Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:05, реферат
Устное народное творчество (фольклор) – словесное искусство народа, передаваемое из поколения в поколение, из уст в уста, и закреплённое во всём многообразии бытового уклада. Фольклор возник задолго до появления литературы и стал не только основой, но и источником для творчества многих писателей и литературы в целом.
Основные особенности фольклора:
- устная форма бытования;
Особенности:
-
Обращение к образам и формам
античных литературы и
-
В основу эстетики положены
принципы рационализма, который
утверждает взгляд на
- Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые, непреходящие со временем признаки.
Установлена строгая иерархия жанров, которые делятся на "высокие" (трагедия, эпопея, ода) и "низкие" (комедия, сатира, басня). Ведущий жанр – трагедия.
Представителями
классицизма в русской
- сатирическая направленность – важное место занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, непосредственно обращённые к конкретным явлениям русской жизни;
- преобладание национально-исторической тематики над античной;
- высокий уровень развития жанра оды (у Ломоносова и Державина)
-
общий патриотический пафос
Сентиментализм –литературное направление, сложившиеся во второй половине 18 века. Сентиментализм противопоставлял классицизму повышенный интерес к человеческой личности (независимо от сословия), её чувствам и переживаниям, внутренней жизни. Большое значение для сентиментализма имели картины природы, на фоне которых с особой эмоциональностью раскрывалось состояние души героя. Основоположником сентиментализма в России был Карамзин Н. М. (повесть «Бедная Лиза»). Характерные особенности русского сентиментализма:
-
достаточно чётко выражены
-
сильна нравоучительная
- просветительские тенденции;
-
совершенствуя литературный
Излюбленные
жанры сентименталистов – элегия,
послание, эпистолярный роман (роман в
письмах), путевые заметки, дневники и
другие виды прозы, в которых преобладают
исповедальные мотивы.
Романтизм
– литературное направление, сложившиеся
в конце 18 – начале 19 веков. Романтики,
отвергая повседневную жизнь современного
им цивилизованного общества как скучную
и бесцветную, стремились ко всему необычному
– мистике, фантастике, тайне. Низменному
практицизму они противопоставляли возвышенные
чувства и страсти, богатую духовную жизнь
(искусство, философию, религию), стремление
к идеалу. Для романтиков человек – малая
вселенная, микрокосмос, яркая индивидуальность.
Герой произведений романтизма – сильная,
свободная, борющаяся с рутиной личность,
исключительный герой в исключительных
обстоятельствах. Русские романтики
обращались к устному народному творчеству,
использовали фольклорные образы, сюжеты,
средства художественной изобразительности
(Жуковский «Светлана», Лермонтов «Мцыри»).
Черты романтизма заметны в лирике Пушкина,
Лермонтова, Тютчева, Фета, ранних рассказах
Горького.
Реализм – литературное направление, следуя которому писатель объективно, достоверно изображает жизнь в типических характерах, действующих в типических обстоятельствах. Главная задача писателя-реалиста – исследование социальных связей человека и общества. Центральный конфликт реалистической литературы – конфликт личности и обстоятельств. Писатели-реалисты изображают действительность в развитии, в динамике, представляя устойчивые, типичные явления в их неповторимо-индивидуальнолм воплощении. (Пушкин "Борис Годунов", "Евгений Онегин"; Гоголь "Мёртвые души"; романы Тургенева, Л. Н. Толстого, Достоевского, Горького, рассказы Бунина, Куприна; Некрасов "Кому на Руси житьб хорошо" и др.). Наиболее важные стадии развития реализма как художественного метода: просветительский (Фонвизин, Крылов), критический (Гоголь, Тургенев, Толстой Л. Н., Достоевский, Чехов и др.), социалистический (Горький, Шолохов и др.).
Признаки реализма:
- Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
- Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира.
-
Познание действительности
- Реалистическое искусство – искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта.
-
Реалистическому искусству
Модернизм
– литературное направление первой половины
20 века, противопоставившее себя реализму
и объединившее в себе множество течений
и школ с весьма разнообразной эстетической
ориентацией. Вместо жёсткой связи характеров
и обстоятельств модернизм утверждает
самоценность и самодостаточность человеческой
личности, её несводимость к утомительному
ряду причин и следствий.
Символизм
– литературное течение конца 19 – начала
20 веков (первое и самое значительное модернистское
течение), основным принципом которого
является художественное выражение идей
и образов посредством символов. Символисты
избегали называть предмет прямо, а предпочитали
намекать на его содержание и смысл
при помощи аллегории, метафоры, звукописи
и т.д. Символизм принято делить на два
течения – «старших» символистов, чьё
творчество пришлось на 1890-е годы (Брюсов,
Бальмонт, Мережковский) и «младших», начало
творческой жизни которых выпало на 1900-е
годы (Блок, Белый, Иванов и др.).
Акмеизм – течение в русской поэзии (модернизма) 10 – 20х годов 20 века, сформировавшееся как антитеза символизму. Противопоставляли мистическим устремлениям символизма к "непознаваемому" "стихию естества", декларировали конкретно-чувственное восприятие "вещного мира", возврат слову его изначального, не символического смысла.
Акмеизм
утвердился в теоретических работах
и художественной практике Н. С. Гумилёва.
Футуризм
– авангардистское направление в европейском
и русском искусстве 10-20-х годов 20 века,
основанное на ощущении краха традиционной
культуры и стремлении осознать через
искусство черты неведомого будущего.
Поэты-футуристы отказывались от привычных
художественных форм вплоть до разрушения
естественного языка (деформация слова,
разрушение синтаксиса, «телеграфный
язык», введение в текст математических
и музыкальных знаков и т.п.). В русском
футуризме образовались две ветви: эгофутуризм
(Северянин И.) и кубофутуризм (Маяковский).
