Роль пейзажа в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность нашей работы обусловлена недостаточной изученностью пейзажа в творчестве М.Ю. Лермонтова. Это определило цель нашего исследования – определить функции пейзажа в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи:
выявить манеру изображения пейзажа,
определить роль пейзажа в сюжете произведения,
раскрыть функции пейзажных зарисовок в произведении.

Содержание

Введение……………………………………………………....……… 3
Глава I. Виды и функции пейзажа в литературе..…………………. 5
Глава II. Функции пейзажных зарисовок в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»……..............................................
14
§1.Кавказ как место действия в романе «Герой нашего времени»…....................................................................................
§2.Пейзаж как средство создания определенного настроения.......................................……………………………….
§3..Роль пейзажа в раскрытии образа Печорин…………………….

14
15
16
18
Заключение…………………………………………………………... 25
Библиография………………………………………..………………. 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (Надежда1).doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     Символический пейзаж - в подобном пейзаже естественная среда важна не только сама по себе, но и как отражение иной реальности - это знак, опознавательная примета подразумеваемого смысла. Символичность природоописаний характерна для древнерусского искусства (пейзаж в нем может отражать, например, черты личности святого или библейские места и события), классицизма (описания природы есть "знак" упорядоченной государственной жизни, подчинения частного общему), романтизма (символическим значением обладают детали романтического природоописания: море - "знак" стихии свободы, горы - величия, масштабности жизни, ночь - тайны бытия, конфликта жизни и смерти и т.д.), реализма. Более всего символизация картин природы и отдельных природных образов свойственна символизму. Символически интерпретировать образы и картины помогает контекст (произведение в целом), а также знание, к какому направлению, методу, стилю тяготеет данный автор. Различают библейские символы; культурно-исторические символы, утвердившиеся в европейской культуре; символы, характерные для данной национальной культуры или группы национальных культур - славянской, финно-угорской, русской, коми, например. Однако далеко не все авторы используют образы в общепринятом символическом смысле, хотя прозрачность символики необходима как условие возникновение диалога между читателем и автором: начиная с ХIХ века в искусстве увеличивается значимость индивидуального творческого стиля и уменьшается вес традиции (привычного, установившегося, в том числе и канонического), поэтому в художественную словесную ткань широко внедряются  новые символические значения.

       Романтический пейзаж. Романтики рисуют пейзаж преображенной природы, создавая природные картины на основе романтического контраста: идеальное в них преобладает над реальным, возвышенное над обыденным, поэтическое над прозаическим. Или отражают реальную природу, но в отличие от реалистов, в ее не типических, а исключительных особенностях, чертах. Это яркая, экзотическая, необычная природа, исполненная стихийной силы, выступающая как таинственное, одухотворенное существо. Пейзаж во многом условен, обобщен, в нем значительно чудесное, фантастическое. Линии, формы, краски в романтической картине природы вызывают в зрителе ярко эмоциональное впечатление: восторг, страх. Одним из воплощений романтического пейзажа является бурный пейзаж: в нем преобладают звуковые образы (шумы стихии), изображается черная мгла, сумрак, бушующий ветер, скалы или бездна моря, дремучий лес; все вместе это создает картину крушения опор, оснований материального мира; соответствует категории ужасного и возвышенного. Романтический пейзаж может быть красочным,  изысканно нарядным, экзотическим, с выраженным музыкальным началом. Он создает выразительный эмоциональный фон.

     Реалистический  пейзаж - достоверно, точно изображается реальная природа в свойственных для ее объектов формах, размерах, взаиморасположении, цвете, особенностях поверхностей природного материала, то есть так, как рисует художник на живописном полотне; живописность изображения в литературном произведении поддерживают тропы: эпитеты, сравнения, метафоры и др. Реалистический пейзаж может быть объективно-реалистическим, то есть изображенным нейтральным наблюдателем, как бы "со стороны".

     Психологический пейзаж. Это функциональный пейзаж, являющийся средством косвенного психологизма: в нем прежде всего важно отражение характера и настроения действующих лиц, а не изображение лика природы. Психологический пейзаж создается на основе психологической параллели или психологического контраста состояния человека и природы. Исследователи, не признающие права образа природы на самостоятельность, утверждающие, что главным предметом искусства может быть только человек, считают, что психологическая функция - наиважнейшая в описаниях природы.

