Проблема взаимоотношений власти и человека в сказке-пьесе Е.Л.Шварца "Дракон"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Проблема взаимоотношения власти и человека является очень актуальной. Данная проблема имела место быть в течение всей истории человечества. Вся структура общества, ее функции зависели от двух факторов: власти и человека. Оттого, как строились эти отношения, зависела судьба и история человечества. Порой, власть сильно влияла на человека, подавляя все его существо. А, порой, человек выступал против существующей власти, имея объективные причины.

Содержание

Введение 3

1. Понятие власть

2. Власть и человек в сказке Е.Л.Шварца «Дракон» 8

2.1. Творческая история произведения 8

2.2 .Тема самодержавия в пьесе Е.Л. Шварца «Дракон» 9

2.3. Роль образа Ланцелота в развитии действия пьесы 11

2.4. Битва Ланцелота с Драконом как кульминационный момент в пьесе 13

2.5. Идейный смысл образа Бургомистра в пьесе 17

3. Исторические параллели с реальной жизнью 20

Заключение 22

Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Дракон.docx

— 43.73 Кб (Скачать)

Такие шаткие моменты  в трактовке поставили крест  на пьесе.  Она попала под запрет на постановку и не ставилась в  СССР до 1962 г. (18лет).

Наиболее острая полемика разгорелась по вопросу: кто  скрыт за Драконом, Гитлер или Сталин, Германия или СССР? Положение обеих стран были схожи: государства были тоталитарными, правителями были диктаторы. В каждой из этих стран был культ личности главы государства.

Однако, большинство  источников видит в образе Дракона  Гитлера, а в данном городе – Германию. «Дракон, правивший городом, это  гротескное воплощение фашисткой диктатуры»9,- таково мнение обозревателя газеты «Правда». Да и, по сути, время написания пьесы говорит само за себя. Она написана в 1942-1944гг.- в самый разгар Великой отечественной войны, когда все ресурсы общества, в том числе и литературные, были поставлены на победу. Я полагаю,  Шварц не остался в стороне и своим произведением хотел помочь достижению победы. Тем более, каких либо сведений касательно его отрицательного отношения к власти не найдено. «Более того, он, как и большинство людей того времен  не знал, что страной правит Дракон … Сжав зубы, он молчал, когда в пасти Дракона исчезли один за другим его друзья- Н. Олейников, Н. Заболоцкий, Д. Хармс»10,- говорится о Е. Шварце.

То, что город  символизирует Германию, множество  подтверждений. Прежде всего, имена  у героев немецкие.

«О ненависти  Дракона к цыганам, которых Дракон у себя всех истребил, сказано у Шварца между прочим»11,- пишет один из авторов статьи о пьесе. Под цыганами прослеживается прямая параллель с народами, которые были истреблены в гитлеровской Германии. Так же как и в Германии, горожане в пьесе были введены в заблуждение о личности врагов государственной системы.

Но, как бы,  ни были вески доказательства, пьесу  запретили.  Ее могли запретить  хотя бы по такому яркому элементу в  пьесе, как коммюнике. «Погодина, видимо, тревожило, что эти коммюнике  окажутся пародией на сводки информбюро в начале войны»12, - было написано в журнале «Родина».

Но политическая подоплека нам не столь важна.  Важно, что Шварц мастерски показал  проблему взаимоотношений между  властью и людьми, раскрыл характеры,  представил нам поучительную историю. 
 
 

 

Информация о работе Проблема взаимоотношений власти и человека в сказке-пьесе Е.Л.Шварца "Дракон"