Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 19:10, реферат
Соединение народного фарса и классической драмы было осуществлено в творчестве драматургов, которых называют «университетскими умами» (university wits). К ним относятся Роберт Грин, Томас Кид. Одним из самых талантливых представителей «университетских умов» был драматург Кристофер Марло.
Введение .......................................................................................................3
Часть 1. БИОГРАФИЯ ...............................................................................4
Часть 2. ТВОРЧЕСТВО...............................................................................7
2.1. «Дидона – царица Карфагена»....................................................7
2.2. «Тамерлан Великий».....................................................................8
2.3. «Трагическая история доктора Фауста»...............................14
2.4. «Мальтийский еврей»................................................................20
2.5. «Эдуард II»..................................................................................21
2.6. «Парижская резня»....................................................................22
2.7. «Геро и Леандр».........................................................................23
Заключение.................................................................................................25
Список использованных источников....................................................26
Министерство образования
Учреждение образования
«
»
Факультет иностранных языков, германо-романская филология
Реферат
Творчество поэта и драматурга эпохи Возрождения
Кристофера Марло
Исполнитель:
Могилев 2011
Содержание
Введение ..............................
Часть 1. Биография ..............................
Часть 2. Творчество....................
2.1. «Дидона – царица Карфагена»....................
2.2. «Тамерлан Великий»......................
2.3. «Трагическая история доктора Фауста».......................
2.4. «Мальтийский еврей»........................
2.5. «Эдуард II»...........................
2.6. «Парижская резня»........................
2.7. «Геро и Леандр».......................
Заключение....................
Список использованных
источников....................
Введение
В XV-XVI вв. в европейских странах происходит переход от феодального средневековья к новому времени, ознаменованному начальным периодом развития капитализма. Эта переходная эпоха получила название Возрождения, или Ренессанса.
Различные этапы развития ренессансной культуры отличаются своеобразными чертами. В реалистической литературе этого времени наблюдается последовательная смена разных жанров. На раннем этапе становления культуры Возрождения ведущую роль в литературе играют лирические жанры и новелла. На позднем этапе господствующим жанром становится драма. Ранний этап отмечен верой в свободное развитие человека, в его творческие возможности. На позднем этапе уже обнаруживается, что становление абсолютистского государства вступает в противоречие с идеалами гуманизма, оказывается враждебным этим идеалам. Трагические коллизии между развитой личностью и тираническим режимом абсолютистского государства явились основой драмы позднего Ренессанса. Расцвет гуманизма в эпоху бурных социальных изменений к началу XVII в. сменяется его кризисом.
XVI в. в Англии был периодом расцвета драматургии. Английский театр отвечал народным интересам и был необычайно популярным в обстановке национального подъема. К концу XVI в. в Лондоне насчитывалось около двадцати театров; из них особенно знамениты были театр Ричарда Бербеджа и театр Филипа Хенсло. Развитие театральной культуры шло не без трудностей, главной помехой являлись действия пуритан, считавших театр «бесовским» делом.
Соединение народного фарса и классической драмы было осуществлено в творчестве драматургов, которых называют «университетскими умами» (university wits). К ним относятся Роберт Грин, Томас Кид. Одним из самых талантливых представителей «университетских умов» был драматург Кристофер Марло.
Часть 1
Биография Кристофера Марло
Обстоятельства жизни
В Кентербери, в семье мастера цеха сапожников и дубильщиков Джона Марло 26 февраля 1564 года родился сын Кристофер.
Семья Джона Марло не была богата, хотя сам он был мастером и работал вместе с подмастерьями. Средства для того, чтобы нанять учителя для маленького Кристофера, нашлись не сразу. Получив необходимые первоначальные знания, Кристофер поступил в грамматическую школу переростком (четырнадцати лет) и на церковную стипендию.
В грамматической школе Марло занимался латынью, основами греческого; в школе учили также пению и правилам стихосложения. В 1580 году Марло был среди выпускников школы. Он оказался одним из счастливцев, которым представилась возможность продолжать свое образование в Кембриджском университете. Несколько стипендий для уроженцев Кентербери, окончивших Королевскую грамматическую школу, были недавно учреждены в Кембридже архиепископом Паркером. С марта 1581 года Марло – студент кембриджского колледжа Тела Христова. По традиции, сыновья небогатых родителей готовились в университете к духовной карьере; эта же перспектива была открыта и для Марло.
