Психология подростка в повести В.Железникова "Чучело-2"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Как много неожиданных открытий происходит, когда человек берется исследовать жизнь другого человека. И не важно, в какой сфере: изучает ли он физиологию его, или психику, или стадии протекания жизни. Также не важно, рассматривает ли он жизнь знакомого человека, наблюдая непосредственно за ним, или изучает жизнь вообще, пользуясь обобщенными сведениями, собранными когда-либо, либо вообще создает в своем воображении человека (некого типичного персонажа) и ставит на его пути различные препятствия, а затем отслеживает возможные линии его поведения. Нет в мире ничего интереснее и загадочнее, чем изучение человеческой сущности. Постигая эти тайны и открывая новые, мы лучше узнаем себя.
Когда начинаешь касаться темы жизни другого человека (реального или вымышленного), обязательно чувствуешь ответственность перед ним и перед самим собой. Ведь что-то может быть понято слишком субъективно, а в итоге неверно. Отсюда дальнейшие ошибки в своей жизни.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

            «И  Костя вновь заиграл. Лизок услышала его  игру и рассмеялась, и заплакала одновременно, а я продолжала держать трубку, чтобы  она слышала Костину  игру, потому что  он играл хорошо, думаю, так он никогда не играл, соскучился, видно, по саксофону и по своему родному дому».[1, с.318]

            Духовное возрождение  к концу повести настигает  практически всех подростков. Также  очень интересным персонажем является Глазастая, девушка очень сильного характера, также взрослая не по годам, готовая, пожалуй, к любым жизненным поворотам. Она как стойкий оловянный солдатик, любую беду воспринимала как очередное жизненное испытание, которое с честью, не моргнув глазом, проходила. К какому же типу подростков мы можем отнести эту сильную девушку (параллель с Железной Кнопкой из «Чучела» также очевидна)? Это, пожалуй, представительница молодежи из привилегированной и обеспеченной ячейки общества. Ну, подумает неопытный читатель, уж эта девушка не могла почувствовать себя ущемленной ни в чем. Но, увы, воспитание- это такая тонкая наука, что далеко не каждый родитель ее осилит. У Глазастой было двое родителей и младший братик Коленька. Но в семье Глазастой никто не был счастлив. И это все шло с главы семейства . Отец ее был начальником КГБ, который регламентировал всю семейную жизнь, абсолютно не заботясь о воспитании детей. Должность обязывала его всегда и все держать в тайне, следить за установленными государством порядками. Его жена, мать Глазастой, не выдержав постоянного психического угнетения с его стороны, умирает от кровоизлияния в мозг. И девушка-подросток, которая силой воли и пробивным, твердым характером явно похожа на отца, ломается. Происходит попытка суицида, затем принудительное лечение в психиатрической больнице (причем принудил к этому родной отец), а затем побег оттуда. Почему все это произошло? Кого винить? Девушка-подросток никогда не была уверена ни в себе, ни в семье. Дом, который должен был быть для нее опорой, защитой, оказался тюрьмой, куда она больше никогда скорее всего не вернется.

            Воздвигнутая стена твердости и жестокости, духовной силы и неприкосновенности Глазастой – это попытка уберечь себя от жестокого мира, та защита, которую она не находила в семье. А на самом деле, она такой же одинокий, брошенный на произвол судьбы ребенок, который тоже нуждается в родительском внимании и участии. Не находя этого, она ожесточается. Отсюда постоянные эксперименты над психикой окружающих ее людей (именно она спровоцировала противозаконный поступок Кости, натравила собаку на учителя автодела Попугая). Потому и ее еще несформировавшаяся психика не выдерживает постоянных нагрузок. Отсюда и суицид.  А перед этим явлением современной действительности не устоит ни один подросток с расшатанной психикой, если сюда не вмешается качественная психологическая помощь. Глазастой повезло. Она выжила. И нам остается только надеяться, что, сбежав из психиатрической больницы, из этого города, она обретет все-таки душевное спокойствие и начнет совершенно другую жизнь, без всяких масок и огораживания себя от людей.

