Тема маленьких людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:05, доклад

Описание работы

Почти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли "маленьких людей" замыкаться в себе, уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и также незаметно умиранию.

Содержание

1. Глава
а) Актуальность и место темы "маленького человека" в русской литературе конца 18-начала 19 века..
б) Роль "натуральной школы" в формировании мировоззрения писателей 2 половины 19 в.
2. Глава
Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"
3. Глава
А.С. Пушкин " Станционный смотритель."
4. Глава
М.Ю. Лермонтов
а)"Максим Максимыч"
б)"Княгиня Лиговская"
5. Глава
Н.В. Гоголь
а) "Петербургские повести", "Шинель", "Записки сумасшедшего".
б)"Повесть о Капитане Копейкине."
6. Глава
Ф.М. Достоевский
а)"Бедные люди."
б)"Преступление и наказание."
7. Глава
А.П. Чехов
а)"Человек в футляре."
б)"Крыжовник."
в)"О любви."
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 169.50 Кб (Скачать)

План. 

1. Глава

 а) Актуальность  и место темы "маленького человека" в русской литературе конца  18-начала 19 века..

 б) Роль "натуральной  школы" в формировании мировоззрения  писателей 2 половины 19 в.

2. Глава 

 Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"

3. Глава

 А.С. Пушкин " Станционный смотритель."

4. Глава

 М.Ю. Лермонтов

 а)"Максим  Максимыч"

 б)"Княгиня  Лиговская"

5. Глава

 Н.В. Гоголь 

 а) "Петербургские  повести", "Шинель", "Записки  сумасшедшего".

 б)"Повесть  о Капитане Копейкине."

6. Глава

 Ф.М. Достоевский

 а)"Бедные люди."

 б)"Преступление  и наказание."

7. Глава

 А.П. Чехов

 а)"Человек  в футляре."

 б)"Крыжовник."

 в)"О любви."

 Заключение. 
 
 

 Глава 1.

 Почти всегда  особое внимание окружающих не  привлекают забытые, всеми униженные  люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли "маленьких людей" замыкаться в себе, уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и также незаметно умиранию. Но именно такие люди иногда по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали бороться против сильных мира сего, взывать к справедливости, прекращали быть ветошкой. Поэтому, все-таки, их жизнью заинтересовывались, писатели, постепенно, начали уделять в своих произведениях некоторые сцены именно таким людям, их жизни. С каждым произведением все яснее и правдивее показывалась жизнь люди "низшего" класса. Маленькие чиновники, станционные смотрители, "маленькие люди", сошедшие с ума, не по своей воле, начали выходить из тени, окружающей мир блистательных зал.

 Первым писателем,  который открыл нам мир "маленьких  людей" был Н.М. Карамзин. Слово  Карамзина перекликается с Пушкиным и Лермонтовым. Самое большое влияние на последующую литературу оказала повесть Карамзина "Бедная Лиза. " Автор положил начало огромному циклу произведений о "маленьких людях", сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу таким писателям будущего как Гоголь, Достоевский и другие. А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества - Самсон Вырин судит это общество. Художественное открытие Пушкина было устремлено в будущее-оно пробивало русской литературой дорогу в еще неведомое.

 Еще глубже, чем Пушкин, эту тему раскрыл  Лермонтов. Наивную прелесть народного  характере воссоздал поэт в  образе Максима Максимыча. Лермонтова  привлек этот образ, он понимал  неразвитость народного характера, но верил в его будущее. Писатель проявил огромное чувство симпатии к своему герою. Максим Максимыч не унижен чиновниками, средой, он унижен близким, как ему ранее казалось, человеком- в этом конфликт. Тема социального неравенства, тема нищеты, тема оскорбленного человеческого достоинства, жгучая и благороднейшая тема русской литературы, с неотразимой силой предстала в неоконченном романе Лермонтова "Княгиня Лиговская". Герои Лермонтова его "маленькие люди", отличаются от всех предыдущих . Это уже не пассивные люди как у Пушкина, и не иллюзорные, как у Карамзина, это люди в душе которых уже готова почва для крика протеста тому миру, в котором они живут, и этот протест, не прозвучавший в "Максиме Максимыче", но прозвучал в "Княгине Лиговской." Наибольшего апогея эта тема достигла в произведениях Гоголя. Гоголь открывает читателю мир "маленьких людей", чиновников, чиновнического крючкотворства в своих "Петербургских повестях."

