Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 16:09, дипломная работа
Тематика творчества японского писателя Юкио Мисимы (1925-1970) (яп. 三島 由紀夫), как нам кажется, при первом знакомстве с ней производит впечатление сугубо оригинальной. Эстетическая система, посвященная рассмотрению различных аспектов взаимоотношения индивида с подавляющей и деструктивной красотой, привлекающая кроме красоты в качестве основного концепта смерть и жизнь и использующая как эстетические агенты такие объекты и понятия, как самоубийство, красота оружия, внутренностей и т.д., весьма специфична
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТАНОВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТОВ ЖИЗНИ И
СМЕРТИ КАК ОСНОВЫХ ТЕМ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ
ЮКИО МИСИМЫ 12
1.1Особенности творческих взглядов в начале литературного пути
писателя 12
1.2 Литературный расцвет творчества японского трансформатора 23
2 ФИЛОСОФСКАЯ ТАНАТОЛОГИЯ В ПОЗДНЕМ ТВОРЧЕСТВЕ
ЮКИО МИСИМЫ 29
2.1 Влияние самурайско-синтоистской эстетики на мироощущение
и произведения Юкио Мисимы на позднем этапе его творчества 29
2.2 Проблема «жизни и смерти» в японской литературе (на примере
трудов Юкио Мисимы) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Повесть
буквально пронизана
3. Для исповедальности в раннем творчестве писателя характерен мотив комплексов неполноценности и вины за свою неполноценность перед прекрасным в своей «завершённости» миром. В роли символа самодостаточного мира вполне может выступать тот самый киотский храм Кинкакудзи, описанный в романе «Золотой храм».
Настоящую
популярность Мисиме принёс роман
«Исповедь маски», написанный в традиционном
для Японии биографическом жанре
— «ватакуси-сесэцу». В нём 24-летний
автор с бесстрастностью
Написанная чрезвычайно ярко, книга действительно становится исповедью, в которой Мисима признаётся в собственной гомосексуальности (впрочем, многие исследователи считают, что у него не было в этом смысле чёткой ориентации и склоняются к версии бисексуализма) и в садистской предрасположенности.
В этой книге Мисима надеялся найти источник своей увлеченности смертью. Источник этот он видит в своей ненормальности, физической извращенности. Он безжалостно приводит своего героя (себя) к выводу, что тот — скрытый гомосексуалист и, что еще хуже — человек, лишенный возможности ощущать страсть и даже жить без садомазохистических фантазий о крови и смерти. Эти моменты он находит в своем характере и подтверждает примерами из прошлого. После публикации этой книги за Мисимой прочно закрепляется репутация мастера психологической прозы. Действие в его произведениях играет незначительную роль, развивается медленно и присутствует исключительно в необходимых для полного раскрытия душевных качеств персонажей количествах.
Роман "Золотой Храм", по мнению критиков, можно назвать эстетическим манифестом Мисимы. В этом романе Мисима констатирует свои взгляды на природу вещей. Он способен видеть Красоту не только там, где её находит обычный человек: «Почему вид обнажённых человеческих внутренностей считается ужасным?» Смерть вот что притягивает его внимание с раннего детства. Она не даёт ему покоя, он грезит ею, что считается отклонением даже в стране, где испокон веков существовало особое отношение к смерти. Писатель становится певцом Смерти. Именно к этому он шёл всю свою жизнь, терзаясь своей непохожестью на других людей, борясь с самим собой, с собственной сущностью, но всякий раз проигрывая, - взятый им в юношестве псевдоним Мисима, написанный другими иероглифами, означает «Зачарованный - Смертью – Дьявол». [9]
Конец
пятидесятых, начало шестидесятых
- это период, когда Мисима примеряет
маску нигилизма, изучая анатомию этого
явления со свойственной ему обстоятельностью.
В 1959 году выходит роман «Дом
Кёко», который писатель назвал
своим «исследованием нигилизма».
