Русская классика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:00, реферат

Описание работы

Около восьми веков назад, в 1187 году, было создано одно из самых гениальных произведений древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Оно является гордостью всей русской литературы. «Слово...» проникнуто большим человеческим чувством – тёплым, нежным и сильным чувством любви к родине. Эта любовь чувствуется в каждой строке произведения: и в душевном волнении, с которым автор говорит о поражении войск Игоря, и в том, как он передаёт слова плача русских жён по убитым воинам, и в широкой картине русской природы, и в радости по поводу возвращения Игоря.

Содержание

I. Русская классика 2

1. «Слово о полку Игореве» - произведение глубоко народное 2

2. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (Обращаясь к героям комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума») 2

3. «Гигант Пушкин – величайшая гордость наша…» (А.М.Горький) 3

4. «… в жестокий век восславил… Свободу и милость к падшим призывал» (о лирике А.С. Пушкина) 4

5. Русская женщина со светлой и чистой душой (Татьяна Ларина в романе в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». 6

6. Картины русской природы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 7

7. … «Стих, облитый горечью и злостью» (О поэзии М.Ю. Лермонтова) 8

8. «Люблю отчизну я, но странною любовью!» (В чем она, «странная» любовь Лермонтова?) 10

9. «Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России» (Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя) 10

10. «Эх, тройка! Птица-тройка!..» Русь в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». 11

11. «Человек создан для счастья, как птица для полета» (Жажда воли и счастья в драме А.Н.Островского «Гроза»). 12

12. «Отцы» или «дети» - конфликт на все времена? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). 13

13. «Особенный человек – двигатель двигателей» (По роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?») 13

14. Мастерство Некрасова Н.А. в изображении народной жизни. 14

16. В чем был прав и в чем заблуждался Раскольников? (По роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание»). 15

17. Широта изображения жизни в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». 15

18. Жизненные идеалы героев Чехова 16

19. «Краткость – сестра таланта» (А.П.Чехов) 17

20. «Нужно беречь в себе человека…» (По рассказам А.П.Чехова) 17

Работа содержит 1 файл

Экзаменационные Сочинения по Литературе за 11 класс.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

9. «Мысли мои, мое  имя, мои труды  будут принадлежать  России» (Жизненный  и творческий путь  Н.В.Гоголя)

  

  ...Придет ли времячко  
     (Приди желанное!).  
    Когда народ не Блюхера  
    И не милорда глупого,  
    Белинского и Гоголя  
    С базара понесет?  
    Н. Некрасов  
      
    Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения открыли широкому кругу читателей сказочный и светлый мир героев повестей из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”, суровые и вольнолюбивые характеры “Тараса Бульбы”, приоткрыли завесу загадочности русского человека в поэме “Мертвые души”. Далекий от революционных идей Радищева, Грибоедова, декабристов, Гоголь между тем всем своим творчеством выражает резкий протест самодержавно-крепостному строю, калечащему и уничтожающему человеческое достоинство, личность, саму жизнь подневольных ему людей. Силой художественного слова Гоголь заставляет биться в унисон миллионы сердец, зажигает в душах читателей благородный огонь милосердия.  
    В 1831 году выходит первый сборник его повестей и рассказов “Вечера на хуторе близ Диканьки”. В него вошли “Вечер накануне Ивана Купала”, “Майская ночь, или Утопленница”, “Пропавшая грамота”, “Сорочинская ярмарка”, “Ночь перед Рождеством”. Со страниц его произведений встают живые характеры веселых украинских парубков и дивчат. Свежесть и чистота любви, дружбы, товарищества являются их замечательными качествами. Написанные в романтическом стиле на основе фольклорных, сказочных источников, гоголевские повести и рассказы воссоздают поэтическую картину жизни украинского народа.  
    Счастью влюбленных Грицько и Параски, Левко и Ганны, Вакулы и Оксаны мешают силы зла. В духе народных сказок писатель воплотил эти силы в образах ведьм, чертей, оборотней. Но, как бы ни злобствовали злые силы, народ одолеет их. И поэтому кузнец Вакула, сломив упрямство старого черта, заставил его везти себя в Петербург за черевичками для любимой Оксаны. Старый запорожец из повести “Пропавшая грамота” перехитрил ведьм.  
    Глубокой правдивостью описания жизни и быта украинского народа, яркостью характеров, очаровательностью картин природы, тонким юмором, меткостью народного языка, романтическим пафосом — всем этим первая книга молодого писателя сразу приковала к себе внимание читателей и литературной общественности.  
    В 1835 году выходит второй сборник повестей Гоголя “Миргород”, куда вошли повести, написанные в романтическом стиле: “Старосветские помещики”, “Тарас Бульба”, “Вий”, “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”. В “Старосветских помещиках” и “Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” писатель вскрывает ничтожество представителей класса крепостников, которые жили только ради желудка, предавались бесконечным дрязгам и ссорам, в сердцах которых вместо благородных гражданских чувств жили непомерно мелкая зависть, своекорыстие, цинизм. И совершенно в другой мир переносит читателя повесть “Тарас Бульба”, в которой отображена целая эпоха в национально-освободительной борьбе украинского народа, его братская дружба с великим русским народом. Перед написанием повести Гоголь много работал над изучением исторических документов о народных восстаниях.  
    В образе Тараса Бульбы воплощены лучшие черты свободолюбивого украинского народа. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение Украины от угнетателей. В кровавых схватках с врагами он личным примером учит казаков, как нужно служить родине. Когда его родной сын Андрий изменил священному делу, у Тараса не дрогнула рука, чтобы убить его. Узнав о том, что враги захватили Остапа, Тарас сквозь все преграды и опасности пробирается в самый центр вражеского стана и, глядя на страшные муки, которые переносит Остап, беспокоится больше всего о том, как бы его сын во время истязаний не проявил малодушия, ибо тогда враг может утешиться слабостью русского человека.  
    Гоголь пишет, что нигде, ни у одного народа мира любовь к родине не проявилась с такой силой, как у русских. В своем выступлении перед казаками Тарас Бульба говорит: “Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать,— так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!” И когда враги схватили старого Тараса и повели его на страшную казнь, когда они, привязав его к дереву, разложили под ним костер, не о своей жизни думал казак, а до последнего дыхания он был вместе с товарищами по борьбе. “Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!” — восклицает восторженно писатель.  
    Вслед за сборником “Миргород” Гоголь издает “Арабески”, где были помещены его статьи по вопросам литературы, истории, живописи и три повести—“Невский проспект”, “Портрет”, “Записки сумасшедшего”; позже печатаются еще “Нос”, “Коляска”, “Шинель”, “Рим”, отнесенные автором к “петербургскому циклу”.  
    В повести “Невский проспект” писатель утверждает, что в северной столице все дышит ложью, а самые высокие человеческие чувства и порывы попирает сила и власть денег. Примером тому служит печальная судьба героя повести — художника Пискарева. Показу трагической судьбы народных талантов в крепостной России посвящена повесть “Портрет”.  
    В “Шинели”, одном из самых замечательных произведений Гоголя, писатель продолжает тему, поднятую Пушкиным в “Станционном смотрителе”, тему “маленького человека” в самодержавной России. Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин долгие годы не разгибая спины переписывал бумаги, не замечая ничего вокруг. Он беден, узок его кругозор, у него единственная мечта — приобрести новую шинель. Какая радость озарила лицо чиновника, когда он наконец надел новую шинель! Но случилось несчастье — грабители отняли у Акакия Акакиевича его “сокровище”. Он ищет защиту у начальства, но везде наталкивается на холодное равнодушие, презрение и непонимание. После приема у “значительного лица” Башмачкин умирает, и только после смерти поднимается на протест, и свершается торжество правды: чиновник смог отстоять себя, пусть в нереальном мире, в фантастическом...  
    В 1835 году Гоголь заканчивает комедию “Ревизор”, в которой он, по собственному признанию, смог собрать в одну кучу все дурное и несправедливое в тогдашней России и одним разом над всем этим посмеяться. Эпиграфом пьесы — “На зеркало неча пенять, коли рожа крива” — автор подчеркивает связь комедии с действительностью. Когда пьеса была поставлена на сцене, действительные прототипы ее героев, всех этих Хлестаковых и Держиморд, узнав себя в галерее мошенников, завопили, что Гоголь якобы возводит клевету на дворянство. Не выдержав нападок недоброжелателей, в 1836 году Николай Васильевич надолго уезжает за границу. Там он упорно работает над романом “Мертвые души”. “Ни одной строки не мог посвятить я чужому,— писал он из-за границы.— Непреодолимою цепью прикован я к своему, и бедный неяркий мир наш, наши курные избы, обнаженные пространства предпочел я небесам лучшим, приветливее глядевшим на меня”.  
    В 1841 году Гоголь привозит свое произведение в Россию. Но только через год писателю удалось напечатать главное творение жизни. Обобщающая сила созданной автором галереи сатирических образов — Чичикова, Манилова, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Коробочки — была настолько впечатляющей и меткой, что поэма сразу вызвала возмущение и ненависть апологетов крепостничества и в то же время снискала горячие симпатии и восхищение со стороны передовых современников писателя. Истинное значение “Мертвых душ” раскрыл великий русский критик В. Г. Белинский. Он сравнил их с вспышкой молнии, назвал “истинно патриотическим” произведением.  
    Значение творчества Гоголя огромно, и не только для России. “Те же чиновники,— говорил Белинский,— только в другом платье: во Франции и в Англии они не скупают мертвых душ, а подкупают живые души на свободных парламентских выборах!” Жизнь подтвердила правоту этих слов. А гениальные произведения Николая Васильевича Гоголя продолжают борьбу с несправедливостью и в наши дни.

