Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:00, реферат
Около восьми веков назад, в 1187 году, было создано одно из самых гениальных произведений древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Оно является гордостью всей русской литературы. «Слово...» проникнуто большим человеческим чувством – тёплым, нежным и сильным чувством любви к родине. Эта любовь чувствуется в каждой строке произведения: и в душевном волнении, с которым автор говорит о поражении войск Игоря, и в том, как он передаёт слова плача русских жён по убитым воинам, и в широкой картине русской природы, и в радости по поводу возвращения Игоря.
I. Русская классика 2
1. «Слово о полку Игореве» - произведение глубоко народное 2
2. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (Обращаясь к героям комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума») 2
3. «Гигант Пушкин – величайшая гордость наша…» (А.М.Горький) 3
4. «… в жестокий век восславил… Свободу и милость к падшим призывал» (о лирике А.С. Пушкина) 4
5. Русская женщина со светлой и чистой душой (Татьяна Ларина в романе в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». 6
6. Картины русской природы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 7
7. … «Стих, облитый горечью и злостью» (О поэзии М.Ю. Лермонтова) 8
8. «Люблю отчизну я, но странною любовью!» (В чем она, «странная» любовь Лермонтова?) 10
9. «Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России» (Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя) 10
10. «Эх, тройка! Птица-тройка!..» Русь в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». 11
11. «Человек создан для счастья, как птица для полета» (Жажда воли и счастья в драме А.Н.Островского «Гроза»). 12
12. «Отцы» или «дети» - конфликт на все времена? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). 13
13. «Особенный человек – двигатель двигателей» (По роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?») 13
14. Мастерство Некрасова Н.А. в изображении народной жизни. 14
16. В чем был прав и в чем заблуждался Раскольников? (По роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание»). 15
17. Широта изображения жизни в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». 15
18. Жизненные идеалы героев Чехова 16
19. «Краткость – сестра таланта» (А.П.Чехов) 17
20. «Нужно беречь в себе человека…» (По рассказам А.П.Чехова) 17
О лирике
Пушкина говорить и трудно и легко.
Трудно, потому что это разносторонний
поэт. Легко, потому что это необычайно
талантливый поэт. Вспомним, как он определил
сущность поэзии:
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум.
Я обратил внимание на то, что непременным
условием творчества поэт считает свободу.
Пушкин уже к семнадцати годам был вполне
сложившимся поэтом, способным соперничать
с такими маститыми светилами, как Державин,
Капнист. Поэтические строки Пушкина,
в отличие от громоздких строф Державина,
обрели ясность, изящество и красоту. Обновление
русского языка, столь методично начатое
Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин.
Его новаторство нам потому и кажется
незаметным, что мы сами говорим на этом
языке. Бывают поэты “от ума”. Их творчество
холодно и тенденциозно. Другие слишком
много внимания уделяют форме. А вот лирике
Пушкина присуща гармоничность. Там все
в норме: ритм, форма; содержание.
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ли в многолюдный храм,
Сижу ль средь юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Так начинается одно из самых блистательных
стихотворений Пушкина. Музыкальное повторение
у и ли не кажется нарочитым, но создает
особую мелодию стиха, всецело подчиняемую
общей идее произведения. Поэта мучает
мысль о скоротечности жизни, о том, что
на смену ему придут новые поколения и
он, возможно, будет забыт. Эта печальная
мысль развивается на протяжении нескольких
строф, но затем, по мере того как она уступает
место философскому примирению с действительностью,
меняется и звуковой настрой стихотворения.
Элегическая протяженность исчезает,
последние строки звучат торжественно
и спокойно:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Исключительное художественное чутье
Пушкина руководило им в выборе ритма,
размера. Удивительно точно воспроизводится
тряска дорожного экипажа:
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Когда читаешь стихотворение “Обвал”,
невольно приходит на память гулкое горное
эхо, возникают в воображении угрюмые
очертания скал и обрывов.
