Психология подростка в повести В.Железникова "Чучело-2"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Как много неожиданных открытий происходит, когда человек берется исследовать жизнь другого человека. И не важно, в какой сфере: изучает ли он физиологию его, или психику, или стадии протекания жизни. Также не важно, рассматривает ли он жизнь знакомого человека, наблюдая непосредственно за ним, или изучает жизнь вообще, пользуясь обобщенными сведениями, собранными когда-либо, либо вообще создает в своем воображении человека (некого типичного персонажа) и ставит на его пути различные препятствия, а затем отслеживает возможные линии его поведения. Нет в мире ничего интереснее и загадочнее, чем изучение человеческой сущности. Постигая эти тайны и открывая новые, мы лучше узнаем себя.
Когда начинаешь касаться темы жизни другого человека (реального или вымышленного), обязательно чувствуешь ответственность перед ним и перед самим собой. Ведь что-то может быть понято слишком субъективно, а в итоге неверно. Отсюда дальнейшие ошибки в своей жизни.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

            Собственно, действие повести происходит в конце 80-х  гг. прошлого столетия в небольшом  промышленном городке (предполагается, что на Урале). Если охарактеризовать историческую ситуацию того времени, то двумя словами скажем «эпоха перемен» (процесс «перестройки»). В конце 80-х. - нач. 90-х. гг. в стране разразился сначала экономический, а затем и политический кризис, приведший к распаду СССР. Именно в это время и происходят события, изображенные Железниковым в новой повести.  Главная героиня- Зойка - так описывает место действия: «Город накрыт густым слоем дыма. Его можно резать ножом, как студень. Он лежит серой пленкой на снегу, оседает на окнах, проникает в легкие, всасывается вместе с кровью в мозг. Необъяснимое чувство тревоги и тоски постепенно охватывает каждого, кто попадает сюда впервые. Но все же люди тут рождаются, живут, хотя и умирают раньше срока». Так автор готовит нас к восприятию далеко не самой радостной истории.  И сюжет оправдывает наши ожидания.

            Костя Зотиков, учащийся 9 класса обычной школы, в свои 16 лет уже является известным на весь город человеком. Он- подающий надежды музыкант (играет на саксофоне). Имеет множество поклонников, преимущественно в девичьей среде. Так, четыре абсолютно разные - и по характеру, и по социальному положению- девушки-одноклассницы создают свою группу фанаток Самурая (сценический псевдоним Кости). Причем для них это настолько важно, они находят в этом необыкновенный интерес, что ради своего кумира пойдут на все. А Костя, чтобы поддержать свой статус, «не упасть в грязь лицом» перед группой поклонниц, совершает необдуманный поступок, который ломает ему дальнейшую жизнь. Одна из его фанаток, Глазастая ( довольно-таки утонченный психолог, следует заметить), как бы между делом замечает:«Здесь тачка с ключом»- и указывает на оставшуюся на улице без присмотра машину. И Костя решается её угнать. Может, все бы и обошлось, если бы автомобиль они доставили как можно скорее на место (хотя возможно ли это?) Но, как правило, история, начавшаяся плохо, не заканчивается хорошо. И эта группа подростков, гонявшая по улицам города без ограничения скорости, сбивает двух пожилых людей. Именно после этого у подростков начинается недетская жизнь, когда им приходится принимать решения, несообразные с понятиями «совесть», «честность», «долг». Они совершают одно противозаконное деяние за другим. Но с какой целью? Это их мир, мир подростков, которые уже не дети, но еще и не взрослые, и у них действуют свои правила, свой кодекс чести, если его можно так назвать. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. ПСИХОЛОГИЯ  ПОДРОСТКА

        «Странно, отчего, когда  я был ребенком, я старался быть похожим на большого, а с тех  пор, как перестал быть им, часто  желал быть похожим на него». Пожалуй, что эти слова, сказанные героем Л. Н. Толстого Николенькой Иртемьевым, наиболее полно отражают специфику восприятия человеком своего детства и подросткового возраста. Особенно это касается последнего. В детстве ребенок еще не осознает, что такое взрослость, его «преимуществ» и он не стремится к нему. Разве что может подражать родителям и окружающим его взрослым. С подростком же все обстоит совсем по-другому.

        Кто же такой подросток? Чем характеризуется его возраст? Обращаясь к возрастной психологии, мы можем найти ответы на большинство своих вопросов (не на все, конечно, так как, несмотря на схожие психические процессы, каждый человек имеет свою индивидуальную неповторимость).