10. «Эх, тройка! Птица-тройка!..»  Русь в поэме  Н.В.Гоголя «Мертвые  души».

 

«Мертвые  души» не случайно названы автором  поэмой. Несмотря на то что это произведение написано в прозе, в нем нередко  встречаются разнообразные поэтические приемы, в том числе и многочисленные лирические отступления. 
     Этот прием универсален, у разных авторов он служит для выполнения разных задач. Так, например, у А. С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» через лирические отступления создается образ самого автора, участвующего в повествовании. Н. В. Гоголь использует этот прием по-другому. В лирических отступлениях, наиболее мелодичных, действительно лиричных частях поэмы, у него проходит тема, одна из самых важных во всей русской литературе — тема России. Самое известное такое отступление — отрывок, приведенный в одиннадцатой главе первого тома. В этом отрывке Гоголь создал образ птицы-тройки, в котором воплотил свои представления о России. 
     Тройка появилась в повествовании в самом начале главы еще не как птица, но уже как намек на будущий образ. Восторги Чичикова «у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!» прерываются пронесшейся «как призрак» и моментально исчезнувшей «с громом и пылью» тройкой. Этот эпизод наводит Чичикова на размышления о дороге: «какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!». Такой прием — соединение в нескольких строчках России, тройки и дороги — используется писателем для того, чтобы наиболее полно раскрыть в дальнейшем образ птицы-тройки, объединяющий эти три понятия. 
     Дорога для Гоголя является своего рода символом России, неотделимой ее частью. «Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и всякий раз ты меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..» Эти слова принадлежат Гоголю и выражают именно его чувства, а никак не Чичикова. 
     Действительно, широка Русь: «как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города» и дороги, дороги, сплошные дороги. Но не только из-за этого объединяются в душе и творчестве Гоголя эти две темы. Для него Россия — постоянно развивающаяся, несущаяся вдаль, «вдохновенная Богом», самая лучшая страна в мире. «Косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». И дорога выступает символом этого движения вперед. 
     При создании образа птицы-тройки не остается без внимания и ее создатель — «ярославский расторопный мужик». В этом «ярославском» мужике, смастерившем тройку, видится обычный русский человек, которому птица-тройка — Россия — обязана своим существованием. Таким образом, в этом лирическом отступлении подводится итог еще одной теме, затронутой в поэме, — теме русского крестьянства: «Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?». 
     Гоголь глубоко патриотичен, его поэма является своеобразным признанием в любви России. Эта тема проходит сквозь все главы «Мертвых душ» и завершается восторженным, восхищенным обращением к России, которая видится ему как «бойкая, необгонимая» птица-тройка. Находясь далеко, Н. В. Гоголь постоянно мыслями возвращался к родной земле, понимал ее и чувствовал, как никто другой, ее загадочность: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».

