Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:03, реферат
Система охлаждения служит для поддержания оптимального теплового режима двигателя за счет регулируемого отвода тепла от наиболее теплонагруженных деталей в результате соприкосновения их с горячими газами или трения. При перегреве двигателя уменьшается его мощность, увеличивается расход топлива. Чрезмерный прогрев двигателя вызывает выгорание смазки, при этом резко возрастает износ трущихся поверхностей деталей. Происходят задир и выплавление вкладышей подшипников, разрушение поверхности шеек коленчатого вала, заклинивание поршня. Кроме того, в карбюраторном двигателе могут возникнуть детонирующие удары. Все это выводит двигатель из строя.
. Назначение системы охлаждения
2. Устройство системы охлаждения автомобиля ВАЗ 2101
3. Принцип действия
4. Основные дефекты и способы их устранения
5. Техническое обслуживание
6. Ремонт водяного насоса (помпы)
Выпускной клапан открывается при избыточном давлении в системе 0,05 МПа, и закипевшая охлаждающая
жидкость
через патрубок и соединительный
шланг выбрасывается в
Впускной клапан не имеет пружины и обеспечивает связь внутренней полости системы охлаждения с атмосферой через расширительный бачок и резиновый клапан в его пробке, который срабатывает при давлении, близком к атмосферному.
Впускной клапан перепускает жидкость из расширительного бачка при уменьшении её объёма в системе (при охлаждении) и пропускает в расширительный бачок при увеличении объёма (при нагревании жидкости).
Радиатор установлен нижним бачком на кронштейны кузова на двух резиновых опорах, а закреплён вверху двумя болтами через стальные распорки и резиновые втулки.
Для направления
воздушного потока через радиатор и
более эффективной работы вентилятора
за радиатором установлен стальной кожух
вентилятора.
4.
Основные дефекты
и способы их
устранения
Неисправности имеют следующие признаки: подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или переохлаждение двигателя, а также повышенный шум при работе жидкостного насоса, возникающий при выходе из строя его подшипников.
Подтекание охлаждающей жидкости.
Может быть вызвано негерметичностью соединения шлангов системы охлаждения со штуцерами и патрубками, неплотностью соединений фланцев патрубков, негерметичностью спускных пробок и краника отопителя, повреждением шлангов, трещинами в бачках и сердцевине радиатора, износом самоподжимного сальникового уплотнения жидкостного насоса (при вытекании жидкости из дренажного отверстия насоса).
Контроль
герметичности системы
В случае вытекания жидкости через дренажное отверстие корпуса жидкостного насоса необходимо снять его с автомобиля с ремонта (замены деталей сальникового уплотнения) или замены. Если небольшое подтекание из дренажного отверстия обнаружено в период обкатки автомобиля, это может являться результатом незаконченной приработке деталей уплотнения и принимать меры к устранению течи пока нет необходимости. Недопустимо устранять подтекание закрытием отверстия. Это неизбежно приведет к попаданию жидкости в подшипники насоса и к их разрушению.
Перегрев
двигателя характеризуется
При
перегреве двигате6ля охлаждающая
жидкость значительно увеличивается
в объеме и может происходить
ее выход через пробку распределительного
бачка. А при сильном (свыше 110С) перегреве
жидкости она может закипеть и
вследствие значительного повышения
давления в системе охлаждения (особенно
при неисправном паровом
Пробуксовка
ремня привода жидкостного
Для
натяжения ослабленного ремня необходимо
ослабить гайки крепления генератора
к натяжной планке и кронштейну блока
цилиндров соответственно, а на двигателях
УЗАМ-331 и -412 также гайку крепления
натяжной планки к блоку. Затем с
помощью монтажной лопатки
При регулировке натяжения ремня необходимо иметь ввиду, что при недостаточном натяжении ремня на больших оборотах двигателя вследствие пробуксовки он будет он будет нагреваться и это приведет к его износу и расслоению. В то же время при его чрезмерном натяжении ремня происходит усиленный износ подшипников жидкостного насоса и генератора, а также ускоренное вытягивание и разрушение самого ремня.
