Сатира Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» и в повести «Собачье сердце»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 11:02, реферат

Описание работы

Булгаков как писатель и как человек до сих пор во многом остаётся загадкой. Его политические взгляды, эстетическая программа, отношение к религии неясны. Его жизнь можно разделить на три части, каждая из которых чем-то примечательна. До 1919 года он врач, только изредка пробующий себя в литературе. А 20-е годы Булгаков уже стал профессиональным писателем и драматургом, зарабатывающим на жизнь литературным трудом и озаренным громкой, но скандальной славой пьесы «Дни Турбиных». И в итоге, в 30-е годы Михаил Афанасьевич – театральный служащий, так как существовать на публикации прозы и постановки пьес уже не может – не дают. В это время он пишет свой гениальный и главный шедевр - «Мастера и Маргариту».

Содержание

1. Вступление. Творчество и личность Булгакова……………………………………………..2


2. Роман « Мастер и Маргарита»………………………………………………………………..4


3. Повесть «Собачье сердце»……………………………………………………………………7


4. Сатира Булгакова……………………………………………………………………………...9


4.1. В романе «Мастер и Маргарита»…………………………………………………..9


4.2. В повести «Собачье сердце»………………………………………………………12


5. Заключение…………………………………………………………………………………...13


6. Список использованной литературы……………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 125.50 Кб (Скачать)
 
 

Содержание: 

1. Вступление. Творчество и личность Булгакова……………………………………………..2 

2. Роман « Мастер и Маргарита»………………………………………………………………..4 

3. Повесть «Собачье сердце»……………………………………………………………………7 

4. Сатира Булгакова……………………………………………………………………………...9 

     4.1. В романе «Мастер и Маргарита»…………………………………………………..9 

     4.2. В повести «Собачье сердце»………………………………………………………12 

5. Заключение…………………………………………………………………………………...13 

6. Список использованной  литературы……………………………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Вступление. 

   Творчество М.А. Булгакова – одно из величайших явлений русской художественной литературы ХХ века. Литературный талант писателя позволил появиться на свет замечательным произведениям, ставшим отображением не только той эпохи, но и актуальными по сей день. Его произведения стали полновесной энциклопедией людских душ.

   Конечно же, талант писателя был у Булгакова, что называется, от Бога. А уж то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя.

   Булгаков Михаил Афанасьевич родился 3 мая 1891года в Киеве в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

   Бесспорны влияние и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

   Булгаков как писатель и как человек до сих пор во многом остаётся  загадкой. Его политические взгляды, эстетическая программа, отношение к религии неясны. Его жизнь можно разделить на три части, каждая из которых чем-то примечательна. До 1919 года он врач, только изредка пробующий себя в литературе. А 20-е годы Булгаков уже стал профессиональным писателем и драматургом, зарабатывающим на жизнь литературным трудом и озаренным громкой, но скандальной славой пьесы «Дни Турбиных». И в итоге, в 30-е годы Михаил Афанасьевич – театральный служащий, так как существовать на публикации прозы и постановки пьес уже не может – не дают. В это время он пишет свой гениальный и главный шедевр - «Мастера и Маргариту». Нужно отметить, что Булгаков – выдающийся писатель советских времен. Он с детства ненавидел писать на «социальный заказ». В то время как в стране страх губил таланты и выдающиеся умы, сам Михаил Афанасьевич был твердо уверен, что никогда не станет запуганным услужающим. В своем письме правительству в 1930г. он признавался, что попыток сочинить коммунистическую пьесу он даже не производил, изначально зная, что такая пьеса у него не получится. Эта немыслимая смелость была, несомненно, вызвана тем, что Булгаков никогда не отказывался от своих идей, творческих принципов и оставался самим собой в самые трудные моменты жизни, которых у него было хоть отбавляй. Ему полной мерой доводилось испытывать на себе давление мощной административно-бюрократической системы сталинских времен. Многие его творческие и жизненные позиции, воплощённые в художественных произведениях и пьесах, получили безжалостный, жестокий отпор критиков. В жизни Булгакова были полосы кризисов, когда его произведения не печатались, пьесы не ставили, не позволяли работать в его любимом МХАТе. В письме к В. В. Вересаеву он выразился о том, кто был его основным врагом: «… И вдруг меня осенило! Я вспомнил фамилии! Это – А. Турбин, Кальсонер, Рокк и Хлудов (из «Бега»). Вот они, мои враги! Недаром во время бессонниц приходят они ко мне и говорят со мной:

 «Ты нас  породил, а мы тебе все пути  преградим. Лежи, фантаст, с загражденными устами».

