Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 21:16, реферат
Термин " постмодернизм " ( от лат. past - "после" и фр. moderne - "современный", "новейший" ) появился в годы Первой мировой войны. В 1947 году английский историк А.Тойнби употребил его для характеристики современной эпохи мировой культуры. Термин этот сразу " вошел в оборот " на Западе, а затем и в России, но уже в 80-х годах.
Весь роман представляет своего рода калейдоскоп каких-то отдельно нарисованных или сложенных кем-то картинок, в которых живут люди и насекомые. Но насекомые живут по человеческим законам. Словно едешь на поезде, в котором множество разных людей, пассажиров, со своими судьбами, чувствами, переживаниями, мыслями. Поневоле приходишь к мысли, что этот роман посвящен одной теме - теме тех пассажиров поезда-жизни, которые не хотят сойти с него или даже не допускают такой возможности.
Судьба бабочек, жуков, комаров, муравьев и.т.д. - это самые распространенные, знакомые каждому в современной повседневности способы человеческой жизни, которые не имеют никакого смысла, кроме смерти в конце.
Таковое, например, судьба жука-навозника, который не видит в жизни ничего, кроме труда; он работает всю жизнь, катает навозный шар, постепенно увеличивая его и обучая тому же сына: "...Кроме навоза ничего просто нет. Все, что я вижу вокруг, -отец широким жестом указал в туман, - это на самом деле Йа. И цель жизни - толкать его вперед. Понимаешь?" Он философски объясняет сыну смысл жизни, который он постиг в качестве навозника-скарабея, несущего "древнее знание о сущности жизни." Сын-навозник еще не скарабей, потому что над ним еще не совершилось "главное таинство": закопаться полностью, вернее размазаться по навозному шару и катиться вместе с ним, смотря "печальными" глазами на мир:
-И всю жизнь вот так, мордой в бетон...
-Но все-таки жизнь прекрасна, - с легкой угрозой сказал отец.
Жизнь жука-отца неожиданно обрывается: он бессмысленно гибнет под каблуком чьей-то туфли. А сын будет продолжать "дело" отца, постепенно успокоится и покатит свой "массивный" шар, засыпая в нем и просыпаясь снова. "Йа вырасту большой, женюсь, у меня будут дети, и йа научу их всему, чему меня научил папа. И йа буду с ними такими же добрыми, каким он был со мной, а когда йа стану старым, они будут обо мне заботиться, и все мы проживем долгую счастливую жизнь",-думал он просыпаясь и поднимаясь по плавной окружности навстречу новому дню..."
Да, действительно, "инициация" - внутреннее побуждение к деятельности, но не к новым ее формам, а все к тем же. "Скарабей" состоялся!
А муравьиная матка Марина, смыслом жизни которой было строительство семьи? Сначала создавала «уютный очаг», выбиваясь из последних сил: «Хорошо, - пробормотала она, со счастливой улыбкой сползая по шершавой земляной стене на пол вспоминая мордастого мужика из фильма. Хорошо. Но пусть это будет что-то оригинальное…» затем запасала продукты, обустраивала жилье… А потом появилось и «оригинальное: «Это был он или почти он, только не рыжеватый, а совсем рыжий, и вместо дубленки на нем была заснеженная шинель с майорскими погонами.» Теперь надо очаровывать мужа, угождать ему, потакать его желаниям. Жизнь, кажется, налаживается не хуже, чем у других самок. Но неожиданный случай уносит жизнь Николая, и Марина снова остается одна. Судьба все-таки оказалась благосклонна к ней - у нее родилась дочь, т.е. исполнилось ее желание, которое она загадала на ползущую по потолку звезду. Она растит и воспитывает дочь, которая стала единственной ее радостью: «Она чувствовала, что живет уже не сама, а через Наташу, и все, что ей теперь нужно от жизни - это счастье для дочери.» Она учила дочь, что «жизнь очень не простая вещь», что «жизнь - это борьба». В этой борьбе побеждает сильнейший. И я хочу, Наташа, чтобы победила ты…»
И как у людей, когда родители выбирают детям их судьбу, так и Марина мечтала, что ее Наташа, научившись играть на баяне отца, станет «работником искусства»: «Это прекрасная жизнь, чистая и радостная (Марина вспомнила виденного в театре седого генерала со сточенными жвалами), полная встреч с самыми удивительными людьми…» Но у Наташи свои взгляды на жизнь: она не хочет жить так, как живет мать. И слова матери о том, что «что бы пробиться к свободе и солнечному свету, надо всю жизнь старательно работать», Наташа пропускает мимо «ушей». Она теперь, превратившись в муху, будет жить своей жизнью, потому что ее не устраивает жизнь под землей и вечная работа, и, несмотря на то, что наверху «добрых людей нет», зато там светло и жизнь бурлит.
А жизнь Марины пришла к одинокой старости. Марина стала безобразной и никому не нужной. Но и Наташина жизнь оказалась недолгой: «Со стола свисал, покачиваясь под ветром, узкий желтый лист липучки. К нему пристало несколько мелких листьев и бумажек, а в самом его центре, бессильно склонив голову, висела Наташа».