Замасливание
ремня устраняется после его
снятия путем протирки ручьев приводных
шкивов и самого ремня тряпкой
слегка смоченной в бензине. Снятие
и установка ремня привода
водяного насоса и генератора производится
следующим образом. Для снятия ремня
необходимо ослабить крепление генератора,
(как описано выше) прижать генератор
с помощью монтажной лопатки
к блоку двигателя и снять
освобожденный ремень со шкива. Установку
ремня производят в обратном порядке.
После установки ремня
При
обрыве ремня производится установка
нового ремня и проверка его натяжения
в описанном выше порядке. Проверка
электропривода вентилятора производится
по температуре охлаждающей
Проверка
действия термостата может производиться
непосредственно на автомобиле. Для
этого необходимо пустить двигатель
и ощупать рукой нижний бачок
или нижний патрубок радиатора. При
исправном термостате бачок или
патрубок начинает прогреваться, когда
температура охлаждающей
При этом стрелка указателя температуре в комбинации приборов должна находиться на расстоянии 3…4мм от красной зоны шкалы или располагаться между делениями 80…100С на цифровом указателе. Однако более просто и удобно производить проверку термостата (особенно термостата двигателя УЗАМ-412, который не вмонтирован в закрытый штампованный корпус, как на других двигателях), если снять его с двигателя. Для этого снятый с двигателя термостат опускают в сосуд с водой, нагревают в нем воду и определяют по термометру температуру начального и полного открытия клапанов, а также их ход.
Термостат считается исправным, если температура начала открытия основного клапана и его ход составляют соответственно 85…89С и ход клапана не менее 8мм - для двигателей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245; 77…86С и ход клапана не менее 6мм - для остальных рассматриваемых двигателей.
При выходе контролируемых параметров за указанные выше пределы термостат подлежит замене. При поломке жидкостного насоса его снимают с двигателя, разбирают и восстанавливают его работоспособность заменой вышедших из строя деталей либо заменяют на новый.
Засорение воздушных проходов в сердцевине радиатора определяется внешним осмотром и устраняется вначале прочисткой щеткой с длинной щетиной, промывкой сердцевины струей воды со стороны двигателя, а затем продувкой сжатым воздухом.
Загрязнения и накипь в рубашке охлаждения и в радиаторе значительно ухудшают теплоотдачу и, поэтому вызывают систематический перегрев двигателя. Для устранения этого необходимо промыть систему охлаждения одним из специальных составов, удаляющих накипь, в соответствии с технологией его применения, после него промыть систему чистой водой и заправить охлаждающей жидкостью.
Переохлаждение
двигателя может быть вызвано
неисправностью термостата (не закрывается
основной клапан). Необходимо проверить
термостат способом указанным выше
и при необходимости заменить
его. Работа двигателя при низкой
температуре охлаждающей
При замене или ремонте вышедших из строя элементов системы охлаждения необходимо полностью или частично (например, при замене расположенных в верхней части двигателя шлангов) слить из системы охлаждающую жидкость. Для этого нужно отвернуть сливные пробки или краники, и открыть крышку расширительного бачка или радиатора.
Слив
жидкости производится в чистую посуду,
чтобы слитую жидкость можно было
использовать повторно.
5.
Техническое обслуживание
Ежедневно
необходимо проверять натяжение
ремня привода жидкостного
В
качестве охлаждающей жидкости в
системах охлаждения двигателя используется
Тосол - А40 и Тосол - А65. Эти жидкости
представляют собой водные растворы
Тосола - АМ состоящего из этиленгликоля
и комплекса различных
100 и 0 80 и 20 70 и 30 65 и 35 60 и 40 36 и 44 50 и 50 40
60-21,5-45-49-65-52 -40-35,3-24
Из приведенных данных видно, что изменяя концентрацию Тосола повышается температура его кристаллизации так же, как и слишком малая его концентрация. В связи с этим при сезонном обслуживании автомобиля, при подготовке его к зимней эксплуатации рекомендуется проверять плотность охлаждающей жидкости при помощи плотномера. Плотность охлаждающей жидкости Тосол - А40 должна составлять 1,075…1,085г/см, и для Тосола - А65 1,085…1,095г/см. В случае несоответствия плотности доливают лидо неконцентрированный Тосол - АМ, либо дистиллированную воду.