Вода в календарных обычаях и обрядах

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 12:50, реферат

Описание работы

В данной работе мы будем рассматривать воду с точки зрения славянской культуры. В частности, нас интересует отражение общечеловеческого культа воды в славянских календарных обычаях и обрядах. Изучение важных для народа событий и празднований, закрепленных в календаре, дает возможность узнать, как этот народ мыслит связь природных сил и человека, влияние изменений в природе на его жизнь и быт. Так, мы собираемся определить роль воды в этой системе взглядов славян на окружающий его мир, что поможет глубже вникнуть в мировоззрение народа, его традиции и верования, духовную культуру, а также его взгляд на одну из важнейших природных стихий. В этом актуальность нашей работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………1
1.Вода в мифологических представлениях славян……………………………………..2
1.1.Символика воды в народном мировоззрении………………………………………2
1.2.Магические свойства росы в праздничные дни…………………………………….4
2.Водная стихия в празднованиях зимнего и летнего цикла………………………6
2.1.Празднование дня Живой Воды…………………………………………………………….6
2.2.Вода в праздниках летнего солнцестояния…………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………………………………….10
Литература……………………………………………………………………………………………………11

Работа содержит 1 файл

Вода в календарных обычаях и обрядах.docx

— 69.06 Кб (Скачать)


 




 

Вода  в календарных обычаях и обрядах

[Введите подзаголовок документа]

 

                        Агеева Ирина

                        Филологический факультет 

                        Русский язык и литература

                        1курс

      

 
 

 

План

 Введение………………………………………………………………………………………………………1

1.Вода в мифологических представлениях  славян……………………………………..2

1.1.Символика воды в народном  мировоззрении………………………………………2

1.2.Магические свойства росы  в праздничные дни…………………………………….4

2.Водная стихия в празднованиях  зимнего и летнего цикла………………………6

2.1.Празднование дня Живой Воды…………………………………………………………….6

2.2.Вода в праздниках летнего  солнцестояния…………………………………………..8

 Заключение………………………………………………………………………………………………….10 

 Литература……………………………………………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Роль воды в жизни человечества трудно переоценить. Без воды жизнь  была бы также невозможна, как без  света и тепла. Значимость воды прочно закреплена в сознании человека, отражена в проявлениях  его духовной культуры. Вода - это древний универсальный символ чистоты, плодородия и источник самой жизни. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь появилась из первородных вод. Книга Бытия, описывая сотворение мира, использует очень древний образ - оживляющее проникание "духа божьего" к мировым водам. Мифологическая традиция возносит похвалу воде как носителю всего сущего, символу рождения и возрождения. Считалось, что чистая вода, особенно роса, родниковая и дождевая вода имеют целебные свойства и являются формой божественной милости, даром матери-земли (родниковая вода) или небесных богов (дождь и роса). В суевериях символизм очищающей власти воды был настолько силен, что считалось, что она отталкивает зло. Почтительное отношение к свежей воде, как очищающему элементу, особенно свойственно религиозным традициям стран, где запасы воды были скудны. Это демонстрируют иудейские, христианские и индейские ритуалы очищения или крещения. Крещение соединяет в себе очищающие, растворяющие и плодородные свойства воды: смывание греха, растворение старой жизни и рождение новой. Мифы о Потопе, в которых уничтожается погрязшее в грехах человечество - пример символизма очищения и возрождения. Многие божества были рождены в воде или могли ходить по воде. Вода могла быть метафорой духовной пищи и спасения.

В данной работе мы будем рассматривать  воду с точки зрения славянской культуры. В частности, нас интересует отражение общечеловеческого культа воды в славянских календарных обычаях и обрядах. Изучение важных для народа событий и празднований, закрепленных в календаре, дает возможность узнать, как этот народ мыслит связь природных сил и человека, влияние изменений в природе на его жизнь и быт. Так, мы собираемся определить роль воды в этой системе взглядов славян на окружающий его мир, что поможет глубже вникнуть в мировоззрение народа, его традиции и верования, духовную культуру, а также его взгляд на одну из важнейших природных стихий. В этом актуальность нашей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Вода в мифологических представлениях славян

1.1. Символика воды в народном мировоззрении

 

Вода — в народных представлениях одна из основных стихий мироздания (наряду с землей, воздухом и огнем): опора, на которой держится земля; источник жизни и средство магического  очищения. Вместе с тем водное пространство — граница между “этим” и  “тем” светом, путь в загробное  царство, место обитания душ умерших  и нечистой силы.

В космогонических мифах  вода ассоциируется с первобытным хаосом, первоначалом. По южнославянским и карпатским поверьям, вся система рек и ручьев представляет собой “жилы” земли. Повсеместно считалось, что через проточную Воду могла осуществляться связь с иным миром. С этими представлениями связаны обычаи сплавлять по Воде пищу и предметы, предназначенные умершим (т.е. «Пускать по воде»).