...И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
Пушкин, как никто, умел радоваться красоте
и гармонии мира, природы, человеческих
отношений. Тема дружбы — одна из ведущих
в лирике поэта. Через всю свою жизнь он
пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером,
зародившуюся еще в лицее. Многие вольнодумные
стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам.
Таким является стихотворение “К Чаадаеву”.
В строках, лишенных всякой иносказательности,
поэт призывает друга отдать свои силы
освобождению народа.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Столь же недвусмысленный призыв к восстанию
содержится и в знаменитой оде Пушкина
“Вольность”. Главная мысль оды в том,
что “вольность” возможна и вмонархическом
государстве, если монарх и народ строго
следуют законам, в том числе и моральным.
Пушкин призывает к этому, но вместе с
тем звучит предупреждение тиранам:
Тираны мира! трепещите!
Поэтические проклятия в их адрес занимают
целую строфу.
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу
Твою погибель, смерть детей,
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты богу на земле.
Царь рассвирепел, прочитав эти строки.
“Пушкина надо сослать в Сибирь, — заявил
он. — Он бунтовщик хуже Пугачева”.
" На зловещем контрасте безмятежной
природы и ужасов крепостничества строится
“Деревня”. Стихотворение условно можно
разделить на две части. Первая Часть—
это “приют спокойствия”, где все полно
“счастья и забвенья”. Казалось бы, по
тону первой части ничто не предвещало
взрыва негодования. Даже подбор оттенков
говорит нам о радужных картинах сельской
природы: “душистые скирды”, “светлые
лучи”, “лазурные равнины”. Иначе, “везде
следы довольства и труда”. Но вторая
часть стихотворения несет антикрепостническую
направленность. Именно здесь, в деревне,
Пушкин видит зловещую причину всех бедствий
— крепостное право, “рабство тощее”,
“барство дикое”. Заканчивается стихотворение
риторическим вопросом:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвященной
Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?
Но царь не внял призывам поэта. Пушкина
ожидала ссылка. Правда, благодаря Жуковскому,
северную ссылку заменили южной. Во время
восстания декабристов Пушкин жил в Михайловском.
Здесь его застала весть о жестокой расправе
над ними. Он пишет замечательное стихотворение
“В Сибирь”, которое передает декабристам
через Екатерину Трубецкую. Он посылает
друзьям слова утешения:
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье...
Пушкин был не только единомышленником
декабристов, его стихи воодушевляли их.
Каждое новое произведение было событием,
переписывалось из рук в руки. Об этом
говорится в стихотворении “Арион”:
...А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел...
Певец оказывается единственным, кто уцелел
после “грозы”. Но он остается верен своим
убеждениям: “я гимны прежние пою”.
Быть с друзьями в беде — священный долг
каждого человека. Высокие чувства любви
и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину,
не дают ему впасть в отчаянье. Любовь
для Пушкина — высочайшее напряжение
всех душевных сил.
Как бы ни был человек подавлен и разочарован,
какой бы мрачной ни казалась ему действительность,
приходит любовь — и мир озаряется новым
светом. Самым изумительным стихотворением
о любви, на мой взгляд, является стихотворение
“Я помню чудное мгновенье”. Пушкин умеет
найти удивительные слова, чтобы описать
волшебное воздействие любви на человека:
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Женский образ дан лишь в самых общих чертах:
“голос нежный”, “милые черты”. Но даже
эти общие контуры женского образа создают
впечатление возвышенного, необычайно
прекрасного.
В стихотворении “Я вас любил” показано,
что настоящая любовь не эгоистическая.
Это светлое, бескорыстное чувство, это
желание счастья любимой. Пушкин находит
удивительные строки, хотя слова совершенно
простые, повседневные. Наверно, именно
в этой простоте и повседневности проявляется
красота чувств и нравственная чистота:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Особое внимание хотелось бы обратить
на стихотворение “Мадонна”.