В университете Марло основательно изучил классические языки. Если Бен Джонсон мог с чувством превосходства сказать о Шекспире, никогда не учившемся в университете: «Он слабо знал латынь, а греческий еще слабее» – о Марло никто бы этого не сказал.
Наиболее глубокое воздействие на молодого поэта университет оказал тем, что приобщил его к могучему и многообразному идейному течению эпохи – гуманизму. В XVI веке образование, культурное самовоспитание в несравненно большей мере, чем в наше время, было делом индивидуальным, предпринимаемым «на свой страх и риск». Трудно сказать поэтому, когда именно и с какого автора началось знакомство Марло с этим общеевропейским культурным движением, которое зародилось в Италии в XIV веке и к концу XVI века прошло уже много стадий развития.
Три года, необходимые для подготовки к получению степени бакалавра, были посвящены наукам – богословию, философии, риторике, логике – и друзьям. Марло близко сошелся со студентом Кембриджа и будущим литератором Томасом Нэшем. Нэш принадлежал к тому же социальному кругу, что и Марло; обладая даром острой наблюдательности и ироническим складом ума, он стал в дальнейшем первоклассным сатириком. Другое знакомство университетских лет сыграло дурную роль в жизни Марло; он сблизился с Томасом Уолсингемом, племянником сэра Френсиса Уолсингема, фаворита королевы, члена важнейшего органа королевской власти – Тайного совета и руководителя английской тайной полиции.
Возможно, что своими связями с Тайным советом Марло обязан Томасу Уолсингему. Будущий пэр Англии в эти годы сам регулярно выполнял тайные поручения правительства, получая за это вознаграждение, В царствование Елизаветы сеть тайных агентов в стране и за ее пределами непрерывно расширялась. Нельзя сказать с уверенностью, какие именно «услуги» оказывал Марло; возможно, они были связаны с поездками на континент, где Англия поддерживала борьбу протестантов против католиков.
Затем Марло не принимает духовного сана, он едет в Лондон, чтобы начать жизнь профессионального драматурга.
С 1587 года Марло начинает свою театральную деятельность. В Лондоне он поселился в районе Нортон Фольгейт – поближе к театрам. У него завязывается дружба с Робертом Грином – талантливым драматургом и прозаиком, воспитанником Кембриджского университета. В это же время совместно с Томасом Нэшем Марло была написана трагедия «Дидона, царица Карфагена». Особого признания она не получила.
Подлинным дебютом Марло на лондонской сцене была постановка в сезоне 1587 – 1588 года огромной десятиактной трагедии «Тамерлан Великий». Первую ее часть Марло, возможно, написал еще в Кембридже. «Тамерлан» определил первенство Марло среди современных английских драматургов; эта пьеса имела громкий и продолжительный успех.
Вслед за «Тамерланом Великим» Марло пишет «Трагическую историю доктора Фауста» на сюжет популярной немецкой легенды о чернокнижнике, продавшем душу Дьяволу.
В годы первых театральных успехов
Марло приобретает новых
По-видимому, в начале 1593 года у
Марло возникает замысел
Поэму Марло закончить не удалось. Этому помешали надвинувшиеся грозные события.
Марло уже в течение некоторого времени находился под наблюдением тайной полиции. В середине мая 1593 года в руки «наблюдателей» попали новые порочащие Марло сведения.
18 мая 1593 года Тайный совет постановил арестовать Марло, как еретика. Однако официального разбирательства не последовало.
Марло дал подписку о невыезде: он должен был ежедневно являться в Тайный совет.
30 мая 1593 года Марло и четверо его товарищей остановились в таверне Элеоноры Булл в Дептфорде. О дальнейших событиях можно узнать из протокола королевского следователя Данби, где указано, что приезжие мирно пообедали, поужинали, а затем совместно прогуливались по саду близ таверны. Придя в комнату, Марло улегся на кровать, а троица уселась на скамью к нему спиной. Один из попутчиков занимался денежными подсчетами, и отвесил какую-то грубость Марло, между ними возникла перепалка, Кристофер вскочил и ударил обидчика рукояткой ножа по голове, на что тот в ответ схватил его руку и в ходе драки «нанес названному Кристоферу смертельную рану над правым глазом, глубиной в два дюйма, и шириной один дюйм. От указанной смертельной раны Кристофер Марло тогда же и на том же месте умер»….