Свидетельства о почитании  водных источников древними славянами  сохранились во многих памятниках письменности, где упоминается о жертвоприношениях  воде и о молениях возле нее, принесении клятв и т.п. Поклонение священным  источникам и колодцам у восточных  славян связывалось с культом  св. Параскевы Пятницы — покровительницы  водной стихии. Защитником тех, чья  профессия связана с Водой (рыбаков, плотогонов, мореходов), признавался  и св. Николай. У южных славян владение целебными источниками приписывалось  самодивам и вилам, способным  “запирать” воду. В фольклоре хозяином земных вод выступал также змей, чудище и др. персонажи.

Характерны общеславянские поверья о том, что в Воде обитают  черти и другая нечистая сила: злой дух, дидько, русалка, водяной. Ср. поговорки: “Где вода, там и беда”, “От воды всегда жди беды”, “Черт огня боится, а в воде селится” и т.п. Набирая  Воду из ручья, переходя реку вброд  или намереваясь искупаться, люди предпринимали ряд предосторожностей: крестились сами и осеняли крестом  Воду, сохраняли молчание, бросали  в Воду кусочки хлеба или оставляли  возле Воды дары, обращались к Воде с почтительными приветствиями  и просьбами. Чтобы обезопасить  себя от воздействия нечистой силы, обитающей в Воде, украинцы Карпат, входя в реку, говорили: “Дидько  з води, а я — в воду”, а  выходя после купания: “Я з води, а дидько — в воду!” Хранящуюся в доме Воду рекомендовалось на ночь плотно закрывать крышками, “иначе в нее черти заберутся”, как  говорили белорусы.

С представлениями о том, что душа человека после его смерти погружается в Воду, связана широко известная у славян система запретов использовать Воду, имевшуюся в доме в момент смерти кого-либо из домочадцев. При агонии умирающего белорусы выносили из дома и выливали всю Воду, чтобы  душа не задержалась в ней. Болгары  называли такую Воду “мертвой”, спешили  вылить ее из всех сосудов сразу  после выноса покойника, чтобы никто  не смог ее выпить. Сербы считали  необходимым вылить всю Воду, имевшуюся  в том доме, мимо которого прошла похоронная процессия. При встрече  с похоронной процессией человек, несущий  ведро Воду, вынужден был вылить ее на дорогу, чтобы душа умершего не погрузилась в Воду.

Церковное освящение Воды, по народным представлениям, имело  целью изгнание из нее бесов, очищение от скверны. Главным праздником году, включавшим обряд водосвятия, было Крещение. Освященная в этот день Вода (“святая”, “богоявленская”) считалась наиболее здоровой, целебной, способной излечить болезни и защитить от нечистой силы. Ее хранили в течение года в каждом доме, верили, что она не может испортиться, использовали в лечебных целях. Реже освящение Воды происходило в др. праздники: накануне Пасхи, Ивана Купалы, в первый день августа (Мокрый Спас). В Польских Карпатах известны случаи, когда в день годовых поминок по умершему родственнику приглашали священника, чтобы он освятил в доме Воду.

Чудодейственной и магической читалась также Вода, набранная из источников и колодцев на Рождество, Новый год, Сретение, в Страстной  четверг или пятницу, на Ивана  Купалу. Широко распространено поверье, что в полночь перед Рождеством (или Крещением, Пасхой) Вода в источниках превращается в вино (в золото, серебро, в кровь Христа). За Водой ходили ранним утром до восхода солнца; особенно ценной почиталась Вода, набранная  утром раньше всех других односельчан (“непочатая”, “непитая” Вода), При  этом запрещалось отливать Воду из ведра или зачерпывать ее вторично, следовало соблюдать молчание (“немая”  Вода). Дома такой Водой умывались, поили больных, кропили скот, ульи, хозяйственные постройки, использовали ее для гаданий.

Магическую силу придавали  воде опущенные в нее растения, монеты, зерно, угли из своей печи и  т.п. Чудодейственные свойства приписывались  Воде, которая стекала с колес  водяной мельницы или с морды  коня после водопоя; которая была набрана из трех или семи, девяти колодцев, ручьев или из того места, где сливаются три потока; осталась после варки пасхальных яиц; была пролита сквозь решето: которой ополаскивали хлебную дежу, иконы, обливали церковный  колокол и т. п.

Символика Воды связана, с  одной стороны, с ее природными свойствами: прозрачностью, свежестью, быстрым  течением, способностью очищать, а с  другой — с представлениями о  Воде как опасном “чужом” пространстве, принадлежащем потусторонним силам. В проточной Воде умывались для  бодрости и здоровья; ею обливали людей, чтобы у них спорилось дело. Традиционной формулой благопожеланий у восточных славян была: “Будь  здоров, как вода”. Если оставленная  на ночь под открытым небом Вода сохраняла к утру чистоту и  прозрачность, то это считалось у  болгар хорошим знаком при выборе места для строительства нового дома. Проточная Вода воспринималась как символ быстроты. Чтобы быстро шла работа, первое изделие обучающегося ремеслу бросали в быстрый  ручей. В любовной магии девушки - гуцулки обращались к Воде с  приговором: “как быстро течет Вода, чтобы так же быстро я вышла  замуж”.

