Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:27, курсовая работа
Великий английский поэт-романтик Джордж Ноэл Гордон Байрон вошел в историю литературы не только как непревзойденный мастер стиха, но и как человек-легенда, яркая личность. Он принадлежал к роду старинной, хотя и обедневшей, аристократической семьи, в десять лет унаследовал титул лорда, учился в престижной школе в Гарроу, а затем в Кембриджском университете. В кругу его интересов были не только занятия литературой, но и какой-то мере политикой. И это его увлечение было отнюдь не проявлением честолюбия; дело в том, что Байрон был одним из тех людей начала XIX в., кто с особенной болью воспринимал общественную несправедливость, кто жаждал свободы и боролся с тиранией — боролся и в английском парламенте, и в кругу итальянских карбонариев, и, прежде всего, в своих поэмах и стихах. При этом Байрон не был ни сторонником масс, ни оптимистом.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Творчества Байрона. Его эстетические взгляды………………………………6
2.Раскрытие образа Гарольда…………………………………………………...11
3.Притягательность и противоречивость образа Гарольда…………………...20
Заключение……………………………………………………………………….23
Литература……………………………………………………………………….25
Федеральное агентство по образованию
Волжский гуманитарный институт
(филиал)
Волгоградского
государственного университета
Историко-филологический факультет
Кафедра
русской филологии
Курсовая работа на тему:
«Романтический
герой в поэме Байрона «Паломничество
Чайльд-Гарольда»
Работу выполнила:
студентка I курса группы А-282 историко-филологического факультета Корчагина Ирина
Работу проверил:
Кандидат филологических наук,
Юнина
Татьяна Владимировна
Волжский
2009
Оглавление
1.Творчества Байрона. Его эстетические взгляды………………………………6
2.Раскрытие
образа Гарольда…………………………………………………...
3.Притягательность и противоречивость образа Гарольда…………………...20
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Великий английский поэт-романтик Джордж Ноэл Гордон Байрон вошел в историю литературы не только как непревзойденный мастер стиха, но и как человек-легенда, яркая личность. Он принадлежал к роду старинной, хотя и обедневшей, аристократической семьи, в десять лет унаследовал титул лорда, учился в престижной школе в Гарроу, а затем в Кембриджском университете. В кругу его интересов были не только занятия литературой, но и какой-то мере политикой. И это его увлечение было отнюдь не проявлением честолюбия; дело в том, что Байрон был одним из тех людей начала XIX в., кто с особенной болью воспринимал общественную несправедливость, кто жаждал свободы и боролся с тиранией — боролся и в английском парламенте, и в кругу итальянских карбонариев, и, прежде всего, в своих поэмах и стихах. При этом Байрон не был ни сторонником масс, ни оптимистом. Напротив, его называли гордым индивидуалистом, испытывающим и передающим людям чувство скорби за весь мир. Однако его решимость бороться в одиночку, даже если нет надежды победить, не ослабевала с годами, а крепла. Последний год своей жизни поэт посвятил участию в освободительной войне Греции против турецкого владычества. Здесь он и умер от болотной лихорадки в разгар военной службы.
В одно утро 1812 г., сразу после выхода в свет первых двух песен «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрон, по его собственному признанию, проснулся и узнал, что знаменит. Громкая слава автора была заслужена не только созданием образа угрюмого, томного, разочарованного аристократа, покинувшего свою родину — Англию и пустившегося в путешествие по разным странам. Байрон создает здесь новый жанр лироэпической поэмы, где движение сюжета определяется не только внешним действием — путешествием, но прежде всего мыслями и чувствами поэта. Если в первых песнях голос автора, его эмоции почти сливаются с образом и чувствами Гарольда, то постепенно лирическое «я» поэта, взволнованного и пытливого, сочувствующего и негодующего, теснит на второй план образ неизменно скучающего персонажа. Яркие пейзажи Средиземноморья, красочные описания Испании и Греции, Португалии и Италии составляют выразительный контраст обличительным картинам социальных и политических бедствий. Поэма пронизана пафосом свободолюбия и романтическим максимализмом.