Тогда выходит, что мой главный враг – я  сам»… А не бюрократия, не цензура, не Сталин.… С вождём у Булгакова были своеобразные взаимоотношения. Он не раз критиковал произведения Булгакова, непосредственно намекая на антисоветскую агитацию в них. Но несмотря на всё это Михаил Афанасьевич не испытал на себе того, что называлось страшным словом ГУЛАГ. И умер не в тюрьме (хотя в те времена арестовывали за гораздо меньшие прегрешения), а в собственной постели от нефросклероза, унаследованного от отца. Булгаков понимал, что в СССР его вряд ли ждет блестящее литературное будущее, поскольку его произведения постоянно подвергались жесточайшей критике. Доведенный до нервного расстройства, он откровенно писал Сталину (письмо это получило широкую огласку): «…я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР об изгнании меня за пределы СССР вместе с женою моей Л.Е. Булгаковой, которая к прошению этому присоединяется». Но несмотря ни на что, Булгаков очень любил свою Родину, любил по-своему, не представлял себе жизни без советского театра, но.… Но «нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит был не настоящий», — это слова самого Булгакова (из письма к Сталину 30 мая 1931). И как настоящий писатель, Михаил Булгаков продолжает работу. Венцом его творческого пути стал роман «Мастер и Маргарита», принесший писателю посмертную мировую славу. Итак, почему же Вождь не устранил «антисоветчика», «буржуазного писателя» Булгакова? Говорят, писатель потряс его необыкновенным чувством юмора и обаянием. Так же Сталин дорожил им как драматургом: он смотрел пьесу «Дни Турбиных» 15 раз!

   Таким был М. А. Булгаков: журналист, врач, режиссер, прозаик, драматург, он был представителем той части интеллигенции, которая, не оставив страну в нелегкие годы, старалась сохранить себя и в переменившихся условиях. Ему пришлось преодолеть слабость к морфию (во время врачебной практики), гражданскую войну (переживая ее в двух пылающих очагах – в его родном городе Киеве и на Северном Кавказе), вынужденное молчание и жесточайшую литературную травлю, и в такой обстановке у него получилось создать такие шедевры, которыми восхищаются во всем мире. После прочтения романа «Мастер и Маргарита» Анна Ахматова, назвав Булгакова одним словом – гений, посвятила ему стихотворение: 

             Вот это я тебе, взамен могильных  роз,

             Взамен кадильного куренья;

             Ты так сурово жил и до  конца донес

             Великолепное презренье. 

             Ты пил вино, ты как никто  шутил

             И в душных стенах задыхался,

             И гостью страшную ты сам  к себе впустил

             И с ней наедине остался. 

             И нет тебя, и все вокруг  молчит

             О скорбной и высокой жизни,

             Лишь голос мой, как флейта, прозвучит

             И на твоей безмолвной тризне. 

             О, кто поверить смел, что полоумной  мне,

             Мне, плакальщице дней не бывших,

             Мне, тлеющей на медленном огне,

             Всех потерявшей, всех забывшей, -  

             Придется поминать того, кто, полный сил,

             И светлых замыслов, и воли,

             Как будто бы вчера со мною  говорил,

             Скрывая дрожь смертельной боли.

2. Роман « Мастер и Маргарита». 

   Свой последний роман “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков начал писать зимой 1929-30гг. В целом работа над ним длилась более 10 лет. Тема “художник и общество” всегда беспокоила писателя, что отразилось, например, в его пьесе о Пушкине “Последние дни”, над которой он трудился в начале 30-х годов. Но свое глубочайшее воплощение эта тема нашла в главном произведении Булгакова.

   Роман «Мастер и Маргарита» - это итог творческой жизни замечательного мастера слова Михаила Булгакова. Роман написан так, “Словно автор, заранее чувствуя, что это его последнее произведение, хотел вложить в него без остатка всю остроту своего сатирического глаза, безудержность фантазии, силу психологической наблюдательности”1. Булгаков раздвинул границы жанра романа, ему удалось достичь органического сочетания историко-эпического, философского и сатирического начал. По глубине философского содержания и степени художественного мастерства “Мастер и Маргарита” по праву достоин находиться в одном ряду с “Божественной комедией” Данте, “Дон Кихотом” Сервантеса, гетевским “Фаустом”, «Войной и миром» Толстого и другими “вечными спутниками человечества в его исканиях истины “свободы”2. Композиционно-сюжетная сложность романа заключается в том, что он включает в себя несколько повествовательных пластов: роман о Москве 30-х годов 20 века и исторический роман о древнем Ершалаиме. С этим связана и сложность жанровой специфики романа. Перед нами сатирический, философский, морально-этический, исторический, бытовой роман.

