Стилистика современного газетного интервью

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:21, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования - выявить типологию интервью в современной газете. Задачами исследования являются: 1) определение стилистических особенностей проблемного и портретного интервью; 2) описание речевого стиля интервьюируемого в разных типах интервью.

Работа содержит 1 файл

interview.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

          § 5. Классификация  интервью

      В зависимости от особенностей композиции, формы выражения интервью,  выделяются несколько основных его видов. Классификации  интервью по его форме – самые  многочисленные в научной литературе, однако исследователи выделяют разное количество и качество интервью. Одна из традиционных классификаций дана в «Справочнике журналиста» Н.Г. Богданова и Б.А. Вяземского: интервью-диалог, интервью-монолог, коллективное интервью, интервью-зарисовка и анкета58.    Эти виды интервью выделяются и другими авторами, поэтому остановимся на них подробнее.

      Интервью-диалог – это наиболее распространенный вид интервью, формально выраженный цепочкой вопросов и ответов, чередующихся между собой. Сходными чертами обладает жанр беседы. Определение места этого жанра в классификации вызывает затруднения. Так, В.В. Ворошилов выносит этот жанр за рамки интервью, беседа в его системе публицистических жанров равноправна, например,  с новостью, заметкой, репортажем и интервью59. В книге «Основы творческой деятельности журналиста» беседа дается как разновидность интервью, наряду с диалогом, монологом и другими видами, то есть объем ее признаков для авторов отличен от признаков интервью-диалога60. Мы придерживаемся мнения Б.В. Стрельцова, считающего интервью-беседу синонимом интервью-диалога61.

      Текст интервью-монолога формально не расчленен, в начале его дается вопрос журналиста, определяющий тему беседы, далее идет развернутый монолог интервьюируемого. Такое построение вовсе не свидетельствует  о том, что в процессе беседы интервьюер не задавал вопросов или не перебивал говорящего, просто  автор посчитал излишней разбивку текста на реплики. На страницах газет этот вид интервью  встречается реже по сравнению с интервью-диалогом, поскольку длинный фрагмент текста затрудняет чтение. В такой форме часто даются рекламные интервью политиков, интервью-отчеты руководителей предприятий и так далее.

      Коллективное  интервью берется сразу у нескольких лиц, в основном, это так называемые «круглые столы», когда на вопросы отвечает то один, то другой собеседник; не все реплики интервьюируемых перемежаются журналистскими вопросами, могут быть единства типа «вопрос – ответ1 – ответ2». Однако возможен и такой вариант, когда на интересующий журналиста вопрос отвечают несколько человек и их мнения сравниваются; формально ответы каждого из интервьюируемых часто  оформляются в виде отдельных блоков.

      К этому виду интервью Б.В. Стрельцов  относит пресс-конференции и брифинги62. Думается, что это неправомерно, поскольку, как показывает анализ текстов, эти типы общения журналистов с интервьюируемыми находят свое отражение на страницах газет прежде всего в жанре отчета. Автор отмечает, что в газетах появился «своеобразный сплав коллективного интервью и отчета», но признаки отчета в подобных текстах преобладают.

         Отличительной чертой интервью-зарисовки является наличие  авторских комментариев, отступлений  и так далее: «Интервью-зарисовка  дает журналисту возможность не только задавать вопросы, но и высказывать  свое мнение, комментировать факты, о которых идет речь, рассказывать об обстановке, в которой проходила беседа, давать краткие характеристики своего собеседника, несколькими штрихами создавать его портрет»63.

           Анкета представляет собой массовый вид интервью, это  «своеобразная заочная беседа»64 с читателями, социологический опрос, отражающий общественное мнение по какому-либо вопросу. В последнее время в газетах появился и другой вид анкеты, публикуемый обычно вместе с «нормальным» интервью в качестве справочной информации и выделяемый в отдельный блок-врезку. Такая анкета представляет собой краткие ответы на вопросы типа «Ваш любимый актер/машина/цвет?», причем эти вопросы стандартны для всех героев, появляющихся в материалах данной рубрики.

     В.В. Ворошилов и А.А. Грабельников в  качестве вида интервью выделяют интервью-мнение. Это «развернутый комментарий компетентного лица к событию, факту, проблеме»65. Обычно такие интервью даются под одной шапкой с основным материалом: аналитической статьей, репортажем – однако, формально не входят в его структуру.

