Романтический герой в поэме Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Великий английский поэт-романтик Джордж Ноэл Гордон Байрон вошел в историю литературы не только как непревзойденный мастер стиха, но и как человек-легенда, яркая личность. Он принадлежал к роду старинной, хотя и обедневшей, аристократической семьи, в десять лет унаследовал титул лорда, учился в престижной школе в Гарроу, а затем в Кембриджском университете. В кругу его интересов были не только занятия литературой, но и какой-то мере политикой. И это его увлечение было отнюдь не проявлением честолюбия; дело в том, что Байрон был одним из тех людей начала XIX в., кто с особенной болью воспринимал общественную несправедливость, кто жаждал свободы и боролся с тиранией — боролся и в английском парламенте, и в кругу итальянских карбонариев, и, прежде всего, в своих поэмах и стихах. При этом Байрон не был ни сторонником масс, ни оптимистом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Творчества Байрона. Его эстетические взгляды………………………………6
2.Раскрытие образа Гарольда…………………………………………………...11
3.Притягательность и противоречивость образа Гарольда…………………...20
Заключение……………………………………………………………………….23
Литература……………………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Курсовая_0.docx

— 53.37 Кб (Скачать)

     Используя систему романтических образов, Байрон изображает глубокое понимание  действительности. Реальные события  европейской истории, буржуазно-аристократической Англии начала XIX века, эпизоды освободительной войны испанского народа, изображенные через призму переживаний лирического героя, ярко предстают перед читателями.

     В поэме "Паломничество Чайльд-Гарольда" сюжет лишь внешне связан с образом  центрального героя. По сути, весь ход  событий невольно определяется субъективными  настроениями поэта, свободным взлетом мыслей и потоком его чувств. Байрон редко планировал свои произведения или даже вовсе не думал об этом: нескольких сцен, слабо между собой связанных, было ему достаточно, чтобы вместить в них вся бездну своих чувств, переживаний, мыслей. Чем же можно тогда объяснить неожиданный и почти ошеломляющий успех "Чайльд-Гарольда" в Англии, а затем во всей Европе? Несомненно, тем, что эта свободно, импровизированно написанная поэма со всеми ее мотивами неясности, туманности и недосказанности отвечала всем ожиданиям читателей, выражала в адекватной форме их умонастроения, такие же непонятые до конца и расплывчатые, но, тем не менее, весьма насущные и болезненные. Их воплощением выступает Чайльд-Гарольд, спутник и в какой-то мере двойник самого автора, который не пожелал полностью идентифицироваться, слиться с героем. 

     3.Притягательность и противоречивость образа Гарольда 

     В образе байроновского героя воплотилось противоречие самой буржуазной революции, которая в одно и то же время была и мощным освободительным движением, и средством порабощения. Зловещий фатум, что тяготеет над героем Байрона, предоставляет его деятельности особый, трагически-противоречивый характер. Борец за свободу, байроновский герой в то же время несет в себе некое разрушительную начало. Восставший против насилия, он сам действует как одно из его орудий, стремясь к гармонии, он создает беспорядок. Его страсти губительны для окружающих, и любовь его также разрушительная, как его ненависть. Сам того не желая, герой Байрона сеет на своем пути горе и разрушение. Борясь с преступным миром, он сам становится преступником. Сложность позиции Гарольда в том, что его связь с миром насилия является более глубокой, чем думает он сам. Многими сторонами своего сознания он связан с тем порядком вещей, против которого сам же протестует. В этом и заключается его трагическая вина. Герой несет в себе то начало, которое растворено в жизни окружающего, враждебного ему мира - начало эгоизма. Мир наложил на него отпечаток, сформировав определенным образом его душу. Именно в двойственности, противоречивости души Гарольда и коренится один из источников его внутренней трагедии. Таким образом, его конфликт с враждебным миром, как правило, осложняется и сложной внутренней борьбой.

     В самом начале поэмы, еще при нашем  первом знакомстве с героем, мы видим  его как человека восставшего  против привычного для него порядка  вещей, образа жизни, устоев общества, из которого Гарольд происходил.

Но  в сердце Чайльд глухую боль унес,

И наслаждений жажда  в нем остыла,

И часто блеск его  внезапных слез

Лишь  гордость возмущенная  гасила.

Меж тем тоски язвительная  сила

Звала покинуть край, где  вырос он, -

Чужих небес приветствовать светила;

Он  звал печаль, весельем пресыщен,

Готов был в ад бежать, но бросить Альбион…14

     Если  бездуховное существование могло так быстро опротиветь герою, то, вероятно, его натура не столь уж бедна. Будучи молодым и неопытным, он не сумел критически отнестись к традиционному для “золотой” английской молодежи образу жизни, перенятому им от старших сверстников. Отказаться от этого было не так уж просто, ведь в свободном общении, в беспечном наслаждении жизнью ему виделся протест молодости против устоев и морали отцов. Лишь со временем Чайльд-Гарольд понял, что никакого протеста здесь нет, что это лишь элементарное прожигание жизни. Лицемерие вокруг него предстало вдруг перед ним в своем истинном свете. Именно поэтому многим из нас изображение героя, каким он предстал перед нами в прощальной песне и в начале поэмы, изображающей его разгульную манеру поведения, показалось контрастным. И в самом деле: автором прощальной песни мог явиться лишь тонко чувствующий, эстетически одаренный человек. Тот же, кто предается исключительно праздным развлечениям, развить в себе таких качеств не способен. Кажется невозможным совместить душевную чуткость автора этой песни с тем бесчестием и бесстыдством его поведения, о которых говорится в первых строфах. Выходит, что автор при создании образа героя не заметил этого противопоставления, но это не так. Наоборот, это не последовательность в изображении героя не является упущением Байрона, а, наоборот, автор пошел на такое противоречие сознательно.