Или философские размышления ночного мотылька Мити приводят к тому же выводу: «И получается, что все вроде бы летят к жизни, а находят смерть. То есть в каждый конкретный момент движутся к свету, а попадают во тьму».
Или бессмысленная жизнь Арчибальда - то ли комара, то ли таракана, произведенного божьей коровкой: « Арчибальд издал нечленораздельный стон - словно из глубин его сердца вырвалась на свободу вся долго копившаяся ненависть к себе, к своему жирному дряблому телу и бессмысленной жизни…» Понимая, что жизнь прошла зря, он «просто решил красиво умереть»: «… он громко зажужжал от счастья и с размаху всадил его (хоботок) в податливую кожу…» И фраза Арнольда: «Когда-нибудь и нас это ждет», -тоже своего рода стремление к смерти, т.е. повседневность человеческой жизни имеет один конец-гибель.
Всем содержанием своего романа Пелевин словно хочет сказать: стоит ли вообще жить? Зачем трепыхать, выводить какие-то философские учения о смысле бытия, пытаться открывать какие-то совместные предприятия, бороться за свои права и.т.д. и.т.п, когда все в жизни бессмысленно, кроме самой смерти. И метафорическое появление в романе «черного всадника», с коробки папирос «Казбек», который так насторожил и напугал героев романа - это подтверждение смерти.
Произведение заканчивается видом толстого рыжего муравья в морской форме, «на его бескозырке золотыми буквами было выведено «Иван Крилов», а на груди блестел такой огород орденских планок, какой можно вырастить, только унавозив нагрудное сукно долгой и бессмысленной жизнью».
А может, важно начать относиться к собственной жизни осознанно, искать выход из бессмысленного движения от рождения к смерти?
В критической статье о романе Пелевина «Жизнь насекомых» Александр Генис пишет: «В героях Пелевина больше и от насекомых, и от людей. Собственно, между ними вообще нет разницы: насекомые и люди суть одно и то же. Кем их считать в каждом отдельном эпизоде, решает не автор, а читатель. Это напоминает известные оптические иллюзии, когда при помощи перспективы на одном рисунке изображаются сразу две фигуры, но увидеть мы можем только одну, на которой сфокусировано свое внимание».
Идалее Александр Генис пишет, что «окружающий мир для Пелевина - это череда искусственных конструкций, где мы обречены вечно блуждать в напрасных поисках «сырой», изначальной действительности. Все эти миры не являются истинными, но и ложными их назвать нельзя, во всяком случае, до тех пор, пока в них кто-нибудь верит. Ведь каждая версия мира существует лишь в нашей душе, а психическая реальность не знает лжи».
Любая проблема по Пелевину, - это проблема нашего сознания, которое порождает миражи, мифические представления о мире. Путь к истине, к просветлению сознания лежит через преодоление власти духовных авторитетов, через самопознание. Поэтому писатель обращается к популярному у постмодернистов дзен-буддизму, парадоксальному учению, в основе которого лежит установка на прямой контакт человека со своей духовной сущностью - вне святынь и авторитетов: «Великая истина дзен живет в каждом. Загляните внутрь и ищет там, не прибегая к чьей-либо помощи. Ваш собственный разум выше всякиз форм. Он свободен, покоен и блажен. Он вечно проявляется в ваших шести чувствах».
Философия дзен привлекательна для Пелевина и своей иррациональностью, необязательностью рационального объяснения себя и мира: «Если ты оказался в темноте и видишь хотя бы самый слабый луч света, ты должен идти к нему, вместо того чтобы рассуждать, имеет смысл это делать или нет. Может, это действительно не имеет смысла. Но просто сидеть в темноте не имеет смысла в любом случае». Думается, это положение философии дзен привлекательно для многих.
Содержание «Жизни насекомых» тесно связано с описанием состояний сознания. Автор выписывает в произведени многогранную картину советского мироздания. Он различает множество тончайших моментов в деятельности сознания. И никакая картина мира не может быть окончательной - это всегда лишь точка зрения, взгляд некоего частного субъекта.
Не менее интересно читается произведение Ф.Искандера "Кролики и удавы" в рамках постмодернизма. Эту "социальную сказку" В.А.Чалмаев относит к "ироническому авангарду", но все-таки метафоричной условности в ней достаточно, чтобы рассматривать произведение "Кролики и удавы", как условно-метафорическую прозу. Это произведение живет на грани реализма, гротеска и абсурда. Ирония в этом произведение - средство подчеркнуть превосходство субъекта над объектом. Ирония у Фазилия Искандера помогает понять глубокий смысл, заключенный в самой сказке: смысл в том, чтобы оставаться личностью при любых обстоятельствах. "Человек должен быть порядочным. Это осуществимо в любых условиях, при любой власти. Порядочность это значит лично не учавствовать ни в какой лжи. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости",- очень верно и мудро сказано самим писателем.
Судьба Ф.Искандера, как и судьба любого сатирика не была простой и легкой: за стремление к свободной печати, за участие в журнале "Нетрополь" произведения его несколько лет не печатали в России. Мягкий юмор, ирония помогли Ф.Искандеру помогли сохранить свое достоинство.