     Некоторые авторы66 называют еще одну разновидность изучаемого жанра – интервью-сообщение. В нем ответы излагаются  в сокращенном виде либо пересказываются журналистом. Эта форма интервью близка к отчету, поэтому выделение ее в отдельный вид весьма спорно.

     Особо следует сказать о таких интервью, в которых вопросы задаются непосредственно  читателем. Во-первых, это форма «Прямой  линии» в «Комсомольской правде», где  читатели задают свои вопросы по телефону, ответы обрабатываются и выдаются в  виде вопросно-ответных единств, объединенных по тематическому признаку в главке. Другой формой является «интервью с письмами в руках». Такие интервью регулярно появляются в местных изданиях, в них читатели обращают свои насущные вопросы к представителям власти, компетентным лицам. Ответы последних обычно сопровождаются ремаркой, включающей в себя их фамилию и должность, что подчеркивает официальность и объективность ответа.

      Итак, по форме, на которую непосредственно  влияют особенности композиции, интервью классифицируются следующим образом: интервью-диалоги (беседы), интервью-монологи, коллективные (массовые) интервью, интервью-зарисовки, анкеты, интервью-мнения, интервью-сообщения, «интервью с письмами в руках», прямые линии.

      Такое разнообразие видов интервью представлено на страницах российских газет. Однако различные издания с несхожими экспрессивно-стилистическими и, соответственно, жанровыми моделями, отдают предпочтение тем или иным видам интервью, игнорируя другие. Анализ используемых в газетах интервью с точки зрения отражения в них авторского начала, цели и предмета сообщения, с учетом композиционных и языковых особенностей (таких,  как типы вопросов, способы их расположения в тексте и связи между ними), видов интервью помогает выявить жанровые модели изданий, их ориентацию, их читательскую аудиторию. 
 
 
 
 
 

Глава II. ВИДЫ ИНТЕРВЬЮ В СОВРЕММЕНОЙ ГАЗЕТЕ 

    § 1. «Качественная» и «массовая» пресса.

      «Труд»  стоит в ряду старейших массовых газет в России. В феврале 2001 года ей исполнилось 80 лет. Газету знают не только в России, но и в СНГ, далеко за рубежом. В «перестроечные» годы газета перестала быть органом ВЦСПС,  с июля 1997 года  учредителем газеты стала Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Труд».

      Модель  газеты «Труд» приближается к так называемой «качественной» прессе: «Качественные газеты и журналы характеризует высокий аналитизм, журналистский и полиграфический уровень…Здесь ценятся не столько публицистические рассуждения журналистов, сколько мнения компетентных специалистов»67. В данной газете преобладают аналитические жанры (статьи, комментарии, рецензии, обозрения, корреспонденции), интервью, в свою очередь, приобретают признаки аналитизма: имеют нейтральный стиль изложения, строятся по логической схеме «дело и человек в деле», в которых комментируется какое-либо событие или факт, причем личность интервьюируемого интересует журналиста с точки зрения его компетенции:

Сегодня наш собеседник –  член Совета Федерации, председатель Совета Ассамблеи народов  России, доктор философских наук Рамазан АБДУЛАТИПОВ, один из авторитетных специалистов в национальных и религиозных вопросах. Председатель Совета национальностей Верховного Совета РСФСР, заместитель председателя Верховного Совета, вице-премьер российского правительства, министр по делам национальностей России – вот некоторые вехи его политической карьеры.

(Труд 03.11.01)

     С 1995 года  издательство газеты «Труд» выпускает еженедельник «Труд-7»; редакция данного выпуска выделяет следующие  принципы, «…которые читатель может  дополнить: 1. Мы объективны, у нас нет заведомых пристрастий. 2. Сквозная тема — дом и семья. Семья как высшая ценность, основа благополучия государства и общества. Социальная поддержка семьи, отношения поколений, фамильные ценности. 3. Минимум политики. Ее хватает в других номерах газеты. 4. Максимум информации. 5. Не печатать громоздких материалов. Если автор не в состоянии изложить тему на приемлемом для читателя количестве страниц, будем искать другого автора. 6. Без читателя газету не сделаешь. 7. Больше юмора. Мы еще живы, а будем чаще смеяться (в том числе и над собой), то нам и вообще ничего не страшно»68. Данная характеристика газеты ее редакцией, а также наличие в «Труде-7» материалов, касающихся в большинстве своем сферы быта и личной жизни популярных персон69, позволяет нам говорить о том, что данное издание приближается к «бульварной», или «желтой» прессе: «Бульварная пресса ориентирована на тексты, функционирующие в сфере устной словесности: слух, сплетня, толки, разговоры, пересуды, мнения, репутации, секреты и тому подобное»70.

