Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:05, доклад
Почти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли "маленьких людей" замыкаться в себе, уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и также незаметно умиранию.
1. Глава
а) Актуальность и место темы "маленького человека" в русской литературе конца 18-начала 19 века..
б) Роль "натуральной школы" в формировании мировоззрения писателей 2 половины 19 в.
2. Глава
Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"
3. Глава
А.С. Пушкин " Станционный смотритель."
4. Глава
М.Ю. Лермонтов
а)"Максим Максимыч"
б)"Княгиня Лиговская"
5. Глава
Н.В. Гоголь
а) "Петербургские повести", "Шинель", "Записки сумасшедшего".
б)"Повесть о Капитане Копейкине."
6. Глава
Ф.М. Достоевский
а)"Бедные люди."
б)"Преступление и наказание."
7. Глава
А.П. Чехов
а)"Человек в футляре."
б)"Крыжовник."
в)"О любви."
Заключение.
Перед нами
- урок жизни, искалеченной
Страх перед
каким бы то ни было
Рассказ "Крыжовник"
стал обобщением всего
Писатель
отверг вариант смерти
Рассказ Чехова
обличает пошлость, скуку, ограниченность
интересов. Перед нами
В начале
рассказа рисуется пейзаж - бесконечные
поля, далекие холмы. Великой,
прекрасной стране, ее просторам,
зовущим вдаль
В усадьбе, описанной Чеховым, крыжовник имеет значение эпитета через него он во-первых, раскрывает психологию своего героя - не важно, что ягода кислая, жесткая - она своя собственная и уже только поэтому вкусная. В этом его самодовольство и пошлость, во-вторых, увидев своего брата, который жадно пожирал кислый, жесткий вовсе невкусный крыжовник, рассказчик резко меняет свое мнение. Какие грустные мысли и чувства вызвал этот, казалось бы, безобидный крыжовник. Иван Иванович обращается к молодому поколению: "Пока молоды, сильны, бодры не уставайте делать добро!... Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем - то более разумном и великом. Делайте добро".
О разбитом счастье, о том, как погибла "тихая, грустная" любовь, да и вся жизнь милого, интеллигентного человека, о том, "как не нужно, мелко и как обманчиво было все то, что... мешало любить", говорит Чехов в рассказе "О любви".
Футлярность
распространяется и на область интимных
человеческих чувств. Свободное по природе
чувство любви окружается условностями,
предрассудками, из-за этого разрушается
счастье двух людей, гибнут две жизни.
В мире Беликовых нет простора для живых
человеческих чувств, гибнут люди с нежной
душой, увядает их хрупкая любовь. И вывод
напрашивается сам собой: " Видеть и
слышать как лгут, и тебя же называют дураком
за то, что ты терпишь эту ложь, сносишь
обиды, унижения, не смеешь открыто заявить,
что ты на стороне честных, свободных людей.
Приходится самому лгать, улыбаться, и
все это из-за куска хлеба, из-за теплого
угла, из-за какой-нибудь выгоды - нет, больше
жить так невозможно! К борьбе против пошлости,
мелочности призывает нас Чехов, об этом
все его произведения
Заключение
20 век в России
принес окончательное
Ослепленные
величием целей, оглушенные
Петербург,
Москва -город, так давно тревоживший
многих русских писателей,
"Маленький
человек" нашего города 60-х - 70-х
г. не способен выбраться на поверхность
жизни и громко заявить о своем существовании.
Но ведь и он - человек, а не вошь, как хотел
доказать самому себе Раскольников, и
он заслуживает не просто внимания, но
и лучшей доли. Путь к достижению этого
открыли ему те, кто в наше время стремился
"спины выпрямить горбатым." Новые
писатели вступают в защиту правды и совести,
они формировали человека нового. Поэтому
нельзя закрывать последнюю страницу
в огромной книге посвященной ему - "маленькому
человеку! "
Список используемой литературы.
1. История русской литературы. (1800 - 1830-е г.г.) М. Просвещение 1989 г.
2. Н. В. Гоголь - творческий путь. М. Художественная литература 1955 г.
3. Очерки о русских писателях А. Горелов П. О. Издательства "Советский писатель." 1984 г.
4. Литература в школе (октябрь - сентябрь) М. Просвещение 1990 г.
5. История русской литературы 19 века том 1 (под редакцией Петрова.) Просвещение 1970 г.
6. Живое слово (литературно - художественный сборник) Москва 1969 г.
7. Н. В. Гоголь Собрание сочинений гослитиздат 1959 г.
8. М. Ю. Лермонтов "Избранные сочинения."
9. Русская литература
(учебник для учительских
10. В. И. Кулешов "Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского." Издательство "Детская литература." Москва 1979 г.
11. В. А. Туниманов "Творчество Достоевского 1854 - 1862 г.г." Ленинград "Наука." Ленинградское отделение" 1980 г.
12. Н. Долинина "Предисловие к Достоевскому." "Детская литература." Ленинград 1980 г.
13. А. П. Булин "Художественные образы Ф. М. Достоевского." (эстетические очерки.) Издательство "Наука." Москва 1974 г.
14. Гурвич "Проза Чехова." Издательство "Художественная литература." Москва 1979 г
15. А.Б. Белкин "Читая Достоевского и Чехова." (статьи и разборы) Москва "Художественная литература." 1973 г.
16. Э. А. Полоцкая "Пути чеховских героев." (книга для учащихся) Москва "Просвещение" 1992 г.