Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 20:41, реферат
Итак, основные задачи можно сформулировать так:
1. Проанализировать эпиграф к роману.
2. Выявить приёмы выражения авторской позиции.
3. Сравнить и сопоставить взгляды героев.
«Ад в груди и в голове» Ивана пытается смирить и Алеша, напоминая ему о том, что требует к себе любви: «А клейкие листочки, а дорогие могилы, а голубое небо, а любимая женщина! Как же жить-то будешь, чем ты любить-то их будешь?». По центральным пунктам идет «диспут», заочный, между Иваном и Зосимой. Это касается, в частности, и проблемы любви к «ближнему». «Именно ближних-то, по-моему, и невозможно любить, а разве лишь дальних…» - заявляет Иван, разделяя такие понятия, как «человек» и «человечество». Предваряя эти слова Ивана, Достоевский в начале романа приводит разговор на эту тему Зосимы с госпожой Хохлаковой, которая тоже любит «человечество». Зосима же показывает ей бесплодность такой абстрактной любви. В суждениях старца Достоевский не раз подчеркивает реальную основу его любви к человеку как таковому, а не к понятию «человечество». «Диспут» по разным пунктам проходит через весь роман.
Натура Ивана определила важный пункт в его теории – благородную конечную цель: желание переустройства социального мира, непринимаемого ввиду его несправедливости. Но справедливый «бунт» осуществляется «инквизиторскими» средствами, отчего и сама цель приняла уродливые формы. И натура Ивана «не выдерживает» того в его «идее», что является античеловеческим. Так взаимодействуют главнейшие аспекты романа: философский (проблемы познания, этики), социальный (мир и цели и средства его переустройства) и психологический (все искания разума неразрывно связаны с человеческими драмами, а критерием истинности «идей» служит такая излюбленная для Достоевского «проба», как натура человека).
Мучения Ивана, усугубляемые
О том, как натура Ивана
вступила в борьбу против некоторых пунктов
его идеи, говорит и такой уже приводимый
нами выше интересный эпизод, как встреча
его на пути к Смердякову с пьяным «мужичонкой»,
которого «ему неотразимо захотелось
пришибить сверху кулаком», и «он бешено
оттолкнул его», равнодушно подумав: «Замерзнет!»
Последний разговор со Смердяковым раскрыл,
однако, перед ним неопровержимо тот факт,
что вместе с истинным убийцей он несет
ответственность за преступление («Вы
убили, вы главный убивец и есть, а я только
вашим приспешником был, слугой Личардой
верным, и по слову вашему дело это
и совершил», - сказал ему Смердяков в это
последнее их свидание). Человеческая
природа Ивана протестует против того,
что логически вполне закономерно «прилипло»
к его «идее»: против «низкой» практики,
оказавшейся грязной и античеловеческой.
Именно после этого начинается освобождение
Ивана от смердяковщины. На обратом пути,
возвращаясь от Смердякова, Иван был уже
на грани духовного кризиса: «Какая-то
словно радость сошла теперь в его душу.
Он почувствовал в себе какую-то бесконечную
твердость: конец колебаниям его, столь
ужасно его мучившим все последнее время.
Символически это отражено в повторении
эпизода: потрясенный Иван вновь наталкивается
на того же «мужичонку», но теперь он его
несет на себе, чтобы оказать ему помощь,
чтобы спасти…
Тяготеющий к многозначительным сценам, приобретающим подчас значение символа, Достоевский-художник таким приемом своеобразных сюжетных параллелей помогает читателю глубже проникнуть во внутреннюю психологическую жизнь героя, в душе которого человеческое начало постепенно приобретает все большие права.