 Тема "маленького  человека" порождения и блестящий  образец "натуральной школы". Первое произведение, в котором правда жизни и судьбы "маленьких людей" выражается писателем с помощью "натуральной школы", был неоконченный роман Лермонтова "Княгиня Лиговская". Это произведение дает нам возможность провести в своем воображении параллель между авторами, которые находятся только на подступах к полному выражению реализма и реализма критического в своих произведениях и такими писателями, как Гоголь, раскрывший в своих "Петербургских повестях" и других рассказах истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко и весомо показал возможности "натуральной школы" в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы "маленьких людей". Критический реализм Гоголя раскрыл и помог развить эту тему у писателей будущего как никто другой. Гоголь ратовал за гибкую и оригинальную критику, должную быть "верным представителем мнений" своей эпохи.

 В "Петербургских  записках" 1836 года Гоголь с  реалистических позиций выдвигает  идею социально- насыщенного искусства,  которое "замечает общие элементы нашего общества, двигающие его пружины. Он дает замечательно глубокое определение реалистического искусства, следующего за романтизмом, обнимающего своим двойственным взглядом ветхое и новое. В реализме Гоголя содержится огромное раскрытие многомерной сложности жизни, ее движения, рождения в нем нового. Реалистический взгляд утверждается в творчестве Гоголя во второй половине 30-х годов.

"Петербургские  повести", особенно "Шинель". Имели  огромное значение для всей  последующей литературы, утверждения в ней социально-гуманистического направления и натуральной школы. Герцен считал "Шинель" колоссальным произведением Гоголя, а Достоевский говорил: "Все мы вышли из гоголевской "Шинели". Творчество Гоголя чрезвычайно обогатило русскую литературу, раздвинуло рамки художественного изображения. Социальный пафос, "демократизм и гуманизм", обращение к массовым, повседневным явлениям, создание ярких, эмоциональных и социальных типов, соединение лирико-патетического и гротеско-сатирического изображения жизни - эти гоголевские черты были активно подхвачены молодыми писателями 40-х годов. Но Гоголь оказал большое влияние и на дальнейшее движение русской литературы, "отозвавшись" в творчестве самых различных ее деятелей от Достоевского и Щедрина, до Булгакова и Шолохова. Писатель не ошибся, говоря о своем "пророческом" даре, о способностях поэтически предвидеть грядущее и великие перемены национальной жизни.

 Писатели  первой половины 19 века оказали  огромное влияние на творчество  писателей второй половины 19 века. Их произведения помогли последующим поколениям писателей подняться на более высокую ступень литературного развития и творчества. Разносторонний охват своей эпохи, ее пороков, который сделал Пушкин, Лермонтов и Гоголь, заставил авторов будущего писать свои произведения с еще более глубокой иронией и психологизмом, с еще более жгучим сарказмом. Огромный дар внесли писатели таких произведений, как "Шинель", "Бедная Лиза", "Княгиня Лиговская" и другие в развитие и формирование истинно русской литературы. 
 

 Глава 2.

"Карамзиным  началась новая эпоха русской  литературы" - утверждал Белинский.  Эта эпоха прежде всего характеризовалась  тем, что литература приобрела  влияние на общество, она стала  для читателей "учебником жизни", то есть тем, на чем основывается слава русской литературы 19 века. Велико значение деятельности Карамзина для русской литературы. Слово Карамзина перекликается с Пушкиным и Лермонтовым. Самое большое влияние на последующую литературу оказала повесть Карамзина "Бедная Лиза"

"Бедная Лиза" (1729г.) - самая популярная и лучшая повесть этого писателя. Сюжет ее, преподносимый читателю как "печальная быль", крайне прост, но полон драматического напряжения.

