Реализация сюжета о Христе и Антихристе в творчестве Н.В. Гоголя и И.С.Тургенева

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 01:06, реферат

Описание работы

Категории Добра и Зла, представляющиеся современному человеку едва ли не полной абстракцией, в традиционной культуре являются предельно ясными. В частности они персонифицированы, то есть воплощены в образах и в сюжетах , жизнеописаниях. В ходе творческого процесса, предстающего как бессознательный акт, сюжет-архетип выполняет моделирующую, сюжетообразующую функцию. Архетипический сюжет о Христе и Антихристе – генетически исходная точка для литературного сюжета.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Жизнеописание Чичикова ……………………………………………………...5
2.Гоголь как антипод своего героя………………………………………………9
3.Тип лишнего человека………………………………………………………...12
3.1. Тургеневский герой…………………………………………………………12
3.2.Тургеневская девушка……………………………………………………….16
4.Реализация сюжета об антихристе в романе Тургенева «Новь»…………...19
Заключения……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

Реализация сюжета о Христе и Антихристе Н.В.Гоголя и И.С.Тургенева.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

     В романе Тургенева «Отцы и дети»  выведен образ нигилистки Евдоксии Кукшиной. Кукшина и Ситников выполняют  в романе двойственную роль: в первую очередь, сатирическую – их юродивых образ жизни обличает всю нелепость нигилизма; во-вторых, автор прибегает к антитезе, противопоставляя  этих клоунов Базарову, вдохновленному своей, во многом ошибочной, но искренней  теорией. Кукшина хочет казаться значимой потому, что слаба.

      В романах-повестях в 50е годы трагический характер жизни 30-40г. Тургенев начинает раскрывать не только в судьбе «лишних людей»,но и в драмах женской души, в печальных историях любви.  «Тургеневские девушки» не только помогают раскрыть характер центрального героя, трагизм обстановки, но представляют молодых передовых современниц автора, с сильным характером, высокими идеалами, готовностью к активной деятельности.

      Образом Натальи Ласунской («Рудин») показано пробуждение под влиянием прогрессивных еще в 30е годы идеалистов лучшей дворянской молодежи, пробуждение молодой души, зарождение любви к человеку духовно близкому. Причина драмы не только в беспомощности «лишнего человека», но и в самой русской жизни.

      В судьбе Лизы Калитиной («Дворянское  гнездо») раскрывается конфликт между личный счастьем и долгом . Создан сильный, цельный характер . Лизу отличает необыкновенная нравственная чуткость . Девушка религиозная, скорее с чувством огромной ответственности . Образ особенно близкий Тургеневу, роман - прощание с дворянским периодом в истории.

      В повестях о первой любви («Ася», «Первая любовь», «Вешние воды») автор говорит о том, как важно не пройти мимо своего счастья. Ася - воплощение молодости, здоровья, красоты, натура гордая, прямая . Ее любви ничто не препятствует, кроме сомнения в том, за что ее могут любить . В повести раздумья автора о судьбе дочери,о своей несчастной любви. Зинаида Засекина - один из самых противоречивых женских типов, созданных Тургеневым . Автор показывает трагизм любви, которая сжигает человека, но не даeт ему нравственного удовлетворения . К теме первой любви Тургенев возвратился в повести"Вешние воды". Та же тургеневская девушка Джемма, переживающая драму неудачной любви. Человек бессилен перед этим могучим чувством. Но чем бы ни заканчивалась первая любовь, она озаряет жизнь, память о ней остается навсегда. 8

      Елена Стахова близка к тургеневским героиням, особенно к Лизе Калитиной . Но в  период написания романа "Накануне" витала мысль о необходимости  сознательно-героических натур, это  влияло на создание автором образа Елены . Тургенев назвал Елену "новым типом русской женщины". В романе Тургенева первый раз в русской литературе показано, как передовая русская женщина становится вполне самостоятельным борцом за освобождение народа.

      Образ Марианны "Новь" показывал, что в период народнического движения, о котором рассказывается в романе, передовая русская девушка стала равна мужчине в общем деле революционной борьбы.

      Тургенев -  тайный психолог -достиг в изображении женских образов, чистой, идеальной любви огромных успехов как художник. Влияние тургеневских женских образов было очень велико в его время, не утратило оно своей силы и в наши дни. 

