Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:00, реферат
Около восьми веков назад, в 1187 году, было создано одно из самых гениальных произведений древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Оно является гордостью всей русской литературы. «Слово...» проникнуто большим человеческим чувством – тёплым, нежным и сильным чувством любви к родине. Эта любовь чувствуется в каждой строке произведения: и в душевном волнении, с которым автор говорит о поражении войск Игоря, и в том, как он передаёт слова плача русских жён по убитым воинам, и в широкой картине русской природы, и в радости по поводу возвращения Игоря.
I. Русская классика 2
1. «Слово о полку Игореве» - произведение глубоко народное 2
2. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (Обращаясь к героям комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума») 2
3. «Гигант Пушкин – величайшая гордость наша…» (А.М.Горький) 3
4. «… в жестокий век восславил… Свободу и милость к падшим призывал» (о лирике А.С. Пушкина) 4
5. Русская женщина со светлой и чистой душой (Татьяна Ларина в романе в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». 6
6. Картины русской природы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 7
7. … «Стих, облитый горечью и злостью» (О поэзии М.Ю. Лермонтова) 8
8. «Люблю отчизну я, но странною любовью!» (В чем она, «странная» любовь Лермонтова?) 10
9. «Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России» (Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя) 10
10. «Эх, тройка! Птица-тройка!..» Русь в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». 11
11. «Человек создан для счастья, как птица для полета» (Жажда воли и счастья в драме А.Н.Островского «Гроза»). 12
12. «Отцы» или «дети» - конфликт на все времена? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). 13
13. «Особенный человек – двигатель двигателей» (По роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?») 13
14. Мастерство Некрасова Н.А. в изображении народной жизни. 14
16. В чем был прав и в чем заблуждался Раскольников? (По роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание»). 15
17. Широта изображения жизни в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». 15
18. Жизненные идеалы героев Чехова 16
19. «Краткость – сестра таланта» (А.П.Чехов) 17
20. «Нужно беречь в себе человека…» (По рассказам А.П.Чехова) 17
“Кому
на Руси жить хорошо” — поэма-эпопея.
В центре ее — изображение пореформенной
России. Некрасов писал поэму в
течение двадцати лет, собирая материал
для нее “по словечку”. Поэма необычайно
широко охватывает народную жизнь. Некрасов
хотел изобразить в ней все социальные
слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению,
поэма так и не была закончена — помешала
смерть поэта.
Главная проблема означена в самом заглавии
произведения: “Кому на Руси жить хорошо”
— проблема народного счастья.
Поэма и начинается с вопроса: “В каком
году — рассчитывай, в какой земле — угадывай”.
Но не трудно понять, о каком периоде говорит
Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861
года, по которой “освободили” крестьян,
а те, не имея своей земли, попали в еще
большую кабалу.
Через всю поэму проходит мысль о невозможности
так жить дальше, о тяжелой крестьянской
доле, о крестьянском разорении. Мотив
голодной жизни крестьянства, которого
“тоска-беда измучила”, звучит с особой
силой в песне, названной Некрасовым “Голодная”.
Причем поэт не смягчает красок, показывая
нищету, грубость нравов, религиозные
предрассудки и пьянство в крестьянском
быту.
Положение народа с предельной отчетливостью
рисуется названием тех мест, откуда родом
крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев,
Пустопорожняя волость, деревни Заплатово,
Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово,
Неелово. В поэме очень ярко изображена
безрадостная, бесправная, голодная жизнь
народа. “Мужицкое счастье, — с горечью
восклицает поэт, — дырявое с заплатками,
горбатое с мозолями!” Как и прежде, крестьяне
— люди, “досыта не едавшие, несолоно
хлебавшие”. Изменилось только то, что
теперь их вместо барина драть будет волостной.
С нескрываемым сочувствием относится
автор к тем крестьянам, которые не мирятся
со своим голодным, бесправным существованием.
В отличие от мира эксплуататоров и моральных
уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора,
Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили
подлинную человечность, способность
к самопожертвованию, душевное благородство.
Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий,
Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста
Влас, семь правдоискателей и другие. У
каждого из них своя задача в жизни, своя
причина “искать правду”, но все они вместе
свидетельствуют о том, что крестьянская
Русь уже пробудилась, ожила.
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
В Якиме Нагом представлен своеобразный
характер народного правдолюбца, крестьянского
“праведника”. Яким живет той же трудолюбивой
нищенской жизнью, как и все крестьянство.