 Рассказывая  о любви бедной крестьянской  девушки Лизы к аристократу  Эрасту, который обманом привел ее к самоубийству, автор не подчеркивает к классовой противоположности героя и героини. Он ясно видит эту противоположность, но не хочет признавать, что именно ее вызвана гибель "бедной Лизы" Всю повесть жизнь героев изображается через светский и покров сентиментальной идеализации. Образы повести приукрашены. Умерший отец Лизы, образцовый семьянин, потому, что он любит работу, пахал хорошо землю и был довольно зажиточным , его все любили. Мать Лизы, "чувствительная, добрая старушка", слабеет от непрестанных слез по своему мужу либо и крестьянки чувствовать умеют. Она трогательно любит свою дочь и с религиозным умилением любуется природой. Ни мать Лизы, ни сама героиня на подлинных крестьянок не похожа. Боле всех идеализирована героиня повести- "прекрасная телом и душой поселенка", "нежная и чувствительная Лиза." Горячо любя своих родителей, она не может забыть об отце, но скрывает свою печаль и слезы, чтобы не тревожить мать. Нежно заботилась она о своей матери, доставала ей лекарства, трудилась день и ночь ("ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве") Автор уверен, что такие занятия вполне обеспечивают жизнь старушки и ее дочери. По его замыслу, Лиза совершенно незнакома с книгой, однако после встречи с Эрастом, она мечтает о том, как хорошо было бы, если бы возлюбленный "рожден был простым крестьянином пастухом....."- эти слова совсем в духе Лизы. По-книжному Лиза не только говорит, но и думает. Тем не менее, психология Лизы, впервые полюбившей девушки раскрыта подробно и в естественной последовательности. Психологичны и интересны следующие моменты: желание увидеть Эраста на другой день после знакомства и "какая-то грусть", когда это желание не осуществилось, радостный испуг и волнение при неожиданном появлении Эраста под окном ее хижины, это же чувство автор с помощью деталей изображает в начале повести, удивление, как могла она жить раньше не зная Эраста; тревога при мысли, что Эрасту- барину нельзя быть мужем простой крестьянки; страх потерять любимого человека и надежда на его возвращение, наконец, безысходное отчаяние после того, как Эраст выпроводил ее из кабинета.

 Прежде чем  кинуться в пруд, Лиза помнила  о матери, она позаботилась о  старушке, как могла, оставила  ей деньги, но на этот раз  мысль о ней была уже не в силах удержать Лизу от решительного шага. В итоге характер героини- идеализированный, но внутренне цельный.

 Автор в  повести поднимает не только  тему "маленького человека" и  социального неравенства , но  и такую тему, как рок и обстоятельства, природа и человек, любовь-горе и любовь -счастье.

 Эраст, его  характер намного отличается  от характера Лизы. Эраст обрисован  в большем соответствии с воспитавшей  его социальной средой, чем Лиза. Это "довольно богатый дворянин", который вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил, скучал и жаловался на судьбу свою", наделенный "изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным", "он читал романы. В образе Эраста впервые намечен тип разочарованного русского аристократа.

 Лиза же - это дитя природы, ее душа  и характер приближены к народу. Эраст безрассудно влюбляется  в Лизу, нарушая то правило,  что она девушка не его круга.  Лиза наивна и ей непонятно  то, что в то время, в которое она живет, ее считают маленькой личностью и не дают ей право любить, узнав, что Эраст ее любит, Лиза отдается своей любви самозабвенно не задумываясь ни о чем. Поначалу Эраст действует так же, но потом наступает переломный момент, герой не выдерживает испытания любовью, побеждают чувства низкие. Среда не дает воскреснуть душе героя и заставляет его солгать Лизе. Только обстоятельства позволяют героине открыть обман. В минуту Лиза прозревает, рок выступает как наказание за грех. Лиза наказана за свою любовь. Эраст наказан за, то, что не сдержал клятву.

 Авторская  позиция в повести- это позиция  гуманиста. Перед нами Карамзин- художник и Карамзин- философ.  Он воспел красоту любви, описал  любовь как чувство, способное  преобразить человека, Писатель учит - миг любви - прекрасен , но долгую жизнь и прочность дает только разум.