      4.Реализация  сюжета об антихристе  в романе Тургенева  «Новь»

      Тургенев  – один их самых непонятых, искаженных критиками и литературоведами автор ХIХ века. При чтении работ о нем и его произведениях на каждом шагу сталкиваешься с упрощениями, бездоказательными обобщениями, фигурами умолчания, натяжками, попытками представить черное белым и наоборот61. Архетипический подход, как и в предыдущих случаях, позволяет вскрыть глубинные, непроявленные смыслы тургеневского текста, открывает путь к новому прочтению классика. «Некоторым людям из круга Белинского-Некрасова мы обязаны своего рода мифологией «плохого», «неискреннего», иногда даже «нечестного» Тургенева», – пишет В.Н. Топоров, собственно, определяя начальную точку складывания мифа о Тургеневе9

      В фамилии героя воплощена устойчивая в аналогичных сюжетах мифологема «имя есть судьба». Роман «Новь» вышел в свет в начале 1877 года. Тургенев имел намерение этим произведением завершить творческую карьеру романиста. Сочинение должно было представить итог размышлений над путями и судьбами России, определить позицию писателя по отношению к герою – исповеднику нигилизма. Предметом романа послужило новое явление, зародившееся в русской жизни в конце 60-х годов ХIХ в., – народничество. Главный герой – Алексей Дмитриевич Нежданов. Его жизнеописание и составляет центральную сюжетную линию романа. Нежданов – изгой. «Паклин недаром обзывал его аристократом; все в нем изобличало породу: маленькие уши, руки, ноги, несколько мелкие, но тонкие черты лица, нежная кожа, пушистые волосы, самый голос, слегка картавый, но приятный». Несмотря на это он не принадлежит миру своей аристократической семьи, богатого дворянства. Нежданов получил университетское образование. «Сам он желал сделаться юристом; но генерал, отец его, ненавидевший нигилистов, пустил его «по эстетике» то есть по историко-филологическому факультету».

        Нигилизм Нежданова отличен от  нигилизма Базарова, в частности, тем, что не распространяется на творчество. Увлечение социальными вопросами не мешает герою «втайне наслаждаться художеством, поэзией, красотой...», он «даже сам писал стихи». Для Нежданова же мир дворян, аристократов не просто чужд, но враждебен. В доме Сипягиных он знакомится с господином Калломейцевым, человеком «консервативных принципов», «настоящим петербургским ― гранжаром  «высшего полета». Уже при первой встрече, в разговоре за обедом с «блестящими особами», Нежданов «внезапно  в Калломейцеве почувствовал врага!». Отношения между «либеральным» Сипягиным (либерализм его – всего лишь маска) и «красным» Неждановым, которого он необдуманно пригласил в свой дом в качестве учителя, закономерно кончаются разрывом. Марианна, покидая родственников вместе с Неждановым, заявляет своей тетушке: «Разве между вашим домом и мною не целая бездна, бездна, которую ничто, ничто закрыть не может?». Нежданов вполне мог бы повторить за ней эти слова.

      Однако  Нежданов не одиночка, а представитель молодежного революционного кружка. Может быть, здесь он свой? Это не так. Паклин говорит, обращаясь к нему: «В том-то и наша беда, Алексей Дмитрич, что мы никого не знаем! Хотим действовать, хотим целый мир кверху дном перевернуть, а живем в стороне от самого мира, водимся только с двумя-тремя приятелями, толчемся на месте, в узеньком кружке…» Нежданов отвечает: «Это неправда. Мы только с врагами нашими знаться не хотим, а с людьми нашего пошиба, с народом, мы вступаем в постоянные сношения». На деле же он тяготится и своим присутствием в кружке, опекой соратников, именно людей «своего пошиба», невольно стремится освободиться, уйти и от них. Нежданов «сознает себя одиноким, несмотря на привязанность друзей», называет себя «бездомным горемыкой». Приходится ему расстаться и с иллюзией близости к народу. «Он почти всю свою жизнь провел в городе – и между ним и деревенским людом существовал овраг или ров, через который он никак не мог перескочить»

      Таким образом, главный герой исключен из мира семьи, аристократии (врагов), отдален от друзей и еще более – от народа; его изгойство стремится к абсолюту. Ему вообще нет места на земле.

Обстоятельства  рождения определили несчастье судьбы героя. «Не под счастливой звездою родился Нежданов; нелегко ему жилось. Он сам глубоко это чувствовал»

      По  темпераменту Нежданов меланхолик, задумчивый, постоянно рефлектирующий человек. Не так уж сложно разглядеть, что Тургенев описал глубоко больного человека, хотя сделал он это как художник, мастер, который хотел в определенной мере скрыть симптомы болезни, а не выставить их совершенно явным образом.

      Принципиально, что писатель изначально задумал  своего героя «раздраженным и  больным»– такова характеристика Нежданова  в черновых набросках. При первой встрече читателя с героем на страницах романа предстает человек, лицо которого выражает «неудовольствие и досаду», он находиться «в нервозном состоянии». Мы видим Нежданова в момент, когда «что-то горькое, не то скука, не то злость, тайно забралось в самую глубь его существа», или же когда лицо его выражает «смесь различных тревожных ощущений: досады, смущения, нетерпения… даже уныния». Он угрюм,  раздражен, задумчив, охвачен какими-то тайными «темными» («серыми, скверными» мыслями – и это обычное его состояние. В финале его нервозность резко обостряется, переходит в депрессию, он уже не может освободиться от навязчивых черных мыслей.

