Тема маленьких людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:05, доклад

Описание работы

Почти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли "маленьких людей" замыкаться в себе, уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и также незаметно умиранию.

Содержание

1. Глава
а) Актуальность и место темы "маленького человека" в русской литературе конца 18-начала 19 века..
б) Роль "натуральной школы" в формировании мировоззрения писателей 2 половины 19 в.
2. Глава
Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"
3. Глава
А.С. Пушкин " Станционный смотритель."
4. Глава
М.Ю. Лермонтов
а)"Максим Максимыч"
б)"Княгиня Лиговская"
5. Глава
Н.В. Гоголь
а) "Петербургские повести", "Шинель", "Записки сумасшедшего".
б)"Повесть о Капитане Копейкине."
6. Глава
Ф.М. Достоевский
а)"Бедные люди."
б)"Преступление и наказание."
7. Глава
А.П. Чехов
а)"Человек в футляре."
б)"Крыжовник."
в)"О любви."
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 169.50 Кб (Скачать)

 Символом  этой государственной власти  выступает и Петербург- чинный, важный, утопающий в роскоши. Этот  город, в котором совершенно  невозможно жить бедному человеку. Петербург - неприветливый, жестокий город, бесконечно чужд: "маленькому человеку." К нему, этому человеку, равнодушен и министр. Он не только не помог инвалиду, но возмутившись его "упрямству", распорядился выслать его из столицы. А Копейкин гневно размышляет: раз министр советовал ему самому найти средства помочь себе -"хорошо он найдет ." Вскоре Копейкин стал атаманом появившийся в рязанских лесах "шайки разбойников" грабивший казну и помогавшей беднякам.

 По своему  внутреннему смыслу, по своей идее "Повесть о капитане Копейкине" является элементом в идейном и художественном замысле писателя. Повесть как бы венчает всю страшную картину поместно- чиновно - полицейской России. Воплощением произвола и несправедливости является не только губернская власть, но и столичная бюрократия, само правительство. Чего же стоит это бездушное правительство, если оно не может оказать помощь защитнику Отечества!

" Повесть  о капитане Копейкине" содержала  в себе очень острое политическое  жало. И это было верно угадано петербургской цензурой, потребовавшей от автора либо выбрать всю повесть, либо внести в нее существенные исправления. " Повесть о капитане Копейкине" дала автору возможность включить в произведение тему героического 1812 года и тем самым еще резче оттенить поведение чиновников губернского города и столицы России, характерно для них эгоизма, красотой человеческого духа, нравственным величием подвига в защиту Отечества.

 Сильный и  мужественный, исполненный человеческого  достоинства. Копейкин являлся собой разительную противоположность бессердечию и произволу столичной власти, трусливой и жалкой знати. Всем этим людям противостоял Копейкин - смелый, добрый человек с героической и печальной судьбой. Никогда еще тема " маленького человека" не звучало у Гоголя с такой трагической пронзительностью, с такой силой, ибо " маленький человек" вырастает здесь в фигуру величественную - в защитника и спасителя Родины.  
 
 

 ГЛАВА 6.

 Федор Михайлович  Достоевский - один из самых  ярких выразителей " петербургского периода русской литературы, типичный горожанин." В его произведениях мы не найдем изображений природы, которые так восхищают нас у Тургенева и Толстого. Действия большей части его произведений, в том числе таких значительных, как романы "Преступление и наказание." ," Идиот.", " Подросток." , происходит в Петербурге. Писатель ведет своих героев по грязным улицам и каналам, угрюмым дворам и чадным лестницам в жилые квартиры и трактиры. Петербург - не только место пребывания царского двора и высшей знати, но и крупнейшей в стране бюрократически - буржуазный центр - являл поражающие, резкие контрасты богатство и бедности, неограниченной власти и произвола высших чиновников и бесправия, нравственной забитости служилой бедноты. С первых шагов своего творчества Достоевский проявил себя писателем - " урбанистом", по-своему продолжавшим творческую традицию гоголевских петербургских повестей." Все мы вышли из " Шинели.", - сказал он в последствии о себе и других писателях "натуральной школой."

