Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 16:09, дипломная работа
Тематика творчества японского писателя Юкио Мисимы (1925-1970) (яп. 三島 由紀夫), как нам кажется, при первом знакомстве с ней производит впечатление сугубо оригинальной. Эстетическая система, посвященная рассмотрению различных аспектов взаимоотношения индивида с подавляющей и деструктивной красотой, привлекающая кроме красоты в качестве основного концепта смерть и жизнь и использующая как эстетические агенты такие объекты и понятия, как самоубийство, красота оружия, внутренностей и т.д., весьма специфична
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТАНОВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТОВ ЖИЗНИ И
СМЕРТИ КАК ОСНОВЫХ ТЕМ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ
ЮКИО МИСИМЫ 12
1.1Особенности творческих взглядов в начале литературного пути
писателя 12
1.2 Литературный расцвет творчества японского трансформатора 23
2 ФИЛОСОФСКАЯ ТАНАТОЛОГИЯ В ПОЗДНЕМ ТВОРЧЕСТВЕ
ЮКИО МИСИМЫ 29
2.1 Влияние самурайско-синтоистской эстетики на мироощущение
и произведения Юкио Мисимы на позднем этапе его творчества 29
2.2 Проблема «жизни и смерти» в японской литературе (на примере
трудов Юкио Мисимы) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 СТАНОВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТОВ ЖИЗНИ И
СМЕРТИ КАК ОСНОВЫХ ТЕМ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ
ЮКИО
МИСИМЫ
1.1Особенности творческих взглядов в начале литературного пути
писателя
1.2 Литературный
расцвет творчества японского
трансформатора
23
2 ФИЛОСОФСКАЯ ТАНАТОЛОГИЯ В ПОЗДНЕМ ТВОРЧЕСТВЕ
ЮКИО МИСИМЫ
29
2.1 Влияние самурайско-синтоистской эстетики на мироощущение
и произведения Юкио Мисимы на позднем этапе его творчества 29
2.2 Проблема «жизни и смерти» в японской литературе (на примере
трудов Юкио
Мисимы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Тематика творчества японского писателя Юкио Мисимы (1925-1970) (яп. 三島 由紀夫), как нам кажется, при первом знакомстве с ней производит впечатление сугубо оригинальной. Эстетическая система, посвященная рассмотрению различных аспектов взаимоотношения индивида с подавляющей и деструктивной красотой, привлекающая кроме красоты в качестве основного концепта смерть и жизнь и использующая как эстетические агенты такие объекты и понятия, как самоубийство, красота оружия, внутренностей и т.д., весьма специфична.[1]
Романы Юкио Мисимы пронизывает японский дух в своем наичистейшем выражении – постоянной готовности умереть. Вся его жизнь и всё его творчество направлены на поиск Прекрасного, без которого существование не имеет ни малейшего смысла. Неудивительно, что именно на японских островах родился подобный писатель, в стране с особым мироощущением, когда красоту находишь там, где её и не придёт в голову искать; в вещах обыденных, либо лишённых малейшего налёта поэзии. Где же ещё, кроме как в Японии, стране древних и дивных по красоте церемоний, подарившей мировой культуре уникальный вид поэзии хайку (хокку), мог появиться на свет писатель, для которого Прекрасное стало частью жизни? Он добивался успеха не ради славы, а ради Красоты. Красоты человеческой жизни. И чтобы придать своей биографии неоспоримое совершенство он должен был достойно умереть.[2]
Все свои произведения Мисима писал так: брал чистый лист бумаги, писал последнее предложение, а потом все остальное — с начала. Так же он распорядился и собственной жизнью, ибо с ранних лет сознательно вел ее к продуманному завершению. Об этом свидетельствует даже взятый им литературный псевдоним. Мисима — значит Завороженный Смертью Дьявол.
Почти каждый, кто писал о Мисиме, был вынужден начинать, так сказать, с самого конца - с трагических событий 25 ноября. На наш взгляд, это не просто средство возбуждения читательского интереса - после кровавого спектакля, устроенного на военной базе Итигая, уже невозможно рассматривать феномен Мисимы иначе как через призму этого дня, который разъяснил многое, казавшееся прежде непонятным, расставил все по своим местам.[3]
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что попытка рассмотреть все творчество Мисимы через призму философии жизни и смерти позволяет выявить множество ключевых моментов в творчестве и эстетике писателя, а также дает возможность показать генезис, развитие и актуальность определенного круга идей в японской литературе.
О том, что эта специфическая тематика является актуальной, как нам представляется, говорит популярность Юкио Мисимы. Об актуальности этого автора свидетельствует, на наш взгляд, достаточно многое. Так, книги Мисимы, 80-летие со дня рождения, которого недавно отметили во всем мире, регулярно переиздаются и пользуются устойчивой популярностью, постепенно заполняются лакуны в переводе его книг. Сам же он, как нам представляется, был тем подготовительным этапом, который предвосхитил не только массовую популярность и активные переводы Харуки Мураками и других авторов его поколения, но и тот бум японской литературы и культуры, что мы наблюдаем сейчас. При этом не стоит забывать о том, что Мисима, в отличие от того же Мураками, до сих пор отнюдь не так полно переведен на русский язык.
Все
это явно демонстрирует давно
назревшую необходимость в
Цель дипломной работы - рассмотреть тему жизни и смерти в творческой системе Юкио Мисимы.
Задачи исследования:
1) рассмотреть становление мотивов жизни и смерти как основных тем в творчестве писателя;
2) проследить генезис темы жизни и смерти в творчестве автора, а также выявить ее актуальность для нашего времени;
3) выявить своеобразие литературного метода Мисимы;
4) изучить влияние самурайско-синтоистской эстетики на мироощущение и произведения писателя.
