Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 11:02, реферат
Булгаков как писатель и как человек до сих пор во многом остаётся загадкой. Его политические взгляды, эстетическая программа, отношение к религии неясны. Его жизнь можно разделить на три части, каждая из которых чем-то примечательна. До 1919 года он врач, только изредка пробующий себя в литературе. А 20-е годы Булгаков уже стал профессиональным писателем и драматургом, зарабатывающим на жизнь литературным трудом и озаренным громкой, но скандальной славой пьесы «Дни Турбиных». И в итоге, в 30-е годы Михаил Афанасьевич – театральный служащий, так как существовать на публикации прозы и постановки пьес уже не может – не дают. В это время он пишет свой гениальный и главный шедевр - «Мастера и Маргариту».
1. Вступление. Творчество и личность Булгакова……………………………………………..2
2. Роман « Мастер и Маргарита»………………………………………………………………..4
3. Повесть «Собачье сердце»……………………………………………………………………7
4. Сатира Булгакова……………………………………………………………………………...9
4.1. В романе «Мастер и Маргарита»…………………………………………………..9
4.2. В повести «Собачье сердце»………………………………………………………12
5. Заключение…………………………………………………………………………………...13
6. Список использованной литературы……………………………………………………….14
Но самый безрадостный удел достается главе МАССОЛИТА Берлиозу. Несчастье Берлиоза в том, что он человек без фантазии. И с него за это особый спрос, ведь он руководитель писательской организации – и при этом он обладает некритическим мышлением, опирающимся только на догмы. Подымая отрезанную голову Берлиоза на Великом Балу, Воланд обращается к ней: «Каждому будет дано по его вере…».
С пугающим всесилием творит дьявол в советской Москве свой самосуд и расправу. Так Булгаков получает возможность устроить, пускай лишь в словесной форме, но всё же суд и возмездие псевдотворческим личностям, администрации и чинушам, которых может осудить только дьявольский суд. Но тем и страшна узнаваемая картинка, ведь в ней изображена реальная жизнь реальных людей, существование которых пронизано мелим злом. Весь ужас происходящего заключается в том, что расточаемое всеми зло воспринимается как привычная норма жизни.
Неприятие писателем пошлости, бюрократизма, псевдотворчества проявилось в выборе художественных средств. Автор использует иронию, описывая дом Грибоедова, как храм искусства. На внутренних стенах этой творческой организации развешаны извещения о работе спортивных кружков, рыбно-дачной секции. Говорящие фамилии членов МАССОЛИТа содержат ироническую характеристику этих героев. Так творческими путёвками занимается Подложная. А поэтический подраздел МАССОЛИТа представлен Богохульским, Павиановым, Адельфиной Буздяк.
Ирония сменяется гротеском, когда Булгаков описывает чиновника, Прохора Петровича, отправившегося «к чёрту» в прямом смысле этого слова. От живого человека остаётся только пиджак, подписывающий бумаги. Автор показывает бессмысленность деятельности чиновника. Продолжая традиции Гоголя, он заменяет бесполезного человека вещью. Парадоксальность и ужас происходящего усиливается тем, что возвращённый в кабинет Прохор Петрович одобряет всё то, что написано «пиджаком».
Появление в Москве 30-х годов нечистой силы обусловлено тем, что нормой жизни москвичей стало двуличие, взяточничество, доносительство, бюрократизм. За это они наказаны.
Вклад
Булгакова в вечную тему, его
новаторство прослеживаются на
каждой странице «Мастера и
Маргариты»: прямо - в декларациях
Мастера, Иешуа. Воланда,
4.2. В повести «Собачье
сердце».
В повести «Собачье сердце» совместилось множество жанровых элементов. Во первых, она вписывается в рамки жанра фантастического приключения, где проводится эксперимент по выведению «гибрида» человека и животного. Нельзя не принимать в расчёт и явной пародийной окраски фантастического сюжета. Эксперимент героя повести профессора Преображенского, приведший к непредсказуемому результату, появлению человекособаки, тесно связан с распространёнными в 20-е годы естественно-научными опытами и медицинской практикой по омоложению человеческого организма.