     Покой-движение-стихия в пейзаже. В состоянии покоя изображается природа в произведениях сентименталистов, которые создали пейзаж-идиллию; движения, изменения в природе интересуют прежде всего реалистов - это изменения суточные, сезонные, погодные, свидетельствующие о материалистическом миропонимании писателей (жизнь есть процесс изменения материи) и о том, что природа становится в литературе самостоятельным эстетическим объектом; стихии как воплощение мощи, исключительного привлекают романтиков - борцов за обновление системы эстетических представлений, реалисты также неравнодушны к картинам стихий, но последние являются прежде всего объектом их натурфилософской мысли: художники-естествоиспытатели видят в стихии неотъемлемый элемент природной жизни, способствующий эволюционным изменениям; писатели-антропоцентристы оценивают мир в критериях пользы для человека и воспринимают поэтому стихии как разрушительный элемент общеприродной жизни, который необходимо изъять из целого и уничтожить.

     Импрессионистический  пейзаж (от фр. "впечатление")- изображение природы в момент ее изменения; главное внимание писатели обращают на свет и цвет как на наиболее изменчивые элементы материальной формы. В пейзажах передана световоздушная среда, различные состояния атмосферы, переливы цветов, цветные тени, отсутствует четкий контур. Используется сложная гамма оттенков красок, полутонов (жемчужно-синий, серебристо-сизый, сиренево-стальной, блекло-палевый, туманно-голубой, прозрачный светло-серый и т.д.). Импрессионистический пейзаж широко развит в творчестве А.Белого, И.Бунина, Б.Пастернака, К.Паустовского и др. Импрессионистический пейзаж - порождение импрессионизма как направления искусства; в ХХ веке широко развит в различных направлениях литературы, особенно в психологической ветви реализма.

     Лирический  пейзаж - чаще встречается в произведениях лирической прозы (лирической повести, рассказе, миниатюре), отличающейся выраженностью чувственно-эмоционального начала и пафосом возвышения жизни. Дан глазами лирического (нередко автобиографического) героя: является выражением состояния его внутреннего мира, прежде всего чувственно-эмоционального. Лирический герой переживает чувство единения, согласия, гармонии с природой, поэтому в пейзаже рисуется умиротворенная природа, матерински расположенная к человеку; она одухотворена, опоэтизирована. Лирический пейзаж, как правило, создается на соединении созерцания природной картины (непосредственно в данный момент или в образах памяти) и скрытой или явной медитативности (эмоционального раздумья, размышления). Последнее связано с темами родного дома, любви, родины, иногда - бога, пронизано ощущением мировой гармонии, таинства и глубокого смысла жизни. В описаниях много тропов, выражен ритм. Лирические пейзажи особенно развиты в литературе ХIХ-ХХ веков (И.Тургенев, М.Пришвин, В.Солоухин).

     Если  обратиться к литературоведческим  словарям и энциклопедиям, то можно  увидеть синонимичные определения  термину "Пейзаж". Так, например, редактор и составитель "Литературной энциклопедии терминов и понятий" А.Н. Николюкин  дает следующее определение: «ПЕЙЗАЖ - (от фр. paysage, от pays - страна, местность) - описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие, картина природы. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей, при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы.» [15;431].

     В электроном издании словаря литературных терминов Книгина И.А. мы видим похожее определение: «ПЕЙЗАЖ (от фр. - ландшафт) — изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства в словесно-художественном произведении, выражающее эстетическое отношение к воспроизводимому.» [30;199]. 

     Но  наиболее точная и развернутая трактовка, на наш взгляд, в "Словаре литературоведческих  терминов", редактором-составителем которого является Л.И. Тимофеев: «ПЕЙЗАЖ (франц. paysage, от pays - страна, местность) - изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и метода писателя.» [31; 311].

     Пейзаж  по-разному изображается в зависимости от рода литературы. В драме автор, во-первых, вводит его в ремарках. Во-вторых, пейзаж может быть представлен в речах действующих лиц, то есть дан в их восприятии. Пейзаж в драме нередко приобретает символическое значение

     В лирике пейзаж экспрессивен: он всегда дается в восприятии лирического героя, поэтому выражает его эмоциональное состояние, переживание. Здесь часто используются метафоры, эпитеты, олицетворения, психологический параллелизм и другие изобразительно-выразительные средства. В пейзажном стихотворении важны не только сами картины природы, а чувства, которые они вызывают у лирического героя.

     В эпическом произведении существуют наибольшие возможности для введения пейзажа.

     Рассмотрим  основные функции пейзажа.

     Обозначение места и времени  действия. Благодаря пейзажу читатель легко может представить себе, где и когда происходит действие. В некоторых случаях (особенно часто в лирике) это еще и основной предмет описания. Нередко пейзаж обозначен уже в заглавии произведений. Место и время действия в произведении редко обозначены точно (если в нем не описываются исторические события), но их часто можно определить по особенностям пейзажа, а также по реалиям времени. Часто пейзаж обозначает время года или время суток, его смену в ходе сюжета.