 Карамзин  положил начало огромному циклу  литературы о "маленьких людях", сделал первый шаг в эту  неизвестную до этого тему. Именно  он открыл дорогу таким классикам  будущего как Гоголь, Достоевский и другие. 
 

 Глава 3.

 А.С. Пушкин  был следующим писателем в  сферу творческого внимания которого  стала входить вся огромная  Россия, ее просторы, жизнь деревень; Петербург и Москва открывались  уже не только с роскошного  подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Доказательствам этого послужили его "Повести Белкина", в центре которых - провинциальная Россия. Здесь и "мученик четырнадцатого класса" коллежский регистратор, смотритель одной из тысяч мелких почтовых станций, бедный чиновник Самсон Вырин, и отставной гусарский офицер Сильвио, и богатые дворяне, и мелкие, многие другие.

 Раскрытию  социальной и художественной  значимости "Станционного смотрителя" положил начало Достоевский в  повести "Бедные люди" Устами  Макара Девушкина Достоевский высказал суждения о реализме повести Пушкина, о ее познавательном значении. Он указал на типичность образа бедного чиновника Вырина, на простоту и ясность языка повести, отметил глубину изображение в ней человеческого горя. Трагическая судьба "мученика четырнадцатого класса" Вырина после Достоевского не раз привлекала внимание критиков, отмечавших гуманизм и демократизм Пушкина и оценивавших "Станционного смотрителя", как одну из первых, начиная с 18 века, реалистических повестей о бедном чиновнике.

 Выбор Пушкиным  героя - станционного смотрителя  был не случайным. В 20-х годах  19 в. В русской литературе, как  известно, появляется немало нравоописательных  очерков, рассказов, героями которых  оказываются люди "низшего класса." Кроме того возрождается жанр путешествий.. В середине 20-х годов в журналах все чаще начинают появляться стихотворения, поэмы, очерки в которых уделяется внимание не только описаниями края, но и встречам, беседам со станционными смотрителями.

 В повести  три приезда рассказчика, отделенные один от другого несколькими годами, организуют ход повествования, и во всех трех частях, как и во введении, повествование ведется рассказчиком. Но во второй, центральной, части повести мы слышим и самого Вырина. В словах рассказчика: "Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним сочувствием" дано обобщение, сказано о каторжной жизни и положении станционного смотрителя не одного какого либо тракта, а всех, во всякое время года, дня и ночи. Взволнованные строки с риторическими вопросами ("кто не проклинал...", "кто в минуту гнева?" и т. д. ), перебивающиеся требованием быть справедливым, войти в положение "сущего мученика четырнадцатого класса" дают нам понять то, что Пушкин сочувственно говорит о тяжелом труде этих людей.

 Первая встреча  в 1816 году описана рассказчиком  с явной симпатией к отцу, к  дочери, красавице Дуне, и к их  налаженной жизни. Вырин - образ  "свежего, доброго человека  лет пятидесяти, в длинном зеленом  сюртуке с тремя медалями на  полинялых лентах", старого солдата, который, верно лет 30 шагал во время военных походов, он схоронил жену в 1812 году, и только несколько лет пришлось ему прожить с любимой дочерью, и новое несчастье обрушилось на него. Станционный смотритель Самсон Вырин жил бедно, его желания элементарны - трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, ни на что не жалуется и доволен судьбой. Беда которая врывается в этот частный мир потом - молодой гусар который тайно увозит его дочь Дуню в Петербург. Горе потрясло его, но еще не сломало. Рассказ о бесплодных попытках Вырина Бороться с Минским, после того как он выпросил отпуск и пешком отправился в Петербург, дан так же скупо, как и рассказ о горе Вырина, но иными средствами. Четыре небольших, но полные жизненной правды картины прихода Вырина рисуют в условиях социального и сословного неравенства типичную ситуацию- положение бесправного, слабого и "право" сильного, власть имущего. Первая картина: Старый солдат в роли просителя перед равнодушным, важным 111.

Информация о работе Тема маленьких людей