Система охлаждения ВАЗ 2101

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:03, реферат

Описание работы

Система охлаждения служит для поддержания оптимального теплового режима двигателя за счет регулируемого отвода тепла от наиболее теплонагруженных деталей в результате соприкосновения их с горячими газами или трения. При перегреве двигателя уменьшается его мощность, увеличивается расход топлива. Чрезмерный прогрев двигателя вызывает выгорание смазки, при этом резко возрастает износ трущихся поверхностей деталей. Происходят задир и выплавление вкладышей подшипников, разрушение поверхности шеек коленчатого вала, заклинивание поршня. Кроме того, в карбюраторном двигателе могут возникнуть детонирующие удары. Все это выводит двигатель из строя.

Содержание

. Назначение системы охлаждения
2. Устройство системы охлаждения автомобиля ВАЗ 2101
3. Принцип действия
4. Основные дефекты и способы их устранения
5. Техническое обслуживание
6. Ремонт водяного насоса (помпы)

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 723.01 Кб (Скачать)

Выпускной клапан открывается при избыточном давлении в системе 0,05 МПа, и закипевшая охлаждающая

жидкость  через патрубок и соединительный шланг выбрасывается в расширительный бачок.

Впускной  клапан не имеет пружины и обеспечивает связь внутренней полости системы  охлаждения с атмосферой через расширительный бачок и резиновый клапан в  его пробке, который срабатывает  при давлении, близком к атмосферному.

Впускной  клапан перепускает жидкость из расширительного  бачка при уменьшении её объёма в  системе (при охлаждении) и пропускает в расширительный бачок при увеличении объёма (при нагревании жидкости).

Радиатор  установлен нижним бачком на кронштейны кузова на двух резиновых опорах, а  закреплён вверху двумя болтами  через стальные распорки и резиновые  втулки.

Для направления  воздушного потока через радиатор и  более эффективной работы вентилятора  за радиатором установлен стальной кожух  вентилятора. 

4. Основные дефекты  и способы их  устранения 

      Неисправности имеют следующие признаки: подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или переохлаждение двигателя, а также повышенный шум при работе жидкостного насоса, возникающий при выходе из строя его подшипников.

Подтекание охлаждающей жидкости.

      Может быть вызвано негерметичностью соединения шлангов системы охлаждения со штуцерами и патрубками, неплотностью соединений фланцев патрубков, негерметичностью спускных пробок и краника отопителя, повреждением шлангов, трещинами в бачках и сердцевине радиатора, износом самоподжимного сальникового уплотнения жидкостного насоса (при вытекании жидкости из дренажного отверстия насоса).

      Контроль  герметичности системы охлаждения производится специальным устройством, которое устанавливается вместо пробки на горловину радиатора или  расширительного бачка и при  помощи устройства создают избыточное давление в системе 0,05…0,07МПа, при  котором не допускается просачивание жидкости в системы. Однако обычно подтекание жидкости легко обнаруживается по мокрым следам на месте стоянки, а также по снижению уровня охлаждающе жидкости в системе охлаждения. Негерметичность соединений шлангов и фланцев патрубков устраняется подтяжкой их креплений- хомутов и резьбовых деталей. Поврежденные шланги и негерметичные пробки и краники заменяют на новые. Подтекание жидкости через трещины в бачках или сердцевине радиатора устраняется заделкой трещин при помощи пайки или заклеивания. Незначительное подтекание жидкости через радиатор может быть устранено при помощи добавления в охлаждающую жидкость специальных герметиков. Однако применение герметиков устраняет подтекание жидкости, как правило, лишь на небольшое время и может иметь вредные для системы охлаждения двигателя последствия. При добавлении герметика в охлаждающую жидкость его частицы осаживаются не только на поврежденные места, но и на остальные поверхности, увеличивая отложения на внутренних поверхностях элементов системы охлаждения. Это может нарушить циркуляцию жидкости в системе и соответственно снизить эффективность охлаждения двигателя и работы отопителя. В этом случае помимо замены негерметичного радиатора потребуется тщательно промыть всю систему охлаждения.