Это стихотворение Пушкин посвятил своей
жене. Радость и счастье от долгожданного
брака (он трижды делал предложение Н.Н.Гончаровой)
выразились в строках:
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец
Поэзия Пушкина обладает удивительным
даром. Она как живительный бальзам воздействует
на человека. Стихотворения Пушкина мы
знаем с юных лет, но только через какое-то
время, иногда много лет спустя, мы открываем
для себя заново сказочный мир его поэзии
и не устаем поражаться ее кристальной
чистоте, ясности, одухотворенности. Поэзия
Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему
прекрасному в человеке.
Татьяна
— существо исключительное, натура
глубокая, любящая, страстная...
В. Г. Белинский
200 лет минуло со дня рождения гения русской
литературы, всеми любимого поэта Александра
Сергеевича Пушкина.
Хочется снова и снова возвращаться к
пушкинскому слову и его замечательному
роману в стихах "Евгений Онегин",
где представлена молодежь 20-х годов XIX
века. Существует очень красивая легенда.
Один скульптор изваял из камня прекрасную
девушку. Она выглядела настолько живой,
что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура
молчала, а творец ее заболел от любви
к своему чудесному созданию. Ведь в ней
он выразил свое сокровенное представление
о женской красоте, вложил свою душу и
терзался, что никогда не станет эта мраморная
девушка живой. Эта странная любовь была
настолько сильна, что боги сжалились
и оживили камень.
Очевидно, что в искусстве возможно такое
чудо, когда художник всерьез увлекается
своим собственным творением. Вероятно,
и Пушкин, работая над романом "Евгений
Онегин", любовался чудесной девушкой,
оживающей под его пером. Он с любовью
описывает ее внешность, силу чувств, "милую
простоту". На многих страницах невольно
признается: "...я так люблю Татьяну милую
мою!..", "Татьяна, милая Татьяна! С
тобой теперь я слезы лью..."
Часто говорят о "тургеневских девушках".
Эти образы будут вечно тревожить воображение
своей женственностью, чистотой, искренностью
и силой характера. Но мне кажется, что
"пушкинские девушки" не менее интересны
и привлекательны. Маша Троекурова из
"Дубровского", Марья Гавриловна
из "Метели". Но самая привлекательная
и "знаменитая" из всех героинь Пушкина
— Татьяна Ларина.
В романе мы встречаемся с ней в поместье
ее родителей. Деревня Лариных, как и Онегина,
верно, тоже "прелестный уголок",
какие попадаются в средней полосе России.
Пушкин много раз подчеркивает, как Татьяна
любила природу, зиму, катание на санках.
Русская природа, сказки няни, старинные
обычаи, соблюдаемые в семье, сделали Татьяну
"русскою душой".
Татьяна во многом похожа на других девушек.
Так же "верила преданьям простонародной
старины, и снам, и карточным гаданьям",
ее "тревожили приметы". Но уже с детства
в Татьяне было много такого, что выделяло
ее среди других, она даже "в семье своей
родной казалась девочкой чужой". Она
не ласкалась к родителям, мало играла
с детьми, не занималась рукоделием.
Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.
С ранних лет она отличалась мечтательностью,
жила особой внутренней жизнью. Автор
подчеркивает, что девушка была лишена
кокетства и притворства — качеств, которые
так не нравились ему в женщинах. Много
строк в романе посвящено роли книг, которые
для Татьяны были особым миром, сформировали
ее мировоззрение, душевные качества.
Гак Пушкин подводит нас к пониманию того,
что Татьяна — натура поэтическая, высокая,
одухотворенная. А разве такая может не
нравиться?
По дуйте автору и открытость, прямота
его героини. Хотя девице признаваться
в любви всегда считалось неприличным,
Татьяну трудно осуждать за это. Поэт спрашивает:
За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит собственной мечте?
Мы не можем не заметить постоянства характера
Татьяны, присущего ей с раннего детства.
А когда она становится знатной дамой,
то с грустью и тоской вспоминает прежнюю
сельскую жизнь "...волненье света ненавидит;
ей душно здесь... она мечтой стремится
к жизни полевой". Ц любовь к Евгению
Татьяна по-прежнему хранит в душе.