Он писал: «Персонажи мечутся,
повинуясь зову своих склонностей,
профессий и сексуальных
4. Безусловно, прекрасным было для Мисимы (особенно на позднем этапе его творчества) «героическое» и «бесконечно прекрасное» самоубийство сэппуку.
В героическом и прекрасном самоубийстве сэппуку Мисима видит трансцендентирующий акт, выводящий человека на прямой контакт с миром прекрасного. Впрочем, эта самурайско-синтоистская эстетика не стала для Мисимы ответом на его «проклятые вопросы», к тому же увлечение подобной эстетикой характерно лишь для определенного этапа развития тематической системы Мисимы. Харакири, средневековый способ самоубийства, как нельзя лучше подходил для целей Мисимы, сочетая в себе и кровь, и невыносимые страдания. А поскольку харакири считалось привилегией самурайского сословия, истинно японским «изобретением», то, для того чтобы прибегнуть к нему во второй половине двадцатого столетия, требовалось стать крайним, фанатичным националистом. Вот дорога, которой отныне пойдет Мисима.
Всю свою жизнь Мисима испытывал глубочайший интерес и почтение к самурайскому мироощущению, стараясь осмыслить и прочувствовать его философию.
Для Мисимы (в соответствии с духом «Хагакурэ») важна даже не фактическая смерть, а решимость умереть. «Смерть от болезни - дело рук Природы, тогда как добровольная смерть - проявление воли человека». Если человек лелеет смерть в своем сердце, если он готов к тому, чтобы умереть в любое мгновение, он не совершит ошибки. Человек ошибается только в том случае, если ему не удается умереть в нужное время. Из философии смерти следует и самурайская философия жизни: «Воистину жизнь человека длится только одно мгновение, поэтому живи и делай, что хочешь». Жизнь и смерть написаны на двух сторонах одного щита.
Интуитивные стремления Мисимы к самоуничтожению, как венцу прекрасного творения трансформировались в убежденность, в Главную Идею. Это не было для него неожиданностью. Это было свидетельством зрелости. «Счастливую полноту бытия способна обеспечить только смерть». «Мужчина входит в соприкосновение с прекрасным только когда погибает трагической смертью».
Здесь, возможно имеет смысл подробнее сказать о той роли, что играла смерть в творчестве Мисимы. Смерть для Мисимы, особенно на ранних этапах его творчества, ассоциировалась с Прекрасным, часто вообще приравнивалась к прекрасному.
В отношения с прекрасным смерть вторгается следующим образом. В ситуации желания героев раствориться в Прекрасном, Мисима моделирует ситуацию самоубийства сэппуку, когда с помощью красивой, предельно эстетизированной смерти происходит активное приобщение к миру прекрасного. Под сэппуку Мисима понимает творческую реализацию человеком потенции, исходящей от мира прекрасного как своеобразный вызов, воплощение этой потенции в эмпирической деятельности. Сэппуку – это действенное, оперативное и непосредственной воплощение красоты, доступное человеку в этом мире и, одновременно, выводящее его за пределы этого мира.
В своем позднем творчестве, по мнению исследователей, Мисима был склонен разделять темы прекрасного и смерти, наделять их различными функциями в своей эстетической системе. Так, тема смерти переходит в тему Времени, постепенно подменяется понятием Времени как универсального потока бытия.
«В нашей жизни смерть изобилует. Мы никогда не испытываем недостатка в упоминаниях о ней – похороны, кладбища, завядшие похоронные букеты, воспоминания об умерших, смерти друзей и, затем, ожидание нашей собственной смерти. Кто знает? Может быть, неким своеобразным способом, мертвые заботятся о жизни. Может, они постоянно смотрят в нашем направлении из их земли - на наши города, наши школы, на дымящие трубы наших фабрик, на каждого из нас, кто, один за другим, переходит обратно из смерти в землю живых. Я хочу сказать, что, возможно, реинкарнация это всего лишь идея, переворачивающая наоборот идею о том, что мы, живые, наблюдаем смерть, идея, выражающая взгляд на жизнь со стороны мертвых».