Очистительная символика  Воды раскрывается во многих обрядах: хождение за Водой, внесение ее в дом; обливание людей, животных, построек; умывание “новой” Водой; заговаривание  Воды, предназначенной для лечения  больных; питье особой Воды; сплавление по реке предметов, подлежащих отправке на тот свет.

Негативная символика  Воды характерна для снотолкований: мутная и грязная Вода предвещает болезнь, смерть, грусть, а речная и  чистая — слезы. В некоторых этиологических мифах возникновение чертей и  вредных насекомых связывается  с водяными брызгами. Так, по украинскому  преданию, св. Петр научил черта создавать  себе помощников: “Набери воды и  брызгай ею позади себя: сколько  упадет капель, столько сделается  чертей”. В Харьковской губернии считали, что блохи разводятся от Воды, разлитой по хате на Рождество или Пасху. Противоречивая оценка Воды как оздоравливающей и одновременно смертоносной стихии отразилась в сказочных мотивах о “живой” и “мертвой” Воде. Вредоносной и опасной считалась Вода, в которой обмывали новорожденного, больного, умершего.

Роль Воды в гаданиях велика, ибо существовало поверье, что в  ней обитают духи, способные предсказать  будущее. В гаданиях использовалась способность Воды к отражению (ср. выражение “как в воду смотреть”, т.е. “угадать”); по силе звуков шумного  течения пытались определить характер будущего супруга.

В приговорах, адресованных Воде с просьбой очистить от всего  злого, ее женский образ наделяется личными именами (Елена, Ульяна, Иордана) и различными характеристиками (милая, чистая, быстрая, матушка-вода, Христовая  мати, Богова сестрица, водичка-орданичка, найстаршая царичка и т. п.). При  бросании в Воду обрядовой пищи (“кормлении воды”) просили себе взамен удачу, счастье, женихов.

 

 

        1.2. Магические свойства росы в праздничные дни

 

Исследователями собран также обширный материал об обряде «катание/кувыркание по земле» в славянской народной традиции. Безусловно, этот обряд связан как с древним культом Земли, так и с культом Воды. Данные о «катании/кувыркании по земле» в славянской традиции включают различные его виды: святочное — по полу в помещении, масленичное — с гор, весенне-летнее и по окончании жатвы — по полю (в том числе катание священнослужителей во время так называемого «хождения в жито» на Пасхальной неделе, в Вознесение или в Юрьев день) и т. д., среди них и «катание по росе» утром в Юрьев день или на Ивана Купалу.

Безусловно, трудно четко разграничить катание «по  земле», «пополю», «по траве», «по  житу» и «по росе» — не всегда в источниках прямо говорится, покрыта  ли земля (поле, трава, жито) росой. Повсеместно  распространенная приуроченность совершения обряда ко времени перед восходом солнца, однако, сама по себе неизбежно превращает в наших широтах катание / кувыркание по земле (полю, траве, житу) именно в катание / купание в росе (особенно в ночь перед праздником Ивана Купалы, 24 июня ст. ст. — 7 июля нов. ст., но также и в Юрьев день).

Вода в определенные дни (Рождество, Новый год. Сретенье, в Великий четверг и в день Ивана Купалы) вообще у славян считалась  сакральной, особенно если она набиралась при соблюдении определенных условий: делать это следовало до восхода  солнца, желательно раньше всех («непочатая вода»), при этом запрещалось отливать эту воду из ведра или зачерпывать вторично; следовало также хранить молчание при перенесении воды в дом. Почиталась священной и роса, о чем свидетельствуют приведенные В.И.Далем выражения: «Росою, да через серебро умыться - бела будешь», «Все мы растем под красным солнышком, на Божьей росе», «Без росы и трава не растет» и т. д. В русских говорах зафиксированы употребления слова «роса» «в сочетаниях, связанных с календарными обрядами, приметами и поверьями и выражающих веру в то, что роса обладает чудесной целебной силой (поэтому по ней бегают, валяются, стараются поить коров, лошадей, чтобы сохранить или дать им силу, красивый вид и т. п.)».

В славянских заговорах  в начальной части текста, известной  как «чудесное одевание», встречается мотив «умывания росою» (наряду с «утиранием» светом, звездами или зарею), да и вообще роса часто упоминается как субстанция магическая по происхождению или назначению («прибавленная» св. Егорием или «выпущенная» его матерью; собранная Богородицей; она «падает» на яблоню в райском саду; на нее переходят болезни; по ней ходит Богородица и едет Егорий; ею Христос поливает змей; ее «сбивают» три калеки, «слизывает» солнце и т. д.).

Информация о работе Вода в календарных обычаях и обрядах