Роль гиперболы в сборнике "Миргород" Н.В.Гоголя

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:52, научная работа

Описание работы

Целью исследования является определение роли гиперболы в сборнике повестей «Миргород».

Для достижения поставленной цели необходимо будет решить ряд следующих задач:

1.определить круг ученых, занимавшихся изучением данной проблемы, и обобщить собранный материал;

2.рассмотреть художественную гиперболу в каждой из повестей.

Содержание

1. Введение с.3

2. Гипербола как средство художественного изображения с.4-5

3. История создания сборника повестей Гоголя «Миргород»

(1835) с.6-8

4. Использование гиперболы в повестях сборника «Миргород»

Н.В.Гоголя с.9-20

5. Заключение с.21

6. Список литературы с.22

Работа содержит 1 файл

текст исследования.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

 

Содержание: 
 

1. Введение          с.3

2. Гипербола  как средство художественного  изображения  с.4-5

3. История создания  сборника повестей Гоголя «Миргород»

    (1835)          с.6-8

4. Использование  гиперболы в повестях сборника  «Миргород»

   Н.В.Гоголя           с.9-20

5. Заключение         с.21

6. Список литературы        с.22 

 

Введение 
 

     «…Чтобы убедиться в том, что Достоевский  писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его  романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем»,- говорит персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Коровьев.

Действительно, хорошее произведение не может быть написано плохим языком, «безъязыкий» сочинитель не может быть талантливым - это абсолютная истина, закон природы.

     Вне языка невозможно ни литературное творчество, ни читательское восприятие произведения. Язык- это материал художника, и его  главный инструмент. В художественном тексте в отличие от текста делового важно не только ЧТО сказано, рассказано и показано, но и КАК это сделано.

     Предметом исследования нашей работы является гипербола, одно из художественных средств, широко используемых Н.В.Гоголем в  своих произведениях, в частности  в сборнике «Миргород».

       Исходя из этого, целью исследования является определение роли гиперболы в сборнике повестей «Миргород».

       Для достижения поставленной  цели необходимо будет решить  ряд следующих задач:

1.определить круг ученых, занимавшихся изучением данной проблемы, и обобщить собранный материал;

2.рассмотреть художественную гиперболу в каждой из повестей.

     Эмпирические методики исследования (наблюдение, сравнение, обобщение опыта) будут основными в ходе решения поставленных задач. Нам предстоит определить, какие же гиперболы использует Н.В.Гоголь в сборнике повестей и какова цель их использования.

      Практическая  значимость работы определяется тем, что  материалы и выводы данного исследования могут быть использованы учителями в процессе изучения творчества Н.В.Гоголя на уроках литературы.

      Научность работы состоит в том, что в ней предпринята попытка определить роль гиперболы в художественном произведении, опираясь на повести сборника «Миргород» Н.В.Гоголя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гипербола как средство художественного  изображения 
 

     «Я  тебе тысячу раз об этом говорил!» - укоряет один собеседник другого. И тот, понурив голову, соглашается с критикой, не пытаясь доказывать, что на самом деле выслушал не тысячу напоминаний, а шесть или семь. Дело в том, что «тысяча раз»- это гипербола, преувеличение - речевой прием, рассчитанный не на буквальное понимание, а на сильное эмоциональное воздействие.

     В таком же качестве гипербола входит в язык художественной литературы, являясь важным средством выразительности  речи. Однако гипербола не просто речевая  фигура. Художественное  преувеличение один из важных способов построения сюжета, образная система, одно из необходимых средств передачи авторской мысли. Гипербола – важный способ обрисовки характеров. К примеру, былинные богатыри с их гигантской силой и доблестью; могучие, полные жизненных сил великаны из книги Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

    Гипербола – одно из важнейших средств художественной типизации. Художественная гипербола  нередко касается и самой авторской  мысли.

     Гипербола подобна увеличительному стеклу, она помогает пристальнее всмотреться в явления жизни, в её противоречия.

