Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 19:10, реферат
Соединение народного фарса и классической драмы было осуществлено в творчестве драматургов, которых называют «университетскими умами» (university wits). К ним относятся Роберт Грин, Томас Кид. Одним из самых талантливых представителей «университетских умов» был драматург Кристофер Марло.
Введение .......................................................................................................3
Часть 1. БИОГРАФИЯ ...............................................................................4
Часть 2. ТВОРЧЕСТВО...............................................................................7
2.1. «Дидона – царица Карфагена»....................................................7
2.2. «Тамерлан Великий».....................................................................8
2.3. «Трагическая история доктора Фауста»...............................14
2.4. «Мальтийский еврей»................................................................20
2.5. «Эдуард II»..................................................................................21
2.6. «Парижская резня»....................................................................22
2.7. «Геро и Леандр».........................................................................23
Заключение.................................................................................................25
Список использованных источников....................................................26
Как эпический богатырь, Тамерлан выдерживает все более трудные испытания: с немногими воинами он побеждает тысячу персидских всадников, затем многотысячную армию персидского царя, затем – войско Баязида, в котором воинов «больше, чем в бездонном море капель», он побеждает египетского царя, женится на его красавице дочери Зенократе и увенчивает себя и ее царскими венцами.
Традиция народного
Но уже в первых сценах трагедии становится очевидным, что характеру Тамерлана недостает таких качеств, без которых немыслим подлинно эпический герой. Мало того, в доспехах эпического богатыря, как, оказывается, выступает герой противоположного ему склада. По своему существу эпический герой – представитель коллектива людей, собирательный образ, в котором воплощены надежды и лучшие качества породившей его среды. Но Тамерлан не защищает родину, не побеждает врагов своей страны.
В начале пьесы он – «скиф безвестный», «простой пастух», «свершает беззаконные набеги», «грабит... персепольских купцов», «вор», что верит «предсказаниям пустым, мечтает Азию завоевать», - словом, человек без роду и племени, перекати-поле. Его дальнейшие планы - « грабить города и царства»; грандиозное шествие по Азии предпринято им ради того, чтобы «владеть златым венцом и вместе с ним бесспорным правом награждать, казнить, брать, требовать, не ведая отказа...». С мстительной радостью он говорит, что будет «бичом земных царей». Его товарищи, соратники или, если угодно, сообщники – такие же, как и он:
Весь этот край кишит опасным сбродом,
Чье ремесло – разбой и грабежи:
Такие люди клад для Тамерлана.
Да, Тамерлан ими гордится:
Просты по виду эти пастухи,
Но день придет, и поведут они
В поход столь многочисленное войско,
Что горы задрожат под их ногами.
Перед нами – человек, поднявшийся с самого дна общества, опьяненный мечтой о державе, «где никогда не заходит солнце», и о безграничной власти. Было бы неверно искать здесь стремление поэта воссоздать подлинный характер восточного деспота; английская действительность предоставляла ему достаточно психологического «материала» для наблюдений.
Бунтарство и отверженность Тамерлана, подчеркнутые в самом начале трагедия, дозволили Марло придать своему герою ум и волю нового человека, освобожденного от пороков и предрассудков тысячелетнего миропорядка, от преклонения перед феодальной иерархией, от религиозного смирения – словом, высказать устами Тамерлана собственную гуманистическую программу.
В трех монологах Тамерлана – о неукротимом духе человека, о красоте и в предсмертном монологе у карты мира – отражено представление Марло о возможностях, назначении и духовной жизни обновленного человечества и каждого человека в отдельности. Тамерлан говорит, что каждый человек имеет право стремиться к лучшей участи, что сила его разума безгранична. Размышляя о сущности красоты, Тамерлан открывает в ней источник духовного подъема и очищения человека, поэзию он называет зеркалом, в котором «мы видим все высшее, что свершено людьми». «Тревожный и неукротимый дух», который природа вложила в людей, зовет их к преобразованию земли, к овладению ее богатствами. Против христианского тезиса о том, что царство подлинного счастья – лишь на небе, Тамерлан выдвигает тезис о счастье на земле, построенном человеческими руками. Умирая, он говорит о своей мечте прорыть канал, чтобы соединить Красное и Средиземное моря и тем сократить дорогу в Индию. С пафосом завоевания сливается пафос открытия новых земель:
Вот полюс Южный; от него к востоку
Лежат еще неведомые страны...
