы в праздничные дни…………………………………….4
2.Водная стихия в празднованиях зимнего и летнего цикла………………………6
2.1.Празднование дня Живой Воды…………………………………………………………….6
2.2.Вода в праздниках летнего солнцестояния…………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………………………………….10
Литература……………………………………………………………………………………………………11

Работа содержит 1 файл

Вода в календарных обычаях и обрядах.docx

— 69.06 Кб (Скачать)

Роса, использовавшаяся в лечебных целях, отождествлялась, очевидно, с «живой водой» русских былин и волшебных сказок. Об этом свидетельствует, например, способ «излечения» былинного героя Михайла Ивановича Потыка: «Михайла Потык сын Иванович, он на четырех костях поплыл во зеленый луг, приплывал он ко сыру дубу. Прилетала птичка райская, садилась на тот на сырой дуб, пела она песни царские: «Кто в эту пору-времечко помоется росою с этой шелковой травы, тот здрав будет». Михаила Потык сын Иванович умывался росою с этой шелковой травы: заростились его раночки кровавые, стал он, молодец, здрав по-прежнему».

Согласно традиционным представлениям, роса появляется на растениях  лишь после того, как в Юрьев  день земля впервые «растворяется», «раскрывается»; она выходит из земли (или ее выпускает св. Георгий: «Юрий  росу спускает») вместе с первой зеленью. По мнению Т.А.Агапкиной, «магическое  соприкосновение с этой первой росой  становится основной целью ритуальных "хождений в жито"». «Юрьевская» роса в народных представлениях почиталась целебной: «Юрьева роса от сглазу, от семи недугов»; «Катаются по росе», «Будь здоров, как Юрьева роса!»

В славянской традиции ритуальные обходы полей в Юрьев  день повсеместно включали сбор росы, которую впоследствии использовали, в частности, как лекарственное  средство; сбор росы был направлен  также на «отбирание / увеличение урожая, надоев». Славянские «ведьмы», известные  под разными именами, в Юрьев  день собирали росу с полей у болгар и у македонцев, у западных славян, в Карпатах и у восточных славян. У последних сбор росы в ночь накануне Юрьева дня производился «цедилкой (тканью для процеживания молока), куском полотна, подолом юбки, полотенцем, скатертью»; «росу относили в хлев, давали ее выпить корове или кропили ею скот».  
           Наряду со сбором росы, по всей территории Украины и Белоруссии на Юрьев день встречается катание (кувыркание) по земле (по всходам озими), причем значительная часть юрьевских «хождений в жито» так или иначе связывалась с росой, а иногда отмечается именно «катание по росе». В Белоруссии рано утром в Юрьев день было принято ходить росу «таптаць» или «трусыты». Следует иметь в виду, что вообще один из основных способов «отбирания урожая» заключается в том, что «ведьма отправляется в поле вскоре после того, как на посевы легла роса, катается по ним голой», а затем собирает росу и использует ее магическим образом, либо переносит ее в свой амбар. В то же время у русских «катание по росе» в Юрьев день зафиксировано только в Смоленской губернии: «На Ягорья бабы выходят толпами в поле и катаются раздетые по полю». По мнению В.К. Соколовой, «здесь возможно белорусское влияние». В отдельных славянских землях мотив отбирания молока при помощи специально собранной росы встречается в верованиях. приуроченных не к Юрьеву дню, а к Страстному Четвергу (Страстной Пятнице): «сбор росы и трав с чужих полей», «волочение веревки по росе от чужого хлева к своему». Собранной росой «ведьмы кропили или поили свой скот или обмывали своим коровам вымя», а также варили на ней «зелье из собранных трав».

У русских к XIX - началу XX века сохранились лишь отдельные отголоски купальской обрядности, «ее основные элементы были перенесены на другие праздники». Аналогом дня Ивана Купалы на Руси считается Ярилин день (заговенье перед Петровским постом, 4 июня), отчасти Петров день, но и сам праздник «Иванов день» был известен повсеместно.

Как известно, участники  восточнославянского купальского  обряда, плели и одевали на голову венки, украшались растениями; добывали «живой огонь» и разводили костер, пели и плясали вокруг него, попарно перепрыгивали через костер, и, наконец, собирали росу и катались по ней: в праздник Ивана Купалы ходили «под Иванову росу», «росу взимать» («девичий обычай в ночь на Ивана-Купалу собирать росу и ею мыться, чтобы «парни гонялись»).