Но он отличается непокорным нравом. Яким
честный труженик с большим чувством собственного
достоинства. Яким и умен, он прекрасно
понимает, почему крестьянин так убого,
так плохо живет.
Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный
мужик, он служил писарем, прославился
на всю округу справедливостью, умом и
бескорыстной преданностью народу. Примерным
старостой показал себя Ермил, когда люди
выбрали его на эту должность. Однако Некрасов
не делает из него идеального праведника.
Ермил, пожалев своего младшего брата,
назначает в рекруты сына Власьевны, а
затем в порыве раскаяния чуть не кончает
жизнь самоубийством. История Ермила завершается
печально. Он посажен в тюрьму за свое
выступление во время бунта.
Однако лишь в главе “Савелий — богатырь
святорусский” крестьянский протест
выливается в бунт, завершающийся убийством
угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим
носит пока стихийный характер, но такова
была действительность крепостного общества.
Крестьянские бунты возникали стихийно
как ответ на жестокие притеснения крестьян
помещиками и управляющими их имений.
Не кроткие и покорные близки поэту, а
непокорные и смелые бунтари, такие как
Савелий, “богатырь святорусский”, Яким
Нагой, чье поведение свидетельствует
о пробуждающемся сознании крестьянства,
о накипающем протесте его против угнетения.
Некрасов писал об угнетенном народе своей
страны с гневом и болью. Но поэт сумел
заметить “искру сокрытую” могучих внутренних
сил, заложенных в народе, и смотрел вперед
с надеждой и верой:
Рать подымается — Неисчислимая!
Сила в ней скажется Несокрушимая!
Крестьянская тема в произведении неисчерпаема,
многогранна, вся образная система поэмы
посвящена теме раскрытия крестьянского
счастья. В этой связи можно вспомнить
и “счастливую” крестьянку Матрену Тимофеевну
Корчагину, прозванную за особое везение
“губернаторшею”, и людей холопского
звания, например “холопа примерного,
Якова верного”, который сумел-таки отомстить
своему барину-обидчику, и работящих крестьян
из главы “Последыш”, которые вынуждены
ломать комедию перед старым князем Утятиным,
притворяясь, что не было отмены крепостного
права, и многие другие образы поэмы.
Все эти образы, даже эпизодические, создают
мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются
друг с другом. Этот прием был назван критиками
полифонией. Действительно, поэма, написанная
на фольклорном материале, создает впечатление
русской народной песни, исполняемой на
многие голоса.
Федор
Михайлович Достоевский - величайший мастер
психологического романа не только в
русской, но и в мировой литературе.
В его социально-философском, психологическом
романе “Преступление и наказание” приводятся
различные философские теории, сопоставляются
идеалы, жизненные ценности.
Родион Романович Раскольников - главный
герой романа. Он “бывший студент”, вынужденный
оставить учебу из-за нехватки денег, живущий
в беднейшем квартале Петербурга в каморке,
больше похожей на шкаф. Но он человек
умный, личность, способная оценивать
окружающую его действительность. Именно
в такой обстановке, где вынужден обитать
герой, и могла зародиться его бесчеловечная
теория.
Раскольников опубликовал в журнале статью,
в которой размышлял о том, что все люди
делятся на “право имеющих”, кто может
переступить некий морально-нравственный
рубеж, и “тварей дрожащих”, которые должны
подчиняться сильнейшему. Обыкновенные
люди - лишь существа, предназначенные
для воспроизводства себе подобных. “Необыкновенные”
-это те люди, которые управляют миром,
достигают высот в науке, технике, религии.
Они не только могут, а обязаны уничтожать
все и вся на своем пути к достижению цели,
необходимой всему человечеству. К таким,
по мнению Раскольникова, принадлежат
и Магомет, и Ньютон, и Наполеон. Сам главный
герой, находясь во власти наполеоновского
комплекса, пытается выяснить, кто же он:
“тварь дрожащая” или “право имеющий”.
Чтобы проверить свою теорию, Раскольников
решается на преступление -убить старуху-процентщицу,
чтобы облегчить жизнь многим другим людям:
своей матери, сестре, Мармеладовым, Лизавете,
сестре процентщицы. Взятые у старухи
деньги он собирается направить на помощь
обездоленным. “Одна смерть и сто жизней
взамен”,- рассуждает он, сравнивая свои
планы с арифметикой. При воплощении теории
в жизнь все оказывается гораздо сложнее.