"Натуральная  школа " ко времени выступления Достоевского уже вполне сложилась под теоретическим руководством Белинского и заявила о себе в печати двумя сборниками под названием "Физиология Петербурга." Они были составлены из рассказов, изображавших жизнь городской бедноты и имеющих очерковую композицию. В третьем же, подобном " Петербургском сборнике" и были опубликованы "Бедные люди." Но они были не очерком, а повестью.

 Достоевский  вообще не писал очерков. Уже  в своих ранних произведениях  он проявил преобладающий интерес  не к бытовому укладу своих героев, а к их внутреннему, нравственному миру в его развитии. В нем уже тогда таился будущий великий романист. Его ранние произведения представляли собой психологические повести и рассказы, иногда приближавшиеся к роману. Этим они походили на некоторые петербургские повести Гоголя и вместе с тем сильно отличались от них.

 В "Шинели." Гоголя , мелкий чиновник, способный  "переписывать", достоин не  только жалости, но и глубоко  юмористического изображения. Это  потому, что он забит до предела не только внешне, но и внутренне, поэтому он и трогателен и несколько смешон. Так, он интересуется не смыслом переписанных бумаг, но разными буквами в этих бумагах. Или в новой шинели, которую шьет ему Петрович, он заранее видит свою "будущую подругу" и т. п. Достоевский в "Бедных людях." Тоже изображает забитого маленького чиновника. Девушкина в его нравственной жизни и этим "вышел из шинели", но он осознал такой характер несколько иначе, от части даже контрасту с Гоголем. изображен как бы из вне, Макар Алексеевич Девушкин как бы из внутри - его переписки с бедной девушкой, Варенькой Доброселовой, живущей с ним по соседству. Оба они в своих письмах не только рассказывают об очень тяжелых обстоятельствах своей жизни, но вместе с тем широко раскрывает в них свои чувства, душевное состояние, почти всегда добрые и грустные, а иногда даже возвышаются до смутного нравственного протеста. Поэтому герои этой повести не смешны, они вызывают у читателя жалость и сочувствие.

 При всей  своей крайней бедности, нравственно подавляющей его, при всей своей полной зависимости и робости перед начальством, мелкий чиновник у Достоевского не только сознает, но и внутренне защищает в себя, на уровне своих понятий, свое человеческое достоинство, свою глубоко затаенную гордость маленького, незаметного, но честного труженика, которого он называет "амбицией". "Служу безукоризненно, - пишет он, - поведение трезвого, в беспорядках никогда не замечен. Как гражданин считает себя как имеющего свои недостатки, но вместе с тем и добродетелем." , амбиция моя мне дороже всего. "Увидев на улице шарманщика, который "милостыни просить не хочет" и "хоть целый день ходит да мается - зато сам себе господин, сам себя кормит", Девушкин пишет о себе: "Вот и я точно так же, как этот шарманщик....в своем смысле, в благородном-то, в дворянском-то отношении точно так же, как и он по мере сил тружусь, чем могу, дескать."

 В сознании  своего незаметного, но честного  и полезного труда. Девушкин  доходит иногда до сознания  глубоких контрастов социальной  жизни, боится этого в себе как явного "вольнодумства", но не может отказаться от своих мыслей. Особенно возбуждает их в нем судьба бедной Вареньки. "От чего вы, Варенька такая несчастная....-пишет он. - От чего это так все случается, что вот хороший то человек в запустении находится, а другому кому счастья само напрашивается? Знаю, знаю мамочка, что нехорошо это думать, что это вольнодумство..."