Родился Фазиль Абдулович Искандер 6 марта 1929 года в городе Сухуми, учился в русской школе, затем в литературном институте имени Горького, который закончил в 1954 году. После окончания института работал в газетах Брянска и Курска, печататься начал еще будучи студентом. Ф.Искандер - автор стихотворных сборников: "Горные тропы", "Доброта земли", "Зеленый дождь", "Дети Черноморья", "Молодость моря". С 1962 года публикует в журнале "Юность" и газете "Неделя" свои рассказы. В 1966 году вышли сборники рассказов: "Тринадцатый подвиг Геракла", "Запретный плод" и другие. В 70-е годы написаны повести "Ремзик", "Морской скорпион". В 80-е годы опубликованы сборники рассказов "Защита Чика", книга "Кролики и удавы" (1987 год).
В своем произведении Ф.Искандер активно использует иронию - почти обязательный признак постмодернизма. Это понятно, если вспомнить постмодернистское отношение ко всему глобальному, претендующему на Высокий Смысл. У Искандера ирония нередко переходит в сарказм для развенчания фальши, для обнаружения скрытой истины. Так, рассказывая о государстве удавов и кроликов, а также об отношениях между удавами и кроликами, автор старается охватить все стороны бытия. Удавы живут "в одной южной-преюжной стране". Во главе их стоит Великий Питон. При его дворе находятся глупые, бездарные удавы. В царстве удавов все основано на страхе и беспрекословном подчинении. Здесь существуют жестокие законы обычаи. Великий Питон, появляясь, неизменно произносит "боевой гимн", который все удавы в знак верности "должны были выслушивать", приподняв голову. не приподняв во время приветствия головы лишался жизни как изменник, так как это было выражением верности Великому Питону. Удавы питаются кроликами, гипнотизируя их, т.е. совершая священный ритуал гипноза, о котором запрещено говорить, запрещено вступать в дискуссию с кроликами. Нарушивший этот ритуал был сурово наказан: изгнан в пустыню.
Удавы жестоки и кровожадны, для них нет ничего святого. По образному выражению автора, душа каждого удава находится где-то в глубине его желудка, родина для удава - это место. где он имеет прекрасную пищу. Удавы беспощадны по отношению друг к другу, предают друг друга, доносят друг на друга. Чего стоит только наказание, существовавшее в далекие времена в царстве удавов: казнь- самопоедание удавов. Слабость, жалость, совесть презирались в царстве удавов. Например, Косой "для удава был чересчур добрый... он старался глотать кроликов так, чтобы причинить им как можно меньше боли, за что. в конце концов, поплатился". За это он был наказан Великим Питоном - лишился глаза. Неугодных наказывали. Так шло воспитание жестокости. Но не менее жестокие законы царили в Королевстве, которое населяли кролики. Двор Короля кроликов называется Столом, придворные- Допущенными к Столу, а те, кто хотел стать приближенными к Столу, назывались Стремящимися: "Король знал, что только при помощи надежды (Цветная Капуста) и страха (удавов) можно разумно управлять жизнью кроликов." Авторская ирония чувствуется и тогда , когда он пишет о "Великой мечте кроликов: "Великая мечта о Цветной Капусте помогала Королю держать племя кроликов в достаточно гибкой покорности.. Если в жизни кроликов возникали стремления, неугодные Королю, и если он не мог эти стремления остановить обычным способом, он, Король, прибегал к последнему излюбленному средству, и, конечно, этим средством была Цветная Капуста." Никто никогда из кроликов не видел этой самой Цветной Капусты, но о ней ходили постоянно "слухи", она была "засекречена". Она была даже изображена на знамени, причем "Время от времени сочетание цветов в изображении Цветной Капусты на знамени едва заметно менялось, и кролики видели в этом таинственную, но безостановочную работу истории на благо кроликов". Они даже делали "далеко идущие оптимистические выводы", надеясь на лучшее будущее. "В ожидании этого счастливого времени кролики жили своей обычной жизнью, паслись в окружающих джунглях и пампасах, поворовывали в огородах туземцев горох. фасоль и обыкновенную капусту, высокие вкусовые качества которой оплодотворяли мечту о Цветной Капусте". В сказке Ф.Искандера "Кролики и удавы" пародируется ликвидация безграмотности в нашей стране. Король кроликов издал указ о всеобщей грамотности. Он приказывает заготовить большое количество бочек с соком бузины, который использовался в качестве чернил. Сок бузины выдавался небольшими склянками всем, кто в этом нуждался. Поскольку кролики не были любознательными и упорными, то скоро забыли о ликвидации безграмотности. А так называемые "чернила" стояли-стояли и начали бродить, превратившись в крепкий напиток, удивительные свойства которого "открыл" поэт. Узнав "свойства" сока бузины, все стали требовать его. Естественно, что все королевские склады были опустошины. Ну, а чиновники пришли к общему мнению, что в стране установилась всеобщая грамотность.
Информация о работе Развитие условно-метафорической прозы в конце XX начале XXI века