Теория и история литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:05, реферат

Описание работы

Устное народное творчество (фольклор) – словесное искусство народа, передаваемое из поколения в поколение, из уст в уста, и закреплённое во всём многообразии бытового уклада. Фольклор возник задолго до появления литературы и стал не только основой, но и источником для творчества многих писателей и литературы в целом.
Основные особенности фольклора:
- устная форма бытования;

Работа содержит 1 файл

Теория и история литературы.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

      Аллегория – художественный приём, основанный на изображении отвлечённой идеи, абстрактного понятия через конкретный образ, мысль. Взаимосвязь между образом и его значением устанавливается по сходству. Например, оливковая ветвь в руках человека издавна являлась аллегорическим изображением мира, образ богини Фемиды (женщины с завязанными глазами и с весами в руках) – аллегорическим изображением правосудия; змея, обвивающая чашу, - аллегория медицыны; младенец с луком и стрелами – Купидон – аллегория любви и т.д.

      В устном народном творчестве образы некоторых животных являются аллегорическими. Лиса – аналог хитрости, заяц – трусости, лев – силы, сова – мудрости и т.д.

      Как иносказание, аллегория ближе всего  связана с метафорой и часто  рассматривается как распространённая метафора, или как ряд метафорических образов, объединённых в замкнутое целое, в единый сложный образ.

      Например, Пушкин в стихотворении «Во глубине  сибирских руд…» создал аллегорический образ свободы, которая «примет  радостно у входа» декабристов-каторжников.

      Лермонтов в стихотворении «Поэт» нашёл  аллегорический образ «клинка, покрытого  ржавчиной презренья», чтобы сравнить его с поэтом, утратившим своё «назначенье». 

      Звукопись – система звуковых повторов тех или иных элементов звукового состава языка: согласных и гласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, различных видов интонаций и т.п.

      В системе звукописи важную роль играют аллитерации, ассонансы, звукоподражания.

      Например, в стихотворении Вознесенского:

      Мы  – противники тусклого,

      Мы  приучены к шири

      Самовара  ли тульского

      Или «Ту-104». 

      Аллитерация – повторение одинаковых, однородных согласных, создающее благозвучие, «музыкальность», интонационную выразительность.

      Например, в стихотворении Бальмонта «Влага»  звуковой эффект создаётся за счёт аллитерации «л»:

      Лебедь уплыл в полумглу,

      Вдаль. Под луною белея,

      Ластятся волны к веслу,

      Ластится к влаге лилея.

      Одна  из функций аллитерации – звукоподражание. В стихотворении Лермонтова «Бородино» звуки «з», «ж», «ч», «р», «с» передают динамику боя: свист картечи, разрывы ядер и т.п.:

      Вам не видать таких сражений!..

      Носились знамёна, как тени,

      В дыму огонь блестел,

      Звучал булат, картечь визжала,

      Рука бойцов колоть устала,

      И ядрам пролетать мешала

      Гора кровавых тел. 

      Ассонанс – повторение одинаковых гласных. Ассонанс является ярким средством выразительности поэтического языка. Примером употребления ассонанса служит отрывок из стихотворения Пушкина:

      Брожу ли я вдоль улиц шумных,

      Вхожу ль во многолюдный храм,

      Сижу ль меж юношей безумных,

      Я предаюсь моим мечтам.

      В этом отрывке звучит гласный «у», придавая стиху унылую напевность. 

  1. Стиль.
 

      Стиль – единство образной системы, изобразительно-выразительных средств, творческих приёмов, пронизывающее всю художественную структуру. Говорят о стиле в искусстве и в литературе, о стиле отдельного произведения или жанра, об индивидуальном стиле автора, а также о стиле целых эпох или художественных направлений. Особенности литературного стиля ярко проявляются в языке (отбор лексики, методы организации речи и т.д.). 

  1. Проза и  поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
 

      Проза и поэзия. Основные признаки прозы: наличие повествователя, сюжетность, система персонажей, воспроизведение предметного мира. Основные признаки лирики: выражение субъективного переживания, наличие лирического героя, относительно малый объём, стихотворная речь. 

      Размер  стихотворный – способ организации звукового состава стихотворного произведения. Определяется числом слогов (в силлабическом стихосложении), количеством ударений в строке (в тоническом стихосложении), количеством ударных слогов (в силлабо-тоническом стихосложении). В силлабо-тоническом стихосложении выделяются двусложные (хорей, ямб) и трёхсложные (дактиль, анапест, амфибрахий) стихотворные размеры. 

      Стопа – группа слогов, состоящая из  одного ударного и  одного или нескольких безударных; условная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер и длина стиха. В русском классическом стихе существует пять видов стоп, объединённых в две группы:

      - двусложные (хорей,  ямб);

      - трёхсложные (дактиль,  амфибрахий, анапест). 

      Хорей – двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог (_’ _). Например. У Пушкина:

      Мчатся  тучи. Вьются тучи;

      Невидимкою  луна

      Освещает  снег летучий;

      Мутно небо, ночь мутна. 

