Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:40, реферат
Одна из главных притягательных черт художественной литературы – ее способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как этого не сделать человеку в повседневной жизни. В психологизме один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом.
Для художественного воплощения идейно-нравственной проблематики, как сказано выше, требуется психологизм как наиболее естественная форма изображения внутренней мыслительной и эмоциональной работы. Данная проблематика дает широкий простор для изображения в литературе не только мыслей, но и чувств, всех эмоций персонажа. Поскольку человеку вообще свойственна не только рационально-теоретическая, но непосредственно эмоциональная миросозерцательная реакция на действительность, чувства и переживания героев становятся одной из форм нравственно-философских поисков, формой идейного и этического осмысления жизни. Переживания становятся все более личностными и неповторимыми, приобретают исключительную динамику и напряженность.
Наблюдения
над произведениями писателей-психологов
убеждают в том, что связь между
психологизмом и морально-
Д.С.Лихачев, основываясь на материале древнерусской литературы, считает решающим для возникновения психологизма наличие или отсутствие в художественном тексте разных жизненных позиций и их столкновений: «Раз в литературном произведении нет различных точек зрения, а есть только одна точка зрения, которую автор не признает даже своей, так как она кажется ему единственно возможной, абсолютно истинной, - автор не стремится к проникновению во внутренний мир своих героев. Он описывает их поступки, но не душевные переживания»5.
Литературный психологизм, таким образом, - это художественная форма, воплощающая идейно-нравственные искания героев, форма, в которой литература осваивает становление человеческого характера, мировоззренческих основ личности. В этом состоит познавательно-проблемная и художественная ценность психологизма.
В то же время он и способ эмоционально-образного воздействия на читателя. Через подробное и глубокое изображение психологических процессов вымышленной личности читатель приобщается к непреходящему человеческому содержанию литературы: к напряженным и страстным поискам своего места в мире, своего отношения к миру6.
Русская классическая литература ХIХ века, особенно второй его половины, занимает здесь особое место. По общему признанию, именно в ней психологизм достигает высочайших вершин, познание и освоение внутреннего мира человека приобретают небывалую глубину и остроту. Само признание русской литературы в качестве одной из ведущих литератур мира во многом связано с ее уникальным психологизмом.
Итак, психологизм
является таким свойством литературно-
Психологизм – это содержательная форма, то есть такое эстетическое образование, которое несет строго определенную содержательную нагрузку. При этом психологизм – это не часть, не элемент художественной форсы произведения (как, например, сюжет, деталь, персонаж), а особое эстетическое свойство, пронизывающее и организующее все элементы формы. Можно сказать, это определенный принцип организации художественных элементов в единство.
Психологизм – такое свойство произведения, которое оказывает на читателя непосредственное эстетическое воздействие, воспринимается как нечто особое, присущее данному художественному созданию и отличающее его от многих других. Иными словами, наличие психологизма и особенно его характер во многом определяют стиль писателя. Психологизм, когда он присутствует в произведении, выступает как организующий стилевой принцип, решающим образом определяющий художественное своеобразие произведения. Таким образом, можно говорить о психологическом стиле письма. Точнее даже, о множестве психологических стилей, так как различия в конкретных особенностях проблематики каждого писателя и даже каждого произведения порождают и соответствующее многообразие индивидуально неповторимых стилей; поэтому у каждого писателя «свой психологизм».
Задаче глубокого освоения и воспроизведения внутреннего мира начинают подчиняться приемы и способы изображения человека, все художественные средства, находящиеся в распоряжении писателя. Психологический стиль требует применения особых художественных приемов, особой их организации. Можно говорить, что психологизм – это принцип организации элементов художественной формы, при котором изобразительные средства направлены в основном на раскрытие душевной жизни человека в ее многообразных проявлениях.