     В толковых и литературоведческих словарях мы найдем несколько толкований данного термина, но все они сходятся в одном: гипербола – это художественное преувеличение.

Приведем  некоторые:

1.Гипербола – в поэтике слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа. (С.И.Ожегов, Н.В.Шведова «Толковый словарь русского я зыка»).

2.Гипербола  (от греч. Hyperbole – преувеличение) – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная («броская») форма подачи изображения. (М.Мещерякова «Литература в таблицах и схемах»)

     «Энциклопедический  словарь юного литературоведа»  понятие гипербола подразделяет на несколько видов:

     - сюжетная гипербола

(например, «Повесть о том, как один  мужик двух генералов прокормил»  М.Е.Салтыкова-Щедрина, в которой  вдруг генералы, выйдя в отставку, очутились на необитаемом острове. Почему? Да потому, что для них, просидевших свой век «в какой-то регистратуре» жизнь так же непонятна, как необитаемый остров. Сюжетная гипербола Щедрина основана на укрупнении и заострении реального явления, действительного противоречия.

И задача читателя не изумляться наивно злоключениям генералов, а вникать 

в смысл  сюжетных гипербол. Проголодавшись, генералы начинают искать мужика, который бы их покормил, - и находят. Опять гипербола!)

     - нравственно-философская гипербола

(Ф.М.Достоевский  «Братья Карамазовы». В результате  рокового совпадения случайностей на одного из главных героев – Митю Карамазова ложится обвинение в убийстве собственного отца. Но для Достоевского это не просто юридический казус, а нравственно - филосовская гипербола. Митя не виновен в убийстве, но виновен в моральной безответственности, в утрате границ между добром и злом, в том, что он мог убить отца).

     -гипербола  + как способ обрисовки характеров

(Джонатан  Свифт «Путешествие Гулливера». В этом произведении представлена и обратная гипербола – литота, т.е. художественное преуменьшение. Достаточно вспомнить путешествия Гулливера – в страну лилипутов и в страну великанов). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История создания сборника повестей Гоголя «Миргород»(1835) 
 

     Издавая свой сборник «Миргород», Гоголь сделал подзаголовок: «Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В  известной степени так оно  и было. Самым близким к первому  циклу был «Вий», в котором  сказочное и фантастическое своеобразно сочеталось с элементами бытовыми и социальными. Повесть «Тарас Бульба» связана со «Страшной местью», а разоблачение «пошлости пошлого человека», начавшееся в «Иване Федоровиче Шпоньке…», получило дальнейшее развитие в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». И вместе с тем «Миргород» открывает новую страницу в творчестве Гоголя.

     Четыре  повести, входящие в состав «Миргорода», образуют единую книгу, в которой каждая часть, интересная и значительная сама по себе, получает особый смысл, будучи включенной в общий контекст, дополняя и объясняя одна другую. Из поэтического хутора близ Диканьки читатель переносится в захолустный провинциальный городок, в котором уже нет счастья, красоты, веселья. Почему же так происходит? Что, собственно, мешает человеку проявлять те прекрасные нравственные задатки, которые, как убежден Гоголь, присущи всем без исключения людям? Все последующее творчество Гоголя, включая «Ревизора», «Мертвые души», связано с настойчивым стремлением писателя найти ответ на этот мучительный для него вопрос.

     Сборник «Миргород» объединяет тема Украины. Однако Украина в «Миргороде» не похожа на реалистическую сказку «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Образ Украины  в сознании Гоголя теперь двоится: героическому и поэтическому прошлому противопоставляется ничтожное и пошлое настоящее. Бесспорным центром всего сборника является повесть «Тарас Бульба», содержание которой – героическая борьба украинских казаков за национальную независимость. Здесь образ Украины связывается у Гоголя не с волшебной сказкой, а с героическим эпосом: запорожцы – свободный и гордый народ, степные богатыри. В мире народной героики рождаются героические характеры, такие как Тарас Бульба и его сын Остап, но современная Гоголю провинция рисуется в «Миргороде» другими красками: это мир пошлости и мелочного эгоизма.