             В психиатрической  больнице есть тоже довольно  интересный персонаж- Иннокентий, которого родители сами отправили туда, как и в случае с Глазастой, на принудительное лечение только за то, что он крестился и его за это выгнали из института.  Это отличная характеристика исторического обрамления повествования. Последние годы советской власти, назревающий кризис – все это так или иначе сказывается на жизни героев. Иннокентий сам стремится к новой жизни, без установленных государством рамок, наложенных на жизнь каждого отдельного человека ограничений. Потому он с удовольствием сбегает из больницы вместе с Глазастой.

            Другие фанатки  Самурая- Ромашка и Каланча. Это  совсем разные девушки. Ромашка- дочь богатых  людей, которые не отказывали ей в средствах, выдавая их в разумных количествах. Но ее родители тоже не имеют времени для воспитания собственной дочери, и Ромашка становится эгоистичной натурой, любящей красивую жизнь, деньги.

            Каланча отличается от Ромашки своим совсем незавидным происхождением. « Она угрюмая. Тоже вроде меня, полуброшенная. У нее прочерк - без папаши явилась на свет.<…> Ее мамаша парикмахер. Ходячий скелет, злющая, орет матерными словами- затюкала Каланчу»  [1, с. 7 ] Добавлять уже к этому практически нечего. Это реалии нашей российской действительности. И с этим нехотя приходится мириться.

            Каланчу и Ромашку  объединяет то, что они не склонны  к духовному самосовершенствованию. И многие из читателей, наверное, представили себе будущее Ромашки в постоянных гуляньях, а Каланчи - в посредственном существовании, и у обеих может появиться склонность к употреблению спиртных напитков. Таким образом, напрашивается вывод: совершенно неважно, в каких материальных условиях подросток родился, каков достаток в его семье. Важно, какое воспитание дали ему родители и общество. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ  ГЕРОЕВ ПОВЕСТИ

            В начале данной работы мы выделили основные собственно подростковые психологические реакции. Сейчас можно определить, насколько поведение героев повести соответствует выделенным реакциям.

            Первой реакцией была реакция эмансипации. И действительно, в повести мы это прослеживаем. Кроме Кости никто не обратился  в трудной ситуации за помощью  к родителям, да и у него это получилось случайно. Все были уверены, что справятся сами. Проявляется юношеский максимализм, также характерный для подросткового возраста. Глазастая сбегает раз и навсегда из родного дома и города, выражая тем самым нежелание мириться с существующим положением дел. Подростки считают себя уже вполне взрослыми и самостоятельными людьми.

            Реакция «отрицательной имитации» проявляется в поведении  и Кости, и Зойки, и Глазастой, и Ромашки, и даже Каланчи. Никто  из них не хочет прожить жизнь  так же, как и их родители. Вопрос лишь в том, смогут ли они это сделать. Они прекрасно понимают, что во многих их бедах жизненных виноваты именно родители. Потому и не хотят наши герои быть похожими на них.

            Реакция группирования  очевидна. Девушки организовали группу фанаток начинающего музыканта Самурая. Для полного эпатажа они создали соответствующую для их группы атрибутику, подобрали специфическую одежду. С этой же реакцией перекликается реакция увлечения. Костя увлечен музыкой, девушки увлечены сотворением кумира. И для них это важно. В этом видят свою самореализацию. По поводу группирования очень хорошую речь сказал Иннокентий – Кешка.

            «Он открыл ладошку, на ней  лежало пять камушков.

            -Ваша  компания, сказал  он.- Камушек побольше- Самурай, вот этот  – длинный и худой –Глазастая, вот этот- веселый и разноцветный- Ромашка, толстый и грубый- Каланча, а вот этот – шелковистый- ты.-Размахнулся и бросил. И камни разлетелись в разные стороны.- Видишь, в одну точку одновременно горсть камней не бросишь. Так и ваша компания разлетелась кто куда, и ее уже никогда не собрать вместе» [1, с.259]

            И психология этот тезис неоднократно подтвердит. В действительности все группы, образованные подростками, временны. И рано или поздно даже самый прочный подростковый союз распадется. Так устроена человеческая психика. Когда период подростничества подходит к концу, острая необходимость в общении со сверстниками сама собой отпадает. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            Таким образом, писателю удалось создать галерею ярких  образов подростков, которых мы, как говорилось выше, видим каждый день. Просто не обращаем внимания. А как оказалось, обращать внимание стоит. Ведь В. К. Железников указал нам такое количество проблем, решение которых нельзя откладывать в долгий ящик. Их решать нужно по мере поступления, и это еще не вариант. Лучше всего научиться предупреждать их появление.