11. «Человек создан  для счастья, как  птица для полета»  (Жажда воли и  счастья в драме  А.Н.Островского «Гроза»).

  

 Наши  писатели XIX века часто писали о неравноправном положении русской женщины. “Доля  ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать”, — восклицал Некрасов. Лично мне по-настоящему открыл трагедию женской души в своих пьесах А. Н. Островский, особенно поразила меня “Гроза”.  
    “Жила-была девушка. Мечтательная, добрая, ласковая. Жила у родителей. Нужды она не знала, так как семья была зажиточной. Дочь любили, ни в чем ее не неволили, работала девица, сколько ей хотелось, гуляла и мечтала. Любила девушка в церковь ходить, слушать пение, виделись ей ангелы во время церковной службы. А еще любила слушать странниц, что часто заходили в дом к ним и рассказывали о святых людях и местах, о том, что видели или слышали. И звали эту девушку Катерина. И вот выдали ее замуж...” — так бы я начала рассказ о судьбе героини “Грозы”, если бы рассказывала о ней сказку. Мы знаем, что из любви да ласки попала Катерина в семью Кабанихи. Эта властная женщина всем заправляет в доме. Сын ее Тихон, муж Катерины, ни в чем не смел перечить матери, хотя по-своему любит жену и жалеет ее. И вот девушку постоянно — день за днем, за дело и без дела — ест поедом свекровь, пилит ее, как ржавая пила. “Сокрушила она меня”, — размышляет Катерина.  
    Есть ли у героини выход? Катерина попала в среду, где лицемерие и ханжество очень сильны. Об этом ясно говорит сестра ее мужа Варвара, утверждая, что на обмане у них “весь дом держится”. И вот ее позиция: “А по моему, делай что хочешь, только бы шито да крыто было”. “Грех не беда — молва нехороша”, — так рассуждают очень многие. Но не такова Катерина. Она предельно честный человек, искренне боится согрешить, даже в мыслях изменить мужу. Вот эта-то борьба между долгом своим, как она его понимает (а понимает, думаю, верно: мужу изменять нельзя), и новым чувством и ломает ее судьбу.  
    В своей борьбе Катерина не находит союзников. Варвара, вместо того чтобы утешить ее, поддержать, толкает к измене. Муж только и думает, как бы хоть несколько дней пожить без матери. Если он знает, что две недели мать стоять над ним не будет, то до Катерины ли ему! С такой неволи и от красавицы-жены убежишь. Так говорит он перед расставанием Кате, которая надеется хоть в одном человеке обрести опору. Напрасно... И роковое свершается. Катерина уже не может обманывать сама себя. “Перед кем я притворяюсь-то!..” — восклицает она и решается на свидание с Борисом.  
    Борис — один из лучших людей, что живут в мире, показанном Островским. Молодой, красивый, неглупый. Ему чужды порядки этого странного города Калинова, где бульвар сделали, а не гуляют по нему, где ворота заперты и собаки спущены, по высказыванию Кулигина, не потому, что жители боятся воров, а потому, что так удобнее тиранить домашних. Где женщина, выйдя замуж, лишается свободы. “Здесь, что вышла замуж, что схоронили — все равно”, — рассуждает Борис. Самого героя тиранит дядя — купец Дикой, известный скандальным характером. Неудивительно, что в такой атмосфере Катерину и Бориса потянуло друг к другу. Бориса покорила “у ней на лице улыбка ангельская”, а лицо, кажется, “будто светится”.  
    И все же герой в конечном счете оказывается не парой Катерине. Почему? Он тоже не способен полностью понять ее, чем-то помочь — он попросту сбегает из города. Для героини самое трудное — преодолеть разлад в своей душе. Ей совестно, стыдно перед мужем, но тот ей постыл, ласка его хуже побоев. В наше время такие проблемы решаются проще: разведутся супруги и снова ищут свое счастье, тем более что детей у них нет. Но во времена Катерины развод невозможен, это страшный грех: что Бог соединил, то человек не разъединяет. Героиня понимает, что с мужем ей жить “до гробовой доски”. И потому для совестливой натуры, которой не замолить этого греха, не замолить никогда, для человека, который не может сносить попреков во много раз более греховных людей, остается один выход — смерть. И Катерина решается на самоубийство.  
    Нет, правда виден и еще один выход. Катерина предлагает его своему возлюбленному, когда тот собрался в Сибирь. “Возьми меня с собой отсюда!” — просит она. Но в ответ слышит, что нельзя Борису сделать это. Нельзя? А почему? И вспоминаются первые сцены пьесы, где Борис рассказывает Кулигину, как Дикой их с сестрой после смерти родителей ограбил. Герой знает, что и теперь Дикой поиздевается вдоволь над ними, а денег не даст, потому что очень не любит этот купец отдавать долги. Но несмотря на то, что Борис это знает, он продолжает подчиняться дяде. А ведь, наверное, смог бы заработать на жизнь и без Дикого. Для Бориса расставание с любимой женщиной — трагедия, но он слаб и просто постарается быстрее забыть о своей любви. Для Катерины же с отъездом Бориса кончается жизнь. Разность натур проявляется у них и в последних прощальных словах. Борис говорит, что только и надо у Бога просить, чтобы она умерла поскорее, — слова человека слабого и в чем-то, по-моему, эгоистичного. Последние же слова Катерины перед смертью обращены к любимому: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”  
    Островский в пьесе “Гроза” показал трагическую судьбу молодой женщины, осмелившейся на свободное чувство и одинокой в своем стремлении.