      Признаки  желтой прессы: сексуальная тематика (причем без ограничений), «игры с  языком» (когда журналист пишет  в заголовке одно, а в заметке  – по смыслу – совсем другое), криминал, внимание к звездам (для классической бульварной прессы это и есть первейший признак – частная жизнь известных людей)71 наиболее полно присутствуют в газете «Московский Комсомолец»:

- Сразу извини за  этот вопрос. Он  какой-то лоховский,  но в контексте…Если  музыканта прямо  спрашивают о сексуальной  ориентации, что он должен отвечать?

- Что считает нужным и почему  именно музыкант: любой человек,  оппонент в диалоге.

- Ну вот, допустим, отвечаешь ты правду – и теряешь, возможно, какую-то – возмущенную, огорченную – часть аудитории. Если неправду – кривишь душой и делаешь, как мне кажется. Больно себе…

        - Ориентация – сугубо личное  дело каждого. Равно как и  отвечать ли на вопрос о  ней публично – личное дело  каждого. Ты мне что – задаешь  этот вопрос, что ли?

- Ну меня как-то  не беспокоит твоя  ориентация…Но другие  тебе этот вопрос задают!

(МК 21.03.02)

    «Московский Комсомолец» имеет региональное приложение «МК в Коми», которое, в свою очередь, стремится соответствовать  всем канонам бульварной прессы, то есть публикует материал с определенным кругом тем, имеет постоянную рубрику «Звезды говорят» с Анной Полажаевой:

- Сегодня ты выступал  в клубе «Релакс»  и многих поразила  твоя гомосексуальная  манера общения  с залом и нетрадиционная, порой, вульгарная  лексика. Не боишься,  грубо говоря, получить  по морде от  мужской половины зала?

- Любое слово, прежде чем выпустить  его в зал, я прокручиваю  в мозгах. Я не могу позволить  себе какое-то хамство по отношению  к зрителю, но знаешь, иногда  оно воспринимается «на ура». Я тонкий психолог и прощупываю  публику различными вопрсами. Я  понимаю. Кто сидит в зале и что им нужно. Или им нужна вульгарщина типа: «Вы, уроды, козлы», или добрые слова: «Вы, мои красавицы, нежные, ласковые», или просто «Дорогие друзья, леди джентльмены. Мы начинаем».

(Московский  комсомолец в Коми 18.04.02)

      Итак, перед нами три вида газет: «Московский Комсомолец» (включая региональное приложение «Московский Комсомолец в Коми») - яркий представитель бульварной прессы, «Труд-7», приближающийся по своей стилистике к желтой прессе, и газета «Труд», обладающая признаками качественной прессы 

      § 2. Стилистика проблемного  интервью в газете «Труд».

      «Труд» - ежедневная газета, выпускаемая с 1921 года. Такие отличительные признаки, как преобладание аналитических  жанров (в том числе новых жанровых форм - социально-политических диалогов, аналитических интервью и так далее), направленность на сравнительно узкую аудиторию, а также наличие следующих рубрик: «События и комментарии», «Деловой курьер», «Мир сегодня» и других, позволяет отнести ее к так называемой «качественной» (или аналитической) прессе, «так называемой прессе мнений для интеллектуальной части общества»72. Интервью,  помещенные в постоянной рубрике газеты  «События и комментарии»  являются предметом нашего анализа.

      Значительное  место на страницах газеты «Труд» занимает жанр интервью.  Встречаются информативные интервью (главный предмет беседы – новые факты, интерес к личности собеседника предельно ослаблен) и проблемные интервью (одно или несколько мнений по определенному вопросу) и экспертные интервью. Логическая схема указанных типов интервью характеризуется формулой «дело» или «дело и человек в деле».   Самым активным и частым по употреблению в данной газете являются экспертные интервью, ценность которых заключается в точности формулировок, мнение авторитетного человека – самое важное, поэтому в  зачине обязательным компонентом становится наименование должности интервьюируемого:

Информация о работе Стилистика современного газетного интервью