Нельзя не отметить еще одно место, раскрывающее
отношение поэта к его "милому идеалу":
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все тихо, просто было в ней...
Пушкин — "истинный гений" в науке
"страсти нежной" — хорошо знал женскую
натуру. В его произведениях вырисовывается
собирательный портрет девушки, которой
он отдает предпочтение. Главные ее черты
— благородство и верность супружескому
долгу. Маша Троекурова, принесшая любовь
в жертву святости брак, Марья Гавриловна,
отказывающая всем поклонникам, потому
что случай повенчал ее с неизвестным
офицером, Маша Миронова, не отрекшаяся
от своего опального жениха и сумевшая
попасть ради его спасения к самой царице.
Наконец, Татьяна, которая, по-прежнему
любя Онегина, с твердостью отвечает ему:
Но я другому отдана,
И буду век ему верна.
Проходят эпохи, меняются мода, увлечения,
общественные условия и законы, но всегда
будут в чести те душевные качества, которые
делают Татьяну Ларину и других "пушкинских
девушек" милыми и привлекательными:
благородство, чистота, верность.
Татьяна Ларина открыла собой галерею
прекрасных образов русских женщин, нравственно
безупречных, верных долгу, ищущих содержательной
жизни.
Такова Ольга Ильинская в романе Гончарова
"Обломов", тургеневские героини:
Наталья из "Рудина", Елена из "Накануне",
жены декабристов, воспетые Некрасовым.
Я считаю, что "Татьяны милый идеал"
и в наше время не потерял своей свежести
и чистоты. Образ пушкинской героини учит
современных девушек верности избраннику,
нравственной чистоте, жертвенности во
имя любви. Не сомневаюсь, что немало молодых
людей и сегодня восхищаются нежным образом
Татьяны за ее светлый ум, чистоту души,
красоту помыслов и поступков.
Природа
предстает в романе в разных образах:
это и пейзажные зарисовки, и
естественный, гармонический мир, противостоящий
суетности и смятенности
Утверждая непостоянство, переменчивость
женских чувств, Онегин сравнивает их
с быстротекущими природными явлениями:
Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так деревцо свои листы
Меняет с каждою весною.
Так, видно, небом суждено.
Яркие, красочные картины природы, рассыпанные
по пестрой сюжетной канве романа, сверкают
и переливаются, как драгоценные камни.
Многие из них стали крылатыми, обрели
жизнь, как самостоятельные произведения.
Однако автор изображает природу не восторженно-романтически,
а субъективно-реалистически — ведь вечная
и многоликая природа объективно совершенна
и не нуждается в словесном украшении.
Иногда Пушкин даже позволяет себе легкую
иронию при описании не самых любимых
пор года:
Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим...
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Но и в этих ироничных зарисовках удивительная
точность, удивительная точность в передаче
настроений. Поэт воздал должное всем
порам года. Вслед за унылой, исполненной
ожидания (“зимы ждала, ждала природа”)
порой, когда богатые, яркие краски созревшей
природы сменились однотонными черными,
серыми, наступает долгожданная зима:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь...
Верный жизненной правде, Пушкин рисует
не просто зимний пейзаж, он создает психологический
портрет начала поры года, образ зимы,
воспринимаемый крестьянами. Природа
для народа не только предмет любования,
но и благоприятный период для поездок
на санях после осеннего бездорожья. Детали
крестьянского зимнего быта воссозданы
достаточно поэтично: красный кушак на
фоне ярко-белого, блистательного снежного
ковра, стремительный полет кибитки, взрывающей
“бразды пушистые”. И все же поэтизация
простых, ничем не примечательных жизненных
явлений вызывающе смела для изящной словесности
того времени. Но Пушкин демонстративно
подчеркивает принципиальность реалистического
взгляда на мир:
Но, может быть, такого рода
Картины вас не привлекут:
Все это низкая природа;
Изящного не много тут.