Убив старуху, он убивает и Лизавету. Ему
не нужны лишние свидетели. Но человеческая
натура подвела его. Раскольников в спешке
забирает лишь безделушки. А про деньги
забывает. Даже то, что он взял, Раскольников
прячет, боясь обыска. Ничего из взятого
он не употребляет на себя, чтобы облегчить
свое материальное положение. Кажется,
что все идет благополучно, в преступлении
обвиняют другого человека. Но совесть
мучает Раскольникова, он становится мнительным,
раздражительным, шарахается от каждого
выкрика. Смерть старухи не только не приносит
ни ему счастья, ни его близким, а отрезает
его от мира людей. Согласно своей идее
он должен был ненавидеть всех, кого он
любил. Теория Раскольникова отделяет
его от людей. Для преступника муки совести
становятся тяжелее всякого юридического
наказания. Нечеловеческая идея-страсть,
приобретя ужасные формы, медленно убивает
и самого героя.
Крушение теории Раскольникова, его духовное
возрождение происходит по многим причинам,
но главная - его встреча с Соней Мармеладо-вой.
После убийства старухи вся его сущность,
все его добрые чувства^ такие как сострадание,
доброта, забота о ближнем, великодушие,
- протестуют против расчетов его ума.
Гордый, надменный, отрезанный от мира
людей, Раскольников идет к тому, кому
он может доверить свою тайну, В конце
концов он открывается Соне, блуднице,
совершившей также преступление, только
преступление над самой собой. Соня духовно
много выше Раскольникова. Она является
носительницей авторских христианских
идей всепрощения и смирения. Именно она
убеждает Раскольникова пойти с повинной.
Теория героя терпит крах. Он уже не может
следовать ей. Окончательный крах идеи
происходит в снах героя, которые опровергают
саму идею деления людей на два разряда.
В последнем сне он видит трихины, которые,
подобно людям из его теории, уничтожают
сами себя.
Преступник сам идет в полицейский участок
и сознается в содеянном. Его отправляют
на каторгу. “Вечная” Сонечка следует
за ним. На каторге происходит нравственное
возрождение героя. Он отказывается от
своей теории, приходит к христианским
ценностям, миропониманию, читает Евангелие.
Он понимает, что счастье не может быть
построено на преступлении.
В своем романе Достоевский хотел показать
не банальную историю убийства, а истоки
и причины его. Он создал картину переживаний
и мучений преступника. Автор, в отличие
от Толстого, который показывает своих
героев в развитии, в постоянном поиске
смысла жизни, стремится найти источник
зарождения антигуманной, бесчеловечной
теории, показать все ее пагубное воздействие
на человека.
...и
началась война, то есть
противное человеческому разуму
и всей человеческой природе событие...
Л. Толстой
Когда Толстой приступил к работе над
романом "Война и мир", все вопросы,
личные и общественные, волновавшие писателя
еще со времен Крымской кампании, встали
теперь перед ним во весь рост. Крестьянская
реформа не устранила глубоких противоречий
между помещиком и мужиком. "Великое
благодеяние", обещанное народу, вылилось
в отчаяние и протест миллионов. "Проблема
мужика" по-прежнему оставалась в литературе
главной. Ее решение во многом зависело
от тех коренных общественных преобразований,
которые ожидали Россию в будущем. Задача
состояла в том, чтобы "внести в мир
идею общественного устройства без поземельной
собственности...", идею, которая, по
мысли Толстого, имеет будущность, то есть
возможность духовного единения людей
на основе равенства и братства.
Задуманное произведение Толстой представлял
себе как напоминание о том, что народ
— огромная нравственная сила, которая
подчиняет себе все здоровые силы общества.
Писатель погружается в материал истории,
чтобы найти в нем объяснение многим явлениям
своей современности. И когда взгляд Толстого
останавливается на эпохе 1812 года, "мысль
народная" захватывает все существо
его. Понадобилось "пять лет непрестанного
и исключительного труда при наилучших
условиях жизни", что бы сказать то,
"что никто никогда не скажет". Писание
"Войны и мира" вылилось в рождение
еще неизвестного до того в литературе
жанра — романа-эпопеи. По широте охвата
жизни, по глубине и силе раскрытия человеческих
характеров мировая литература не знает
ничего равного.