      Ямб – двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог (_’ _). Например, стихотворение Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы…»:

      Учись у них – у дуба, у берёзы.

      Кругом  зима. Жестокая пора!

      Напрасные на них застыли слёзы,

      И треснула, сжимаяся, кора. 

      Дактиль – в силлабо-тоническом стихосложении трёхсложная стопа, в которой ударным является первый слог (_’ _ _): «де’рево». Стихотворение Лермонтова «Тучи» написано дактилем:

      Тучки небесные, вечные странники!

      Степью  лазурною, цепью жемчужною

      Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

      С милого севера в сторону южную. 

      Амфибрахий  – в силлабо-тоническом стихосложении трёхсложная стопа, в которой ударным является средний слог (_ _’ _): «разу’мный». В русской поэзии амфибрахий употребляется с начала 19 века. Например. Пушкин использовал амфибрахий в стихотворении «Гляжу, как безумный, на чёрную шаль…», в «Песне о вещем Олеге», Некрасов в песне «В минуту унынья, о родина-мать!..» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и т.д. 

      Анапест - в силлабо-тоническом стихосложении трёхсложная стопа, в которой ударным является последний слог (_ _ _’): «челове’к». В русской поэзии впервые появился у Сумарокова А. П. (ода «Противу злодеев»). Используется, например. Некрасовым в стихотворениях «Тройка», «Мы с тобой бестолковые люди…», Фетом ((«Я тебе ничего не скажу…»), Твардовским («Я убит подо Ржевом…») и т.д. 

      Ритм – периодическое повторение каких-либо элементов текста через определённые промежутки. В литературных произведениях ритм создаётся повторяемостью фонетических элементов: звуков, пауз, ударений, слогов, сочетаний ударных и безударных слогов, а также слов, рядов слов, синтаксических конструкций. 

      Рифма – повтор отдельных звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более строк. В строках могут повторяться отдельные звуки («любовь – кровь»), слова («молод – молот») – это простая рифма, а также группы слов – это составная рифма. Рифмы подразделяются на точные (при совпадении всех звуков) и неточные (при фонетическом совпадении или сходстве отдельных звуков). В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифмы бывают мужские (с ударением на последнем слоге: обма’н – тума’н), женские (с ударением на предпоследнем слоге: сла’вы – заба’вы), дактилические (с ударением на третьем от конца строки слоге: ма’льчики – па’льчики), гипердактилические (с ударением на четвёртом от конца строки слоге: опа’ловая – прика’лывая). 

      Рифмовка  – расположение рифмующихся  строк в стихе. Существует три основных типа рифмовки: парная (смежная) – aabb, перекрёстная – abab и кольцевая (опоясывающая) –abba. 

      Строфа  – сочетание стихов, объединённых общей рифмовкой, устойчивым чередованием различных стихотворных размеров, и представляющее ритмико-синтаксическое целое. В составе строфы может быть от 2 до 14 стихотворных строк. В зависимости от количества строк строфы делятся на двустишия (дистих), терцины, четверостишия (катрен), секстины, октавы и т.д. «Онегинская» строфа была создана Пушкиным специально для романа «Евгений Онегин». Её структурная схема выглядит так: ababccddeffegg.

      Дольник – стихотворный размер, сохраняющий ритмическую картину трёхсложного размера, однако количество безударных слогов между двумя ударными колеблется (безударные слоги «выпадают»). Группа слогов, объединённых одним ударом, называется долей, и в зависимости от числа таких долей данный дольник называется двухдольником, трёхдольником и т.д. Использование дольника впервые отмечается в 19 веке (Лермонтов, Фет). В активное обращение дольник входит на рубеже 19-20 веков в творчестве Блока, Ахматовой, Белого А. и др. Например, у Блока:

      В густой траве пропадёшь с головой,

      В тихий дом войдёшь, не стучась…

      Акцентный стих – разновидность тонического стиха, в котором урегулировано только число ударений в строке, а число безударных слогов свободно колеблется. Например, у Маяковского:

      Мне бы

      Памятник  при жизни

      Полагается  по чину.

      Заложил бы

      Динамиту  –

      Ну-ка,

      Дрызнь!

      Ненавижу

      Всяческую мертвечину!

      Обожаю

      Всяческую жизнь!

      Белый стих – нерифмованный стих. Название произошло от того, что окончания стиха, где обычно помещается созвучие (рифма), остаются в звуковом отношении незаполненными («белыми»). Тем не менее белый стих организован интонационно и ритмически. Белым стихом написаны «Море» Жуковского, «Вновь я посетил…» Пушкина, поэма «Кому на Руси жить хорошо! Некрасова.

      Верлибр или свободный  стих – разновидность стиха, лишённого рифмы и метра и сохранившего только один признак, отличающий его от прозы, - заданное членение на соотносимые и соизмеримые строки, которое отмечается в тексте графическим их расположением. Например,

      Она пришла с мороза,

      Раскрасневшаяся,

      Наполнила комнату

      Ароматом  воздуха и духов,

      Звонким голосом

      И совсем неуважительной к занятиям

      Болтовнёй.

                                                            (Блок)


Информация о работе Теория и история литературы