      В случае вытекания жидкости через  дренажное отверстие корпуса  жидкостного насоса необходимо снять  его с автомобиля с ремонта (замены деталей сальникового уплотнения) или  замены. Если небольшое подтекание из дренажного отверстия обнаружено в период обкатки автомобиля, это может являться результатом незаконченной приработке деталей уплотнения и принимать меры к устранению течи пока нет необходимости. Недопустимо устранять подтекание закрытием отверстия. Это неизбежно приведет к попаданию жидкости в подшипники насоса и к их разрушению.

      Перегрев  двигателя характеризуется повышенной температурой и возможным закипанием охлаждающей жидкости. Возникает  он вследствие недостаточного уровня охлаждающей жидкости; пробуксовки  или обрыва ремня привода жидкостного  насоса и генератора (кроме двигателей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245, у которых привод жидкостного насоса от зубчатого  ремня газораспределительного механизма); неисправности электровентилятора ( не включается из-за неисправности датчика или электродвигателя, который не дает нужной частоты вращения); поломки крыльчатки жидкостного насоса; неисправности термостата (не открывается основной клапан, и жидкость через радиатор не циркулирует), засорение воздушных проходов в сердцевине радиатора; отложение загрязнений и накипи в радиаторе и на стенках рубашки охлаждения.

      При перегреве двигате6ля охлаждающая  жидкость значительно увеличивается  в объеме и может происходить  ее выход через пробку распределительного бачка. А при сильном (свыше 110С) перегреве  жидкости она может закипеть и  вследствие значительного повышения  давления в системе охлаждения (особенно при неисправном паровом клапане  пробки и расширительного бачка  или радиатора) может нарушиться герметичность радиатора (радиатор потечет). Кроме того, при перегреве  происходит потеря мощности двигателя  вследствие ухудшения наполнения цилиндров  горючей смесью, а также падение  давления и выгорание масла, что  приводит к усиленному изнашиванию  поршневой группы и цилиндров. При  длительной работе с повышенной температурой возможно заклеивание поршней в  цилиндрах и выход двигателя  из строя, поэтому при первых признаках  перегрева необходимо принимать  меры к устранению его причин. При  снижении уровня охлаждающей жидкости необходимо определить и устранить  причину его снижения, и долить необходимое количество охлаждающей  жидкости.

      Пробуксовка ремня привода жидкостного насоса (кроме двигателей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245) может происходить вследствие его  слабого натяжения или замасливания. Ослабление натяжения ремня является следствием его вытягивания, в результате чего частота вращения насоса, вентилятора  и генератора отстает от частоты  вращения коленчатого вала. Признаками пробуксовки ремня помимо перегрева  двигателя является подергивание стрелки  амперметра, а также недозаряд аккумуляторной батареи (более тусклый, чем обычно, свет лампы). Проверка натяжения ремня привода жидкостного насоса и генератора осуществляется по прогибу ремня при приложению к нему определенного усилия. Для проверки натяжения может использоваться линейка с рейкой. При измерении рейку прикладывают к приводным шкивам, а линейку устанавливают посередине рейки и надавливая на линейку с определенным усилием, измеряют величину прогиба ремня и сравнивают измеренное значение с требуемым. Однако точность измерения при использовании данного способа невысока и в значительной степени зависит от опыта работника, поскольку при данном способе не производится измерения прилагаемого к линейке усилия. Поэтому для более точного измерения натяжения ремня следует использовать специальное динамометрическое устройство, состоящее из динамометра со шкалой и планки. При измерении натяжения ремня с помощью динамометрического устройства его планку опирают на шкивы ремня и, надавливая на ручку до упора буртика штока в упорную втулку, снимают со шкалы значения приложенного к ремню усилия. Величины прогиба ремней привода жидкостного насоса и генератора должны составлять на двигателях ВАЗ 10….15мм при усилии натяжения 100Н, а на других рассматриваемых двигателях - 8…9мм при усилии 100Н, на двигателе МеМЗ-245 и 40Н- на остальных двигателях.