     Сюжетная  мотивировка. Природные явления могут повлиять на происходящие события. Также сюжет произведения может во многом определяться календарным временем.

     Форма психологизма. Эта функция наиболее частая в произведении, пейзаж оказывается средством раскрытия характера героя. Явления природы могут предвещать те или иные события в жизни персонажа, создавать определенное настроение.

       Часто пейзаж, данный через восприятие  героя, раскрывает какую-то сторону  его характера или указывает на его психологическое состояние. 
 

ГЛАВА II. ФУНКЦИИ ПЕЙЗАЖНЫХ ЗАРИСОВОК В РОМАНЕ

М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

§1. Кавказ как место действия в романе «Герой нашего времени»

     Превосходный  знаток Кавказа, Лермонтов даёт в  романе ряд зарисовок Военно-Грузинской дороги («Бэла», «Максим Максимыч»), Тамани («Тамань»), Пятигорска и Кисловодска с их окрестностями («Княжна Мери»). 
  Описания природы отличаются предельной изобразительной точностью и в то же время даются в задушевных, лирических тонах. Внимание Лермонтова привлекают горы, долины, море, курортные городки и их окрестности. Он говорит о жужжании комара, и о гудении метели в снежных горах, и о беспрерывном ропоте моря; о запахах цветов, о благовонном воздухе степи: «густые сени липовых аллей, склоняющихся над потоком, который с шумом и пеною, падая с плиты на плиту, прорезывает себе путь между зеленеющими горами, и ущелья, полные мглою и молчанием, которых ветви разбегаются отсюда во все стороны, и свежесть ароматического воздуха, отягощенного испарениями высоких южных трав и белой акации, и постоянный, сладостно-усыпительный шум студеных ручьев, которые, встретясь в конце долины, бегут дружно взапуски и наконец кидаются в Подкумок. С этой стороны ущелье шире и превращается в зеленую лощину; по ней вьется пыльная дорога.» [17;173]. Поэт рисует и раннее утро, когда луч восходящего солнца «золотил только верхи утёсов» [17; 200], и звёздную ночь в горах, и лунный свет, и пелену тумана на тёмно-синих волнах моря. Однако, в отличие от  романтических  произведений, в «Герое нашего времени» природа приближена к человеку.

     Роман открывается суровыми и величественными  картинами Койшаурской долины (повесть  «Бэла»), где «со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею» [17; 4], где «месяц бледнел на западе и готов уж был погрузиться в черные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса; мы вышли из сакли. Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами. Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня» [17; 37.].  Здесь мы встречаем неотъемлемые атрибуты почти любого кавказского пейзажа Лермонтова: зубцы гор, мрачное ущелье, быстрый поток, сверкающий снег. Пейзаж несет на себе  явный отпечаток романтической поэтики. Однако дальше ее сменяет вполне реалистическое изображение:  на дне пропасти обитает не «злой дух», а живут осетины, деревушка которых с высоты утеса кажется «гнездом ласточки», а проезжающий офицер, глядя на опасную дорогу, думает о людях, которым приходится ездить здесь в ночную пору: «Направо был утес, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин,  живущих  на  дне  ее,  казалась гнездом ласточки; я содрогнулся, подумав, что часто здесь, в глухую ночь, по той дороге, где две повозки не могут разъехаться, какой-нибудь  курьер  раз десять в год проезжает, не вылезая из своего тряского экипажа» [17, 40.]. Характеризуя творческую манеру М.Ю. Лермонтова, В.А. Мануйлов отмечает: «…он не увлекся пестротою и яркостью красок, а, верный вкусу изящного, покорил трезвую кисть свою картинам природы и списывал их без всякого преувеличения и приторной изысканности… Он предпочитает людей и торопится мимо ущелий кавказских, мимо бурных потоков, к живому человеку, к его страстям, к его радостям и горю, к его быту образованному и кочевому» [23;73].

     Итак, ….. 

     § 2. Пейзаж как средство создания определенного настроения

     Путём искусного подбора деталей и  интонаций речи Лермонтов достигает  разнообразия в изображении рисуемых им пейзажей, создаёт определённую настроенность. Таково, например, описание моря в начале повести «Тамань»: «Между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить» [17, 87.]. Этот пейзаж уже подбором деталей — луна одевается тучами, туман, валуны, грозящие потопить корабль, — создаёт ожидание опасности, угрожающей Печорину, вызывает тревожное настроение.

Информация о работе Роль пейзажа в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»