      Нежданов  рожден не столько для жизни, сколько  для смерти. «Он лег спать рано, но заснуть не мог. Его посетили не то что печальные, а темные мысли… мысли о неизбежном конце, о смерти. Они были ему знакомы». Стихи, которые пишет в эту минуту двадцатитрехлетний герой, посвящены смерти: «Милый друг, когда я буду / Умирать» и т.д. Во время чтения вслух романа Шпильгагена «Один в поле не воин» (Марианну и Нежданова привлекает в произведении тема крестьянского восстания) он совершает странный, истерический поступок. «Но не успела она кончить первую страницу, как он стремительно встал – и, подойдя к ней, упал к ее ногам. Она приподнялась, он обхватил ее колени обеими руками и начал говорить странные, бессвязные, отчаянные слова! «Он хотел умереть, он знал, что умрет скоро…» . Раздумывая над тем, имеет ли он право соединить свою судьбу с любящей его Марианной, Нежданов признается в письме к другу: «Как могу я присоединить навсегда ее судьбу к моей? Живое существо – к трупу? Ну, не к трупу – к существу полумертвому? В том-то и дело, что я труп; честный, благонамеренный труп, коли хочешь». «Он пугался своих собственных мыслей и старался не размышлять. Он чувствовал одно: какая-то темная, подземная рука  ухватилась за самый корень его существования – и уже не выпустит его». Уяснив свое положение, Нежданов говорит: «Марианна, во мне сидят два человека – и один не дает жить другому. Так я уж полагаю, что лучше перестать обоим жить».

      В финале романа, казалось бы, на пороге новой для него жизни он покончил с собой. Ему «было как-то приличнее умереть, нежели жить». В описании смерти героя является сама судьба, сила таинственная и темная в художественном мире Тургенева. Марианна и Соломин «поражены, потрясены, уничтожены», «но не изумлены» поступком Нежданова. «Как мы этого не предвидели?» – думалось им; и в то же время им казалось, что они… да, они это предвидели». Им не зря казалось. Они подсознательно желали, чтобы Нежданов ушел, не мешали ему уйти – он был лишний между ними. Так строит текст Тургенев. Перед читателем очередной герой-Антихрист, рожденный в грехе и понесший кару по законам, которые не от мира сего. 
 
 

      Заключение

      Рассмотренные тексты позволяют наглядно убедиться в том, что у Антихриста в литературных текстах есть сюжетный заместитель – незаконнорожденный, «злой человек», мучитель. Сюжетным заместителем Христа является праведник. А потому закономерен вывод: в основе любого типа жизнеописания, героя любой разновидности лежит архетипический сюжет о Христе. Универсальность данного образца, в частности, выражается в том, что в реальной жизни любой человек на своем месте и в своем деле по-своему может подобиться Сыну Божью, идти путем подвижничества. Отсюда – разнообразие типов подвига во имя Христа.

      В русской литературе есть единый сюжет, который проходит через весь тысячелетний путь ее развития. Он восходит к архетипическому сюжету о Христе и Антихристе. При работе с данной проблематикой налицо формирование междисциплинарного поля исследования, которое не является ни собственно литературоведческим, ни психоаналитическим. Его нужно определить как культурологическое. Как видим, здесь открываются новые, неизведанные возможности прочтения, казалось бы, давно прочитанных и исследованных текстов.

      Гоголь  невероятно ценил открывшийся ему  сюжет, считал, что без внушения свыше  тут не обошлось. Но произведение он написал в буквальном смысле документальное. Только это особый документ – слепок души героев. Результатом декодирования гоголевского текста является вывод, который очень трудно осознать и принять: поэма является констатацией духовной смерти в национальных масштабах и, как принято говорить сейчас, констатацией кризиса христианства как глобального проекта, мертвые души – это мы. Автор-психоаналитик и создавал Чичикова как универсальное воплощение зла, которое есть в каждом человеке.

      Тургенев  осознает возможности сюжета, с которым  он работает. «Благо сюжет попался – как мне кажется – подходящий», – пишет он. Подходящий именно для того, чтобы вынести суд герою революционеру и его идеологии. Маркелов формулирует основной ее постулат: «Кто не с нами, тот права жить не имеет…». Он жалеет о том, что не смог поднять народ на бунт. «Не так принялся! Надо было просто скомандовать, а если бы кто препятствовать стал или упираться – пулю ему в лоб! тут разбирать нечего». Одним из источников романа послужило «нечаевское дело». При этом писатель исследует не психологию злодеев, а «молодых людей, большей частью хороших и честных», и показывает, «что, несмотря на их честность, самое дело их так ложно и нежизненно, что не может не привести их к полному фиаско». Русская революционная интеллигенция как раз и отменила Христа и его нравственные заповеди, предложив свои для строительства нового, небывалого мира. Выяснилось, что они оказались «нравственностью» Антихриста. Цена, которую мы заплатили за это, известна. Возможно, удар был смертелен. По крайней мере, оправиться мы от него так и не можем.

      Структурно-типологический анализ представленных текстов  и авторов показывает, что в основе жизнеописания главных героев так Гоголя, так и Тургенева, лежит единая сюжетно-композиционная схема, общий архетипический сюжет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Реализация сюжета о Христе и Антихристе в творчестве Н.В. Гоголя и И.С.Тургенева