К футуризму примыкали также поэты, объединившиеся
вокруг издательства «Центрифуга» (Пастернак,
Асеев).
Постмодернизм
– сложный комплекс мировоззренческих
установок и культурных реакций в эпоху
идеологического и эстетического плюрализма
(конец 20 века). Постмодернистское мышление
принципиально антииерархично, противостоит
идее мировоззренческой цельности, отвергает
возможность овладения реальностью при
помощи единого метода или языка описания.
Писатели-постмодернисты считают литературу
прежде всего фактом языка, поэтому не
скрывают, а подчёркивают "литературность"
своих произведений, сочетают в одном
тексте стилистику разных жанров и разных
литературных эпох (А. Битов, Саша Соколов,
Д. Пригов, В. Пелевин, В. Ерофеев и др.)
Род
литературы – исторически сложившийся
способ воспроизведения действительности
в художественном произведении. Основные
роды литературы - эпос (эпические произведения),
лирика (лирические произведения), драма
(драматические произведения). В пределах
каждого рода выделяется множество видов,
которые называются жанрами: в эпосе
– эпопея, былина, сказка, роман, повесть,
поэма, рассказ, очерк, басня; в драматическом
роде – трагедия, комедия, драма; в лирике
– стихотворение, романс, послание, элегия.
Эпос – один из трёх литературных родов (наряду с лирикой и драмой), основным признаком которого является повествование о событиях, внешних по отношению к автору. Повествование в эпосе ведётся обычно в прошедшем времени, как уже о совершившихся событиях, и от имени реального или условного рассказчика, свидетеля, участника и, реже, героя событий. Эпос пользуется разнообразными способами изложения (повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления), авторской речью и речью персонажей.
Эпос
– изображение
Лирика – один из трёх родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Это вид поэтического творчества, который выражает чувства и переживания по поводу события или факта, тогда как эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, а драма делает то же самое, но не от лица автора, а непосредственной беседой, диалогом самих действующих лиц. Лирика отражает отдельные состояния характера в определённые моменты жизни, собственное «я» автора; речевая форма лирики – внутренний монолог, преимущественно стихотворный.
Лирика
– субъективное изображение действительности:
отдельных состояний, мыслей, чувств,
впечатлений автора, вызванных теми
или иными обстоятельствами, впечатлениями.
Драма – 1. Один из родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой). Драма предназначается для постановки на сцене. Основным элементом драматического произведения является изображаемое действие, иногда действие-поступок, выраженное в ремарках, иногда действие-слово. Единственным средством обрисовки действующих лиц в драме является их собственная речь (диалоги, монологи, реплики). Собственно авторский комментарий к пьесе (описание обстановки, атмосферы действия, поведения, жестов персонажей) ограничивается, как правило, ремарками. Природа сюжета драмы своеобразна – он имеет гораздо более узкие пределы, чем эпос (по количеству действующих лиц, охвату времени и т.п.).
Драма – отражение жизни в действиях, совершающихся в настоящем.
2.
Драматический жанр, представляющий собой
пьесу с острым конфликтом, находящим
в финале своё, но отнюдь не трагедийное
или комедийное разрешение. Драма как
жанр соединяет в себе трагическое и комическое
начала, поэтому её часто называют средним
жанром. Выделяют бытовую, психологическую,
символическую, героическую, романтическую,
социально-философскую драму. Примером
драмы в русской литературе может быть
«Гроза» Островского, «На дне» Горького.
Жанр
– исторически сложившийся и развивающийся
тип художественного произведения. В современном
литературоведении термин употребляется
для обозначения литературных
видов, на которые делится
род. Например, эпические жанры – роман,
повесть, рассказ, новелла, очерк и т.д.
К лирическим жанрам относятся ода, дружеское
послание, эпиграмма, элегия, сатира, сонет
и т.д. К драматическим трагедия, комедия,
драма, мелодрама, водевиль и т.д. В классификации
жанров важную роль играет историческое
развитие литературы, проявившееся в литературных
направлениях. Так, для классицизма и романтизма
характерна строгая упорядоченность жанров,
а внутри реалистического направления
жёсткие жанровые системы практически
не существуют (например, роман в стихах,
поэма в прозе, стихотворение в прозе как
синтетические формы).
Роман – эпический жанр, прозаическое произведение крупной формы, раскрывающее историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени. Это одна из самых свободных литературных форм, предполагающая громадное количество видоизменений: роман исторический, плутовской, рыцарский, любовный, психологический, философский, приключенческий, детективный, фантастический и т.д. Роман способен синтезировать самые различные жанровые тенденции и даже целые жанры. Например, «роман в стихах», роман-хроника, автобиографический роман, роман в письмах, роман-эпопея и т.д.
Наиболее
значимые произведения в жанре романа
были созданы в 19 веке – «Евгений
Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени»
Лермонтова, «Отцы и дети» Тургенева,
«Преступление и наказание» Достоевского,
«Обломов» Гончарова и т.д.
(Роман
- большая форма эпического жанра литературы.
Его наиболее общие черты: изображение
человека в сложных формах жизненного
процесса, многолинейность сюжета, охватывающего
судьбы ряда лиц, отсюда – большой объём
сравнительно с другими жанрами. В отличие
от повести в романе основную организующую
роль играет не манера изложения повествования,
а сюжет, развитие событий, которые относятся
к большому периоду времени и позволяют
полно показать целую человеческую жизнь,
изобразить длительно протекающий процесс
или сложное, многостороннее явление –
сюжеты, воспроизводящие в хроникальной
последовательности многообразные события
("История одного города" Салтыкова-Щедрина).
Расцвет романа наступает в 19 веке, в 20
веке продолжается его развитие.)