Роль пейзажа в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность нашей работы обусловлена недостаточной изученностью пейзажа в творчестве М.Ю. Лермонтова. Это определило цель нашего исследования – определить функции пейзажа в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи:
выявить манеру изображения пейзажа,
определить роль пейзажа в сюжете произведения,
раскрыть функции пейзажных зарисовок в произведении.

Содержание

Введение……………………………………………………....……… 3
Глава I. Виды и функции пейзажа в литературе..…………………. 5
Глава II. Функции пейзажных зарисовок в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»……..............................................
14
§1.Кавказ как место действия в романе «Герой нашего времени»…....................................................................................
§2.Пейзаж как средство создания определенного настроения.......................................……………………………….
§3..Роль пейзажа в раскрытии образа Печорин…………………….

14
15
16
18
Заключение…………………………………………………………... 25
Библиография………………………………………..………………. 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (Надежда1).doc

— 134.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.А. БУНИНА 

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ 

Кафедра русской классической литературы и теоретического литературоведения 
 
 

     Роль  пейзажа в романе

     М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 
 
 

                КУРСОВАЯ  РАБОТА

                студентки 4-го курса

                филологического факультета

                Тамбовской  Н.Е. 

                НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

                Полякова  Т.А.

                к.ф.н., доцент 

Работа  защищена

“____” _______ 2011 г.

Оценка_____________ 
 
 
 
 
 

Елец – 2011 г. 

 

     Содержание

Введение……………………………………………………....……… 3
Глава I.  Виды и функции пейзажа в  литературе..…………………. 5
Глава II. Функции пейзажных зарисовок  в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»……..............................................  
14
§1.Кавказ как место действия в романе «Герой нашего времени»…....................................................................................

§2.Пейзаж как средство создания определенного настроения.......................................……………………………….

§3..Роль пейзажа в раскрытии образа Печорин…………………….

 
14 

15

16

18

Заключение…………………………………………………………... 25
Библиография………………………………………..………………. 26
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Тема  Кавказа постоянно привлекала внимание Лермонтова. В стихотворениях и поэмах он воспевал необыкновенную природу Кавказа и свободолюбивых горцев. То были романтические зарисовки, поражавшие читателя необычными красками и могучими, неукротимыми характерами героев. Так в поэме «Мцыри» горный пейзаж дан для того, чтобы оттенить переживания героя и показать его мужество:

                 Я осмотрелся; не таю:

                 Мне стало страшно; на краю

                 Грозящей бездны я лежал,

                 Где выл, крутясь, сердитый вал;

                 Туда вели ступени  скал;

                 Но лишь злой дух  по ним шагал,

                 Когда, низверженный с небес,

                 В подземной пропасти исчез [18;10].

     Грозная и величественная природа противопоставлена человеку. Пропасть так глубока и недоступна, что лишь «злой дух» может спуститься на дно ее.

     В романе «Герой нашего времени», который  считают «началом русского реалистического  романа, первым социально-психологическим  романом в русской литературе» [22; 214], также щедро показаны картины кавказской природы.

     В «Кратком словаре литературоведческих  терминов» под редакцией Л.И. Тимофеева  дается следующее определение пейзажа: пейзаж (франц. paysage от pays – страна, местность) – картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которым он связан. В лирике пейзажа может иметь самостоятельное значение: восприятие природы лирическим героем. В прозе пейзаж связан с характером повествования и соотносится с настроением действующих лиц.

     Основываясь на определении пейзажа, данном в  словаре литературоведческих терминов и опыте анализа художественных произведений, можно предположить, что пейзаж в романе это:

  • фон, на котором происходит действие;
  • средство характеристики персонажей;
  • средство передачи их чувств и настроений;
  • средство углубления философской проблематики романа.

     Актуальность нашей работы обусловлена недостаточной изученностью пейзажа в творчестве М.Ю. Лермонтова. Это определило цель нашего исследования – определить функции пейзажа в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

     Для реализации цели необходимо выполнить  следующие задачи:

  • выявить манеру изображения пейзажа,
  • определить роль пейзажа в сюжете произведения,
  • раскрыть функции пейзажных зарисовок в произведении.

Степень исследованности

     Данная  курсовая посвящена выявлению многочисленных функций пейзажа в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". В этой области изучения работали такие исследователи как Л.П. Семенова [«Кавказ в поэзии Лермонтова»], Н.И. Мордовченко [«Лермонтов и русская критика 40-х годов»], А.В. Попова [«Лермонтов на Кавказе»], И.Л. Андроникова [«Лермонтов в оценках Белинского»] и другие.  Глубоко исследована "кавказская" проблематика и связанные с ней мотивы "Героя нашего времени" в работах Б.С. Виноградова ["Горцы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»"], важные для истолкования романа сведения содержатся в биографической книге Э.Г.Герштейн [«Судьба Лермонтова»]. Наконец, необходимо отметить весьма значительные и разносторонние исследования творчества Лермонтова, принадлежащие В.В. Афанасьеву [«Лермонтов»] и                      \В.А. Мануйлову [«М. Ю. Лермонтов»].  

     В качестве объекта исследования выделяется пейзаж.

     Предметом нашего  исследования является  специфика пейзаж  в романе М.Ю.  Лермонтова «Герой  нашего времени», изучение которого  ведется без широкого  привлечения литературного  контекста, с позиции  имманентного анализа  художественных текстов.