12. «Отцы» или «дети» - конфликт на все  времена? (По роману  И.С.Тургенева «Отцы  и дети»).

  

 В 1862 году в свет выходит роман Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети". История его написания была довольно тяжела. Идеи романа стала назревать у Тургенева, когда он еще работал в журнале "Современнике", из-за "решительного несогласия с Чернышевским и Добролюбовым, нараставшего с годами Тургенев решает уйти из журнала". Резкая критика нигилистического характера была неприятна Тургеневу. В попытках разобраться в причинах нигилизма Тургенев обращается к изучению немецких произведений, на которые ссылался Добролюбов. В итоге Тургенев на себе прочувствовал решительное отрицание душевной стороны жизни немецкими авторами. "Тургенева бросало в дрожь от таких "откровений"". В конце июля 1860 года Тургенев уже обдумывал план нового романа. Тогда был набросан портрет главного героя: "Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. (Смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского", людей молодых, решительных и смелых). Своего героя Тургенев назвал Евгением Васильевичем Базаровым. 
      
     {Основная часть:} 
     При первой встрече, на страницах романа, он предстает перед нами, как человек "высокого роста в длинном балахоне с кистями". Лицо у него "длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими и зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами, оно выражало самоуверенность и ум". По внешнему виду о нем, сразу складывается впечатление, как о решительном, упорном, четко определившимся в жизни человеке. 
     Приехав в гости к своему другу Аркадию, Базаров представляется его отцу, как Евгений Васильевич, тем самым подчеркивает свою близость к крестьянскому слою или, иначе, свое не желание быть «признанным» кем-то другие. 
     В Базарове Тургенев отразил качества, которые начинали проявляться в молодежи того времени, такие, как решительность, стойкость в суждениях. Тем не менее Тургенев считал, что за такими людьми будущее России. Мы то и дело замечаем намеки автора на предстоящую большую деятельность Базарова. Но в яром нигилизме есть и минусы, которые Тургенев не разделял со своим героем - это полное отрицание внутреннего мира человека, его эмоциональных, чувственных сторон жизни.  
      
     Чтобы показать эту ошибочность во взглядах, автор сталкивает героя с представителем аристократической элиты - Павлом Петровичем Кирсановым, человеком, который в своем лице представлял дворянское общество. Среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки. Таким мы впервые встречаем Павла Петровича Кирсанова. С первого взгляда становится ясно, что этот человек совершенно отличается от Евгения Васильевича своим отношением к жизни. 
     Павел Петрович - поместный дворянин, погубивший свою, процветающую молодость, военную карьеру из-за несчастной любви. После этого драматического события он «погрузился» в беспросветную тоску, отошел от всей городской суеты, оставил службу и поселился в деревне у брата.  
      
     Для описания противостояния «отцов» и «детей», Тургенев сталкивает Павла Петровича и Евгения Васильевича на «поле битвы» за вечерним чаем. Перед этим Павел Петрович надеялся заставить Базарова признать авторитет аристократа, но автор решил иначе. По ходу спора они затрагивают самые злободневные темы общественной жизни тех лет. Это – аристократия, нигилизм, из взаимосвязь. Первое, о чем заходит спор, это о достоинствах аристократии. Базаров утверждает, что во всем поведении, в привычках, манерах Павла Петровича нет ни малейшего практического толка. На это Кирсанов говорит, что человек должен уважать в себе человека, то есть иметь привычки, которые бы подчеркивали в нем желание быть чистоплотным, красивым, ухоженным. Такое стремление не свойственно Базарову, он не терпит пустого безделья, к которому причисляет все занятия, кроме физических, а Павел Петрович, кроме своего туалета, забот не имел. Для него, как и для других аристократов, жизнь – это постоянное торжество, бал, а кроме этих торжеств в их жизни ничего нет, никто из аристократов не желает делать что-то для общества. Такая апатия совершенно отрицалась Базаровым. «Вот вы уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien pablic (общественному благу)?», - спрашивал у Кирсанова Евгений Васильевич. После этого Базаров растолковывает аристократу, что нынешняя молодежь «догадалась», «что болтать, все только болтать не стоит и труда». На что Павел Петрович замечает: «Вы во всем этом убедились и решились сами ни за что серьезно не приниматься». С этими словами Базарову приходится согласиться. Нигилизм все отрицает, с его помощью можно уничтожать сложившиеся устои в обществе. Павел Петрович сравнил нигилистов с монгольской силой способной только разрушать все, что было создано цивилизацией за её историю. Для Базарова же это был его жизненный путь, на который он вступил осознанно, и потому совершено не беспокоился за то, что будет после него, - ему это неважно, главное «место расчистить».  
     По ходу разговора Павлу Петровичу становится понятно, почему нигилизм привлекает молодежь. Он замечает: «Прежде молодым людям приходилось учиться… А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! – и дело в шляпе. … Ив самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь он вдруг стали нигилисты». Суть дела Кирсанов уловил верно – в обществе, среди молодежи, стало модно называть себя нигилистами, так как это давало право на отрицание и на глупость, потому - что глупый тоже может отрицать. Но Павел Петрович ошибался, говоря, что все нигилисты болваны. Евгений Васильевич Базаров умный и образованный человек стал нигилистом, потому – что искренне верил в пользу своего выбора. Он понял, что настал тот час, когда надо действовать, а не говорить. Базаров видел, что в обществе не осталось ни одного постановления, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания». На этом заканчивается их спор за вечерним чаем. Базаров уходит, предпочитая заняться делом вместо пусты разговоров. Павел Петрович остается в гостиной, пытаясь продолжить тему спора со своим братом, но тот лишь сказал: «… Пилюля горька – а проглотить её нужно. Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы, мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю». 
      
     {Заключение:} 
     В своем романе Тургенев объективно показал все положительные и отрицательные стороны поколений.  
     В молодежи он видел мощную силу, способную привести к изменениям в обществе. В то же время эта сила была как железная сока, не щадящая ничего: ни искусства, ни поэзии, ни даже любви. С этим Тургенев не мог согласиться. Он понимал, что без этих, казалось бы, простых вещей, жизнь будет бесцветной, безрадостной, «не настоящей». Поэтому Иван Сергеевич был ближе к «аристократическим» взглядам на жизнь. Конечно, аристократы были не так деятельны, как нигилисты, но живя в семье, занимаясь своим внешним видом, кое-как ведя хозяйство они были счастливы. А счастье – главное, к чему должен стремиться человек.