"Что такое "Война и мир"? — писал
Толстой по поводу формы своего произведения.
— Это не роман, еще менее поэма, еще менее
историческая хроника. "Война и мир"
есть то, что хотел и мог выразить автор
в той форме, в которой оно выразилось".
А в беседе с Горьким сказал: "Без ложной
скромности это как "Илиада".
Творческая история "Войны и мира"
хранит на себе следы многочисленных правок,
исправлений, поисков того нужного слова,
которое как результат упорного труда
венчает высокое мастерство и совершенство.
Толстой бесчисленное количество раз
начинал и бросал писать свой роман до
тех пор, пока эпоха 1812 года не предстала
перед ним в ясных и определенных образах
и сама, как он говорит, не попросилась
на бумагу
В "Войне и мире" Толстой старался
писать историю народа. Подлинным героем
его произведения является русский народ,
те Карпы и Власы, которые не везли в Москву
продавать французам сено за большие деньги,
а жгли его. Народный характер войны сказался
не только в духовном единении народа
и прогрессивных слоев русского общества,
но и в стихийном росте партизанского
движения, развернувшегося на захваченной
врагом территории. Не считаясь с правилами
военного искусства, партизаны наносили
сокрушительные удары по французам. Увлекательно
и интересно, с большим тактом и мастерством
рисует Толстой партизанские рейды в тылу
врага под командованием Дениса Давыдова,
рассказывает о дьячке, ставшем во главе
отряда, о старостихе Василисе, истребившей
сотни французов. "Дубина народной войны,
— пишет Толстой, — поднялась со всею
грозною и величественной силой и, не спрашивая
ничьих вкусов и правил, с глупою простотой,
но с целесообразностью, не разбирая ничего,
поднималась, опускалась и гвоздила французов
до тех пор, пока не погибло все нашествие".
Судьбы народные переплетаются в романе
с жизненными судьбами отдельных героев.
Это придает всей картине характер всеобщности,
эстетического многообразия, скрепленного
единством авторской мысли. Жизнь русского
общества в один из интереснейших периодов
его истории предстала в изображении Толстого
во всей ее полноте благодаря тому, что
в романе своем он рисовал людей различных
общественных групп и сословий с позиций
народных представлений о жизни. Писатель
беспощаден ко всякого рода лжи, лицемерию,
обману, общественному и семейному. И он
клеймит это, когда создает типы чуждого
ему круга людей — высших сановников,
представителей царского двора, чиновников,
штабных офицеров, использующих войну
в корыстных целях. И наоборот, он полон
высокого воодушевления и оптимизма при
изображении героев и героинь, близких
его сердцу, — они "путеводители"
мысли и чувства художника, воплощение
его эстетических и нравственных правил.
Такими предстают в романе Андрей и Пьер,
Наташа Ростова и Мария Болконская, Кутузов
и Багратион.
Рассматривая исторический процесс как
движение самих народных масс, Толстой
огромное значение придает в этом движении
выдающейся личности. Кутузов и Наполеон
выступают в романе как две диаметральные
противоположности, к которым стягиваются
все нити повествования. Закон отталкивания
и притяжения действует по отношению к
этим противоположностям согласно их
роли и месту в историческом процессе.
Наполеон, в толковании Толстого, воплощение
зла, олицетворение буржуазной цивилизации
Запада, ведущей к отчуждению личности
от народа. Кутузов же — носитель народного
чувства. Главное в нем — его глубокое
понимание народных запросов, его духовная
близость к народу. Эти качества характера
Кутузова позволили, говорит Толстой,
выбрать его, против воли царя, в представители
народной войны.
В сценах, рисующих Кутузова как гениального
военного стратега и выдающегося государственного
деятеля, Толстой остается верен исторической
правде. Так, например, Бородинскую битву
Кутузов расценил как победу русских,
а сдачу Москвы — как преддверие окончательной
гибели наполеоновской армии. Однако в
своих философских размышлениях о "границах
свободы и зависимости" и толкованиях
движущих сил истории Толстой высказывает
суждения, противоречащие его художественной
истине.