. . . . . . . . . . . . . . .
И я умру, не покорив все это!
Тамерлан мечтает о том, что не под силу одному человеку; но его сыновья должны впитать частицу «неукротимого духа» и осуществить задуманное им.
Судьба человека простого звания, который по тем или иным причинам отпал от общества, и преследуется им, всегда интересовала Марло. Он сам был простолюдином по происхождению, более того, человеком, оказавшимся по доброй воле за пределами уважаемых сословий и профессий. В поэме «Геро и Леандр» он горько упрекает мир за то, что «удел ученого - нужда», что лишь «сынам Мидаса» принадлежат места в «нетленном храме Чести», а потому
...люди светлого ума отныне
Начнут искать приюта на
Поэт посещает далекие края лишь в мечте, воплотившейся в художественных образах. В пьесе о Тамерлане Великом – своеобразном драматическом мечтании – выразилось глубокое сочувствие Марло к современному ему социально-психологическому типу человека-изгоя, к бунту одинокой сильной личности против враждебного ей мира. В трагедии выразилась и гуманистическая концепция Марло, его задушевные мысли и мечты. Вот почему образ Тамерлана, в котором соединились черты и деклассированного одиночки и гуманиста, выступающего от лица всех, кто ждет освобождения человечества, приобрел сказочный, эпически грандиозный облик.
Но характер Тамерлана в ходе трагедии не остается неизменным. Постепенно раскрываются присущие ему противоречия. Вместе с тем, обнаруживаются и противоречия гуманистических взглядов самого Марло. Шаг за шагом в Тамерлане угасают черты гуманистического идеала, все реже он становится «рупором идей» автора, в нем берут верх черты отталкивающие и страшные. В чем же противоречия Тамерлана? Они заложены уже в его первом «гуманистическом» монологе. В самом деле, если природа наделила всех людей стремлением к лучшей участи и желанием достигнуть «тайной цели – единственного полного блаженства: земной короны на своем челе», то практически это должно привести к борьбе за первенство всех против всех, к подавлению одних людей за счет власти других.
В «Тамерлане» изображен идеальный случай самоутверждения личности. К каким же результатам это приводит? Начиная с картины осады Дамаска, когда по приказу Тамерлана истребляются ни в чем не повинные жители города – старики, девушки, дети, – в пьесе все больше места отводится изображению жестокости завоевателя. Вся вторая часть «Тамерлана Великого» – это история постепенного ожесточения героя, связанного с его полным внутренним одиночеством и безнаказанностью любых его поступков. Как одержимый, он кочует с места на место, разрушает и сжигает города, истязает побежденных. Если раньше он считал себя «бичом земных царей», то теперь его ярость обрушивается на все человечество, начиная с собственного сына. Он именует себя уже «бичом и ужасом Земли». Все больше он утверждается в мысли о своем избранничестве, о том, что он – неуязвимое орудие мстительного бога, посланное покарать людей, сопротивляющихся его воле. Он подавляет волю других людей. «Свой дух ты хочешь в двух несчастных влить, – говорит Амир, его сын, – но лишь в тебе источник наших жизней». «Мы жить не сможем, если ты умрешь», – вторит ему Целебин. Жалкие и трусливые, сыновья Тамерлана впитали только отцовскую жестокость. «Когда бы трон стоял средь моря крови, я б сделал челн, чтобы к нему приплыть...», – говорит Целебин, но когда Тамерлан велит ему убить Баязида, Целебин отвечает: «Пускай его подержат – я ударю». Персу Теридаму Тамерлан обещает: «Мне равный, ты в венце багряном разделишь трон величья с Тамерланом». Но этого не происходит: Теридам в дальнейшем лишь робко пытается выражать свое мнение, он обречен на роль слуги тирана.