13. «Особенный человек – двигатель двигателей» (По роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»)

 

“Рахметовы  — это другая порода, — говорит  Вера Павловна, — они сливаются  с общим делом так, что оно  для них отныне необходимость, наполняющая  их жизнь; для них оно даже заменяет личную жизнь”.  
    Роман Н. Г. Чернышевского “Что делать?” — роман о новых людях, об их новой жизни. Это передовая, прогрессивно настроенная интеллигенция из разночинцев. Это люди дела, а не отвлеченных мечтаний, они стремятся завоевать счастье для народа в борьбе с существовавшими несправедливыми общественными устоями. Они любят труд, горячо преданы науке, их нравственные идеалы высоки. Эти люди строят свои отношения на взаимном доверии и уважении. Они не знают колебаний в борьбе, не пасуют перед трудностями. Герои романа борются за идеал светлого будущего, за лучшую жизнь. Среди них выделяется фигура “особенного человека” Рахметова. Наверное, желая убедительнее доказать своим читателям, что Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна действительно люди обыкновенные, Чернышевский выводит на сцену титанического героя Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет особенным человеком. Рахметов в действии романа не участвует. Таких людей, как он, очень мало: их не удовлетворяют ни наука, ни семейное счастье; они любят всех людей, страдают от любой совершающейся несправедливости, переживают в собственной душе великое горе — жалкое прозябание миллионов людей и отдаются исцелению этого недуга со всем жаром.  
    Рахметов стал в романе подлинным образцом всесторонне развитого человека, порвавшего со своим классом и нашедшего в жизни простого народа, в борьбе за его счастье свой идеал, свою цель. Критики писали: “Еще в ранние студенческие годы формировался ригоризм особенного человека, то есть вырабатывались привычки к суровому, непреклонному соблюдению оригинальных принципов и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни”. Путь обыкновенного, хорошего, доброго и честного юноши-студента начался с чтения книг, с выработки нового взгляда на жизнь. Он прошел школу политического воспитания у студента-разночинца Кирсанова. Книги для чтения, рекомендованные Кирсановым, Рахметов брал в книжных магазинах. После чтения таких книг он укреплялся в мысли о необходимости скорейшего улучшения материальной и нравственной жизни многочисленнейшего и беднейшего класса.  
    Рахметов учится и работает у себя на родине, а не за границей. Учится он у русских людей, занятых повседневным трудом. Ему необходимо в первую очередь знать, насколько материально стеснена их жизнь по сравнению с его собственной жизнью. С семнадцати лет он приобщается к суровому образу жизни простого народа. В юности несколько часов в день работал чернорабочим: возил воду, таскал дрова, копал землю, ковал железо. Окончательно уважение и любовь простых людей Рахметов приобрел во время трехлетних странствий по России, после того как прошел бурлаком всю Волгу. Товарищи по лямке ласково окрестили его Никитушкой Ломовым.  
    Рахметов своим суровым образом жизни воспитывал физическую выносливость и духовную стойкость, необходимые для будущих испытаний. Уверенность в правоте своих политических идеалов, радость борьбы за счастье народа укрепляли в нем дух и силы борца. Рахметов понимал, что борьба за новый мир будет не на жизнь, а на смерть, и поэтому заранее готовил себя к ней. Мне кажется, не требуется больших усилий и особого воображения, чтобы понять общий характер деятельности Рахметова: он постоянно занимался чужими делами, личных дел у него просто не было, это все знали. Рахметов занимается делами других людей, он всерьез работает для общества. Рахметов вообще обладал множеством отличительных черт. Например, вне своего круга он знакомился только с людьми, имеющими влияние на других, имеющими авторитет. И трудно было отмахнуться от Рахметова, если он задумал ради дела с кем-то познакомиться. А с ненужными людьми он вел себя просто-напросто по-хамски.  
    Рахметов ставил невообразимые опыты над свои телом и до смерти пугал этим свою хозяйку, Аграфену Антоновну, сдававшую ему комнату. Он не признавал любви, подавлял в себе это чувство, не желая допустить, чтобы любовь связала его по рукам и ногам. Рахметов отказался от любви во имя великого дела.  
    “Да, смешные люди, даже забавные... Мало их, но ими расцветает жизнь всех вокруг; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают возможность всем людям дышать, без них люди задохнулись бы.  
    Велика масса честных и добрых людей, но таких одержимых людей мало; но они в ней — теин к чаю, букет в благородном вине; от них ее сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль земли”.

Информация о работе Русская классика