     В «Старосветских помещиках», открывающих новый сборник Гоголя, речь идет о пустой, бессмысленной, чуть ли не животной жизни двух «старичков прошедшего века» - Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, весь смысл существования которых, казалось бы, сосредоточен только в еде. Но есть и в них нечто трогательное и человеческое – так привязаны они друг к другу, так, оказывается, умеют глубоко чувствовать и страдать. Гоголь предпочитает скромную, непритязательную, даже превратившуюся уже в привычку любовь этих старичков, их верность, пронесенную через всю жизнь, пылким романтическим страстям, о которых писатель со скрытой иронией рассказывает во вставном эпизоде. Так некий молодой человек, влюбленный «нежно, страстно, бешено, дерзко, скромно», дважды покушавшийся на самоубийство после смерти возлюбленной, на удивление быстро её забывает. Это иной мир, мир столичной жизни, чуждый Афанасию Ивановичу и ненавидимый Гоголем. Вставной эпизод, о котором шла речь, является, помимо всего прочего, прекрасной иллюстрацией тонкого эстетического чутья Гоголя, решительного неприятия им шаблонных романтических сюжетов и трафаретного романтического стиля.

     Конечно, Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна вовсе не герои, но они могли бы быть другими, потому что в душе их заложены семена подлинно человеческих чувств. Другое дело, что все это искажено, изуродовано, задавлено. Настоящих героев Гоголь нашел в истории борьбы украинского народа за свое освобождение от гнета польской шляхты.

     По  мысли Гоголя, героические подвиги, совершавшиеся в прошлом, служат суровым укором настоящему. Это свидетельствовало  об углублении критического отношения  писателя к окружающей его жизни. Так появляется в «Миргороде»  «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», где остро поставлена проблема губительного воздействия среды на человека.

     Пошлость  и ничтожество миргородских помещиков  иронически подчеркиваются внешней  серьезностью повествования, которое  ведется от имени рассказчика, явно принадлежащего к той же среде, что и герои повести, к тому же уровню сознания. С его точки зрения, и Иван Иванович, и Иван Никифорович – очень почтенные люди, он в восторге от прекрасных качеств, их богомольности, дружелюбия и природной доброты.    Между тем Гоголь строит повествование таким образом, что у читателя появляется совершенно противоположное впечатление. Наивный рассказчик расхваливает скорее вещи, чем их владельцев, компрометируя тем самым и Ивана Ивановича, и Ивана Никифоровича. Прием алогизма (нарушения причинных связей) также был призван не просто произвести комический эффект, но дать представление о ничтожности, призрачности, нелогичности этой жизни: «Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках…» - и т.д. И только в самом конце повести звучит голос самого автора, произносящего пламенные слова: «Скучно на этом свете, господа!» Это уже не прекраснодушный рассказчик, который, упиваясь своим красноречием, подробно рассказывал о судебном процессе, затеянном двумя бывшими друзьями. Вместо смеха слышится горечь – за человека, за человечество. Именно так понял повесть Белинский: «Да! Грустно думать, что человек, этот благороднейший сосуд духа, может жить и умереть призраком и в призраках, даже и не подозревая возможности действительной жизни! И сколько же на свете таких людей, сколько на свете Иванов Ивановичей и Иванов Никифоровичей!»

     Замысел Гоголя заключался в том, чтобы миру пошлого самодовольства, унижения, как писал Белинский, «благороднейшего сосуда духа» противопоставить сильные, героические характеры, показать, каким может быть человек и, следовательно, каким он должен быть. Поэтому в сборнике «Миргород», где напечатаны «Старосветские помещики» и вполне реалистическая повесть о поссорившихся помещиках, опубликован и романтический «Тарас Бульба» как напоминание, укор и надежда. Романтизм и реализм в «Миргороде» сосуществуют и взаимно дополняют друг друга, помогая выявить заветную мысль писателя.

Информация о работе Роль гиперболы в сборнике "Миргород" Н.В.Гоголя