 «Иванова  роса» в народной традиции  считалась целебной: ее использовали, «чтобы прогнать всякую болесть», например, промывали глаза и лечились от угрей и прыщей на лице; в купальскую ночь «собирали в посудину» или в крынки для молока; водили скатертью по росистой траве и затем выжимали ее. В календарной мифологии купальского цикла также известен мотив «отбирания ведьмами молока» при помощи сбора отождествляемой с молоком росы (ночью в канун Купалы). Б.А. Рыбаков справедливо отмечал: «Множество деталей обряда убеждает в том, что это празднество Купалы было связано не только с солнцем, в честь которого зажигались от «живого огня» знаменитые купальские костры, но и с росой, являющейся ежедневным орошением колосящихся в это время хлебов. В купальскую ночь черпают росу, умываются росой и даже таскают с магической целью скатерти по росе».

Встречаются и  прямые свидетельства о купании / катании по «Ивановской росе». Описывая купальский праздник «на Карпатских горах, Судетах и Корнопошах на пространстве нескольких сот верст», И.П. Сахаров замечает о его участниках: «После перепрыгивания через костры огней, купаются в росе», а «литовцо-руссы», по его словам, называют этот день праздником росы. Об именовании праздника Ивана Купалы «росою» в западнорусских губерниях свидетельствует и В.И. Даль.

2. Водная стихия в  празднованиях зимнего и летнего цикла.

2.1.  Празднование дня Живой Воды

  
              А теперь поговорим о празднике Живой Воды (По сути, праздник Богини Живы). С 18 на 19 января христиане празднуют Крещение Господнее, которое знаменуется таким природным явлением как «Великое освящение воды». Считается, что в этот день вода приобретает особые свойства благоприятные для сохранения душевного и телесного здоровья людей. Считается также, что любой христианский праздник в природной основе своей содержит изначальные космические явления, давно подмеченные нашими предками и используемые с незапамятных времен для гармонизации своей жизни на земле. И действительно древнеславянское празднование, связанное с этим чудесным водопреображением существовало задолго до христианства. Упоминание о нем мы находим в изданных в 1874 году С. Верковичем архаических песнях Болгар - помаков под общим названием «Веда Словена». Именно там содержится описание этого праздника Живой воды. После празднования Родогоща или Щурова дня (7 января), славяне отмечали Зимний День Перуна (в «Ведах Словена» - Сивы Бога, сивого- это значит зимнего, белого). Обращаясь к нему, они пели:

 

 «Ой, Боже Перун! Твой трон  в вышине,

 на зеленой горе,

здесь твой золотой кладенец,

где жаркая вода течет,

 и от неё огонь до небес  идет,

 а у огня Богиня Жива  сидит.

 и на нас с лаской глядит.

 

В десной руке у неё ковш с водой.

и тот ковш весь золотой.

Она тебе Перуне службу служит,

жаркую воду стужит.

 

 Ой, Боже Перун! Тебе жертву, воздаем.

и просьбу славы мы поем,

как напьешься ты жаркой воды,

то златой ковш подними,

 и этой водой на нас  прысни,

чтоб были мы живы и здоровы,

и будем жить так тысячу лет 

 

Мы пойдем от двора ко двору,

и будем благодарить воду сию.

И с нами Жива пойдет,

 и в руках златую чашу  понесет,

 и куда только дойдем,

там живой водой на всех и прыснем,

что бы все живились.

и здоровьем молодились.

да тебя Перун прославляли,

ясную зарю на землю призывали. 

 

 И вот Перун благодарит.

 и в ответ такие слова  говорит:

 

 «Как день мой пройдет,

пусть Жива жар воды наберет,

и на землю слетает,

и всех светлой водой благословляет.

 

Три дня ей на земле той быть,

людей святой водой росить.

 

И Жива время свое ждет,

и на злат кладенец, пока не идет,

над ним огонь ярко горит,

но никто из Богов к роднику  не спешит.

 

 После празднования Зимнего  дня Перуна славяне обращались  уже к Богу Сварогу:.

 

 «Ой, Сварог наш Пращур, ты  где ?

На небе или на земле?

Мольбою тебе молимся, на гору Белую  сойди.

и бел кладенец ты отвори?

Пусть и Богиня Жива туда слетает,

и в золотую чашу- братину светлу воду набирает!

Минул Перунов день и Родогошь,

что же ты батюшка Сварог к нам  не идешь?