     Противоречивость  – неотъемлемая черта романтического героя. На фоне однозначного (только положительного или только отрицательного) персонажа в классицизме установка писателей романтиков на изображение противоречивости героя явилась новым и очень существенным элементом произведения. Это было открытием многомерности человека нового времени, возможности его целого, неупрощенного воплощения. Весь психологизм литературы XIX века берет начало именно отсюда – из противоречивости романтического героя. В этом и состоит огромная заслуга Байрона, так как именно он одним из первых сделал эту особенность персонажа характерной и неотъемлемой для своего творчества. 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Итак, в нашей работе мы рассмотрели творчество великого английского поэта-романтика Джорджа Гордона Байрона. В ряду его произведений особое место занимает поэма “Паломничество Чайльд-Гарольда”. Именно герой этого произведения стал объектом нашего исследования. Мы попытались охарактеризовать особенности образа этого романтического героя в поэме, описать его особенности, выявить, какие черты персонажа являются наиболее значимыми.

     Прочитав  поэму и, узнав историю жизни  Байрона, не трудно заметить, что произведение в некоторой степени автобиографично. Именно личные впечатления поэта, полученные им в ходе его путешествий, послужили  основой для создания поэмы. Однако не стоит приравнивать героя и  его создателя, так  как они  различаются по многим сторонам своей  жизни. Некая схожесть в их характере является следствием неразрывного единства личности и творчества поэта. Оно возникло, можно сказать, вопреки воле автора, который в своих произведениях напрасно пытался убежать от самого себя. Он страстно желал достижения единства реальной жизни с идеей, которую он воплотил в поэзии, - идеей сопротивления, защиты обездоленных.  Другими словами, Байрон не хотел, чтобы его творчество служило выражением его личности, это было неминуемо. Он мечтал о том, чтобы сама жизнь вокруг него была воплощением лучших и наиболее благородных сторон его творчества.  Байрон всегда был максималистом, всегда выставлял большие требования к себе и окружающим, и, конечно же, к собственной поэзии.  Самим высоким критерием истинности и ценности творчества было для поэта соответствие жизни и идеи. Отсюда брало начало и его презрение к тем, кто жил исключительно в мире абстракции, занимался только одной поэзией. Он всегда восхищался писателями, которые были также людьми дела и на практике осуществляли свои принципы: Данте, Мильтон, Руссо – они вдохновляли Байрона своим участием в политической и литературной борьбе, и восхвалял он, прежде всего, их общественный темперамент, который не позволял довольствоваться только поэзией. Одного творчества, по мнению Байрона, для человека мало. Всю жизнь он рвался к деятельности, которая бы до конца исчерпывала его силы, претворяла бы идеи его произведений в реальность, предавала единство его жизненной и эстетической позиции.

     Безусловно, что и персонажи его произведений разделяли черты личности автора. Даже сегодня нельзя не восхищаться байроновскими страстными героями: революционерами, скептиками, людьми резкого, охлажденного ума и в тоже время ярких чувств и эмоций, живыми, страдающими, невзирая на потерю иллюзий, гордыми, непокорными, отважными, такими, что способны отстаивать свою правоту и честность как и сам автор.  Каждое из творений Байрона уникально. Бесценным и неповторимым, несомненно,  является и Чайльд-Гарольд – герой, воплощающий в себе мироощущение своих современников, не просто характер, а тип. Его личность сформировалась под влиянием атмосферы общества и мира в целом в то переломное время, именно поэтому мы говорим о противоречивости Гарольда: в многоликости этого героя воплотились и разные лица той эпохи – эпохи больших ожиданий и надежд на лучшее, но, к сожалению, так и не реализовавшихся.

Список  использованной литературы 

1. Аникст, А. А. Байрон-драматург. – М.: Искусство, 1959.

2.Байрон  Дж. Г. Избранное / пер. с англ. – М.:Рипол, 1996. - 832 с.

3. Великий романтик. Байрон и мировая литература: сб.статей – М.: Наука, 1991. – С.221-236

4. Веселовский, А. Байрон: биографический очерк. – М., 1914. – 305 с.

5. Григорьев, А.А. О правде и искренности в искусстве [Текст] / А.А. Григорьев. - М., 1964. – 258 с.

6. Дьяконова, Н. Я. Лирическая поэзия Байрона. – М.: Наука, 1978. – 176 с.

7. Елистратова, А.А. Джордж Гордон Байрон. - М., 1972. - 230 с.

8. Жирмунский, В. М. Байрон и Пушкин. – Л.: Наука, 1978. - 298 с.

9. Клименко, Е.И. Байрон. Язык и стиль. - М., 1960, - 242 с.

10. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений. - 1976. – Т.10. - 648 с.

11. Розанов, М. Джордж Байрон. - М., 1988. - 258 с.

Информация о работе Романтический герой в поэме Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда»