Психология подростка в повести В.Железникова "Чучело-2"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Как много неожиданных открытий происходит, когда человек берется исследовать жизнь другого человека. И не важно, в какой сфере: изучает ли он физиологию его, или психику, или стадии протекания жизни. Также не важно, рассматривает ли он жизнь знакомого человека, наблюдая непосредственно за ним, или изучает жизнь вообще, пользуясь обобщенными сведениями, собранными когда-либо, либо вообще создает в своем воображении человека (некого типичного персонажа) и ставит на его пути различные препятствия, а затем отслеживает возможные линии его поведения. Нет в мире ничего интереснее и загадочнее, чем изучение человеческой сущности. Постигая эти тайны и открывая новые, мы лучше узнаем себя.
Когда начинаешь касаться темы жизни другого человека (реального или вымышленного), обязательно чувствуешь ответственность перед ним и перед самим собой. Ведь что-то может быть понято слишком субъективно, а в итоге неверно. Отсюда дальнейшие ошибки в своей жизни.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

        ВВЕДЕНИЕ

        Как много неожиданных  открытий происходит, когда человек  берется исследовать жизнь другого человека. И не важно, в какой сфере: изучает ли он физиологию его, или психику, или стадии протекания жизни. Также не важно, рассматривает ли он жизнь знакомого человека, наблюдая непосредственно за ним, или изучает жизнь вообще, пользуясь обобщенными сведениями, собранными когда-либо, либо вообще создает в своем воображении человека (некого типичного персонажа) и ставит на его пути различные препятствия, а затем отслеживает возможные линии его поведения. Нет в мире ничего интереснее и загадочнее, чем изучение человеческой сущности. Постигая эти тайны и открывая новые, мы лучше узнаем себя.

        Когда начинаешь  касаться темы жизни другого человека (реального или вымышленного), обязательно чувствуешь ответственность перед ним и перед самим собой. Ведь что-то может быть понято слишком субъективно, а в итоге неверно. Отсюда дальнейшие ошибки в своей жизни.

        Вымышленная личность, как правило, является предметом  литературных исследований писателей и поэтов. С этими исследованиями мы встречаемся уже с детства, читая произведения о таких же детях, как и мы (Н. Носов, В. Драгунский, В. Железников, А. Линдгрен и др.) С возрастом мы замечаем, что такие исследования становятся все сложнее, углубленнее и противоречивее ( «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, «Превращение» Ф. Кафки и др.)

        И каждый этап жизни  человека по-своему интересен и уникален. Детство с его легкостью и непосредственностью, подростковый возраст с его бунтарством и стремлением к взрослости, юность с началом самостоятельной жизни, и зрелость, и старость, принимающая жизнь как данное и анализирующая её. Особый интерес вызывает у многих писателей, ученых и психологов период , называемый «зарей человеческой жизни»-детство, подростковый возраст и юность. Наверное, потому что именно на этой самой «заре» формируются все качества, которые либо помогут человеку в дальнейшей жизни, либо совсем наоборот. Также формируется мировоззрение, которое потом бывает трудно изменить. Поэтому на педагогов ложится очень большая ответственность за развитие гармоничной и целостной личности, соответствующей запросам общества, особенно современного. Не потому что раньше это было не нужно людям, а в связи с тем, что педагогика в прошлые столетия не была так развита, как сейчас.

        К темам детства  и так называемого подростничества  обращались и обращаются многие писатели. Л. Н. Толстой создал знаменитую трилогию «Детство. Отрочество. Юность», в которой очень ярко прослеживаются  становление человека, его духовные искания. Очень часто писатели берут отдельные эпизоды-ситуации из жизни создаваемого ими образа ребенка. Таковы рассказы Н. Носова, В. Драгунского(«Денискины рассказы»), М. Ефетова («Тельняшка-моряцкая рубашка») и др. Также писатели выхватывают какую-нибудь конфликтную ситуацию, из которой затем развивается сюжет произведения. Здесь хочется остановиться на признанном детском писателе, который часто основывает на этих ситуациях повествование в своих повестях, Владимире Карповиче Железникове. Его произведения- это кладезь материалов для изучения детской и подростковой психологии.

        Творчество В. К. Железникова  неоднократно становилось предметом  критической оценки и обстоятельного анализа. В. Быков, И.Лупанова, В. Разумневич и другие в своих исследованиях провели некоторые наблюдения, касающиеся прозаического героя В. К. Железникова, но специальных исследований о психологии современного подростка по его произведениям пока нет. Более того, в теме данной работы заявлено рассмотрение психологии подростка в относительно новой повести В. К. Железникова  «Чучело-2, или Игра мотыльков», по которой на сегодняшний день нет  никаких исследовательских материалов (по крайней мере значимого ничего не было найдено). Этим можно определить актуальность и новизну данного исследования.