Среди фигур, составляющих фон пьесы, наиболее значительна Зенократа. Душевные качества ее противоположны характеру Тамерлана: она противник насилия, ожесточения, чрезмерной гордости, для нее свято то, что чуждо Тамерлану, – родная страна, родственные связи. В речах Зенократы постоянно звучит тема: «Все земное недолговечно», – недолговечны, по ее мнению, и успехи Тамерлана. Любовь к Зенократе вызывает в Тамерлане на некоторое время чувство раздвоенности, сомнение в своей правоте: «Я отдал бы весь мир, чтобы поверить, что истинная слава лишь в добре и лишь она дарит нам благородство». Зенократа – причина того, что Тамерлан в первый и последний раз щадит противника, вступает в «перемирие» с Землей. Но после смерти Зенократы все, это смягчало Тамерлана, отброшено, и он ожесточается. Победа принципов Тамерлана оборачивается его поражением.
В заключительных сценах второй части «Тамерлана Великого» вновь подчеркнуто, что личность, воюющая только за свои права, ожесточается, попирает права других людей, несет в себе семена самоуничтожения. Смерть Тамерлана происходит из-за того, что неутолимая ярость исчерпала его жизненные силы.
Если для Тамерлана вся трагедия заключена в том, что возможности его не безграничны и смерть кладет предел его завоеваниям, то для автора трагическая сущность «Тамерлана Великого» – в неизбежном столкновении интересов людей. Сочувствие к герою – бунтарю и одиночке не скрывает от Марло зловещих черт этого героя. Поэтому Тамерлан одновременно и привлекает и ужасает. Но как совместить интересы «я» и других людей, не знает и сам Марло; в этом – противоречие его гуманистических взглядов. Нового, освобожденного человека он представляет себе только освобожденным от социальных, национальных и прочих связей. Лишь в последующих произведениях Марло, в особенности в «Эдуарде II», намечается попытка решить эту проблему.
Романтика гуманистической концепции человека определила построение «Тамерлана Великого». Действие пьесы сконцентрировано вокруг одной фигуры, в то же время ее борьба за самоутверждение «развертывается» на безграничных просторах. Источником, побудительной причиной действия в пьесе всегда выступает воля героя. Обстоятельства создаются Тамерланом. Азия приходит в движение из-за его честолюбивых замыслов.
Обилие действующих лиц в трагедии не нарушает ее «центростремительного» принципа. Внимание драматурга останавливается на них только на то время, когда они нужны для сопоставления с Тамерланом. Теридам, например, обрисован ярко в тот момент, когда изображается сила убеждения и обаяния, свойственные Тамерлану; в дальнейшем образ Теридама обозначен в пьесе лишь «пунктиром». Так, бесследно исчезают из пьесы многие персонажи, чья роль сводится к тому, чтобы оттенить ту или другую сторону образа Тамерлана, создать фон различных этапов его возвышения.
Подчиняя сюжет задаче как можно полнее и ярче осветить центральный образ, Марло расширяет рамки действия до мировых масштабов. Перед зрителем развертывается калейдоскопическая картина событий, происходящих в разных местах и в разное время; картина эта скреплена лишь единством героя. Романтика гуманизма определила заостренность чувств и страстей героев, патетику их речи. Величавый стиль речи в «Тамерлане Великом» характерен обилием сравнений, гипербол, мифологических параллелей. Нерифмованный пятистопный ямб, которым написан «Тамерлан», на сцене народного театра был новинкой. Ранее он был применен в трагедии «Горбодук», но только Марло сумел преодолеть его сухость и монотонность. Вопреки традиции, требовавшей смысловой законченности каждой строки, Марло заботился о том, чтобы мысль была закончена в каждом периоде, а монологи героев состояли из ряда тщательно отшлифованных периодов. Этот принцип дал ему возможность внутри периода с гораздо большей свободой группировать смысловой материал, сокращать и удлинять фразы и все же не терять четкой стихотворной формы. Белый стих, примененный Марло вместо обычного рифмованного, перенес внимание аудитории на образ, заключенный внутри строки, и на звуковую организацию строки в целом.