Противопоставляя свой насыщенный реалистическими
деталями зимний пейзаж изысканным живописаниям
“роскошным слогом” “всех оттенков зимних
нег”, поэт отстаивает право на творческую
самостоятельность, естественность.
Но Пушкин изменчив и многогранен. Глазами
своей любимой героини он воссоздает образ
зимы красочной и поэтичной:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
Приход весны Пушкин рисует яркими, светлыми
красками.
Радость пробуждения природы, обновление
жизни передается разнообразными определениями,
эпитетами, обилием глаголов:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Но Пушкин не просто отражает внешний
мир, природа — это фон, на котором протекает
душевная жизнь человека. Внутренняя жизнь
не всегда созвучна изменениям в природе,
в этом случае контраст между естественностью
природных явлений и душевной смутой подчеркивает
настроение героя. Ясное, безоблачное
небо, прозрачный воздух делают душевную
грусть еще более тяжелой.
Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны...
То, что в юности окрыляло, придавало сил
и энергии, сейчас вызывает только грусть.
Нет в душе той радости открытия мира —
есть только тяжесть прожитых лет и незбывшихся
надежд.
Прекрасно описал Пушкин летний вечер,
залитый лунным светом, наполненный мирными
звуками. Каждый звук слышится отчетливо,
даже самый тихий. Тишина завораживает
гармоничностью отдыхающей природы, покоем
и умиротворением.
Правда, погруженная в свои мечты Татьяна
в этот раз не любуется красотой природы,
душевная боль целиком поглотила ее.
Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал.
Уж расходились хороводы;
Уж за рекой, дымясь, пылал
Огонь рыбачий.
И наконец — осень. Любимая пора Пушкина,
буйство красок созревшей природы, время
плодотворной творческом работы, вдохновения.
Яркие, насыщенные цвета радуют глаз и
душу, но в сердце уже вползает тревога
— недолог век расцвета, суровая зима
скоро поглотит эту прощальную улыбку
природы:
Настала осень золотая
. Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана...
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Образ осени трагичен еще и потому, что
воспринимается глазами Татьяны, чувства
которой обострены до предела. Она прощается
со своими девичьими мечтами, с любимыми
сельскими пейзажами. Детство кончилось,
ее везут “на ярмарку невест”, а сердце
разрывается от неразделенной любви, безысходности.
Природа у Пушкина — мир гармонии, источник
внутреннего покоя. Душевная связь с природой
— признак глубокой натуры, неприятие
ее — черта душевной бедноты, ограниченности
человека.
Вхождение
Лермонтова в литературу было стремительным.
В дни смерти Пушкина вся Россия
узнала имя его преемника. Лермонтов
как бы подхватил знамя поэзии,
выпавшее из рук Пушкина, когда появилось
в рукописных экземплярах.
Его знаменитое стихотворение “Смерть
поэта”. Но писал Лермонтов уже многие
годы. Писал, но не публиковал. Лермонтов
боготворил Пушкина как поэта. Он не был
с ним знаком, хотя у них были общие друзья.
Молодой Лермонтов только мечтал о том,
чтобы понести на суд Пушкина свои произведения.
Одним из них было стихотворение “Бородино”.
В стихотворении “Бородино” рассказ
о войне доверен старому солдату. Характерно,
что поэт сумел показать народный взгляд
на войну. И говорит солдат просторечным
языком, с характерными пословицами и
поговорками. Даже неправильность речи
солдата (“Постой-ка, брат мусью”) подчеркивает
взгляд на войну. Напряженность битвы
передается подбором особой лексики:
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел...
Солдат, ведущий повествование, не один,
он только выступает от имени всех. При
этом постоянно подчеркивает общность
патриотических целей:
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой...
Поэт постоянно подчеркивает отношение
к войне как к серьезному воинскому долгу.
Это, пожалуй, основное в стихотворении:
общность людей перед лицом врага.
Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость:
“Уж мы пойдем ломить стеною...”. Основная
мысль стихотворения выражается в словах:
“Да, были люди в наше время, не то, что
нынешнее племя...”. В этих словах жалоба
на настоящее поколение, зависть к великому
прошедшему, полному славы и доблести.