        Объектом  исследования является образ современного подростка, его психология на основе повести В. К. Железникова. Также к данной работе были привлечены основные положения  возрастной психологии, чтобы лучше понять то, что писатель в своей повести оставил между строк для размышления читателей.

        Предметом для исследования служит непосредственно повесть В. Железникова «Чучело-2, или Игра мотыльков», на которой собственно и построена вся работа, а также работы ученых в области психологии развития.

        Работа эта посвящена  следующим проблемам: раскрытию образа современного подростка, его психологии, выяснению причин его поведения на примере главных героев повести.

        Цель  данной работы заключается в том, чтобы исследовать повесть В. Железникова с точки зрения не только литературы, но и психологии. Так получится наиболее наглядное и понятное представление о заявленной теме.

        Исходя из цели формируются  такие задачи, как:

  • с помощью знаний по возрастной психологии проанализировать поведение героев, попытаться выявить причины, мотивы, которыми они руководствуются при совершении тех или иных поступков;
  • выявить особенности изображения характеров детей и подростков в творчестве В. Железникова;
  • исследовать новизну и своеобразие повести «Чучело-2, или Игра мотыльков»;
  • выявить нравственные ценности, которые писатель пропагандирует подросткам со страниц исследуемой повести.

        Практическая  значимость исследования в том, что полученные в ходе работы результаты смогут послужить материалом для проведения в школе занятий по современной русской литературе, или для организации классных часов на темы нравственного воспитания подростков, а также на факультативных занятиях, литературных кружках.

 

        

    1. БИОГРАФИЯ  И ТВОРЧЕСТВО В. К. ЖЕЛЕЗНИКОВА

        Родился в 1925 году в  семье военного, детство провел в пограничных городках. Окончил артиллерийское училище. После войны начал учиться в юридическом институте, но оставил его и поступил в Литературный институт им. А. М. Горького.

        Первый сборник- «Разноцветные  истории»-вышел в 1957 году. Выразительные  рассказы проникнуты откровенной радостью детского открытия мира, непреходящим праздником жизни, несколько наивным  взглядом на все вокруг, в них  сочетаются юмор и лирика, автор  глубоко проникает в чувства и переживания ребенка.

        Такого безоглядного и безудержного оптимизма в дальнейшем Железников не будет испытывать никогда. Уже в рассказах сборника «Хорошим людям- доброе утро» появляются новые  интонации- тревога по поводу противоречивости мира взрослых, с которым не может не соприкасаться мир детей. В то время писатель был уверен, что беды детей происходят от несовершенства окружающих их взрослых.

        Сами же лучшие герои писателя- гуманисты, романтики и фантазеры, носители высокой духовности, бескорыстия и доброты. Они не стремятся раскрыть всю сложность жизни и ее закономерностей, не слишком задумываются над вечными проблемами бытия, однако они наделены удивительной чуткости к фальши, к несоответствию некоторых сторон окружающей их действительности высшим законам человечности. Их отличает поэтическое видение мира, мечтательность и благородство, которые нередко воспринимаются окружающими как «чудаческие».

        Излюбленная форма  повествования- от первого лица- позволяет  автору ввести читателей в сложный внутренний мир героя, составить собственное представление о его характере. Оригинальное звучание произведениям придает сочетание подчеркнуто серьезной тональности рассказа героя о себе с шутливой авторской интонацией, скрывающей глубокий лиризм писателя в отношении к любимому герою. При этом автор ставит и мастерски решает сложнейшие этические и психологические проблемы детства и раннего отрочества, обращается к непростым взаимоотношениям старших и младших.

        Юра Палеолог, прозванный Сократиком за неразговорчивость и замкнутость, - один из представителей «славного племени чудаков»  («Каждый мечтает о собаке»). Вначале на фоне скучноватых школьных будней Сократик безусловно проигрывает эффектному и знающему себе цену Ивану Кулакову, но дальнейшее развитие событий, вопреки собственной критической самооценке мальчика, приводит к выводу о принципиально иной расстановке сил в представленной паре героев. В последующих произведениях автор часто будет представлять на суд читателей пару: ложного и истинного героев, первоначальная оценка каждого из которых связана с производимым ими внешним впечатлением, впоследствии очевидной становится внутренняя суть характеров, противоположная внешней.

        Обращает на себя внимание склонность автора к своеобразному  «перевертышу» характеров его героев- «героический» Иван оказывается предателем и ничтожеством, «рыжая бестия» Тошка- доброй и порядочной девчонкой ( «Каждый мечтает о собаке»), несобранный и безответственный Боря Збандуто превращается в идеального наставника младших, а «добропорядочный» Сашка Смолин- в начетчика и формалиста ( «Чудак из шестого «Б»), нелепая и наивная Ленка Бессольцева проявляет чудеса смелости и достоинства, а бесстрашный Дима демонстрирует полное ничтожество души.

        Безусловный успех  принесла Железникову повесть «Чудак из шестого “Б”» (1961) – это «головная вещь» в его творчестве (по собственной оценке автора ) была написана меньше, чем за неделю, как только писатель нашел своего героя с его способностью «ко всем очень- очень хорошо относиться». Во многом наивный, чрезмерно открытый миру, Борис подкупал добротой и бескорыстием, граничащими с самоотверженностью: он легко может пожертвовать собственными интересами ради другого; его способность сопереживать не имеет границ и подтверждается всем строем мыслей и образом действий героя. С этого времени именно доброта становится для Железникова основополагающим качеством личности, дающим человеку право называться таковым в полном смысле этого слова.

        Позднее Железников продолжил понравившуюся историю. Так появился обновленный вариант повести- «Жизнь и приключения чудака» (1974), отличный от первого и объемом, и своеобразным «взрослением» героя. «Новый» Борис утратил свою заразительную непосредственность и бесхитростность, стал скрытнее и защищеннее, несмотря на то что доброта осталась сущностным качеством его личности. Но мир героя стал жестче, грубее, окружающие - агрессивнее и беспощаднее, адаптируясьвнешне к этому миру, Борис невольно изменился, его «чудачество» стало менее явным.

        Возможно, в процессе работы над новым вариантом «Чудака» Железников пришел к выводу о возможности в детском коллективе такой жестокости, на которую даже взрослые не способны. Не случайно повесть «Чучело» первоначально была задумана как третья часть «Чудака». Многочисленные редакции повести сохранили следы этого замысла, но окончательный вариант оказался совершенно не связанным с историей Бори Збандуто.

        Лена Бессольцева- эмоциональная, романтичная, наивная  и беспредельно жалостливая, «чудная»- стала объектом жестокой травли со стороны сверстников не столько за вымышленное предательство, сколько за свою неординарность. Затянувшаяся игра быстро переходит в драматическую, затем трагическую фазу конфликта, когда героиня «пришла на костер одним человеком, а встала с земли совсем… другим». Несмотря на все разочарования, на боль от утраты иллюзий, Лена не ожесточается, она проникается жалостью к утратившим человеческое лицо одноклассникам- «Бедные вы, бедные люди». Когда разъяснится недоразумение, одноклассники девочки переживут потрясение, но никакое раскаяние не изменит факта, что дедушка и внучка- совесть и душа города- покинут навсегда место, где жили поколения их предков, оставив картину-напоминание- есть на свете люди, которые «никогда никого не будут гонять… И никогда никого не будут травить».

        Писатель обладает способностью передавать остроту и  драматизм детского мировосприятия, когда пустячное для взрослых событие может вырастать в  глазах ребенка до масштабов трагедии. Равнодушие, преступное невнимание окружающих старших может при этом сыграть роль детонатора процесса, который скажется кардинальным образом на судьбах всех в него включившихся (замкнутый круг из равнодушия и жестокости приводит к непоправимой беде с Леной Бессольцевой). Железников испытывает пристальный интерес к мучительности взросления, противоречиям и тончайшим нюансам движений детской души, неприметный для многих рост которой и составляет основу любого из произведений автора.

        Каждое произведение Железникова – «исповедь по горячим  следам», с редкой психологической  достоверностью, эмоциональной насыщенностью. Драматургичность мышления, умение создавать яркий зрелищный ряд, динамизм повествования дополняют достоинства прозы Железникова.

        Качественно новым  произведением писателя является повесть  «Чучело-2, или Игра мотыльков» (2000) , жестокость которой захлестывает читателя буквально с первых страниц. И жестокость эта касается не одного конкретного героя, а всех персонажей сразу. Главное, что оставляет осадок трагичности у читателей,- это то, что все описанное в повести, имеет место быть в современном мире, в современной России, среди нас.  

    1. «ЧУЧЕЛО-2, ИЛИ ИГРА МОТЫЛЬКОВ»

            В 1975 году В. К. Железников создает, пожалуй, самую известную  свою повесть для детей «Чучело». В 1981 году он пишет сценарий для одноименного фильма. В 1983 году выходит в свет художественный фильм «Чучело» (реж. Ролан Быков) с Кристиной Орбакайте в роли Лены Бессольцевой. В 1986 году фильм удостоен Государственной премии СССР. Не нужно говорить о том, какой резонанс вызвали и книга, и фильм. Поистине произведение, несущее нравственные уроки, и не теряющее своей актуальности по сей день.

            Спустя 25 лет после  выхода повести «Чучело» появляется своеобразное его продолжение «Чучело-2, или Игра мотыльков». Наверное, писателя на заре ХХI века очень затронула тема современных подростков, которые оказались за бортом общественной жизни и были отданы в распоряжение самим себе. Подростки, которые  еще не скоро станут взрослыми, вынуждены решать вполне взрослые проблемы. И читая эту повесть, мы понимаем, насколько она актуальна сейчас, когда подростковая преступность в России растет так быстро, что волосы на голове невольно «встают дыбом».

Информация о работе Психология подростка в повести В.Железникова "Чучело-2"