Поэтические задачи, поставленные перед собой, Марло разрешил так успешно, что после «Тамерлана Великого» белый стих стал применяться в большинстве английских трагедий.
Мораль «Тамерлана» истолковывалась современниками по-разному. По христианским воззрениям исторический завоеватель Тимур был «бичом бога», то есть испытанием, посланным человечеству свыше в наказание за грехи. В трагедии выражение «бич бога» применительно к Тамерлану употребляется довольно часто, но идеи пьесы невозможно было совместить с традиционными представлениями. Было очевидно, что автор испытывает симпатию к своему могучему герою. Более того, Тамерлан произносит слова:
Ищите, воины, другого бога,
Того, что в небесах - коль там он есть...
И это «коль там он есть» автором убедительно не опровергается. Многие из современников Марло усмотрели в пьесе апофеоз тирании и безбожничества.
2.3. «Трагическая история доктора Фауста»
Вслед за «Тамерланом Великим» Марло пишет «Трагическую историю доктора Фауста» на сюжет популярной немецкой легенды о чернокнижнике, продавшем душу дьяволу. Сохранив в неприкосновенности все важнейшие эпизоды легенды, как они изложены в переводе немецкой народной книги о Фаусте, поэт придал легенде совершенно иной смысл.
Составитель народной книги – ортодоксальный лютеранин; историю Фауста, пожертвовавшего вечным спасением ради мимолетных мирских наслаждений, он рассказывает для того, чтобы предостеречь читателей «от греховного увлечения наукой, от пагубной гордыни, возникающей в людях от чрезмерного ума и недостатка в страхе божием».
В пьесе Марло с таким сочувствием изображено разочарование Фауста в современной ему науке и философии, его стремление овладеть глубочайшими тайнами природы, быть «на земле, как в небесах Юпитер», с такой силой сострадания передано отчаяние человека, вступившего в неравную схватку с несокрушимым божественным авторитетом, что фигура Фауста осветилась обаянием ума, трагической смелости, бескрайней широты помыслов. Вступительное слово Хора указывает на своеобразие пьесы: в ней «не блеском гордых, дерзостных деяний прославит муза стих небесный свой»; судьба Фауста «добрая и злая» – это история внутреннего конфликта, завершившегося духовной гибелью. С полей битв в далекой Азии действие перенесено в кабинет Фауста. Герой пьесы предстает перед зрителем не сказочным богатырем, а обыкновенным человеком; необычайность его заключена в силе ума и чувствований. Победа свободного и одаренного человека над враждебным миром, изображенная в трагедии о скифском пастухе, в «Трагической истории доктора Фауста» – лишь мечта ученого – гуманиста. Но драматурга занимает не столько сама мечта Фауста, сколько ее воздействие на всю его духовную жизнь. «Фауст» Марло – философско-психологическая драма; наибольших высот художественности автор достигает, изображая героя в моменты напряженных раздумий, в минуты экстаза, отчаяния, сомнений. Гуманистической романтикой пронизано изображение душевного разлада Фауста; в этой сфере фантастические картины общения с дьяволом придают драматическую яркость и значительность внутренне борьбе Фауста, не лишая ее психологической убедительности. Когда же «черная магия» переходит в область реальной жизни, когда показываются «чудеса» Фауста, романтический пафос исчезает, уступая место иронии, фарсовой шутливости, где волшебство только фокус.
Информация о работе Творчество поэта и драматурга эпохи Возрождения Кристофера Марло