Лермонтов считал, что это стихотворение
не стыдно показать Пушкину.
И в эти дни он узнает о трагической гибели
поэта. Мог ли он не откликнуться на это
трагическое событие? Как видим, в первом
же стихотворении, которое стало известно
общественности, проявился его вольнолюбивый-дух.
Для лирики Лермонтова свойственны двойственность
в восприятии мира, такая же, которую он
показал в своем романе.
“Герой нашего времени”. В душе Лермонтова
был свой идеальный, особый мир, который
резко отличался от действительности.
“В уме своем я создал мир иной...”. Необычайно
широка тематика стихотворений Лермонтова.
За свою короткую жизнь (он умер в 27 лет)
он создал огромное количество философских,
романтических, патриотических стихотворений
о любви и дружбе, о природе, о поисках
смысла жизни. Когда читаешь эти стихотворения,
тебя охватывает странное чувство. В его
стихотворениях такая глубокая горечь
и печаль, что сердце невольно сжимается
от боли:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Эта горечь распространяется не только
на него самого, но и на все поколение (“Дума”).
“Дума” — поэтическая исповедь, чистосердечная
и печальная. Композиция стихотворения
подчинена авторскому замыслу: в первом
четверостишии высказывается общее суждение
о поколении 30-х годов:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно...
Последующие четверостишия развивают
и доказывают мысль, высказанную ранее.
Мы видим открытое и беспощадное отрицание
окружающего мира, которое обращено и
на всех, и во внутренний мир души. Лермонтова
огорчает то, что многие его современники
живут “ошибками отцов и поздним их умом”.
Он говорит о декабристах, которые смирились,
прекратили борьбу. С тревожной болью
говорит о том, что у его современников
— образованных людей — нет ни сильных
чувств, ни прочных привязанностей, ни
убеждений:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви ...
Нравственно опустошенные, утратившие
цельность мировоззрения, современники
поэта не способны ни на подвиг, ни на труд.
И заканчивается стихотворение убийственным
выводом, который подготовлен всем ходом
рассуждений:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Какая ирония звучит в словах!
Мы жалко бережем в груди остаток чувства...
Мы иссушили ум наукою бесплодной...
К добру и злу послушно равнодушны...
“Дума” — это сатира и элегия. Поэт говорит
от лица той интеллигенции, которая не
хотела мириться с действительностью,
но и сделать ничего не могла.
Безусловным шедевром русской лирики
является стихотворение “Выхожу один
я на дорогу”. В нем проявилось исключительное
мастерство поэта в изображении переживаний
лирического героя. Перед нами изумительные
картины природы, которые подчеркивают
мысли об одиночестве героя. Стихотворение
сопровождается риторическими вопросами:
“Что же мне так больно и так трудно? Жду
ль чего? Жалею ли о чем?” Автор показывает
нам, что невозможно найти успокоение
в общении с природой. Это только мечта,
желание, а не реальность:
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть...
Показывая переживания лирического героя
от отчаяния до умиротворенности, автор
дает нам возможность почувствовать, что
грусть его светла. Контраст, который обнажил
в самом начале стихотворения поэт, —
это контраст природы и внутреннего состояния
человека:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Таким образом, мы видим, что во многих
стихотворениях Лермонтова явно просматривается
грусть, тоска, одиночество. Противоречия
между героем и миром углубляются и расширяются.
Эти противоречия связаны и с личной жизнью
героя, и с особенностями эпохи, в которой
он жил. Недаром он говорил: “Я поэт другой
эпохи”.
Великий
русский критик В.Г.Белинский назвал
поэзию М.Ю.Лермонтова “совсем новым
звеном в цепи исторического развития
нашего общества”. Связано это было, прежде
всего, с тем, что М.Ю.Лермонтов создавал
свои произведения в эпоху, когда поэтическое
в жизни отходит на второй план, в эпоху
политической реакции, наступившей после
неудавшегося восстания декабристов.