 Однако все,  что происходит в повести с  Девушкиным, показывает на сколько  бесплодно его тайное "вольнодумство"  и насколько обольщается он своей честной трудовой "амбицией". Прочитав повесть "Шинелью" присланную ему Варенькой , он поражен сходствами между собой и горемычными героями Гоголя, он тоже бережет сапоги и радуется если сошьет себе что-нибудь новое. И он возмущен, что теперь все это, комически изображенная в повести, станет известным всем и вот уже вся гражданская и семейная жизнь твоя по литературе ходит, все напечатано, прочитано, осмеяно, пересужнено! Да тут и на улицу нельзя показаться будет. "Он пишет Вареньке о том, как "убивают" его долги и "худое положение" и его одежда и как он "горел", "в адском огне горел", "умирал", когда его вызывали к самому "его превосходительству", чтобы дать нагоняй за пропуск строки в переписанной важной бумаге.

 Самое важное  и новое в характере забитого человека у Достоевского - это его способность к "погружению в себя самого", к психологическому самоанализу, "рефлексами" и к соответствующим обобщениям. "Он, бедный - то человек, он взыскателен, - пишет Девушкин о себе и ему подобных, - он и на свет-то божий иначе смотрит...да вокруг-то себя смущенным взором поводит, да прислушивается к каждому слову, - дескать не про него ли там говорят? Что вот дескать что же он такой незаметный? "После первого письма к Вареньке он в должность пошел" сиянье было на сердце? Когда же он решился пойти занимать деньги, настроение у него было :"....ни на что и глядеть не хотелось, грусть, тоска такая напала! На сердце холодно на душе темно..." Даже в лучшую минуту жизни, когда начальник дал ему из жалости 100 рублей, он не может не страдать. " Мне в прочем, покойно, очень покойно, - пишет он. - Только душу ломит, и слышно там в глубине душа моя дрожит, трепещет, шевелится".

 При таком  характере и положении одинокого,  пожилого, бедного чиновника вполне естественно внезапно пробудившая в нем нежная привязанность его к тоже бедной и обиженной молодой девушке, которую еще больше "изнуряет мечтательность", у которой также так много чувственных переживаний и "болезненных впечатлений", а "душа так часто просит слез". "Как вы мне явились, как вы всю мою жизнь осветили темную, "-признается девушка. Тем драматичнее для них обоих внезапная разлука, когда Варенька вынуждена согласиться на брак со своим обидчиком, помещиком Быковым, а Девушкин снова остался одиноким.

 Сама переписка  героев, в которой так много  искренности и душевных изменений  и сердечных надрывов, представляют  собой наилучшие выражения внутреннего  мира "маленьких людей". Характерен  язык этой переписки. Девушкин  говорит спотыкающимся, затрудненным  языком с ненужными повторами и бесчисленными уменьшительными словами ("мамочка"; "придумочка"; "сердчишку моему"), передающими не только ласковый тон его речи, но и причудливую привычку к самоуничтожению.

 Отношение  Девушкина к Вареньке сродни  отцовскому чувству Вырина к Дуне, он близок пушкинскому герою в своей способности защитить ближнего, в чувстве собственного достоинства. В нем живет достоинство не только человека, но и труженика. Отсюда идут нити, связывающие Макара Девушкина с другими людьми, жажда помочь беззащитной Вареньке, избавив ее от нищеты, уберечь от скверных посягательств на ее честь. Ему, живущему в доме, где "люди так и мрут", дана сердечная способность помочь ближнему. Гораздо больше, чем от сознания собственной бедноты (с ней он готов примириться), он страдает от невозможности помочь любимому человеку просто еще одному бедняку соседу-чиновнику Горшкову, нищему ребенку на улице.... Такой источник страдания возвышает Девушкина, делает его, несмотря на его слабости, подлинно положительным человеком, великим "маленьким человеком". Гоголь в "Шинели". Показал страшную драму "маленького человека", Достоевский возвышает его до трагедии.

 Как бы  эхом, отголоском истории главных  героев является вставной рассказ  Вареньки о Покровском и его  гибели, очень значительный в композиции "Бедных людей." Рассказ о Покровском раздвигает рамки повести за пределы отношений двух людей, подчеркивает типичность благородных, сострадательных характеров в среде бедняков и типичность их судеб. В этой истории появляется самый жалкий из всех героев повести, старик Покровский. Но и него - опустившегося, забитого до полной потери чувства собственного достоинства - господствующая страсть глубоко человечна: любовь к сыну, гордость сыном, скорбь о сыне.

 Достоевский  своей повестью протестует против несправедливости не только социальной, но и нравственной. Все его бедняки, включая старика Покровского, как бы низко они не пали, носят в душе истинно человеческие чувства и в падениях своих они не виновны.

 Если Пушкин  увидел в "маленьком человеке" способность к защите своего достоинства и возвысил благородство бесправного "мученика четырнадцатого класса", а Гоголь призвал общество заметить Акакия Акакиевича Башмачкина в его приниженности и душевной смертности, то Достоевский представил читателю внутренний канцелярского переписчика глубоко думающего и сострадающего бедам других обитателей социального дна. Его размышления и душевное соучастие в чужих судьбах выражаются в сентиментальной форме, но в них есть здравый смысл.

 Во всем  этом была большая оригинальность и художественная значимость первой повести Достоевского, поразившая Белинского, Некрасова и весь круг активных участников, "натуральной школы." Ни у кого из них, в их очерках, повестях, стихотворениях, сочувственно изображавших быт и нравы городской бедноты, а потом и крепостного крестьянства, не было такой неторопливой и сосредоточенной психологической проникновенности и глубины изображения характеров действующих лиц. После появления повести в "Петербургском сборнике," на начинающего писателя вдруг стали смотреть как на "новую звезду." Это талант необыкновенный и самобытный, - писал Белинский, - который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей, более или менее обязанных Гоголю направлением и характером своего таланта."

"Бедных людей.", написанных до знакомства начинавшего  писателя с Белинским, по содержанию  продолжает повесть "Слабое  сердце.", созданная почти через  год после того, как автор сблизился  с кружком Петрашевского. В  ней мотивы "вольнодумства" и протеста "маленького человека" получают иное, гораздо более острое значение.

 Макар Девушкин  трудится над канцелярскими бумагами  только на службе, а дома он  свободен и может переписываться  с Варварой. В повести "Слабое  сердце." Писатель показал другую ситуацию, когда высший начальник канцелярии Юлиан Мастакович, дав из милости первый служебный чин бедному юноше, Васе Шумкову, и сделавшись его "благодетелем", заставляет его трудиться не только на службе, но, и в личных интересах, также и дома, поручив ему переписывать в срок какое-то очень длинное и важное "дело" и оплачивая это скудными и редкими подачками.

 По "слабости  сердца" Вася не смог вынести  такого беспросветного труда.  Он полон благодарности начальнику  и готов на него работать, но у него есть и свои личные интересы и стремления - любовь к бедной девушке, Лизаньке, Сначала он часто ходил к ней, "мучаясь неизвестностью", а затем, став ее женихом, впал в восторженно-мечтательное состояние и в результате запустил свою срочную переписку, рискуя тем самым потерять милость своего "благодетеля."

 В этой  повести Достоевский не изображает  непосредственно переживания своего  героя, но глазами его друга  и сожителя. Аркадий, показывает, что творится с Васей, все  более сознающим безвыходность  своего положения. Достоевский при этом нарочно сгущает краски - у него уже появилось стремление к психологическим гиперболам. Вася впадает в тяжелую задумчивость, работая по ночам, он доходит до того, что бессмысленно водит по бумаге сухим пером и наконец впадает в умопомешательство. Особенно устрашающа сцена в кабинете начальника, куда Вася пришел с повинной, и где он в присутствии сослуживцев ведет себя как солдат: ступает с левой ноги, пристукивает правым сапогом, "как делают солдаты, подойдя к подозвавшему офицеру." И тут его увозят в сумашедший дом.

Информация о работе Тема маленьких людей