Объект исследования. В качестве основного объекта исследования была избрана тематическая система Мисимы во всей ее сложности и разнообразии.
Предмет исследования. Непосредственным предметом исследования стала тема жизни и смерти в творчестве Мисимы, своеобразное «наложение» этой тематики на жизнь и судьбу самого писателя.
Степень научной изученности. При написании предпринятой работы нами привлекались наработки многочисленных и разнообразных течений в мировой философской и культурологической мысли, что объясняется во многом и характером творчества исследуемого писателя, специфической чертой которого становится многоплановость используемого в собственном творчестве материала, синтетичность идейного плана и свойственная литературе прошлого века интертекстуальность самих произведений. Источниками, использованными при написании дипломной работы, стали художественные, публицистические, эссеистические и автобиографические произведения рассматриваемого автора.
При работе над выпускной работой нами были использованы первоисточники на английском языке. Такие как:
Особую ценность представила для нас книга известного американского журналиста Джона Натана «Мисима. Биография». Автор биографии Джон Натан близко знал Мисиму в 1960-е годы, переводил несколько его романов и получил от вдовы писателя доступ к множеству уникальных материалов. Дж. Натан проинтервьюировал членов семьи Мисимы, друзей и коллег великого писателя ХХ века. На основе этого уникального материала была написана книга «Мисима. Биография».
Не менее ценным источником стали статьи Григория Чхартишвили (Бориса Акунина) о Юкио Мисиме. Наиболее полное мнение о Мисиме Г.Чхартишвили дает в предисловии к сборнику «Золотой храм». Данное предисловие называется «Жизнь и смерть Юкио Мисимы, или как уничтожить храм». В статье автор рассматривает отношение Мисимы к таким вопросам, как жизнь и смерть, их связь с прекрасным через призму его творчества. Также взгляд на творчество и судьбу Юкио Мисимы можно найти в его монографии «Писатель и самоубийство».
Такие известные журналисты, как Анатолий Рясов, Сергей Курбатов, Андрей Фесюн, Игорь Галкин, Олег Фомин, Сергей Орлов, Сергей Кудрявцев и др. написали немало статей о творчестве Юкио Мисимы. Каждый из этих журналистов дает свою трактовку творчества или отдельных произведений знаменитого японца.
Также популярный в России писатель Эдуард Лимонов упоминает о Мисиме чуть ли не во всех своих книгах. Мисима является одним из любимых писателей Лимонова. Не будет преувеличением сказать, что Лимонов – своеобразный «продолжатель дела Мисимы», в своем творчестве он нередко использует элементы художественной системы Мисимы, развивает их, реализуя идеи Мисимы в качестве культурного симулякра. При написании нашей выпускной работы была использована диссертация кандидата филологических наук, Новикова Александра Сергеевича «Эстетика Мисимы Юкио и европейские представления о красоте». В данной работе дается подробная характеристика эстетики Ю. Мисимы, ее истоки, представлены компаративистские исследования творческих систем Томаса Манна, Юкио Мисимы и Эдуарда Лимонова, их сходства и особенности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Для Юкио Мисимы тема жизни, смерти и красоты является, по нашему мнению, темой мономаном: все его творчество является исследованием темы жизни, красоты и смерти. Этой теме подчинены практически все его произведения. Мисима снова и снова рассматривает эту тему, помещая ее в новые обстоятельства. Этот процесс многотруден, трагичен и обречен, но герои в его произведениях все равно стремятся к слиянию с красотой разными способами: путем принижения Красоты до своего уровня и убийства красоты (роман «Золотой храм», «Жажда любви»), путем перенесения творческих поисков из области искусства в жизнь (роман «Запретные цветы»), путем самоубийства («Патриотизм», «Несущиеся кони») и т.д.
Задачей, основной целью жизни человека, Мисима усматривает не простое созерцание эстетического, а приближение к нему. Поведение человека не должно оставаться пассивным почитанием красоты – оно должно стать активным действием, действием человека «пересоздания» себя из телесного, материального в духовное, в приобщенное к миру прекрасного. И именно здесь Мисима использует смерть.[5]
2. Можно предположить, что истоки главных тем в творчестве Ю. Мисимы – темы жизни и смерти, уходят корнями в детство писателя. Фантазии у бледного, скрытного мальчика были необычными: в них постоянно фигурировали кровь и смерть, прекрасных принцев рвали на куски свирепые драконы, а если в сказке погибший герой оживал, маленький Кимитакэ вычеркивал счастливый конец. Детство писателя дает достаточно много оснований, как нам представляется, для различных фрейдистских трактовок его последующего творчества.[6]
В начале своего творческого пути Мисима был представителем романтической школы, от которой позже отрекся.
В частности, в специальном выпуске журнала «Национальная литература» за 1983 год, посвященном творчеству Мисима, говорится: «Романтическая школа» являла собой пример отхода от политики, интереса к красоте и ее революционной роли. Это — индивидуализм отчаявшихся людей. В их произведениях красота тесно связывалась с понятием «смерть»; виден подчеркнутый нарциссизм, открытое выражение желаний, стремление исполнить их любой ценой». Как нам представляется, именно в то время у Мисимы сформировался синтез взаимосвязи смерти, жизни и прекрасного.[7]
В
шестнадцать лет Мисима пишет
свое первое значительное произведение,
романтическую повесть «
Информация о работе Тема жизни и смерти в творчестве Юкио Мисимы