Те идеалы свободы, которыми жило пушкинское
поколение, оказались поверженными. В
русском обществе наступает период рефлексии,
отказа от активной общественной деятельности,
пора “безвременья”. Лермонтов, безусловно,
человек своего поколения, а потому он
стремится к анализу действительности.
Увы, то, что он видит, “иль пусто, иль темно”.
Лермонтова можно с полной уверенностью
назвать патриотом своего отечества. Но
поэту был глубоко чужд показной патриотизм,
а потому он не приемлет официальную точку
зрения, согласно которой современная
ему Россия — почти идеальное государство,
Россия Лермонтова предстает в другом
виде, это —
...немытая Россия,
Страна рабов, страна господ...
Именно о России говорит поэт в стихотворении
“Жалобы турка”, называя ее страной, где
“стонет человек от рабства и цепей”.
Такая рабски покорная Россия ненавистна
поэту, такая родина может вызывать только
презрение. Тяжелы и безрадостны размышления
поэта о судьбе поколения 30-х годов XIX века.
Что же М.Ю.Лермонтов может противопоставить
современности? Прежде всего славное прошлое
России, в котором поэт видит сильных,
мужественных людей, наделенных исключительными
характерами, людей, которые не приемлют
неволи.
В своем творчестве М.Ю.Лермонтов делает
попытку решить проблему положительного
героя. И если среди современников Лермонтов
искал и не находил такого героя, то в историческом
прошлом России такие герои были. В истории
отечества М.Ю. Лермонтова интересуют,
прежде всего, переломные моменты, поскольку
именно они выявляют самые сильные черты
характера человека. Эпохе царствования
Ивана Грозного посвящена историческая
поэма “Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова”,
настоящим героем которой становится
не царь Иван Грозный, а молодой русский
купец, чей образ близок образам героев
русского народного эпоса, былинным богатырям.
Купец Калашников честен, благороден,
смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем
смертным боем, пытаясь защитить свою
жену, отстоять свое человеческое достоинство.
Смелый купец отомстил за поруганную честь,
убил своего обидчика в честном кулачном
бою на Москве-реке, но и сам поплатился
жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному,
не открыл купец Калашников истинной причины
своего поступка, не склонил своей гордой
головы. Герой поэмы воплощает честь и
достоинство, изначально присущие русскому
человеку.
“Богатырским” назовет Лермонтов и поколение
“детей двенадцатого года”. В стихотворении
“Бородино” поэт воспевает подвиг российских
солдат, “богатырей”, победивших в Отечественной
войне. Участники сражения вызывают восхищение
поэта;
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Это героическое поколение противопоставлено
поколению 30-х годов, которое “толпой
угрюмою и скоро позабытой” пройдет, “не
бросивши векам ни мысли плодовитой, ни
гением начатого труда”. Главное отличие
своих современников от людей прошлого
Лермонтов видит в их бездеятельности.
Неспособность, а чаще и нежелание найти
применение своим силам в жизни — вот
главная беда человека в России того времени.
В стихотворении 1841 года “Родина” Лермонтов
подводит итог своим размышлениям о том,
что есть для него отчизна. “Странную
любовь” поэта к России не может победить
рассудок, потому что она идет от сердца.
Поэт влюблен в красоту русской природы,
“огни печальных деревень”, простые избы,
безудержную русскую “пляску с топаньем
и свистом”, пьяных мужичков — словом,
все то, что не укладывается в рамки официального
патриотизма. Русская природа приближает
поэта к постижению великой мировой гармонии
— единственного, что может быть отрадно
сердцу поэта в жизни. В стихотворении
“Как часто, пестрою толпою окружен...”
лирический герой Лермонтова рвется из
мира “приличьем стянутых масок” на волю,
к проникнутым покоем полям, аллеям. Родные
просторы, природа излечивают израненную
Душу поэта, он чувствует свое единение
с Богом:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
“Свобода и покой” — вот к чему, стремится
М.Ю.Лермонтов, и только русская природа
помогает ему примириться с жизнью.