Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:54, реферат
Русский поэтический Серебряный век, на мой взгляд, очень значительное явление в развитии всей нашей литературы ХХ века. Он интересен мне неповторимостью судеб поэтов, новизной творческих поисков и находок, богатством смыслов, которые со временем не исчерпываются, а приобретают всё новые и новые оттенки.
Введение…………………………………………………………... 3 стр.
1. Русская литература начала XX века. Поиски новых путей развития.
Общая характеристика Серебряного века поэзии…………..... 6 стр.
2. Модернистские поиски в литературе начала XX века……... 8 стр.
Символизм…………………………………………………….. 8 стр.
Акмеизм………………………………………………………. 15 стр.
Футуризм……………………………………………………… 24 стр.
3. Художественные особенности поэзии Серебряного века……. 29 стр.
Заключение………………………………………………………. 30 стр.
Библиография……………………
СИМВОЛИЗМ (от фр. symbolisme,
от греч. symbolon – знак,
опознавательная примета)
– эстетическое течение,
сформировавшееся во
Франции в 1880–1890 и получившее
широкое распространение
в литературе, живописи,
музыке, архитектуре
и театре многих европейских
стран на рубеже 19–20
вв. Огромное значение
символизм имел в русском
искусстве этого же
периода, приобретшего
в искусствоведении
определение «Серебряный
век».
Русский символизм и его предтечи. Русский символизм, самый значительный после французского, имел в основе те же предпосылки, что и символизм западный: кризис позитивного мировоззрения и морали, обостренное религиозное чувствование.
Символизм в России вбирал два потока – «старших символистов» (И.Анненский, В.Брюсов, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Д.Мережковский, Н.Минский, Ф.Сологуб (Ф.Тетерников) и «младосимволистов» (А.Белый (Б.Бугаев), А.Блок, Вяч.Иванов, С.Соловьев, Эллис (Л.Кобылинский). К символистам были близки М.Волошин, М.Кузмин, А.Добролюбов, И.Коневской.
К началу 1900-х годов русский символизм достиг расцвета и имел мощную издательскую базу. В введении символистов были: журнал «Весы» (вых. с 1903 при поддержке предпринимателя С.Полякова), издательство «Скорпион», журнал «Золотое руно» (изд. с 1905 по 1910 при поддержке мецената Н.Рябушинского), издательства «Оры» (1907–1910), «Мусагет» (1910–1920), «Гриф» (1903–1913), «Сирин» (1913–1914), «Шиповник» (1906–1917, основан журнал «Аполлон» (1909–1917, ред. и основатель С.Маковский).
Общепризнанный предтеча русского символизма – Вл.Соловьев. Основоположником символистского метода в русской поэзии Вяч.Иванов называл Ф.Тютчева. В.Брюсов высказывался о Тютчеве как об основоположнике поэзии нюансов. Знаменитая строка из стихотворения Тютчева Silentium (Молчание) Мысль изреченная есть ложь стала лозунгом русских символистов. Поэт ночных знаний души, бездны и хаоса, Тютчев оказался близок русскому символизму своей устремленностью к иррациональному, невыразимому, бессознательному. Тютчев, указавший путь музыки и нюанса, символа и мечты, уводил русскую поэзию, по мнению исследователей, «вкось от Пушкина». Но именно этот путь был близок многим русским символистам.
Другой предшественник символистов – А.Фет, умерший в год становления русского символизма (в 1892 Д.Мережковский читает лекцию О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе, В.Брюсов готовит сборник Русские символисты). Как и Ф.Тютчев, А.Фет говорил о невыразимости, «несказанности» человеческих мыслей и чувств, мечтой Фета была «поэзия без слов» (к «несказанному» вслед за Фетом устремляется А.Блок, любимое слово Блока – «несказанно»). И.Тургенев ждал от Фета стихотворения, в котором последние строфы передавались бы безмолвным шевелением губ. Поэзия Фета безотчетна, она строится на ассоциативной, «романсной» основе. Неудивительно, что Фет – один из любимых поэтов русских модернистов. Фет отвергал идею утилитарности искусства, ограничив свою поэзию только сферой прекрасного, чем заслужил репутацию «реакционного поэта». Эта «бессодержательность» легла в основу символистской культа «чистого творчества». Символисты усвоили музыкальность, ассоциативность лирики Фета, ее суггестивный характер: поэт должен не изобразить, а навеять настроение, не «донести» образ, а «открыть просвет в вечность» (об этом писал и С.Малларме). К.Бальмонт учился у Фета овладению музыкой слова, а А.Блок находил в лирике Фета подсознательные откровения, мистический экстаз.
На содержание русского символизма (особенно на младшее поколение символистов) заметно повлияла философия Вл.Соловьева. Как выразился Вяч.Иванов в письме к А.Блоку, «Соловьевым мы таинственно крещены». Источником вдохновения для символистов послужил образ Святой Софии, воспетый Соловьевым. Святая София Соловьева – одновременно ветхозаветная премудрость и платоновская идея мудрости, Вечная Женственность и Мировая Душа, «Дева Радужных Ворот» и Непорочная Жена – тонкое незримое духовное начало, пронизывающее мир. Культ Софии с большой трепетностью восприняли А.Блок, А.Белый. А.Блок называл Софию Прекрасной Дамой, М.Волошин видел ее воплощение в легендарной царице Таиах. Псевдоним А.Белого (Б.Бугаева) предполагал посвящение Вечной Женственности. «Младосимволистам» была созвучна соловьевская безотчетность, обращенность к незримому, «несказанному» как истинному источнику бытия. Стихотворение Соловьева Милый друг воспринималось как девиз «младосимволистов», как свод их идеалистических настроений:
Милый
друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами
–
Только отблеск, только
тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не
слышишь,
Что житейский шум трескучий
–
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Прямо
не повлияв на идейный и образный
мир «старших символистов», философия
Соловьева, тем не менее, во многих своих
положениях совпадала с их религиозно-философскими
представлениями. После учреждения в 1901
Религиозно-философских собраний З.Гиппиус
была поражена общностью мыслей в попытках
примирить христианство и культуру. Тревожное
предчувствие «конца света», небывалого
переворота в истории содержала работа
Соловьева Повесть об Антихристе, сразу
после публикации встреченная недоверчивыми
насмешками. В среде символистов Повесть
об Антихристе вызвала сочувственный
отклик и понималась как откровение.