В лирике Байрона, его поэмах сформировался особый тип романтического героя— «байроновский». Чайльд-Гарольд – наиболее запоминающийся представитель этого типа героя. Это разочаровавшийся в жизни человек, гордо презирающий ненавистное ему общество, которое его отвергает, но частью которого он, тем не менее, навсегда останется, что усиливает трагедию байроновского героя. В этом противоречии и заключается одна из основных особенностей героя поэмы Байрона: порывая связи с обществом, потеряв смысл жизни, он уходит в глубокие раздумья, отправляется в странствия по свету, но и там не находит вдохновения, успокоения. Гарольд человек бездействующий, он созерцает мир вокруг него, размышляет, однако эти мысли не подталкивают его к деятельности, не внушают ему желания что-либо изменить своими силами, а лишь, наоборот ставят героя в тупик, отягощают его тоску и переживания. В этом и заключается привлекательность и противоречивость образа Чайльд-Гарольда. С одной стороны, он отверг привитые ему идеалы буржуазного общества, пресытился своим образом жизни и больше не видит смысла в постоянном веселье и кутежах, более того, ему ненавистны и люди и характеры его окружающие. Но с другой стороны, убежав от прежней жизни, он мало что в ней меняет, он не присоединяется к борьбе за свободу стран, подвергшихся агрессии, он не начинает творить, действовать, созидать, он лишь наблюдает. И что интересно, он даже не испытывает каких-либо сильных эмоций – негодования, злобы или наоборот, восхищения, любви, радости при виде всех красот поведанных им стран, герою неизменно скучно, одиноко, тоскливо.
Эти и ряд других характерных черт делают этого самого знаменитого байроновского героя интересным для рассмотрения, поэтому целью нашей работы является анализ романтического героя поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда»
Задачи работы:
Актуальность
работы заключается в индивидуальном
рассмотрении отдельного персонажа поэмы
Байрона “Паломничество Чайльд-Гарольда”,
в изучении его характерных черт, значимости
в составе всего произведения.
Глава 1.
Творчества Байрона. Его эстетические
взгляды
Творчество
Байрона, благодаря поэтичной
Джордж Байрон является поэтом, который оказал влияние едва ли не на целую эпоху, и не только литературную. Его слава в первой трети XIX вв. была чрезвычайной и уступала разве что славе Наполеона. В элегии А.С.Пушкина "К морю" (1824), которая является откликом на смерть Байрона, четыре года позднее смерти Наполеона, есть строки:
…Там он (Наполеон) почил среди мучений,
и вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.1
Этим "другим гением" и "властителем наших дум" был Байрон, которого А.С.Пушкин сравнивает с морем:
… Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем не укротим.2
Таким видел Байрона не только А.С.Пушкин, таким его видела вся Европа в 10-30 гг. XIXв. Интересно, что поэт Байрон, хотя и не увлекающийся особо философией, тем не менее, имел огромное влияние на умонастроения и формирование мировоззрения своих современников и последующих поколений. Он оказался их глашатаем и, как великий и могучий гений в своих произведениях, страстный поэт, дал глубокое и волнующее выражение их разочарования в новом общественном устройстве, утвердившемся после бурной революционной эпохи на рубеже XVIII-XIX века, разочарования, достигшего космических масштабов (знаменитая "мировая скорбь"). Конечно, это увлечение Байроном, "культ Байрона" не имели всеобщего характера, немало было и тех, кто не принимал и категорически осуждал этого поэта. Однако это не вредило его славе, а на свой лад способствовало ей. Для консерваторов и священников он был воплощением всего аморального и зачинателем сатанинских школы в поэзии. Других настораживало его бунтарство, репутация "революционера". Но наибольшую славу Байрон имел в литературе, и его значение в ней было особенно глубоким и мощным. Французский критик А. Мазюр, отнюдь не всегда восхищающийся творчеством Байрона, писал в 1833 году под напором фактов, что это Байрон дал движение и импульс всей поэзии того века, что она была поднята им на новый уровень и вся вышла из его гения.