      Для натяжения ослабленного ремня необходимо ослабить гайки крепления генератора к натяжной планке и кронштейну блока  цилиндров соответственно, а на двигателях УЗАМ-331 и -412 также гайку крепления  натяжной планки к блоку. Затем с  помощью монтажной лопатки отжимают генератор от блока, добиваясь необходимого натяжения ремня и фиксируют  положение генератора предварительной  затяжкой гайки крепления его  к планки. После проверки натяжение ремня производится окончательная затяжка гайки крепления генератора к планки и остальных гаек крепления генератора.

      При регулировке натяжения ремня  необходимо иметь ввиду, что при недостаточном натяжении ремня на больших оборотах двигателя вследствие пробуксовки он будет он будет нагреваться и это приведет к его износу и расслоению. В то же время при его чрезмерном натяжении ремня происходит усиленный износ подшипников жидкостного насоса и генератора, а также ускоренное вытягивание и разрушение самого ремня.

      Замасливание  ремня устраняется после его  снятия путем протирки ручьев приводных  шкивов и самого ремня тряпкой  слегка смоченной в бензине. Снятие и установка ремня привода  водяного насоса и генератора производится следующим образом. Для снятия ремня  необходимо ослабить крепление генератора, (как описано выше) прижать генератор  с помощью монтажной лопатки  к блоку двигателя и снять  освобожденный ремень со шкива. Установку  ремня производят в обратном порядке. После установки ремня проверяют  его натяжение и при необходимости  производят регулировку натяжения.

      При обрыве ремня производится установка  нового ремня и проверка его натяжения  в описанном выше порядке. Проверка электропривода вентилятора производится по температуре охлаждающей жидкости, при которой происходит его включение  и выключение. Температура замыкания  контактов устанавливаемого на изучаемых  автомобилях датчика включения  электродвигателя вентилятора ТМ108 составляет 89…94С. Если при данной температуре  не происходит включение вентилятора  или же он отключается при снижении температуры ниже 80С, то необходимо найти и устранить причину  неисправности (устранить обрыв  в электрической цепи привода  вентилятора, заменить неисправный  датчик или электродвигатель вентилятора).

      Проверка  действия термостата может производиться  непосредственно на автомобиле. Для  этого необходимо пустить двигатель  и ощупать рукой нижний бачок  или нижний патрубок радиатора. При  исправном термостате бачок или  патрубок начинает прогреваться, когда  температура охлаждающей жидкости достигнет 80…90С.

      При этом стрелка указателя температуре  в комбинации приборов должна находиться на расстоянии 3…4мм от красной зоны шкалы или располагаться между  делениями 80…100С на цифровом указателе. Однако более просто и удобно производить проверку термостата (особенно термостата двигателя УЗАМ-412, который не вмонтирован в закрытый штампованный корпус, как на других двигателях), если снять его с двигателя. Для этого снятый с двигателя термостат опускают в сосуд с водой, нагревают в нем воду и определяют по термометру температуру начального и полного открытия клапанов, а также их ход.

      Термостат считается исправным, если температура  начала открытия основного клапана  и его ход составляют соответственно 85…89С и ход клапана не менее 8мм - для двигателей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245; 77…86С и ход клапана не менее 6мм - для остальных рассматриваемых  двигателей.

      При выходе контролируемых параметров за указанные выше пределы термостат  подлежит замене. При поломке жидкостного  насоса его снимают с двигателя, разбирают и восстанавливают  его работоспособность заменой  вышедших из строя деталей либо заменяют на новый.

      Засорение воздушных проходов в сердцевине радиатора определяется внешним  осмотром и устраняется вначале  прочисткой щеткой с длинной щетиной, промывкой сердцевины струей воды со стороны двигателя, а затем продувкой  сжатым воздухом.

