Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:09, курсовая работа
Проблема взаимоотношения власти и человека является очень актуальной. Данная проблема имела место быть в течение всей истории человечества. Вся структура общества, ее функции зависели от двух факторов: власти и человека. Оттого, как строились эти отношения, зависела судьба и история человечества. Порой, власть сильно влияла на человека, подавляя все его существо. А, порой, человек выступал против существующей власти, имея объективные причины.
Введение 3
1. Понятие власть
2. Власть и человек в сказке Е.Л.Шварца «Дракон» 8
2.1. Творческая история произведения 8
2.2 .Тема самодержавия в пьесе Е.Л. Шварца «Дракон» 9
2.3. Роль образа Ланцелота в развитии действия пьесы 11
2.4. Битва Ланцелота с Драконом как кульминационный момент в пьесе 13
2.5. Идейный смысл образа Бургомистра в пьесе 17
3. Исторические параллели с реальной жизнью 20
Заключение 22
Список литературы 23
Такие шаткие моменты в трактовке поставили крест на пьесе. Она попала под запрет на постановку и не ставилась в СССР до 1962 г. (18лет).
Наиболее острая полемика разгорелась по вопросу: кто скрыт за Драконом, Гитлер или Сталин, Германия или СССР? Положение обеих стран были схожи: государства были тоталитарными, правителями были диктаторы. В каждой из этих стран был культ личности главы государства.
Однако, большинство источников видит в образе Дракона Гитлера, а в данном городе – Германию. «Дракон, правивший городом, это гротескное воплощение фашисткой диктатуры»9,- таково мнение обозревателя газеты «Правда». Да и, по сути, время написания пьесы говорит само за себя. Она написана в 1942-1944гг.- в самый разгар Великой отечественной войны, когда все ресурсы общества, в том числе и литературные, были поставлены на победу. Я полагаю, Шварц не остался в стороне и своим произведением хотел помочь достижению победы. Тем более, каких либо сведений касательно его отрицательного отношения к власти не найдено. «Более того, он, как и большинство людей того времен не знал, что страной правит Дракон … Сжав зубы, он молчал, когда в пасти Дракона исчезли один за другим его друзья- Н. Олейников, Н. Заболоцкий, Д. Хармс»10,- говорится о Е. Шварце.
То, что город символизирует Германию, множество подтверждений. Прежде всего, имена у героев немецкие.
«О ненависти Дракона к цыганам, которых Дракон у себя всех истребил, сказано у Шварца между прочим»11,- пишет один из авторов статьи о пьесе. Под цыганами прослеживается прямая параллель с народами, которые были истреблены в гитлеровской Германии. Так же как и в Германии, горожане в пьесе были введены в заблуждение о личности врагов государственной системы.
Но, как бы, ни были вески доказательства, пьесу запретили. Ее могли запретить хотя бы по такому яркому элементу в пьесе, как коммюнике. «Погодина, видимо, тревожило, что эти коммюнике окажутся пародией на сводки информбюро в начале войны»12, - было написано в журнале «Родина».
Но политическая
подоплека нам не столь важна.
Важно, что Шварц мастерски показал
проблему взаимоотношений между
властью и людьми, раскрыл характеры,
представил нам поучительную историю.
Информация о работе Проблема взаимоотношений власти и человека в сказке-пьесе Е.Л.Шварца "Дракон"