Эта мысль показывает, с какой метафизической точки зрения Мисима склонен в период написания своей романной тетралогии рассматривать тему смерти. Эта мысль, по сути, утверждает преимущество смерти над жизнью (если люди приходят из небытия в жизнь, чтобы затем опять уйти в небытие), ее вселенское всецарствие. И эта идея, глубоко восточная по своей сути, все же скорее идея именно Времени, Моря Времени (времени не в обычном его понимании, но времени сродни небытию), из которого все происходит и в которое все возвращается. Эта идея показывает, насколько глубока мировоззренческая эволюция Мисимы, ведь если раньше объектами его эстетического поклонения были совершенные молодые тела юношей атлетического сложения и их «прекрасное» самоубийство, то теперь, по сути, идея тела, «обычной» физической смерти вообще отрицает, «растворяясь» в этой концепции Потока Времени.
Акт сэппуку, акт смерти по Мисиме призван «разрушить все противоположенности, разрушить двойственность тела и души и, пожалуй, разрушить само время».
Смерть, таким образом, как бы уравнивает человека и прекрасное. Ведь за счет своей трансцендентности красота не только существует по другим законам, но и вообще присутствует в другом, потустороннем мире. То есть в обычных условиях нашего мира контакт, слияние с ней заведомо невозможны. Нужно, чтобы оба «контактирующих» (индивид и прекрасное) находились в одном положение, в одном состоянии. Отсюда два выхода. Первый – это «вырвать» красоту из ее потустороннего мира и водворить в наш мир. Это пытался сделать герой «Золотого Храма», у него ничего не получилось. Или, в чем заключается второй выход, нужно самому перейти, так сказать, в трансцендентное состояние, покинуть этот мир, приобретя равные с красотой метафизические свойства. Что и достигается с помощью самоубийства.[11]
Научно-методическая база исследования.
Методологической основой исследования дипломной работы является аналитический метод познания и системный подход. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция, анализ и синтез, методы группировки, сравнения и др.
Так, на основе
сравнительно-исторического
Также
необходимым при написании этой
работы оказалось привлечение методов
философско-эстетического
Практическое значение. Результаты исследования данной темы могут быть полезны для литературоведческих, востоковедческих, философских и культурологических исследований преподавателями и студентами Высших учебных заведений при изучении таких проблем, как специфика восприятия красоты и ее воздействия на индивидуума, а также реализация темы смерти, самоубийства, трансценденции, смысла жизни, революционности, телесности, религиозности и др. в творчестве рассматриваемого писателя, в прослеживании различных коннотаций и интертекстуальных связей, возникающих при исследовании данного круга проблем.
Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения и списка литературы. В основной части содержаться две главы: «Становление и формирование концептов жизни и смерти как основных тем в раннем творчестве Юкио Мисимы», «Философская танатология в позднем творчестве Юкио Мисимы».
Хронологические рамки охватывают почти весь ХХ век, что естественным образом обусловлено годами жизни и творчества рассматриваемого автора.
Научная новизна дипломной работы состоит в том, что она представляет собой комплексное исследование особенностей творчества Юкио Мисимы, а также прослеживание генезиса таких генеральных тем, как тема смерти, жизни и красоты, и дальнейшей актуализации основных моментов в этой тематике.
Оригинальность дипломной работы также состоит в обилии и разноплановости использованных источников, некоторые из которых впервые вводятся в научный оборот или же слабо или совсем не изучена в отечественном востоковедении и современном литературоведении. В дипломной работе проведен комплексный анализ большинства произведений Мисимы с точки зрения темы смерти и жизни.
Объем: 57
Количество
использованной литературы:
32
1 СТАНОВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТОВ ЖИЗНИ И
СМЕРТИ КАК ОСНОВЫХ ТЕМ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ
ЮКИО МИСИМЫ
Информация о работе Тема жизни и смерти в творчестве Юкио Мисимы