      Загрязнения и накипь в рубашке охлаждения и в радиаторе значительно  ухудшают теплоотдачу и, поэтому  вызывают систематический перегрев двигателя. Для устранения этого  необходимо промыть систему охлаждения одним из специальных составов, удаляющих  накипь, в соответствии с технологией  его применения, после него промыть  систему чистой водой и заправить  охлаждающей жидкостью.

      Переохлаждение  двигателя может быть вызвано  неисправностью термостата (не закрывается  основной клапан). Необходимо проверить  термостат способом указанным выше и при необходимости заменить его. Работа двигателя при низкой температуре охлаждающей жидкости приводит к потере мощности и вызывает усиленной изнашивание деталей  кривошипно-шатунного механизма  вследствие ухудшения условий смазки из-за конденсации паров топлива, смывания масла со стенок цилиндров  и разжижения масла в картере.

      При замене или ремонте вышедших из строя  элементов системы охлаждения необходимо полностью или частично (например, при замене расположенных в верхней  части двигателя шлангов) слить  из системы охлаждающую жидкость. Для этого нужно отвернуть  сливные пробки или краники, и  открыть крышку расширительного  бачка или радиатора.

      Слив  жидкости производится в чистую посуду, чтобы слитую жидкость можно было использовать повторно. 

5. Техническое обслуживание 

      Ежедневно необходимо проверять натяжение  ремня привода жидкостного насоса и генератора, отсутствие протеканий и контролировать уровень охлаждающей  жидкости. Во время работы двигателя  и сразу после его остановки  уровень жидкости повышен в связи  с ее расширением при нагреве. Поэтому контроль уровня охлаждающей  жидкости следует производить на холодном двигателе (желательно при  температуре 20С). Уровень охлаждающей  жидкости должен быть на автомобилях  ВАЗ и ЗАЗ на 2…3см выше риски  с отметкой «MIN» в расширительном бачке, на автомобилях АЗЛК - на 5…10см выше соединительного шва расширительного  бачка, а на автомобиле ИЖ-21251 находится  вблизи наливной горловины радиатора.

      В качестве охлаждающей жидкости в  системах охлаждения двигателя используется Тосол - А40 и Тосол - А65. Эти жидкости представляют собой водные растворы Тосола - АМ состоящего из этиленгликоля  и комплекса различных присадок. В связи с тем, что температура  кипения этиленгликоля в два  раза выше температуры кипения воды, при эксплуатации автомобиля из охлаждающей жидкости, в первую очередь испаряется вода. Поэтому для восстановления качества охлаждающей жидкости при отсутствии ее утечек из системы охлаждения двигателя необходимо доливать дистиллированную воду. Если же падение уровня охлаждающей жидкости было вызвано ее утечкой, то доливать следует охлажденную жидкость т ой же марки, что была залита в двигатель. Поддерживание необходимого состава охлаждающей жидкости особенно важно при зимней эксплуатации, поскольку температура кристаллизации Тосола зависит от концентрации его раствора. Ниже приводятся данные о температурах кристаллизации охлаждающей жидкости при различной концентрации в ней Тосола. Температуры кристаллизации охлаждающей жидкости, С при соотношении массы Тосола - АМ и дистиллированной воды в %:

100 и  0 80 и 20 70 и 30 65 и 35 60 и 40 36 и  44 50 и 50 40

60-21,5-45-49-65-52 -40-35,3-24

Из приведенных  данных видно, что изменяя концентрацию Тосола повышается температура его кристаллизации так же, как и слишком малая его концентрация. В связи с этим при сезонном обслуживании автомобиля, при подготовке его к зимней эксплуатации рекомендуется проверять плотность охлаждающей жидкости при помощи плотномера. Плотность охлаждающей жидкости Тосол - А40 должна составлять 1,075…1,085г/см, и для Тосола - А65 1,085…1,095г/см. В случае несоответствия плотности доливают лидо неконцентрированный Тосол - АМ, либо дистиллированную воду.

Информация о работе Система охлаждения ВАЗ 2101