В несоответствии с исторической истиной
дается в романе трактовка образа Платона
Каратаева. Толстой любуется его незлобивостью,
кротостью, его терпеливым отношением
к жизни. Он весь олицетворение чего-то
"доброго, круглого". В нем нет и тысячной
доли того, что характеризует собой все
русское крестьянство с его громадной
волей к победе и непременным участием
во всех жизненно важных процессах. Идеализация
в Платоне Каратаеве черт непротивленчества
открывает новый этап в мировоззренческой
деятельности Толстого, этап постепенного
перехода писателя на позиции патриархального
крестьянства.
В "Войне и мире" Толстой стремился
рассказать не только правду о душе человека,
но и правду истории. И потому все противоречия
"личной мысли" писателя ни в какой
мере не умаляют художественных достоинств
романа, не снижают уровня повествования.
Этим романом-эпопеей Толстой вошел в
мировую литературу как автор величайшего
из когда-либо написанных произведений.
В творчестве
Антона Павловича Чехова, который
становится писателем разночинной
демократической русской
Простой человек, труженик — это один
из вариантов главного чеховского образа.
Таков герой рассказа “Попрыгунья”. Доктор
Дымов — душевно богатый и сильный человек,
чья душевная мягкость, доброта, робкая,
всегда немного виноватая деликатность,
простота лишь подчеркивают его волю,
неутомимость в труде, настойчивость в
достижении цели, преданность своей науке.
Среди знаменитостей, окружающих его жену,
Ольгу Ивановну, доктор Дымов представлялся
слишком обыкновенным, ординарным, незначительным.
А когда Дымов умирает, заразившись дифтеритом
от мальчика, у которого через трубочку
высасывал дифтеритную палочку, то один
из его коллег, доктор Коростелев, говорит
Ольге Ивановне, что это “был великий,
необыкновенный человек. Какие дарования!
А какая нравственная сила! Добрая, чистая,
любящая душа, — не человек, а стекло! Служил
науке и умер от науки. А работал, как вол,
день и ночь, никто его не щадил, и молодой
ученый, будущий профессор, должен был
искать себе практику и по ночам заниматься
переводами, чтобы платить вот за эти ...подлые
тряпки!”
Дифтерит — не главная причина, из-за которой
оборвалась молодая жизнь Дымова. Дифтерит
был лишь “сообщником” Ольги Ивановны.
Она не поняла, что великий человек, поисками
которого она занималась всю жизнь, жил
рядом с нею. Она проглядела, “пропрыгала”
главное, не поняла ни красоты, ни силы
Дымова, не сумела видеть необыкновенное
в обыкновенном.
Во всем облике Дымова читатель угадывал
черты Сеченова, большого русского ученого.
Чехов глубоко чувствовал национальный
характер людей этого склада, повседневный
героизм их исполинского труда, их беспредельную
скромность, нравственную силу, несгибаемое
упорство, преданность делу культуры,
благородную любовь к родине и народу.
Создавая образ Дымова, Чехов вложил в
него свое восхищение типом русского ученого.
В романе, завязавшемся между Рябовским
и Ольгой Ивановной, развивается тема
обыкновенности и исключительности личности.
Ольга Ивановна, “попрыгунья”, ищет величие
в необыкновенном, исключительном, в ее
понимании великий человек — это избранная
личность, высоко возвышающаяся над толпой
“обыкновенных”, “маленьких”, людей.
Характерно для Чехова, что в самой измене
Ольги Ивановны Дымову выразились ее презрение
к “обыкновенным”, “маленьким” людям,
ее представления о великом человеке как
об избранной личности, возвышающейся
над толпой. Образ “попрыгуньи”, всю свою
жизнь “прыгающей” в поисках исключительного,
великого человека, — в конечном итоге
сатирический образ.
Свой рассказ о докторе Дымове и его жене
Чехов сначала назвал “Великий человек”.
С таким названием он послал его в редакцию
журнала “Север”. Но название не удовлетворило
его. Он писал редактору журнала: “Великий
человек” мне совсем не нравится. Надо
назвать как-нибудь иначе — это непременно.
Назовите так — “Попрыгунья”. Не забудьте
переменить”.
Возможно, что название “Великий человек”
казалось Антону Павловичу нескромным.
Но оно верно передает все существо дела.
Ложному величию Чехов противопоставил
в рассказе подлинное величие простого
и скромного, “обыкновенного” человека.
Любимые герои Чехова — обыкновенные
русские люди. В каждом из них мы ясно видим
не только отдельного человека, но и всю
его среду, целые пласты самой жизни. За
фигурой чеховского Дымова мы ясно ощущаем
множество трудовых людей.