Нередко
творчество Байрона представляют высшим
и полным воплощением романтизма,
но это явно преувеличение. Вернее было
бы сказать, что он является зачинателем
и ведущим поэтом одного из самых
значительных течений романтизма, известного
под его же именем - байронизма. Это
течение сложилось в 10-20-х гг. XIX
века в период стабилизации буржуазного
общества, и выражало бурную реакцию
отдельных людей на это общество
и его недостатки. Поэты и художники,
что к нему принадлежали, были максималистами
в своих взглядах, они говорили
о своем тотальном
Творчество Байрона было наиболее мощным проявлением переломной, кризисной эпохи - эпохи экономических и политических революций и длительных, кровопролитных войн. Болезненные противоречия этого трудного периода определили духовное лицо Байрона, характер его поэзии и особенности лирических героев. Творчество Байрона воспринимали как манифест поколения, считавшего свою эпоху историческим безвременьем. Связывая, как многие сверстники, надежду на торжество справедливости и свободы с Великой французской революцией 1789, Байрон трагически пережил перерождение республики в диктатуру, а затем в империю, подчиненную наполеоновскому «деятельному деспотизму» (А. С. Пушкин). Подавленность, разочарование, горечь обманутой мечты, окрасившие поэзию Байрона, доносят отголоски духовной атмосферы тех лет.
Романтический мотив разлада между пошлой обыденностью и высокими, но неисполнимыми порывами души приобрел у Байрона особый драматизм. Его стихотворения и поэмы передают сложную, изменчивую гамму чувств: от безоглядного бунтарства до отчаяния, вызываемого всевластием «тьмы». Обостренная гордость, мятежный дух, болезненное ощущение своей невостребованности временем, соединившись в сознании лирического героя Байрона, создают уникальное умонастроение. Оно вызвало бесчисленные попытки подражать и полемические отклики, оставшись в истории культуры под именем байронизма.
Таким образом, сама эпоха повлияла на тематику и особенность образов в творчестве Байрона. Лирический герой Байрона - человек пылких, разрушительных страстей, непринятый обществом, восставший против его законов. Ему, бунтарю и свободолюбцу – не комфортно жить в современном мире, погруженном в мелочных расчетах и корыстолюбии. Именно этот категоричный протест против порабощения личности и определил столь огромное историческое влияние байроновских поем. Но и другие черты героя этих произведений – его роковые страсти, его гордая замкнутость, его нелюдимость были близки современникам поэта.
Исследуя
творчество Байрона, М. Розанов дал
такое определение: "Лирический герой
- человек, чьи мысли, переживания, чувства,
настроения выражены в лирическом стихотворении.
Внутренний мир человека раскрывается
не путем изображения событий
и поступков, как в эпосе и
драме, а через идейно-эмоциональное
отношение автора к действительности.
Поэтому образ лирического
Однако многие все же говорили о сходстве Байрона с его героями. А исследователь А. Григорьев писал: "... Для самого Байрона не было ничего необычного в том, что ему уверенно приписывали черты героев его произведений. Никакие его разъяснения по поводу того, что Гарольд - лишь “дитя воображения”, не помогали: в пресыщенном юноше, которого гонит по миру "тоски язвительная сила" уверенно видели автопортрет поэта".4
Исследователи творчества поэта, его современники видели в наследии Байрона классический образец, своего рода школу, оно открывает читателям широкие горизонты содержательного искусства, гармонично сочетает в себе глубину мысли и накал эмоций.
Автор “Чайльд-Гарольда” страстно любил природу, но в ней его поражало преимущественно все дикое, бесформенное и грандиозное. Он обожал море и горы, и, вероятно, обожал бы и пустыню, если бы ему удалось ее повидать.
Исследователи его биографии по признанию современников и друзей поэта судят, что как это ни странно, но эстетическое чувство Байрона было довольно ограниченным. Он не понимал ни архитектуры, ни живописи, ни скульптуры, а в области музыки его интересовала только то, что в ней было наименее искусственно, т.е. народны песни.
Информация о работе Романтический герой в поэме Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда»