Стилистика современного газетного интервью

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:21, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования - выявить типологию интервью в современной газете. Задачами исследования являются: 1) определение стилистических особенностей проблемного и портретного интервью; 2) описание речевого стиля интервьюируемого в разных типах интервью.

Работа содержит 1 файл

interview.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

Наш собеседник – Анатолий КУЛИКОВ, депутат  Государственной  Думы, председатель подкомитета по законодательству в сфере борьбы с терроризмом  и транснациональной преступностью, генерал армии.

(Труд 19.09.01)

      Как правило, качественные газеты определяются относительно небольшим кругом тем  – власть и политика, международные  отношения, экология и тому подобное.  При таком выборе тем  собеседник  имеет большой вес в обществе, что определяет тип речевого поведения интервьюера, который, в отличие от журналистов «новой волны» («Труд-7»),  не допускает обращения к собеседнику на «ты», элементов разговорности, а наоборот,  подчеркнуто вежлив и корректен как в отношении героя беседы, так и в отношении читателя.

- Анатолий Сергеевич,  должна ли Россия  присоединиться к  акции возмездия  США?

(Труд 19.09.01)

      Поскольку информация, получаемая из авторитетных источников чрезвычайно важна, журналист  тщательно продумывает план предстоящей  беседы и заранее подготавливает вопросы. Таким образом, интервью приобретает  характер свободной беседы, в которой  возможна относительно свободная перестановка вопросов без потери смысловых связей:

- В России правовую базу борьбы с терроризмом определяет соответствующий закон. Насколько он эффективен?

- Закон «О борьбе с терроризмом»  позволил…<…>

- Терроризм приобрел  международный характер. Ведется ли какая-то координация борьбы с ним на государственном уровне?

- Сама ситуация подталкивает…<…>

- Откуда конкретно  сегодня исходит  главная угроза  терроризма для  России?

(Труд 19.09.01)

    Речевая позиция интервьюера диктует  не только соблюдение определенных норм общения и формул вежливости. Необходимым условием в таких интервью является нейтральность языка реплик журналиста:

- Все войны заканчиваются  миром. Рано или  поздно он придет  в Чечню. Каким  сегодня видится  путь к нему  вам – генералу  и политику?

      В случае употребления стилистически маркированной лексики  автор выделяет ее как чужую речь - заключает это слово или словосочетание в кавычки:

- Вы недавно высказались  за введение ЧП  в Карачаево-Черкесии. Не получим ли  мы новую «головную  боль»?

(Труд, 27.11.01)

     Главное значение вопросов – это реализация целей и задач интервью. В журналистской  деятельности вопрос является  важным орудием получения сведений. В  проблемных интервью журналисту необходимо:

     1. прекрасное общее знание предмета  обсуждения:

- Как вы оцениваете  то, что вот уже  пять лет подряд  первенство России  по конькам проводится  в Германии: Своих  дворцов спорта  с качественными  искусственными дорожками  у нас нет.

(Труд, 03.11.01)

       2. формулировать вопросы так,  чтобы исключить возможность уклонения от ответа:

- Армения укрепляет  связи с Россией.  Некоторые политологи  говорят, что это  происходит по  «оборонным» соображениям. Справедлива ли  такая оценка?

(Труд, 17.02.02)

    1. первый вопрос должен сразу втягивать партнера в беседу:

- Это первый ваш визит в США в качестве главы правительства Украины. Какие цели ставились, и чего удалось добиться во время этой поездки?

(Труд, 23.01.02)

    Характерными  для проблемных интервью в «Труде»  являются вопросы: 1. открытые (по форме), в которых называется тема или предмет, предполагающие возможность пространного ответа:

- Как случилось,  что органы власти  почему-то не замечали  этот ваххабизм,  хотя о его опасности  говорила уже вся  страна?

- …А некоторые министры даже брали его под свою защиту.<…>

      (Труд 03.11.01)

2. Вопросы о фактах, о мнениях

3.  Вопросы-утверждения,  адресованные, главным образом, для  читателя, так как содержащаяся  в них информация знакома герою  беседы:

- Рамазан Гаджимурадович, свое отношение  к антитеррористической  операции США в  Афганистане вы  уже высказывали на страницах нашей газеты: саму операцию против бандитов поддерживаете, но не одобряете методов, которыми она проводится.

- Я не приемлю, когда цивилизованный мир говорит о мести на государственном уровне, когда демократические государства борьбу с терроризмом превращают в борьбу против целых народов и пользуются в чем-то сходными методами…

- Однако сегодня хотелось бы поговорить с вами как правоверным мусульманином…

      (Труд 03.11.01)

      Прием недосказанности, который в этом случае использовали как интервьюируемый, так и интервьюер, пожалуй, единственный прием, передающий графически иллюзию живой речи в интервью качественных газет. Способы связи реплик традиционны: использование модальных слов,  реже – повторы и вопросы-переспросы - и, как правило, не используются способы  или формы графического оформления речевой манеры или произношения собеседника, способ продолжения недосказанности и вторжение в чужую речь.

      Итак, основными чертами рассмотренных  проблемных интервью, имеющих логическую схему «дело и человек в деле» газеты «Труд»,  являются свободная схема построения беседы, официально-деловой стиль ведения беседы, сдержанность и осторожность в употреблении маркированной лексики. Складывается определенный образ автора-интервьюера как традиционно вежливого, образованного, стоящего на одной социальной ступени со своим собеседником, человека, способного сделать свои выводы, подвести итоги, прокомментировать и проанализировать факт или явление.   

         § 3. Стилистика портретного  интервью в газете «Труд-7».

      Интервью-портрет, разновидность интервью-диалога, самого распространенного вида этого жанра, составляет более 50% от общего количества изученных интервью за указанный период. Центром внимания в интервью-портретах является личность интервьюируемого, что и отражает приближенность данного издания к желтой прессе.  Портретные интервью (или интервью-знакомства) встречаются не только в специально отведенных для этого постоянных рубриках, таких, как «Идем в гости», «Телеперсона», «Голая правда» и других, но и на страницах, посвященных политике или спорту:

- В «Зените» вы были твердым игроком основного состава. Не жалеете, что поменяли «синицу в руках» на французского «журавля», которого еще предстоит ухватить за хвост?

- Нет. Убежден, что все мои  трудности носят временный характер. Я обязательно наберу свою форму и буду играть за «Сент-Этьенн». Но родной клуб не забываю – слежу по Интернету за результатами «Зенита» в российском чемпионате, регулярно созваниваюсь с бывшими партнерами, радуюсь их успехам. Думаю, я когда-нибудь еще вернусь поиграть в Петербург – родной город, где меня любят и ждут.

    (Труд-7 16.08.01)

      Рассмотрим  подробнее интервью из постоянной рубрики  «Голая правда» с Борисом Химичевым  за 6 сентября 2001 года «Не я уходил от жен – они бросали меня». Название рубрики  - отличительный признак бульварной прессы – так называемая  «игра с языком».  Слово «голая» в Словаре современного русского литературного языка в сочетании со словом правда воспринимается в значении устойчивого сочетания «голая правда» - «ничем не смягченная, не прикрашенная; подлинная, несомненная»73.  Но слово «голый» воспринимается в тексте в своем прямом значении – «не покрытый одеждой, обнаженный, нагой»74. Повтор слова выполняет не только композиционно-тематическую функцию, но и подчеркивает игру смыслов:

      С народным артистом России Борисом ХИМИЧЕВЫМ  мы познакомились  в бане. Это случилось  на фестивале «Созвездие»  в Архангельске, где  стояла привычная  для Севера прохладная погода. В поисках  тепла и душевного  комфорта мы то и  дело встречались с ним в гостиничной сауне. Химичев оказался знатным парильщиком: он подолгу сидел на верхней полке, где у меня через две минуты начинали плавится мозги, потом яростно плескался в ледяной воде бассейна, откуда и выскакивал буквально через несколько секунд. Высокий, крепкий, без малейших жировых отложений (в бане это хорошо видно) Химичев проговорился за обязательным после бани бокалом пива, что в следующем году ему исполняется 70 лет. Я прямо ахнул…