 

 Пришла пора нам очищаться,

на новый срок сил набираться.

С горы Белой, Боже, водой нас окропи,

сады, поля и животину тем освяти.

И куда светлая капелька падет,

там всё здоровье обретет.

И все мы Боже тебя хвалим,

бескровны требы тебе правим.

 

Силён ты, Батька Сварог Бог.

И для тебя открыт порог,

ведь что только повелишь, 

то в Явь нам сразу проявишь,

негаданно, без маеты.

исполни наши просьбы ты.

 

 Мы в Белу гору все пойдем.

и десную руку к небесам вознесем .

и Бога Сварога этим восхвалим.

И Жертвы пращурам нашим поставим.

И Жива в чашу свет-воду набирает.

и Сварогу пить её предлагает.

 

Пьет ее Бог, да напивается ,

из чаши вода на землю проливается,

да на поле то, да на тот садок.

Добрым людям в животок.

 

И кто воду ту попьет,

тот без болезней целый год живет.

 

Еще один заговор, в котором отражается живительная сила воды:

 «Ой, Боже ты Сварог наш  Пращур! Где ты, Боже, на небесах  или на земле потряси, сильней  златой ты чашей, да увидь  как мы, подняли десные руки  к вышине до небес, и тебя  славой славим и говорим: «Ой, Боже Сварог! Сойди Боже, на землю, на гору Белую, нынче твой Сварога день. И Живы день. Окропи нас чистою водой».

 

2.2. Вода в праздниках летнего солнцестояния

       

        В праздниках летнего цикла, которые мы рассмотрим в этом разделе, также фигурирует вода.

         Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года. Издревле

все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины  лета. У нас таковым

праздником является Иван Купала. Праздник является общеславянским, в Литве он

известен как Ладо, в  Польше - как Соботки, на Украине - Купало или Купайло. От

Карпат до севера Руси в  ночь с 23 на 24 июня все праздновали  этот

мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый  праздник Ивана

Купала.

         У наших древних предков существовало божество Купало, олицетворяющее летнее

плодородие. В его честь  вечерами и распевали песни, и  прыгали через костер.

Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего

солнцестояния, смешивая в  себе языческую и христианскую традицию. Иваном

божество Купало стало  называться после крещения Руси, когда  его заместил ни

кто иной, как Иоанн Креститель (точнее - его народный образ), чье  рождество

праздновалось 24 июня. Подобно тому, как Иван Купала является своего рода «двойником» Иоанна Крестителя, купание в «живой воде» — праздничной первой утренней росе, еще не освещенной лучами солнца, в определенном смысле служит аналогом христианскому крещению и потому связано в народной традиции именно с днем церковного почитания Иоанна Крестителя. Характерно, что в одном из заговоров, хронологически приуроченных к купальской ночи, встречается замена традиционной «росы» «иорданской водою» — водой Крещения Господня.

          Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала, один из самых почитаемых,

самых важных, самых разгульных праздников в году, а также идущие еще через

несколько дней "Петр и  Павел" сливались в один большой  праздник, наполненный

для русского человека огромным смыслом и потому включающий множество

обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных

примет, гаданий, легенд, поверий.

          На Аграфену обязательно мылись и парились в банях. Обыкновенно именно в день

Аграфены Купальницы заготавливали  веники на весь год.

          Множество купальских поверий связано и с водою. Ранним утром бабы "черпают

росу"; для этого берётся  чистая скатерть и ковш, с которым  и отправляются на

луг. Здесь скатерть таскают  по мокрой траве, а потом выжимают в ковш и этой

росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь и  чтобы лицо было

чисто. Роса купальская служит и для чистоты в доме: ею кропят кровати и стены

дома, чтобы не водились клопы  и тараканы, и чтобы нечисть "в  дом не

глумилася".

         Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только в некоторых

областях крестьяне считали  такое купание опасным, так как  в Иванов день

считается именинником сам  водяной, который терпеть не может, когда в его

царство лезут люди, и  мстит им тем, что топит всякого  неосторожного. Кое-где

считается, что только после  Иванова дня добропорядочные  христиане могут

купаться в реках, озерах и прудах, так как Иван освящает их и усмиряет

различную водяную нечисть.

         К слову, связано много поверий и с нечистой, ведьминой силой. Считалось, что

на Ивана Купалу ведьмы тоже справляют свой праздник, стараясь как можно

Информация о работе Вода в календарных обычаях и обрядах