Серебряный век поэзии как эпоха литературного поиска и явление русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:54, реферат

Описание работы

Русский поэтический Серебряный век, на мой взгляд, очень значительное явление в развитии всей нашей литературы ХХ века. Он интересен мне неповторимостью судеб поэтов, новизной творческих поисков и находок, богатством смыслов, которые со временем не исчерпываются, а приобретают всё новые и новые оттенки.

Содержание

Введение…………………………………………………………... 3 стр.
1. Русская литература начала XX века. Поиски новых путей развития.
Общая характеристика Серебряного века поэзии…………..... 6 стр.
2. Модернистские поиски в литературе начала XX века……... 8 стр.
Символизм…………………………………………………….. 8 стр.
Акмеизм………………………………………………………. 15 стр.
Футуризм……………………………………………………… 24 стр.
3. Художественные особенности поэзии Серебряного века……. 29 стр.
Заключение………………………………………………………. 30 стр.
Библиография……………………

Работа содержит 1 файл

Реферат по литературе Ариков Артём 11 класс.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

    МОУ «Гатчинская СОШ №9 с углублённым изучением отдельных предметов» 
 
 
 
 
 
 
 

Серебряный  век поэзии

как эпоха 

литературного поиска

и явление русской  культуры

  
 

                                                                          

                                                                           

                                                                                      РЕФЕРАТ

                                                                          ПО ЛИТЕРАТУРЕ 

Выполнил  ученик 11-А класса

Ариков  Артём

Проверила учитель Юрко

Татьяна Болеславовна 
 
 
 
 
 
 

Гатчина

2007 год 
 
 

Оглавление 

Введение…………………………………………………………... 3  стр.

1. Русская литература начала XX века. Поиски новых путей развития.

Общая характеристика Серебряного века поэзии………….....        6 стр.

2. Модернистские поиски в литературе начала XX века……...       8 стр.

  • Символизм…………………………………………………….. 8 стр.
  • Акмеизм………………………………………………………. 15 стр.
  • Футуризм……………………………………………………… 24 стр.

3. Художественные особенности поэзии Серебряного века…….   29 стр.

Заключение………………………………………………………. 30 стр.

Библиография……………………………………………………   32 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  Введение 

 

     Русский поэтический Серебряный век, на мой взгляд, очень значительное явление в развитии всей нашей литературы ХХ века.  Он интересен мне неповторимостью судеб поэтов, новизной творческих поисков и находок, богатством смыслов, которые со временем не исчерпываются, а приобретают всё новые и новые оттенки.

       Приступая к работе над рефератом, я поставил перед собой цель – критически осмыслить и охарактеризовать Серебряный век русской поэзии как литературный факт, уникальное явление русской культуры, короткий, но яркий период расцвета поэзии, который с полным правом можно назвать эпохой по степени значительности сделанных творческих и философских открытий.

Задачи :

                    - исследовать различные направления поэзии Серебряного века

                    - сопоставить разные точки зрения на развитие литературы в конце

                      ХIХ – начале ХХ  веков, именуемое Серебряным веком поэзии

                    - выявить художественные особенности поэзии Серебряного века,

                      общие для авторов разных направлений и групп

                    - определить значение Серебряного века поэзии в развитии нашей литературы

                     и русской культуры в целом.

           «Серебряным веком» — в сравнении с «золотым», пушкинским,— принято называть в истории русской поэзии, литературы и искусства конец XIX — начало XX столетия. Если иметь в виду, что у «серебряного века» был пролог (80-е гг. XIX столетия) и эпилог (годы Февральской и Октябрьской революций и гражданской войны), то началом его можно считать знаменитую речь Достоевского о Пушкине (1880 г.), а концом — речь Блока «О назначении поэта» (1921 г.), тоже посвященную «сыну гармонии» — Пушкину. С именами Пушкина и Достоевского связаны две основные, активно взаимодействующие между собой тенденции в русской литературе как Серебряного века, так и всего XX столетия — гармоническая и трагедийная.

        Хронологические рамки Серебряного века русской культуры не могут быть установлены с полной точностью. Начало этого периода следует отнести к 1890-х гг. — между манифестами Николая Минского «При свете совести» (1890) и Дмитрия Мережковского «О причинах упадка современной русской литературы» (1893) и появлением первых выпусков подготовленного Валерием Брюсовым поэтического альманаха «Русские символисты» (1894). Завершение Серебряного века, по мнению одних, - время, наступившее после революции и Гражданской войны, знаковыми моментами которого стали смерть А.Блока и расстрел Н.Гумилёва, по мнению других — вторая половина 1920-х гг., угасание независимой от Советского государства литературной жизни и последние всплески такой жизни — появление книг Софьи Парнок «Вполголоса» (1928) и Михаила Кузмина «Форель разбивает лёд» (1929); можно рассматривать как рубеж и самоубийство Маяковского (1930).

