Проблема взаимоотношений власти и человека в сказке-пьесе Е.Л.Шварца "Дракон"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Проблема взаимоотношения власти и человека является очень актуальной. Данная проблема имела место быть в течение всей истории человечества. Вся структура общества, ее функции зависели от двух факторов: власти и человека. Оттого, как строились эти отношения, зависела судьба и история человечества. Порой, власть сильно влияла на человека, подавляя все его существо. А, порой, человек выступал против существующей власти, имея объективные причины.

Содержание

Введение 3

1. Понятие власть

2. Власть и человек в сказке Е.Л.Шварца «Дракон» 8

2.1. Творческая история произведения 8

2.2 .Тема самодержавия в пьесе Е.Л. Шварца «Дракон» 9

2.3. Роль образа Ланцелота в развитии действия пьесы 11

2.4. Битва Ланцелота с Драконом как кульминационный момент в пьесе 13

2.5. Идейный смысл образа Бургомистра в пьесе 17

3. Исторические параллели с реальной жизнью 20

Заключение 22

Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Дракон.docx

— 43.73 Кб (Скачать)

Содержание

Введение                                                                                                               3

1. Понятие власть

2. Власть и  человек в сказке Е.Л.Шварца  «Дракон»                                        8

2.1. Творческая  история произведения                                                              8

2.2 .Тема самодержавия  в пьесе  Е.Л. Шварца «Дракон»                                9

2.3. Роль образа  Ланцелота в развитии действия  пьесы                                 11

2.4. Битва Ланцелота  с Драконом как кульминационный  момент в пьесе   13

2.5. Идейный смысл  образа Бургомистра в пьесе                                            17

3. Исторические  параллели с реальной жизнью                                              20

Заключение                                                                                                          22

Список литературы                                                                                             23

Приложение                                                                                                         24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Проблема взаимоотношения  власти и человека является очень  актуальной. Данная проблема имела  место быть в течение всей истории  человечества. Вся структура общества, ее функции зависели от двух факторов: власти и человека. Оттого, как строились  эти отношения, зависела судьба и  история человечества.  Порой, власть сильно влияла на человека, подавляя все  его существо. А, порой, человек выступал против существующей власти, имея объективные  причины. Сейчас же, в то время, когда  много говориться о правовом государстве, о гражданском обществе, очень  актуальна тематика построения отношений  между властью и человеком. Оттого, как будут построены эти отношения, будет зависеть судьба общества и  государства в целом. Возникает  вопрос: как может влиять человек  на власть и власть на человека?

Эта проблема будет  иметь значение и в будущем, ведь общество постоянно меняется и движется.

При изучении данной проблемы нелишнем будет обратиться к искусству. Оно является особой частью мировоззрения человека, но только не обыденного, а творческого. Искусство позволяет совершенно по-иному описать происходящее. Платон и Аристотель считали что искусство  – это подражание жизни.

На фоне искусства  резко выделяется литература. Она  является особым видом искусства, приближенным к реальности, но не теряющем своего творческого слога. Литература, пожалуй, более всего отразила на себе тень общественных событий.  Именно в  ней так ярко была отражена проблема отношения власти и человека. Она  представила свой своеобразный взгляд на данную проблему. Литература  описывает  непосредственную причину конфликта, ища ответ на вопрос в человеческих характерах и обстоятельствах.

Проблема отношений  между властью и человеком  будет рассмотрена на примере  сказки-пьесы Е.Л.Шварца «Дракон».

Меня заинтересовало рассмотрение проблемы отношений между  властью и человеком на примере  сказки. Она может еще острее выразить проблему и раскрыть ее суть, показать новые обстоятельства. Мне интересны  и сами отношения между властью  и человеком. Чем больше мы будем  знать о специфике  и проблеме этих отношений, тем рациональней и продуктивней мы их построим.

1. Понятие власть

Мы живем в  мире, основанном на власти.  Выделяют власть политическую, экономическую, духовную и семейную. В простом значении власть – это способность одного объекта навязывать свою волю другим существам1. Власть затрагивает все стороны общественных отношений, являясь регулятором отношений между людьми. Без власти бы наступила анархия в сферах жизни общества.  Власть заставляет нас подчиниться и пойти в разрез своих собственных интересов.

Особую роль в жизни общества занимает политическая власть.

Политическая  власть – это могущество (полномочие навязывать волю), переданное сообществом социальному институту2. В роли социального института может выступить единоличный правитель (монарх, диктатор и др.), а также коллективный орган управления (парламент, кабинет министров).