На
высшую ступень сатирической
фантастики писатель
Однако непозволительно не заметить и серьёзный сатирический подтекст. Мотивы и образы повести так или иначе отражают взгляды писателя на характер самих исторических событий 1917 года и их последствий. Эксперимент Преображенского по пересадке собаке гипофиза «полупролетария» Клима Чугункина и появление таким образом Полиграфа Полиграфовича Шарикова воспринимается как художественная проекция титанического социального эксперимента 20 века, приведшего к чудовищным результатам. Шариков – пародийное воплощение идеи «нового человека», рождённого революционным взрывом и марксистской теорией. Устами Преображенского Булгаков высказал мысль об опасности безоглядного волюнтаристского вторжения не только в биологическую природу человека, но и в социальные процессы общества.
В повести соотношение смешного и трагического очень неравномерно, поскольку к первому относится незначительная часть внешней, событийной линии. Все остальные грани - приоритет второго. Нет ничего смешного и в образе новопроизведенного человека Шарикова (за исключением, может быть, оттенка этого смешного в напыщенных и самовозвеличивающих внутренних монологах Шарика), ибо над уродством - духовным и телесным — смеяться может только тот, кто им же и отмечен. Это отталкивающе-несимпатичный образ, но Шариков сам по себе носителем зла не является. Только оказавшись полем того самого сражения Тьмы и Света за его душу, он в конце концов становится рупором идей Швондера - большевиков - Сатаны.
Собачье
сердце в союзе с человеческим
разумом - главная угроза нашего времени.
Именно поэтому повесть, написанная в
начале века остается актуальной и в наши
дни, служит предупреждением грядущим
поколениям. Сегодняшний день так
близок ко вчерашнему... На первый взгляд
кажется, что внешне все изменилось,
что страна стала другой. Но сознание,
стереотипы, образ мышления людей не поменяются
ни за десять, ни за двадцать лет - пройдет
не одно поколение, прежде чем Шариковы
исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди
станут другими, прежде чем не станет пороков,описанных
Булгаковым в его бессмертном произведении.
Как хочется верить, что это время настанет!...
5. Заключение.
Булгаков
является великолепным сатириком, его
произведения как палитра художника всегда
неповторима, глубока и разнообразна.
Он смелый сатирик. Его главный принцип
- "сатира не терпит оглядки".
Своим
главным учителем Булгаков считал Салтыкова-Щедрина,
а его любимым писателем был Гоголь, недаром
своему заветному герою Мастеру - он придает
портретное сходство с ним.
Насмешливость,
художественный артистизм, тяга к театральности,
а впоследствии и пристальный анализ формировали
его неповторимый стиль.
У писателя
были явные склонности к фантастике, но
его сатирическое повествование безжалостно
реалистична, конкретна, исторически и
психологически верна; время, города и
люди объединены здесь в картину живописную
и убедительную.
М. Булгаков
не сатирик в чистом виде. Жанр сатиры,
в котором написано «Собачье сердце» и
«Мастер и Маргарита», располагает показ
в смешном виде чего-то совсем не смешного
в реальной жизни. Это фантастическое
произведение, обрисовавшее происходящие
события в России после революции 1917 года
как предвестие близящегося Апокалипсиса,
оказалось столь актуальным, что напечатано
оно было лишь спустя десятилетия после
смерти автора.
Сатира –
неотъемлемая часть многих отнюдь не смешных
произведений Булгакова. Сатирическое
повествование этих произведений даёт
возможность автору заставить читателя
заплакать на пике смеха. Комическое в
этих произведениях только очень тонкий
верхний пласт, чуть прикрывающий рвущуюся
наружу трагедию. Повесть “Собачье сердце”
и роман «Мастер и Маргарита» в этом отношении
книги очень характерные.
Список использованной
литературы:
Информация о работе Сатира Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» и в повести «Собачье сердце»