    (Труд-7 06.09.01)

      Графическое оформление текста воспроизводит схему «вопрос-ответ», вопросы и речь журналиста выделены жирным шрифтом, ответ набран обычным для газеты шрифтом. Все реплики каждого из участников интервью составляют некое единство  - «речевую программу», где «каждая реплика – определенным образом организованное высказывание, внутри которого носителями изобразительности становятся и грамматические формы слова»75.  Следовательно, рассмотрев речь (письменную речь) журналиста мы можем выявить не только его степень профессионализма, но и некоторые индивидуальные характерологические черты, речевую манеру, форму образа автора, то есть определенное абстрагированное отношение к действительности, определяющая способ отражения, характер отношения к действительности, степень и глубину охвата материала.

          В зачине, как в необходимом композиционном жанрообразующем элементе, указываются участники интервью (фамилия интервьюируемого выделена графически – ХИМИЧЕВ), место действия (баня, фестиваль «Созвездие», Архангельск), обстоятельства, при которых происходило интервью (сауна), некоторые пикантные подробности происходящего («…без малейших жировых отложений…»), а также обозначена одна из тем дальнейшей беседы.

      Некоторая разговорность, отличающая этот диалог, за последнее десятилетие стала  своеобразной нормой ведения беседы в большинстве портретных интервью. Экспрессивная окраска речи журналиста Леонида Павлючика во многом определена  обстановкой, в которой происходит интервью. Название рубрики «Голая правда» перекликается тематически со словами баня, сауна, выполняет композиционную функцию, и даже придает в целом беседе некоторую образность.

      Следует отметить также, что именно в зачине происходит формирование двух основных образов – образа автора и образа интервьюируемого. Журналист проводит параллель, сравнивает себя и Химичева: « Химичев оказался знатным парильщиком: он подолгу сидел на верхней полке, где у меня через две минуты начинали плавиться мозги, потом яростно плескался в ледяной воде бассейна, откуда и выскакивал буквально через несколько секунд». Автор использует такие эпитеты и словосочетания по отношению к своему собеседнику, как знатный парильщик, яростно плескался, высокий, крепкий, без малейших жировых отложений; в то время, как у самого автора «плавятся мозги» и он «выскакивает из бассейна через насколько секунд». Умышленно снижая свой образ в глазах читателя, журналист ставит себя в ряд обычных людей, обосабливая и возвышая при этом героя беседы,  привлекая таким образом интерес к данной публикации. В последних двух предложениях зачина завязывается интрига интервью: «…Химичев проговорился за обязательным после бани бокалом пива, что в следующем году ему исполняется 70 лет. Я прямо ахнул…». В последней реплике экспрессивно значим глагол ахнул, который передает чувства журналиста и определяет в целом дальнейшее развитие беседы в приподнято-подобострастном настроении. Ахнуть – междометный глагол, выражающий чувство удивления увиденным, которое усилено частицей «прямо».

      Отметим, что интервьюер и интервьюируемый  обращаются друг к другу на «ты». Интервьюер в нашем случае - представитель «новой волны» журналистов. Эта речевая позиция – характерная черта публицистики двух-трех последних десятилетий, когда интервьюер становится активным участником коммуникации, что ярко отражается в появлении этого типа речевой позиции журналиста.

      Типичная  композиция портретных интервью представлена типом импровизированной беседы, то есть такими вопросно-ответными  единствами, которые нельзя переставить  местами. Предполагается, что журналист  в таких случаях следует исключительно за ответами интервьюируемого, то есть его вопросы возникают спонтанно по ходу беседы. Но, как показывает анализ,  в процессе подготовки к интервью журналист очерчивает определенный круг тем, которые получают развитие в  форме импровизированной беседы: «Вопросы в интервью, коротко означая темы следующих за ними отрезков текста – ответов, делают содержательную структуру текста и композицию его прозрачными, легко обозримыми (вот тема текста, сейчас пойдет речь о такой детали, сейчас о следующей)»76.

Информация о работе Стилистика современного газетного интервью