У Чехова
была необыкновенная «зоркость бытия»,
он отличался наблюдательностью
и острым ведением мелочей жизни.
Недаром писатель на протяжении многих
лет вел записные книжки. Туда он
заносил наблюдения над людьми, отмечал
черты характера, которые раннее не были
замечены русскими писателями. Чеховских
героев постоянно преследуют ошибки, недоразумения,
крушения иллюзий, этим и определяются
принципы построения многих рассказов,
повестей и пьес. Ошибки эти, вначале незначительные,
обретают вселенский масштаб: от комических
мелочей до трагического понимания того,
что жизнь проходит впустую. Однако Чехов
нигде прямо не осуждает своих героев,
он либо показывает их просчеты, либо рассказывает
о тех, кто не способен оценить всю полноту
жизни.
Автор «Моей жизни», «Ионыча» «не судья
своих персонажей, - говорил английский
писатель Д. Пристли, - а беспристрастный
свидетель». Чеховских героев сложно понять,
еще сложнее оценить, потому что они не
напоминают нам те привычные образы русской
классики, которые воплощали в своем характере
авторскую идею. Еще современники упрекали
Чехова в том, что он «безыдейный автор».
Да и сам Чехов так писал о своем герое:
«Мой герой – и это одна из главных его
черт – слишком беспечно относится к внутренней
жизни окружающий, и в то время, когда около
него плачут, ошибаются, лгут, он преспокойно
трактует о театре, литературе». Это не
потому, что он циник: чеховский герой
перестал верить в счастье, в жизнь, он
втайне мечтает о том, что его страдания
и сомнения кто-нибудь оценит и поймет.
В чеховских рассказах нет положительных
или отрицательных героев, все они «случайные»
люди в «случайных» ситуациях. Это одна
большая «скучная история» «неизвестного
человека» русской классической литературы
и очень знакомого героя 80-х годов девятнадцатого
века.
Рассмотрим произведение «Ионыч», которое
относится к произведениям уже зрелого
и талантливого писателя. На первый взгляд
кажется, что создавался этот текст по
классической модели русского реализма,
где представлен типический герой в типических
обстоятельствах. В записных книжках,
набросках повести отмечено: «Ионыч. Ожирел.
По вечерам ужинает в клубе за большим
столом».
«Филимоновы – талантливая семья… в
скучном сером городе». Мы видим, что повесть
«Ионыч» рождается как бы из двух центров:
туркинская семья и сам Ионыч – среда
и герой. Но нет классического конфликта
между «умной ненужностью» и «пошлым миром».
Дмитрий Старцев уже в первой части произведения
воспринимает этот пошлый мир как «недурственный»,
он, как и все гости, принимает условия
игры. Ему кажется, что эти милые люди,
особенно Котик, его понимают: «С ней он
мог говорить о литературе, об искусстве,
о чем угодно, мог жаловаться ей на жизнь…»,
и не важно, что она иногда начинает некстати
смеяться. Свидания героев проходят на
лоне природы, в саду, как и должно быть
в ситуации «русский человек». «В их большом
каменном доме было просторно и летом
прохладно, половина окон выходила в старый
тенистый сад, где весной пели соловьи…»,
но дальше автор добавляет, «когда в доме
сидели гости, то в кухне стучали ножами,
во дворе пахло жаренным луком – и это
всякий раз предвещало обильный и вкусный
ужин». Это-то больше всего и нравилось
Ионычу.
В герое пробуждается жажда любви, и он,
как воодушевленный романтик, отправляется
на свидание ночью на кладбище. Страстный
порыв, а не искреннее чувство, театральный
жест. А не любовь – вот что руководит
героем. Это подтверждается финальной
фразой сцены на кладбище: «Ох, не надо
бы полнеть!» - и мыслями Ионыча, когда
он едет просить руки Котика: «А приданного
они дадут, должно быть, немало».
После разлуки и обоюдных разочарований
герои вновь встречаются. Та же семейка,
тот же сад, те же желания – избавиться
от скуки. Котик пытается говорить о любви:
«Я все эти дни думала о вас… Как же вы
поживаете?», но ответ Ионыча будет удручающим:
«Как мы поживаем тут? Да ни как. Старимся,
полнеем, опускаемся». Так, история человеческой
жизни в изображении Чехова начинается
комично, но не смешно, а кончается печально
и смешно.