   Роман первоначально задумывался как апокрифическое «евангелие от дьявола», а будущие заглавные герои в первых редакциях текста отсутствовали. С годами первоначальный замысел усложнялся, трансформировался, вобрал в себя судьбу самого писателя. Позже в роман вошла женщина, ставшая его третьей женой — Елена Сергеевна Шиловская (их знакомство состоялось в 1929, брак оформлен осенью 1932.) Одинокий писатель (Мастер) и его верная подруга (Маргарита) станут не менее важны, чем центральные персонажи мировой истории человечества.

   Персонажи  и сюжеты Булгакова проецируются в то же время на Евангелие и на легенду о Фаусте, что придает роману парадоксальный  и порой двойственный характер его ассоциациям. В одном поле неразрывно соединяются святость и демонизм, чудо и магия, искушение и предательство.

   “Мастер  и Маргарита” - одно из тех произведений, в которых разным людям нравится разное и, соответственно, разное не нравится; одни читают роман с восхищением, другие его совершенно не принемают. Я считаю наиболее удавшимися линии Иешуа - Понтий Пилат и Волонда. Кроме того, чисто эмоционально меня волнует и поражает фантастическая и в то же время глубоко земная история самоотверженной любви Маргариты к Мастеру, счастливой и несчастной и такой сильной “в своем счастье и в своем несчастье, что сам дьявол, пронесшийся по страницам романа, не в состоянии ни помочь, ни помешать этой любви”.

   История  пребывания Сатаны в Москве 1930-х  годов вторит легенде о явлении  Иисуса, произошедшего два тысячелетия  назад. Точно так же, как некогда  не узнали бога, москвичи не  узнают и дьявола, хотя Воланд и не скрывает своих общеизвестных признаков. Причем с Воландом встречаются просвещенные, казалось бы, герои: литератор, редактор антирелигиозного журнала Берлиоз и поэт, автор поэмы о Христе Иван Бездомный. 

____________________

      1К. Симонов «О трех романах Михаила Булгакова». 1978г. - стр.7. 

      2Казаркин А.П. Литературно-критическая оценка. 1987г. - стр.12 

   События  совершались на глазах множества  людей и, тем не менее, остались  не понятыми. И лишь Мастеру  в созданном им романе дано  восстановить осмысленность и единство течения истории. Творческим даром вживания Мастер «угадывает» истину в прошлом. Верность проникновения в историческую реальность, засвидетельствованная Воландом, подтверждает тем самым и верность, адекватность описания Мастером и настоящего. Вслед за пушкинским «Евгением Онегиным», роман Булгакова может быть назван, по общеизвестному определению, энциклопедией советской жизни. Быт и нравы новой России, человеческие типы и характерные поступки, одежда и еда, способы общения и занятия людей, — все это развернуто перед читателм с убийственной иронией и одновременно пронзительным лиризмом в панораме нескольких майских дней.                                            

   Булгаков строит «Мастера и Маргариту» как «роман в романе». Его действие разворачивается в двух временах: в Москве 1930-х годов, где появляется, чтобы устроить традиционный весенний бал полнолуния, сатана, и в древнем городе Ершалаиме, в котором происходит суд римского прокуратора Пилата над «бродячим философом» Иешуа. Связывает же оба сюжета, современный и исторический автор романа о Понтии Пилате Мастер.

   В годы, когда общегосударственная точка зрения на происходящее утверждалась как «единственно верная», Булгаков выступил с подчеркнуто субъективным взглядом на события мировой истории, противопоставив членов «писательского коллектива» (МАССОЛИТа) одинокому творцу. Не случайно литые «древние главы» романа, рассказывающие историю гибели Иешуа, вводятся писателем как истина, открывшаяся отдельному человеку, как личное постижение Мастера.

   В своём романе Булгаков проявляет свойственный писателю глубочайший интерес к проблемам веры, религиозной либо атеистической идеологии. Связанный происхождением с семьей священнослужителей, хотя и в ее «ученом», книжном изводе (отец Михаила не «батюшка», а ученый клирик), на протяжении жизни Булгаков серьезно размышлял над проблемой отношения к религии, в тридцатые годы ставшей закрытой для публичного обсуждения. В «Мастере и Маргарите» Булгаков на первый план выдвигает творческую личность в трагическом 20 веке, утверждая вслед за Пушкиным самостояние человека, его историческую ответственность.

Информация о работе Сатира Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» и в повести «Собачье сердце»