На протяжении веков шел процесс формирования института политической власти. От родоплеменных отношений, где власть принадлежала всей общине в целом, человечество переходит к монархии, диктатуре  или республике. До сих пор не сформировалась целостная политическая картина мира.  Свершаются революции, приходят новые правители, а с  ними новый политический строй и  государственное устройство. Политическая власть оказала огромное влияние  на все человечество. Жизни людей были на кону, формировалась и разрушалась идеология государства, общество прогрессировало или регрессировало. Человеческая история полна таких примеров. Политическая власть стала институтом, пожалуй, одним из наиболее важным, который оказал влияние на ход мировой истории.

Вместе с тем, остро встал вопрос взаимоотношений  власти и человека. Как влияет власть на человека и человек на власть? Это,  безусловно, главный вопрос.  И именно он является центральным в сказке- пьесе Е.Л. Шварца «Дракон» и во всей истории человечества с политической точки зрения. Но, прежде чем обратиться к анализу «Дракона», необходимо обратиться к освещению данного вопроса в других произведениях литературы.

Каждый из писателей  по-своему подходит к теме власть и  человек в своих произведениях. Авторы показывают различную проблематику в своих произведениях, разные ситуации и ярких героев.

Одним из первых к проблеме взаимоотношений между  человеком и обществом обратился  А. С. Грибоедов в пьесе «Горе  от ума». Чацкий отошел от присущего светскому обществу поведению, где царили старые традиции, дух самодержавия и крепостничества. Он выступил против лицемерия, подхалимства и лжи, за высокие моральные принципы и правду. Своим поведением Чацкий восстал против законов власти и общества и, тем самым, был воспринят сумасшедшим.

В поэме А.С. Пушкина  «Медный всадник» ярко продемонстрировано то, что личные интересы власти, блюстителей  законов и отцов Отечества, стоят  на много выше интересов народа; людей. Которым они признаны служить и заботиться.

Данная проблема отражена и в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект». Продемонстрировано, что общество диктует во многом свои законы.  Оно открывает дорогу низкоморальным, подлым и лицемерным личностям, в то время,  как  честные  люди гибнут, не находя никакой поддержки  и сочувствия.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» своеобразно  представлены конфликт власти и человека. Главный герой Раскольников создал теорию, согласно которой сильная  личность имеет право на преступление. Но он вскоре осознал ошибку своей теории,  понял, что власть над людьми преступна.  Совершив  преступление, Раскольников оказывается обреченным на духовные и телесные муки. Образу главного героя резко противопоставляется образ Сони Мармеладовой -  человека доброго, искреннего, сумевшего вывести Раскольникова на путь истинный, вернуть к жизни.

Особого  внимания заслуживает  роман  М.Е. Салтыкова-Щедрина  «История одного города».  Роман  является социально-политической сатирой  на государство. Писатель предает осмеянию существующий порядок в государстве, отношения между человеком и  властью. Как мы видим, данный вопрос широко рассматривался в произведениях литературы.

Философы и  мыслители не раз обращались к  проблеме взаимоотношений власти и  человека. Я приведу наиболее яркие  высказывания.

«Опыт давно  уже приучил народ быть благодарным  своим правителям за то, что они  ему не причинили всего того зла, какое они ему могли причинить, и обожать своих правителей, когда  народ им  ненавистен»3,- сказал Жан Жак Руссо. Данное высказывание имеет множество подтверждений в истории. Оно переплетается и с сутью проблемы в сказке «Дракон».

Другое высказывание.  «Люди разумные часто бывают ненавистны могущественным властителям»4,- сказал Эразм Роттердамский. Свободомыслие и критика власти всегда подрывают могущество правителей. И искоренение этих качеств является первостепенной задачей тиранов и диктаторов.

Как мы видим, проблема отношений власти и человека не только злободневны, но и являются актуальной на все времена, и затрагивает  интересы каждого.

Я совершил краткое  обозрение проблемы отношений власти и человека в литературе, философии  и общественных науках. Что нового внес Е.Л. Шварц в данную тему? Какие новшества он внес в раскрытие данной проблемы? Каковы особенности сказки Е. Л. Шварца «Дракон»?  На эти вопросы я постараюсь ответить в своем реферате. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Власть и человек  в сказке Е.Л.Шварца  «Дракон»

2.1. Творческая история  произведения

Пьеса написана в 1942-1944гг., во время пребывания Шварца в эвакуации в Ташкенте.  Идет Великая Отечественная война. Она  же – главная тема литературных произведений. А Шварц  пишет сказку, причем сюжет, которой оторван от происходящих в стране событий. Особенно в тот период, когда не только промышленность, но и литература и искусство были поставлены на нужды фронта. Была необходима военно-патриотическая литература, а Шварц ушел от этой линии.

