Тема маленьких людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:05, доклад

Описание работы

Почти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли "маленьких людей" замыкаться в себе, уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и также незаметно умиранию.

Содержание

1. Глава
а) Актуальность и место темы "маленького человека" в русской литературе конца 18-начала 19 века..
б) Роль "натуральной школы" в формировании мировоззрения писателей 2 половины 19 в.
2. Глава
Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"
3. Глава
А.С. Пушкин " Станционный смотритель."
4. Глава
М.Ю. Лермонтов
а)"Максим Максимыч"
б)"Княгиня Лиговская"
5. Глава
Н.В. Гоголь
а) "Петербургские повести", "Шинель", "Записки сумасшедшего".
б)"Повесть о Капитане Копейкине."
6. Глава
Ф.М. Достоевский
а)"Бедные люди."
б)"Преступление и наказание."
7. Глава
А.П. Чехов
а)"Человек в футляре."
б)"Крыжовник."
в)"О любви."
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 169.50 Кб (Скачать)

 Перед нами - урок жизни, искалеченной общественными  условиями, истраченной героем  бессмысленно для самого себя  и во зло другим.

 Страх перед  каким бы то ни было проявлениям  жизни, тупая неприязнь ко всему  новому, необычному, особенно выходящему за рамки дозволенного начальником - характерные черты беликовщены. Беликов угнетает окружающих своим страхом. Беликова ненавидят и бояться, но и после его смерти печать беликовщины лежит на жизни города. Таков дух эпохи, дух страны.

 Рассказ "Крыжовник"  стал обобщением всего русского  мещанского быта. Читатель ощущает  тонкость и простоту чеховского  мастерства.

 Писатель  отверг вариант смерти чиновника  от рака. Это выглядело бы как  трагическая случайность. Отверг  он и записанную им другую концовку: съел крыжовник, сказал: "Как глупо" - и умер. Это для него было слишком простым решением проблемы. В рассказе чиновник остался жить, довольный собой. Самодовольная, живучая пошлость - скрытая опасность всего общества. Такое завершение рассказа поражает точностью и удивительной простотой, незначительностью. Концовка обычна и тем она реальна.

 Рассказ Чехова  обличает пошлость, скуку, ограниченность  интересов. Перед нами раскрывается  нечто мелкое, незначительное, по  видимости почти безвредное, постоянно встречающееся, но страшное в своей мелкой обыденности.

 В начале  рассказа рисуется пейзаж - бесконечные  поля, далекие холмы. Великой,  прекрасной стране, ее просторам,  зовущим вдаль противопоставлена  жизнь чиновника, заветная цель  которого сводится к тому, чтобы приобрести в собственность ничтожный клочок земли, запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу, есть "не купленный, а свой собственный крыжовник". Посетив брата, который после долгих лишений осуществил свою мечту: под старость приобрел имение, Иван Иваныч возмущается при виде этого приземленного счастья: "Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли Но ведь три аршина нужно скорее трупу, а не человеку. Человеку нужно не три аршина земли на усадьбу, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он смог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа." В усадьбе Гималайского не было людей, а были существа, по описанию автора, похожие на свиней. Была рыжая собака, похожая на свинью, кухарка тоже была похожа на свинью, наконец, о самом обрюзгшем, располневшем чиновнике, сидевшем в постели сказано, "того и гляди хрюкнет в одеяло". Еще одна точная, почти неприметная бытовая подробность - крыжовник. В любой малой усадьбе сажают крыжовник. Кусты крыжовника, как и крыжовниковое варенье - это принадлежность почти всякого мелкого усадебного хозяйства.

 В усадьбе,  описанной Чеховым, крыжовник  имеет значение эпитета через  него он во-первых, раскрывает  психологию своего героя - не  важно, что ягода кислая, жесткая  - она своя собственная и уже только поэтому вкусная. В этом его самодовольство и пошлость, во-вторых, увидев своего брата, который жадно пожирал кислый, жесткий вовсе невкусный крыжовник, рассказчик резко меняет свое мнение. Какие грустные мысли и чувства вызвал этот, казалось бы, безобидный крыжовник. Иван Иванович обращается к молодому поколению: "Пока молоды, сильны, бодры не уставайте делать добро!... Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем - то более разумном и великом. Делайте добро".

 О разбитом  счастье, о том, как погибла  "тихая, грустная" любовь, да  и вся жизнь милого, интеллигентного  человека, о том, "как не нужно,  мелко и как обманчиво было  все то, что... мешало любить", говорит  Чехов в рассказе "О любви".