В общем
виде изменение организации
Процесс воспоминания – это психологическое состояние, и у писателя-психолога оно раскрывается всегда как именно таковое – подробно и с присущими ему закономерностями. Психологизм же, наоборот, заставляет внешние детали работать на изображение внутреннего мира. Внешние детали и в психологизме сохраняют, конечно, свою функцию непосредственно воспроизводить жизненную характерность, непосредственно выражать художественное содержание. Но они приобретают и другую важнейшую функцию – сопровождать и обрамлять психологические процессы. Предметы и события входят в поток размышлений героев, стимулируют мысль, воспринимаются и эмоционально поддерживаются. Как ни важна, например, с точки зрения сюжета дуэль Пьера и Долоховым, как ни характеристичен сам по себе этот эпизод, все-таки, пожалуй, наиболее существенная его функция – служить эмоциональным и мыслительным материалом для Пьера.
Событие или поступок читатель воспринимает уже не просто в их прямом, объективном смысле, а как стимул или итог определенной внутренней, эмоционально-мыслительной работы или как проявление определенного душевного состояния. Внешние детали мотивируют внутреннее состояние героя, формируют его настроение, влияют на особенности мышления – иногда прямо, иногда очень опосредованно и косвенно.
Внешние детали могут не прямо входить в процесс внутренней жизни героев, а лишь косвенно соотноситься с ним. Очень часто такое соотнесение наблюдается при использовании пейзажа в системе психологического письма, когда настроение персонажа соответствует тому или иному состоянию природы или, наоборот, контрастирует с ним.
Можно без преувеличения сказать, что в системе психологизма практически любая внешняя деталь так или иначе соотносится с внутренними процессами, так или иначе служит целям психологического изображения. Появление абсолютно непсихологической детали для психологического стиля – явление почти невозможное.
Сказанное
относится и к тем
Почему
это происходит? Во-первых, внешняя
деталь теряет свое монопольное положение
в системе средств
Во-вторых, освоенная литературой индивидуализация психологических состояний приводит к тому, что их внешнее выражение также теряет стереотипность, становится уникальным и неповторимым, своим для каждого человека и для каждого оттенка состояния. Одно дело, когда литература изображает одинаковые для всех и потому схематичные проявления чувств, эмоций и не идет дальше, и совсем другое – когда изображается, скажем, тщательно индивидуализированный внешний мимических штрих (подрагивающая верхняя губа у Раскольникова, например), причем не изолированно, а в сочетании с другими формами анализа, проникающими в глубину, в скрытое и не получающее внешнего выражения.
Внешние детали используются лишь как один из видов психологического изображения – прежде всего потому, что далеко не все в душе человека вообще может найти выражение в его поведении, произвольных или непроизвольных движениях, мимике и т.д. Такие моменты внутренней жизни, как интуиция, догадка, подавляемые волевые импульсы, ассоциации, воспоминания, не могут быть изображены через внешнее выражение.
Постепенно
освоенная литературой
В разговоре
о внешних психологических
Необходимо отделять собственно психологический портрет от других разновидностей портретного описания. Исследователь А.Б.Есин проводит грань, сопоставляя портреты чиновников и помещиков в «Мертвых душах» Гоголя и портрет Пьера в романе Толстого «Война и мир». О первых он замечает, что «эти портретные описания косвенно указывают на устойчивые, постоянные свойства характера, но не дают представления о внутреннем мире, о чувствах и переживаниях героя в данный момент; в портрете проявлены устойчивые черты личности, не зависящие от смены психологических состояний»7.
О втором
же говорит, что «здесь мы можем
по чертам лица героя судить о его
психологическом состоянии. Это
психологический портрет в
В психологических
стилях мы находим богатую систему
повествовательно-
Во-первых, оно ориентировано прежде всего на такую форму психологического анализа, как авторское повествование о мыслях и чувствах героя. Это именно та художественная форма, которая позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир персонажа и показывать его наиболее подробно и глубоко. Для автора не тайн в душе героя – он знает о нем все, может проследить детально внутренние процессы, объяснить связь между впечатлениями, мыслями, переживаниями. Нейтральный повествователь может прокомментировать самоанализ героя, рассказать о душевных движениях, которые сам герой может не заметить или в которых не хочет себе признаться.
Во-вторых,
повествование от третьего лица дает
небывалые возможности для