Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:03, реферат
Система охлаждения служит для поддержания оптимального теплового режима двигателя за счет регулируемого отвода тепла от наиболее теплонагруженных деталей в результате соприкосновения их с горячими газами или трения. При перегреве двигателя уменьшается его мощность, увеличивается расход топлива. Чрезмерный прогрев двигателя вызывает выгорание смазки, при этом резко возрастает износ трущихся поверхностей деталей. Происходят задир и выплавление вкладышей подшипников, разрушение поверхности шеек коленчатого вала, заклинивание поршня. Кроме того, в карбюраторном двигателе могут возникнуть детонирующие удары. Все это выводит двигатель из строя.
. Назначение системы охлаждения
2. Устройство системы охлаждения автомобиля ВАЗ 2101
3. Принцип действия
4. Основные дефекты и способы их устранения
5. Техническое обслуживание
6. Ремонт водяного насоса (помпы)
Совершенно
недопустимо попадание в
Для всех
двигателей, эксплуатированных в
южных регионах страны круглогодично,
а в районах средней полосы
и Севера в теплое время года,
при необходимости допускается
заливать в систему охлаждения чистую
и мягкую воду, а еще лучше дистиллированную
воду. Для этого из системы охлаждения
сливают низкозамерзающую жидкость,
заливают до полного уровня воду, пускают
двигатель и прогревают его до
нормальной температуры (80…90С). Затем
останавливают двигатель, сливают
воду, и окончательно заправляют систему
чистой водой. Следует, однако, иметь
ввиду, что применение даже мягкой воды
способствует образованию накипи на внутренних
поверхностях рубашки охлаждения. Поэтому
целесообразно при заливке в систему охлаждения
воды, и особенно жесткой, добавлять в
нее препарат «Антинакипин». Применять
воду в системах охлаждения с алюминиевыми
радиаторами не рекомендуется в избежание
окисления трубок. Через 60 000 км пробега
или через два года Тосол надо менять.
Замена охлаждающей жидкости двигателя
производится в следующем порядке: снять
пробку заливной горловины расширительного
бачка, открыть кран отопителя салона
кузова, вывернуть сливные пробки радиатора
и блока цилиндров, и слить охлаждающую
жидкость в посуду. Удалить остатки жидкости
из расширительного бачка. Затем надо
залить в систему чистую воду и дать двигателю
поработать 3-4мин, слить воду и залить
Тосол. При снижении уровня жидкости за
счет ее испарения надо доливать дистиллированную
воду.
6. Ремонт водяного насоса (помпы)
Водяной насос системы охлаждения (рис. 1) установлен на переднем части правой (по ходу движения автомобиля) стороны блока цилиндров. Насос и сидящий на его валу вентилятор приводятся в действие трапециевидным ремнем от шкива, который установлен на носке коленчатого вала. Насос — лопастного типа, центробежный. При вращении стального вала 10 насоса вращаются напрессованные на вал ступица вентилятора 4 и чугунная крыльчатка 11 с семью спиральными лопастями.
При этом жидкость, подводимая через патрубок 14 (от термостата) и отверстие 13 (от отопителя и карбюратора) корпуса насоса, отбрасывается крыльчаткой к наружному периметру полости насоса А и нагнетается в водяную рубашку блока через отверстия в насосе и блоке. Вал 10 вращается в двухрядном неразборном подшипнике 5, который имеет влаго- и грязезащиту и не требует пополнения смазки в процессе эксплуатации. От продольного перемещения относительно крышки 8 водяного насоса подшипник зафиксирован винтом 6.
Уплотнитель 9, препятствующий вытеканию жидкости в подшипник, состоит из корпуса 1, резиновой уплотнительной манжеты 2, разжимной пружины 3 и графитового кольца 4. При вращении вала 10 (см. рис. 1) неподвижное графитовое кольцо уплотнителя усилием пружины, находящейся в резиновом манжете, постоянно прижимается своим торцом к вращающемуся торцу крыльчатки. Торец крыльчатки 11, прилегающий к графитовому кольцу, закален и отшлифован.
Ввиду того что корпус уплотнителя запрессован в крышку 8 насоса, единственной трущейся парой в уплотнении является графитовое кольцо и торец крыльчатки.
Для предохранения подшипника 5 от случайно просочившейся через уплотнение жидкости на валике насоса между уплотнением И подшипником сделана кольцевая канавка 16, с которой при его вращении жил кость сбрасывается и вытекает наружу через отверстие 7 в крышке насоса.
Заметное подтекание жидкости через это отверстие свидетельствует о неисправности насоса. Необходимо помнить, что его закупорка может привести к выходу из строя подшипников насоса. Крышка насоса в сборе с запрессованным в ней уплотнением 9, валом 10 (являющимся неразборным узлом с подшипником 5 с напрессованными на него ступицей вентилятора 4 и крыльчаткой 11 крепится через прокладку 15 к корпусу 12 четырьмя шпильками М8 X 1,25.
Корпус водяного насоса 12 отлит под давлением из алюминиевого сплава. Кроме основного отверстия в привалочной плоскости, служащего для нагнетания охлаждающей жидкости в блок цилиндров, в нижней части его корпуса предусмотрено еще одно отверстие