Манифесты
символизма в России. Как литературное
течение русский символизм
Свою
теорию Д.Мережковский изложил в
докладе, а потом и в книге
О причинах упадка и новых течениях
современной русской
Различие между реалистическим и символическим искусством было подчеркнуто в статье К.Бальмонта Элементарные слова о символической поэзии. Реализм изживает себя, сознание реалистов не идет дальше рамок земной жизни, «реалисты схвачены, как прибоем, конкретной жизнью», в то время как в искусстве все ощутимей становится потребность в более утонченных способах выражения чувств и мыслей. Этой потребности отвечает поэзия символистов. В статье Бальмонта обозначались основные черты символической поэзии: особый язык, богатый интонациями, способность возбуждать в душе сложное настроение. «Символизм – могучая сила, стремящаяся угадать новые сочетания мыслей, красок и звуков и нередко угадывающая их с особой убедительностью», – настаивал Бальмонт. Подобная позиция была зафиксирована в названиях сборников Бальмонта В безбрежности, Будем как солнце. «Дионисийству» отдал должное и А.Блок, певший вихрь «свободных стихий», кружение страстей (Снежная маска, Двенадцать).
Для В.Брюсова
символизм стал способом постижения
реальности – «ключом тайн». В статье
Ключи тайн (1903) он писал: «Искусство есть
постижение мира иными, нерассудочными
путями. Искусство – то, что мы в других
областях называем откровением». В манифестах
«старших символистов» были сформулированы
основные аспекты нового течения: приоритет
духовных идеалистических ценностей (Д.Мережковский),
медиумический, «стихийный» характер
творчества (К.Бальмонт), искусство как
наиболее достоверная форма познания
(В.Брюсов). В соответствии с этими положениями
шло развитие творчества представителей
старшего поколения символистов в России
«Старшие
символисты». Символизм Д.Мережковского
и З.Гиппиус носил подчеркнуто
религиозный характер, развивался в
русле неоклассической
В «электрических», по словам, стихах З.Гиппиус, в ее прозе – тяготение к философской и религиозной проблематике, богоискательству. Строгость формы, выверенность, движение к классичности выражения в сочетании с религиозно-метафизической заостренностью отличало Гиппиус и Мережковского в среде «старших символистов». В их творчестве немало и формальных достижений символизма: музыка настроений, свобода разговорных интонаций, использование новых стихотворных размеров (например, дольника).
Если Д.Мережковский и З.Гиппиус мыслили символизм как построение художественно-религиозной культуры, то В.Брюсов, основоположник символического движения в России, мечтал о создании всеобъемлющей художественной системы, «синтезе» всех направлений. Отсюда историзм и рационализм поэзии Брюсова, мечта о «Пантеоне, храме всех богов». Символ, в представлении Брюсова, – универсальная категория, позволяющая обобщать все, когда-либо существовавшие, истины, представления о мире. Сжатую программу символизма, «заветы» течения В.Брюсов давал в стихотворении Юному поэту:
Юноша
бледный со взором
горящим,
Ныне даю тебе три завета:
Первый прими: не живи
настоящим,
Только грядущее – область
поэта.
Помни второй: никому
не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся
искусству,
Только ему, безраздельно,
бесцельно.
Утверждение творчества как цели жизни, прославление творческой личности, устремленность от серых будней настоящего в яркий мир воображаемого грядущего, грез и фантазий – таковы постулаты символизма в интерпретации Брюсова. Другое, скандальное стихотворение Брюсова Творчество выражало идею интуитивности, безотчетности творческих импульсов.
От творчества
Д.Мережковского, З.Гиппиус, В.Брюсова
существенно отличался
Ф.Сологуб продолжал начатую в русской литературе Ф.Достоевским линию исследования «таинственной связи» человеческой души с гибельным началом, разрабатывал общесимволистскую установку на понимание человеческой природы как природы иррациональной. Одними из основных символов в поэзии и прозе Сологуба стали «зыбкие качели» человеческих состояний, «тяжелый сон» сознания, непредсказуемые «превращения». Интерес Сологуба к бессознательному, его углубление в тайны психической жизни породили мифологическую образность его прозы: так героиня романа Мелкий бес Варвара – «кентавр» с телом нимфы в блошиных укусах и безобразным лицом, три сестры Рутиловы в том же романе – три мойры, три грации, три хариты, три чеховских сестры. Постижение темных начал душевной жизни, неомифологизм – основные приметы символистской манеры Сологуба.
Огромное
влияние на русскую поэзию ХХ в. оказал
психологический символизм И.
Информация о работе Серебряный век поэзии как эпоха литературного поиска и явление русской культуры