        Итак, подростковый период- это период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 лет до 14-15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные его психологические потребности сводятся к стремлению общаться со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, эмансипации от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. До 17-18 вв. подростковый возраст не выделялся как особый возрастной период, это относительно недавнее историческое  

образование. В 19 веке во многих странах было введено  систематическое школьное образование. Это нововведение привело к значительному  увеличению периода экономической зависимости в жизни ребенка и к отсрочке момента принятия им ролей, свойственных взрослому человеку. Границы и содержание подростничества тесно связаны с уровнем социально-экономического развития общества, с особенностями исторического времени, с общественной позицией подростков в мире взрослых и конкретными обстоятельствами жизни данного подростка. И. Шаповаленко приводит в своей книге такой пример из рассказа Джека Лондона «Отступник»: «Джонни очень рано стал взрослым. В семь лет, когда он получил первое жалованье, началось его отрочество. У него появилось известное ощущение независимости, и отношения между матерью и сыном изменились. Он зарабатывал свой хлеб, жил своим трудом и тем как бы становился с ней на равную ногу. Взрослым, по-настоящему взрослым, он стал в одиннадцать лет, после того как полгода проработал в ночной смене. Ни один ребенок, работающий в ночной смене, не может остаться ребенком».

        Курт Левин говорил  о своеобразной маргинальности подростка, выражающейся в его положении  между двумя культурами- миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса», неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных пространств».

        Что касается ведущей  деятельности в подростковом возрасте, то подросток продолжает оставаться школьником, учебная деятельность по-прежнему сохраняет свою актуальность, но в  психологическом отношении отступает на задний план. Знаменитый русский психолог Д. Б. Эльконин, немало сделавший для развития отечественной возрастной психологии, считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми ( поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода- найти свое место в обществе, быть «значимым»- реализуется в сообществе сверстников.

        Обобщая вышесказанное, выделим собственно подростковые психологические реакции, возникающие при взаимодействии с окружающей средой и нередко формирующие характерное поведение в этот период:

  1. Реакция эмансипации, отражающая стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных условиях эта реакция может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, направленных на родителей, учителей, а также в основе отдельных асоциальных поступков.
  2. Реакция «отрицательной имитации», проявляющаяся в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.
  3. Реакция группирования. Ею объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером.
  4. Реакция увлечения (хобби-реакция), отражающая особенности внутренней структуры личности подростка.
  5. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь и т. д.)

            Знание этих реакций понадобится при анализе характеров героев исследуемой повести, их поведения.

            Еще немного затронем тему общения подростков со взрослыми. Обычно считается, что в подростковом возрасте происходит дистанцирование и отчуждение от взрослых. Действительно, стремление противопоставить себя взрослому, резко выделить свою особую позицию и свои права как независимого субъекта проявляются весьма отчетливо. Но современные данные говорят о том, что отношение подростка к взрослому сложное и двойственное. Подросток одновременно и настаивает на признании принципиального равенства прав со взрослым, и по-прежнему нуждается в его помощи, защите и поддержке, в его оценке. Взрослый важен и значим для подростка, подросток способен на эмпатию по отношению ко взрослому, но протестует против сохранения в практике воспитания «детских» форм контроля, требований послушания, выраженной опеки.

            Вооружившись базовыми знаниями по психологии подростка, чтобы избежать излишней субъективности, теперь мы можем начать исследование психологии юных героев рассматриваемой повести. 

      1. ОБРАЗЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В ПОВЕСТИ

            Как уже говорилось выше, в повести «Чучело-2, или  Игра мотыльков» автор представляет нам целый ряд абсолютно разных подростков. Их мы можем запросто встретить в обычной школе, на улице. В общем, Железников создал образы известные нам всем, только мы их не обобщаем, не классифицируем по группам.  Собственно, писатель сам этого не делает, но только после прочтения повести мы понимаем, как это деление на различные группы очевидно.

            Начнем с Кости  и Зойки - главных героев произведения. Это подростки, которых можно  отнести к типу «ребята с нашего двора». Как правило, они имеют уровень жизни средний (или чуть ниже среднего), а их родители заняты в какой-либо рабочей деятельности. Правда, воспитанием Кости занималась только мать (отца в семье не было), а Зойкой занимался отец.

            «Однажды  вечером, когда я  была годовалая, мама моя ушла в магазин  и не вернулась. <…> Потом объявилась с одним алкашом и исчезла навсегда. Так что я, полуброшенная, росла без материнской ласки» [1,с.4]

            Типичный случай для нашей страны, для российского  общества. Этому удивляться уже не приходиться. Ребенок-девочка, воспитывающаяся  только отцом и осознающая, что родная мать её бросила, променяла на сомнительного возлюбленного, автоматически перестает быть ребенком. Ведь на ее плечах все обязанности по дому, все свои проблемы ей приходится решать самой, так как отец не может с достаточной полнотой уделять внимание дочери - он должен зарабатывать деньги. Так получается, что Зойка была отдана на воспитание самой себе с самого детства. Конечно, её отец, Степаныч (как она его называла) наверняка применял стандартные методы воспитания, заложенные в русском менталитете, типа «кнута и пряника». Этого недостаточно.  И это недопустимо. Остается только удивляться, как Зойка сохранила в себе природой заложенную доброту на протяжении всех описанных событий. Она и добра, и отзывчива, и самоотверженна.