            В сказанном выше постоянно указывалась вина родителей  в неправильном воспитании детей  или в полном его отсутствии. Это  тоже не совсем правильный подход. Родители – они не являются профессиональными педагогами и психологами. О многих процессах, происходящих в их детях, они просто не догадываются. Они не могут точно определить, какие нарушения имеются в психике детей. Также и Лизок, как бы она ласкова и участлива в общении с сыном не была, не смогла увидеть, что с ним что-то не так. Родители не всегда успевают перестроиться под переходный возраст или попросту не замечают его начала. Поэтому воспитание ребенка должно осуществляться не столько родителями, сколько обществом. Общество в свою очередь возлагает эту обязанность на квалифицированных специалистов в области воспитания и обучения, т. е. педагогов.

            Что мы находим по этому поводу в повести? Там в  начале появляется представитель педагогического  коллектива- «классная мымра» (так ее прозвали собственные ученики) Владилена Мэлоровна. После ее описания становится грустно. «Мымра на нас срывает злость, что остается в девах, но всегда с улыбочкой. Унижает нарочно» [1, с. 9]

            Если общество доверяет воспитание подрастающего поколения таким специалистам, то получается, что полноценно развитая молодежь этому обществу не суть важна. Неудивительно, что юные герои повести В. К. Железникова постоянно попадают в неприятные ситуации, нарушают закон, пытаются покончить жизнь самоубийством. Ведь они, с одной стороны, отвергнуты родителями, которым в суете дней совсем не до воспитания, а с другой стороны- обществом. О печальных последствиях такого отношения и говорить не стоит.

            Главное, что хочется  сказать по теме, с ускорением научно-технического прогресса, с развитием промышленности, с усовершенствованием техники мы стремительно возвращаемся в период Нового времени, когда ребенок переставал быть ребенком уже в 8 лет. А ведь все дети, подростки однажды станут взрослыми. Какого отношения к себе мы сможем потребовать от них?

            Писатель в очередной  раз преподносит нам уроки  доброты. Он показывает, как можно  остаться человеком, не потеряв веру в жизнь на примере очередного «Чучела» - Зойки Смирновой. В заглавие писатель выносит сравнение юных героев с мотыльками, которые летят вперед, без опаски ко всему новому, но обжигают свои крылышки о существующее положение вещей.

            Несмотря на то, что  повесть мрачная, тяжелая для  нормального, безболезненного восприятия, прочесть ее стоит. Слишком реально изображена жизнь современных подростков, есть над чем задуматься и родителям, и педагогам, и самим подросткам. И хотя «Чучело-2» не вызвало большого резонанса в среде читателей (возможно, потому что произведению едва 10 лет исполнилось) и никаких исследований по нему не проведено, оно в очередной раз подчеркивает безусловный талант писателя в области детской литературы и в изображении детского и подросткового психологизма. Уже только поэтому повесть заслуживает нашего внимания.

            СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Железников В. К. Чучело-2, или Игра мотыльков:повесть.-М.: Астрель: АСТ, 2009.
    2. Русские детские писатели ХХ века: биобиблиографический словарь.- М.,1997.
    3. Зубарева Е. Е. Меняется писатель- меняются герои.- М., 1986.
    4. Кузнецова Н.И. Детские писатели/ справочник для учителей и родителей.- М., 1995.
    5. Советский энциклопедический словарь.- М., 1983.
    6. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).- М.: Гардарики, 2005.
    7. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия».-2-е изд., перераб. и доп.- Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
    8. А. Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения:Учебное пособие.- 3-е изд.-М.: Флинта, Наука, 2000.
    9. Крошнева М. Е. Теория литературы: учебное пособие.-Ульяновск: УлГТУ, 2007.
    10. Мещерякова М. И. О школе- с тревогой и любовью// Книга для учителей.- М.,1993.

Информация о работе Психология подростка в повести В.Железникова "Чучело-2"