     В ходе работы над темой были использованы следующие методы исследования: метод изучения научной литературы, просмотр и анализ периодической печати, Internet-источники.

   Практическая значимость  курсовой работы  заключается в  том, что ее   результаты можно будет использовать в образовательном процессе по предмету «Литература» при изучении соответствующих тем.  

   В соответствии  с поставленными  задачами структура  работы состоит  из введения, двух  глав, где вторая  глава разбита  на три параграфа,  заключения и библиография.  

ГЛАВА I. ВИДЫ И ФУНКЦИИ  ПЕЙЗАЖА В ЛИТЕРАТУРЕ

       Пейзаж - описание видов местности: ландшафта, растительности (пейзаж-картина, панорамный пейзаж). Может быть описанием одного конкретного природного явления (заката, восхода, др.). Нередко пейзажем называют такое изображение природы, в котором описания дополняются элементами повествования и/или рассуждениями. Имеется в виду не только изображение процессов – то есть изменения природных явлений, например, изменений естественной среды от ночи к утру или от утра к вечеру, что представляет собой систему  микросюжетов, но и изображение события природной жизни - грозы, метели, наводнения, землетрясения и др. Первое (изображение изменений, связанных со временем) действительно относится к пейзажу: такой пейзаж называют динамическим. Определение же пейзажем текстов второго случая  отражает непонимание специфики жанра.

    В пейзаже могут быть отражены  особенности литературного направления,  метода (классицистский, сентименталистский, романтический, реалистический пейзаж), жанра (имеет разный масштаб, выполняет разные функции, например, пейзаж масштабнее представлен в романе, особенно психологическом, в жанрах лирической прозы, в рассказе же существует в сжатой форме), стиля. Пейзаж может изображать "самостоятельную" природу или быть функциональным, может воспроизводить или преображать природу, выражать идеи или быть важным по своим художественным качествам, содействовать воспитанию нравственных, эстетических качеств, религиозных, политических и пр. предпочтений. Описания природы важны для формирования чувства родины и экологического сознания.

       Временные виды  пейзажа: 1) сезонные - весенний, летний, осенний, зимний пейзажи, 2) по времени суток - дневной, вечерний, ночной, утренний. На выбор того или иного состояния природы влияют психологический склад личности писателя, художественный замысел произведения, поэтому предпочтение автором зимы или весны, утра или ночи, конкретных природных образов, связанных со временем, может дать важную информацию для понимания  творчества автора.

    Художественное произведение, как  правило,  содержит группу пейзажных  описаний, которые выстраиваются  в образный ряд. Отдельные части  такого ряда могут быть статичными - передавать природу в застывшем  состоянии (как в технике фотографии) или динамичными - изображать природу в процессе масштабных и мельчайших изменений.

     Первое  характерно особенно для произведений классицизма, второе - для реалистических произведений. Пейзажный ряд, в свою очередь, может строиться некоординированно, по принципу простого монтажа - с перемежением общих и первых планов, не составляя цельное зрительное впечатление - картину (это свойственно произведениям, в которых образ природы не является "самостоятельным"), или воссоздавать движение природной жизни - годовой, сезонный циклы, то есть передавать природную картину как бы заснятой на кинопленку. В последнем случае точка зрения ("камера") может быть статичной (камера как бы закреплена на одном месте) или подвижной, сменяемой (камера "переезжает" с места на место, снимая различные объекты картины; "наезжает", "отъезжает"). Выбор принципа композиции связан с художественными задачами писателя, его творческой индивидуальностью.

      Ландшафтные виды пейзажа (ландшафт - общий вид местности):  Горный пейзаж - с данным видом пейзажа связано не только описание гор, которое и породило название, но и описание пространства вокруг гор: неба, растительности, местности, окружающей горы, человеческого жилья. Горный пейзаж любим прежде всего романтиками, которые видели в горах воплощение тайны и величия (горы любили изображать А.Грин, А.Веселый); по этой же причине он интересен и модернистам; горный пейзаж воспринимается в русской литературе как экзотический, так как не является типичным явлением ландшафта.

       Речной пейзаж - центральным его элементом является река. Любим писателями, тонко чувствующими своеобразие русской природы; они рисуют кроткие маленькие речки, в которых открывают истоки лиризма, гармоничности национальной души, или раздольные, мощные реки (Волгу), в которых обнаруживают общее со стихийным началом русского характера.

       Мифологический пейзаж - нередок в произведениях литературы ХХ века, составным элементом характеристики которой является мифологизм (неомифологизм). В изображении природы передается логика мифологического мышления, картина строится с опорой на архетипические образы и мотивы различных мифов: на образы мирового древа и мирового яйца, леса, болота, образы низшей мифологии (леший, болотники, полевики и др.), геометрические символы, мотив перевоплощений и т.д. В ХХ веке авторы выступали как мифотворцы, то есть не столько воспроизводили традиционные мифологические представления, образы и мотивы, сколько активно их переосмысляли и дополняли. Мифологическое описание природы характерно для произведений философского содержания. В классической литературе (в отличие от массовой) мифологический пейзаж обычно свидетельствует о неудовлетворенности писателя материалистической картиной мира, о его стремлении открыть новое знание об устройстве мира.

Информация о работе Роль пейзажа в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»