            «Лизок меня наставляет, хочет изменить мою недоделанную натуру. Ей не нравится, что я каждому встречному- поперечному бросаюсь помогать, и меня поэтому часто обманывают» [1,с.4]

            Можно провести параллель  между Зойкой и Леной Бессольцевой. Что одну, что другую окружающие понять не могли, объясняя все это их неполноценностью, недоделанностью, чудачеством. «…И улыбочку свою дурацкую смой. Отвыкать пора»[1, с.8] Так обращается к Зойке одна из её новоиспеченных подруг. А другая ближе к концу повести скажет: «Тебе кино надо посмотреть про Чучело - увидишь свое отражение» [1, с.299].

            Неудивительно, что  одинокая по жизни Зойка тянется  к людям в поисках понимания и отнятого у нее некогда внимания. Отсюда и любовь к Косте Зотикову, который был её соседом по лестничной клетке, и практически дружеские отношения с его мамой, тетей Лизой, к которой она тянулась в поисках материнской ласки.

            Костя рос немного  в других условиях. Несмотря на то, что  у него не было отца, Лиза пыталась одарить  его полноценной родительской любовью, пусть и будучи одной. Она была легкой женщиной, общение с ней не доставляло никому трудностей. И эту свою легкость она старалась перенести на все сферы своей жизни- и в отношениях с окружающими людьми, с мужчинами, коих у нее было немало. Ею двигала вера в свои силы и в светлое будущее, которое она хотела обеспечить своему сыну. Лизок (так ее называла Зойка)- типичная максималистка. Она жила не для себя, а для сына. И надеялась, что, когда Костик добьется славы, он непременно отблагодарит ее за все. Но при прочтении повести мы замечаем, что Костя, избалованный материнской любовью, становится инфантильным, он требует постоянной заботы о себе. Хотя стоит ли обвинять в этом только его? Сколько раз он чувствовал себя таким же одиноким, как и Зойка, когда его мама уходила тихонько по ночам к мужчинам. И комплекс ребенка, растущего без отца, тянущийся за ним из детства- все это накладывало отпечаток на его психике. Разве он один виноват во всем этом? Он такой же, как и все описанные в повести подростки, одинокий и несчастливый. Он также хочет, чтобы у него было оба родителя.

            «Сколько  раз в жизни  он мечтал об отце, сколько  раз плакал втихомолку, завидуя другим детям. Он всегда чувствовал себя обойденным, ущербным, неуверенным» [1, с.106]

            Если читатель вдумается  в эти строки, то он поймет, что такая ситуация- это все - равно, что бомба замедленного действия. В возрастной психологии мы запросто найдем давно установленный учеными факт: ни одна детская психологическая травма не проходит без тяжелых последствий. Рано или поздно она обязательно скажется. И, как правило, такие травмированные дети вырастают в трудных подростков. Однако в поведении Кости, в его жизни, в общении с другими людьми это не проявляется. Где же она - его детская травма? Тут можно с полной уверенностью сказать, что родители не оберутся проблем, если их ребенок похож на Костю. Ведь он усвоил однажды установленные обществом нормы поведения и теперь следует им, старательно скрывая свою душевную боль. И нет ничего для родителей хуже этого. Не распознанная ими как можно раньше эта боль растет, как раковая опухоль, с каждым днем все увеличиваясь в размерах. И когда она обнаружится, возможно, будет уже поздно. Воспитание престанет оказывать на подростка должное влияние, и он может стать неуправляемым. Особенно плохо, если это все обнаружится в период юности, когда развитие и формирование самосознания и мировоззрения человека фактически завершается. Косте в этом плане «повезло» (хотя это слово в данном случае и неуместно), ведь он совершает выброс всего отрицательного, что в нем накопилось, в возрасте 16 лет. Да, он преступил закон, ему пришлось даже отсидеть в тюрьме год, но зато писатель дает юноше шанс на духовное возрождение. И в конце, после всех перипетий своего девиантного поведения, Костя берет в руки саксофон - своеобразный символ принадлежности к полноценной духовной жизни - и играет.

Информация о работе Психология подростка в повести В.Железникова "Чучело-2"