Расследование и суд присяжных проходили в тайне, даже друзья не знали всех обстоятельств его гибели, многие считали, что он умер от чумы.
Часть 2
Творчество Кристофера Марло
2.1 «Дидона – царица Карфагена»
С 1587 года Марло начинает свою театральную деятельность. В Лондоне он поселился в районе Нортон Фольгейт – поближе к театрам.
В это же время совместно с Томасом Нэшем Марло была написана трагедия "Дидона, царица Карфагена". Сюжет ее следовал одному из самых драматических эпизодов "Энеиды" Вергилия – истории любви карфагенской царицы к Энею, корабль которого буря забросила к берегам Северной Африки. Эней, повинуясь божественному приказу, покинул Карфаген и направился со своими спутниками в Италию; Дидона же в отчаянии покончила с собой. Пьеса не пользовалась большим успехом; диалоги в ней вялы, схематично изображен неверный возлюбленный Дидоны. Лишь в монологах самой Дидоны, в которых использован поэтический материал послания Дидоны из "Героинь" Овидия, угадывается страстный, насыщенный хорошо продуманными гиперболами стиль Марло. Дидона – один из немногих психологически углубленных женских образов в его творчестве. Страсть, охватившая ее целиком, - это её вызов богам, трагическая попытка перебороть силой одного чувства сверхчеловеческую волю. В отличие от мягких, уступчивых и несамостоятельных женских характеров, которые создал Марло впоследствии, Дидона обладает чертами сильной, бунтующей личности, она сродни центральным героям его трагедий.
2.2 «Тамерлан Великий»
Подлинным дебютом Марло на лондонской сцене была постановка в сезоне 1587-1588 года огромной десятиактной трагедии «Тамерлан Великий». Первую ее часть Марло, возможно, написал еще в Кембридже. «Тамерлан» определил первенство Марло среди современных английских драматургов; эта пьеса имела громкий и продолжительный успех.
Сила воздействия «Тамерлана Великого» на современников и прежде всего на народного зрителя заключалась в силе мечты о сказочно грандиозном возвышении человека, вооруженного лишь верой в свою судьбу и презрением к земным и небесным авторитетам.
Зрелище было одновременно и заманчивым и устрашающим. Мир, изображенный Марло, представал в зареве пожаров, а беспрерывных столкновениях огромных и безликих человеческих масс, залитым кровью невинных жертв. Поток перечислений племен и армий, экзотически звучащих названий областей Азии и Африки создавал почти зрительное впечатление огромных пространств, на которых управляет множествами людей воля полководца Тамерлана.
Пьеса Марло – драматизированная биография великого среднеазиатского завоевателя XIV – XV веков Тимура, прозванного современниками Тимур-ленг, то есть Тимур – хромец (в европейском произношении – Тамерлан).
Европейские хронисты XVI века, из сочинений которых Марло почерпнул сюжет трагедии, знали очень немногое о жизни и деятельности Тимура. Скудные фактические сведения, дошедшие до них от византийских историков XV века, они расцветили легендарными и просто вымышленными подробностями. Но и легенда о Тимуре послужила Марло лишь отправной точкой для создания образа, который был наполнен совершенно новым для европейской драмы содержанием и, вместе с тем, связан с традициями, уходящими вглубь времен далеко за рубежи XIV века.
В эпосе многих народов повествуется о судьбе юноши, одаренного умом и необычайной силой, который покидает родной дом, чтобы совершить множество подвигов, один труднее другого, побороть могущественных врагов, завоевать любовь красавицы и царскую власть. Из памятников народного эпоса этот сюжет, видоизменяясь, проник в средневековые рыцарские поэмы и романы, продолжал он жить и в народной сказке.
В «Тамерлане Великом», особенно в первой части, внешний облик героя и его победное шествие по Азии изображены в соответствии с эпической традицией. Исторический Тимур был сухоруким и хромым; как и все представители его расы, он был черноволос, Марло об этом знал из хроник. Но его Тамерлан «высок и прям», «и так широк в плечах, что без труда он мог бы... поднять весь мир», «тугие мышцы длинных, гибких рук в нем выдают избыток грозной силы», он золотоволос, как Ахилл, глаза его – «магические зрительные стекла», в которых отражается вселенная; «свидетельствует мощь его и стать, что миром он рожден повелевать».
Информация о работе Творчество поэта и драматурга эпохи Возрождения Кристофера Марло