         Судьба и творчество многих поэтов полностью укладываются в этот период. Однако те, кто выжил и продолжил писать, наряду с этим списком попадают и в другой: либо в список советских поэтов середины XX века, либо в список поэтов первой эмиграции.

    Рубежом был, - писал один из лучших советских критиков 20-х годов В. Полонский, - 1921 год, когда появились первые книжки двух толстых журналов, открывших советский период истории русской литературы. До «Красной нови» и «Печати и революции» мы имели много попыток возродить журнал «толстый» и «тонкий», но успеха эти попытки не имели. Век их был краток: старый читатель от литературы отошел, новый еще не народился. Старый писатель, за малым исключением, писать перестал, новые кадры были еще немногочисленны». Преимущественно поэтический период сменился преимущественно прозаическим. Три года назад проза решительно приказала поэзии очистить помещение», - писал в статье 1924 г. «Промежуток», посвященной поэзии, Ю. Тынянов, используя скорее поэтическую метафору. В 20-е годы, до смерти Маяковского, поэзия еще в состоянии тягаться с прозой, которая, в свою очередь, многое берет из поэтического арсенала. Вл. Лидин констатировал, что «новая русская литература, возникшая после трех лет молчания, в 21-м году, силой своей природы, должна была принять и усвоить новый ритм эпохи. Литературным провозвестником (пророчески) этого нового ритма был, конечно, Андрей Белый. Он гениально разорвал фактуру повествования и пересек плоскостями мякину канонической формы. Это был тот литературный максимализм (не от формул и комнатных вычислений), который соответствовал ритму наших революционных лет». В то время первым советским писателям «взорванный мир казался не разрушенным, а лишь приведенным в ускоренное движение» и в немалой мере действительно был таковым: на еще не вполне разрушенной культурной почве Серебряного века грандиозный общественный катаклизм породил исключительный энтузиазм и творческую энергию не только среди сторонников революции, и литература 20-х, а в значительной степени и 30-х годов действительно оказалась чрезвычайно богатой.

   Следует отметить, что к поэзии Серебряного века принято относить лучшее, что создано в литературе рубежа столетий, вне зависимости от принадлежности авторов к направлениям и группам. Основными критериями этого отнесения  считаются новизна идей и совершенство формы произведений.

   Время вычеркнуло из списка  поэтов Серебряного века не  одно имя, но навсегда сохранило  в нём Бунина и Есенина, Цветаеву  и Пастернака, Ходасевича и Белого, Брюсова и Блока, Гумилёва и  Ахматову, Мандельштама и Маяковского.  На примере творчества некоторых из них я и попытаюсь объяснить суть Серебряного века как литературного явления и короткой, но яркой, очень привлекательной эпохи.

  В  первой главе реферата анализируется  состояние русской литературы  ХХ  века в целом и даётся  общая характеристика Серебряного века, объясняются предпосылки расцвета русской поэзии. Во второй главе представлены основные модернистские направления развития русского модернизма, отразившие творческие поиски поэтов Серебряного века, а именно: символизм, акмеизм и футуризм.  В третьей главе обобщены исследования поэзии Серебряного века, определено общее, свойственное большинству произведений и сформулированы основные художественные особенности поэзии обозначенного периода. В заключении определено значение открытий и достижений поэзии Серебряного века в развитии русской литературы ХХ века и нашей национальной культуры в целом. 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Русская литература начала ХХ века.

     Общая характеристика  Серебряного века  поэзии 

  Конец XIX - начало XX вв. - время яркого расцвета русской культуры, ее Серебряный век (золотым веком называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре Серебряного века были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

   Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века

    Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

    На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово кризис. Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: материя исчезла Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры Бог умер воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором, все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

    В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей

    Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление Серебряного века русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор «Аполлона» С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий На Парнасе серебряного века. Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет: «Серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл…»

    Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом: 

                  Литературные направления начала XX века

 
 
 
 

Представители модернистских  литературных направлений

Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.

Мистики- богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.

Декаденты-индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.

Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.

Акмеисты:  Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.

Кубофутуристы  (поэты  «Гилеи» ): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.

Эгофутуристы:  И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.

Группа   «Мезонин поэзии»:  В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.

Объединение  «Центрифуга»: Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Модернистские поиски 

Информация о работе Серебряный век поэзии как эпоха литературного поиска и явление русской культуры