Обращение к  жанру сказки, все же, не было случайностью. Главными жанрами считались эпопея, роман; сказка же располагалась в  самом низу иерархической пирамиды, что и определяло, соответственно, меньшую бдительность цензуры.

«Правдоподобием не связан, а правды больше»5,- так сказал Шварц, объясняя свою приверженность к этому «второстепенному» литературному жанру.

В октябре 1944 г. состоялась премьера «Дракона» в Москве. После второго представления спектакль запретили.

«А о немецком ли это фашизме?»6- усомнилось некое высокопоставленное лицо, и почти на два десятилетия пьеса «ушла» в стол.

Лишь в 1962 г. пьеса  была поставлена в Ленинградском  театре комедии. Также пьеса была экранизирована Марком Захаровым в 1988 г. в фильме «Убить Дракона». 
 

2.2 .Тема самодержавия в пьесе Е.Л. Шварца «Дракон».

В основу сюжета пьесы «Дракон» положены сказочные  мотивы борьбы дракона, тирана и убийцы людей, с отважным воином, который  бросил вызов чудовищу. Героем русских  сказок является Змей-Горыныч. Он относится  к представителям злого начала. Змей-Горыныч  похищает людей, сжигает деревни. В  борьбу с ним вступают 3 богатыря. Горыныч всегда становится побежденным.

Образ дракона  чаще всего встречается в восточной  мифологии, а также в мифологии  Египта, Греции, Мексики и т.д. Он является очень распространенным в  культуре Востока. Однако Е. Шварц поместил дракона в центр глубокого  социально-политического конфликта  между властью и простым человеком. Писатель отошел от традиционного образа дракона, как зверского убийцы. Мифический герой представлен правителем небольшого города. Шварц решил поэкспериментировать с образом дракона, воплотив в нем жестокое чудовище и правителя-тирана. Писатель смешал реальность со сказкой, скрыл в написанном свои взгляды на события в мире (пьеса написана в 1942-1944 гг.), описал портрет человека в ситуации жесткого подчинения власти.

В сказке-пьесе  Е. Шварца «Дракон» представлен средневековый  городок во главе с Драконом. Он является единовластным правителем и покровителем города. Бургомистр и другие чиновники вынуждены подчиняться Дракону. А народ несет на себе все бремя подчинения тирану. Но помимо психологических тягот власти Дракона население города несет и жертвы. «Каждый год  Дракон выбирает себе девушку. И мы, не мяукнув, отдаем ее дракону… . И мы больше никогда не видим ее»,- так описывает происходящее в городе события один из героев сказки Кот.  Все попытки свергнуть власть Дракона оказывались тщетны. Все его враги оказались повержены. Он смог подавить выступление населения города: «половину жителей свел с ума ядовитым дымом». Теперь можно себе представить психологическое состояние жителей города. Горожане оказались затравленными. Они стали словно покалеченными, их внутренний мир и душа всецело стали подчинены Дракону. «Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души»,- так охарактеризовал жителей города сам Дракон. И его работа по воздействию на психику людей оказалась поистине успешной. Население города привыкло к такой власти, отказалось от борьбы за свободу и даже стало замечать позитивное в правление тирана. «Когда нашему городу грозила холера, он (Дракон) по просьбе городского врача дыхнул своим огнем на озеро и вскипятил его»,- говорил один из героев пьесы архивариус Шарлемань. Еще одним добрым делом является избавление горожан от цыган. Шарлемань говорил: «Я, правда, в жизни своей не видал ни одного цыгана. Но я еще в школе проходил, что это люди страшные». Эти слова передают всю меру влияния Дракона на людей. Он стал формировать мировоззрение горожан, навязывать свою оценку событий и стал наглядно показывать, где хорошее, а где плохое. Самое страшное, что жители города стали воспринимать сказанное Драконом за факт. Журналист Сергей Бородин очень жестко выразился о горожанах: «Так предстает народ в виде безнадежно искалеченных, пассивных, эгоистических обывателей…». Журналист непреклонен и жесток в своих взглядах. Он не видит ничего, что бы убедило в свободолюбии и неподчинении тирану. Бородин не принимает во внимание и бывшие в прошлом выступления против Дракона. Не замечает и какой-либо искорки к свободе и не принимает во внимание те события, заставили всецело подчиниться людей Дракону.

Информация о работе Проблема взаимоотношений власти и человека в сказке-пьесе Е.Л.Шварца "Дракон"