 Футлярность распространяется и на область интимных человеческих чувств. Свободное по природе чувство любви окружается условностями, предрассудками, из-за этого разрушается счастье двух людей, гибнут две жизни. В мире Беликовых нет простора для живых человеческих чувств, гибнут люди с нежной душой, увядает их хрупкая любовь. И вывод напрашивается сам собой: " Видеть и слышать как лгут, и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь, сносишь обиды, унижения, не смеешь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей. Приходится самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какой-нибудь выгоды - нет, больше жить так невозможно! К борьбе против пошлости, мелочности призывает нас Чехов, об этом все его произведения  
 

 Заключение

20 век в России  принес окончательное формирование  тоталитаризма. В период наиболее  жестоких репрессий, в то время,  когда человек был окончательно  обезличен и превращен в винтик  огромной государственной машины, писатели яростно откликнулись, встав на защиту личности.

 Ослепленные  величием целей, оглушенные громкими  лозунгами, мы напрочь забыли  об отдельном человеке, который  остался человеком и после  сорок пятого, и после пятьдесят  третьего, и после шестьдесят  четвертого - человеком с его повседневными заботами, с его желаниями и надеждами, которые не может отменить никакой политический режим. Тот кого в свое время Белинский назвал "маленьким человеком", о ком сокрушался Достоевский, кого пытался поднять с колен Чехов и Горький, о ком как о великом Мастере писал Булгаков, затерялся в просторе огромного государства, превратился в малую песчинку для истории, сгинув в лагерях. Огромных усилий стоило писателям его воскрешения для читателей в своих книгах. Традиции классиков, титанов русской литературы продолжили писатели городского направления прозы, те кто писал о судьбе деревни в годы гнета тоталитаризма и те, кто повествовал нам о мире лагерей. Их были десятки. Достаточно назвать имена нескольких из них: Солженицын, Трифонов, Твардовский, Высоцкий, чтобы понять какого огромного размаха достигла литература о судьбах "маленького человека" двадцатого столетия.

 Петербург,  Москва -город, так давно тревоживший  многих русских писателей, стал  еще более страшным и жестоким. Он - символ той мощной силы, подавляющей слабые ростки человечности, он - сосредоточие людского горя, зеркало всей российской действительности, отражение которого мы видим по всей стране, в стенах лагерей и на задворках провинциальных городков. 

"Маленький  человек" нашего города 60-х - 70-х г. не способен выбраться на поверхность жизни и громко заявить о своем существовании. Но ведь и он - человек, а не вошь, как хотел доказать самому себе Раскольников, и он заслуживает не просто внимания, но и лучшей доли. Путь к достижению этого открыли ему те, кто в наше время стремился "спины выпрямить горбатым." Новые писатели вступают в защиту правды и совести, они формировали человека нового. Поэтому нельзя закрывать последнюю страницу в огромной книге посвященной ему - "маленькому человеку! " 
 
 

 Список используемой  литературы.

1. История русской  литературы. (1800 - 1830-е г.г.) М. Просвещение  1989 г.

2. Н. В. Гоголь - творческий путь. М. Художественная  литература 1955 г.

3. Очерки о  русских писателях А. Горелов  П. О. Издательства "Советский писатель." 1984 г.

4. Литература  в школе (октябрь - сентябрь) М.  Просвещение 1990 г.

5. История русской  литературы 19 века том 1 (под редакцией  Петрова.) Просвещение 1970 г.

6. Живое слово  (литературно - художественный сборник)  Москва 1969 г.

7. Н. В. Гоголь Собрание сочинений гослитиздат 1959 г.

8. М. Ю. Лермонтов  "Избранные сочинения."

9. Русская литература (учебник для учительских институтов) часть 1-1953 г. А. А. Кайев

10. В. И. Кулешов  "Жизнь и творчество Ф. М.  Достоевского." Издательство "Детская литература." Москва 1979 г.

11. В. А. Туниманов  "Творчество Достоевского 1854 - 1862 г.г." Ленинград "Наука." Ленинградское  отделение" 1980 г.

12. Н. Долинина "Предисловие к Достоевскому." "Детская литература." Ленинград  1980 г.

13. А. П. Булин  "Художественные образы Ф. М. Достоевского." (эстетические очерки.) Издательство "Наука." Москва 1974 г.

14. Гурвич "Проза  Чехова." Издательство "Художественная  литература." Москва 1979 г

15. А.Б. Белкин "Читая Достоевского и Чехова." (статьи и разборы) Москва "Художественная литература." 1973 г.

16. Э. А. Полоцкая "Пути чеховских героев." (книга  для учащихся) Москва "Просвещение" 1992 г.

Информация о работе Тема маленьких людей